СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие по теме: Разделительный твердый знак в словах с приставками.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие по теме: Разделительный твердый знак в словах с приставками для детей с умственной отсталостью. Материал подобран согласно умственного развития обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме: Разделительный твердый знак в словах с приставками.»

Логопедическое занятие для детей 5 класса с умственной отсталостью.

Тема: Разделительный твердый знак в словах с приставками.


Цель: раскрыть значение этой буквы.

Задачи: Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа. Закреплять понятия "звук - буква".

-Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем. Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным твердым знаком. Развивать познавательные процессы.

-Воспитывать любовь к произведениям устного народного творчества.


Оборудование: Презентация, наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки. Сюжетные картинки.


Ход занятия

I. Организационный момент.

На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят)

Наши уши внимательно слушают и все …(слышат)


Показываю детям картинку, на которой нарисована взрослая кошка, мышь и лягушка. Сейчас сядет тот, кто выполнит задание по этой картинке. Назвать детёнышей.


II. Звукоподражание: Как кричит утка? Кря! Кря!

Пальчиковая гимнастика «Кря! Кря! Кря!»

Пять маленьких, глупых утят. Поднять ладонь с расправленными пальцами.

За мамою уткой угнаться хотят. Ходьба на месте, поочередно

поднимая и опуская кисти рук.

Угнаться за мамою - уткой? Быстро поочередно поднимать и опускать кисти рук.

Серьезное дело! Не шутка! Погрозить пальцем.


III. Сообщение темы занятия.

1.Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам.

Его учить придётся вам:

Хотите – не хотите

Стоит он в алфавите!

- Это буква «ъ» (показать на плакате).






2.На что похожа буква Ъ ?

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твѐрдый знак,

Чтобы не облиться.


3. Опершись на длинный хвост

В цирке кобра встала в рост.

-Ш-Ш-Ш…

Я вам не угрожаю,-

Твёрдый знак изображаю… Е.Тарлапан


4. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.

Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов сравнение схем слов

сели-съели

Было сели – стало съели.

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен? (Ъ)


Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?

— Чем отличается слово сели от съели? (значением)

— Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)

— Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? (После приставки).

— Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?

— Какова тема нашего исследования? (Правописание слов с разделительным Ъ )

Сколько букв? Сколько звуков?– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ъ звука не обозначает)


IV. Физминутка. «Найди свой цвет». Каждый из вас сейчас выберет карточку с цветом, который вам больше всего понравится. И вам нужно будет найти в классе карточку такого же цвета, чтобы выполнить задание.

На карточках, которые дети выберут написаны предложения:

1) К вечеру разыгралась сильная метель.

2) На собрании сообщили о походе по родному краю.

3) К дому подкатила машина.

На карточках, которые они найдут, написаны слова, которые заменят по смыслу выделенные слова в предложениях: ВЬЮГА, ОБЪЯВИЛИ, ПОДЪЕХАЛА.

Спросить у детей, чем отличаются эти слова, что есть особенного в том слове, которым мы заменили старое.



V Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». Запомни слова с ъ в сказке.

КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ

Утром мышонок Мыша сел на трехколесный велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит - кот на дороге разлёгся и спит.Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыру купил и обратно поехал.

Только въехал на горку, видит - кот проснулся. Потягивается.

«Посижу-ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра».

Сел и отъел кусочек. Потом еще отъел и еще. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

- Эх! Только сел, а уже всё съел... Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.

Назовите и выпишите слова из сказки с разделительным Ъ.


VI. Задание у доски. Запиши одним словом. Подбирай слова с разделительным Ъ.

Свернулся, сжался от холода – съежился

Кран, поднимающий груз – подъёмный

Гриб, пригодный для еды – съедобный


VII Задание на слух. Я называю слова, а дети поднимают табличку с Ъ, если это слово, в котором есть разделительный Ъ после приставки, или пустую табличку, если в этом слове нет разделительного Ъ.

Слова: подъехал, поехал, съезд, поезд, объезд, переезд, подъезд и т.д.



Итог занятия: Для чего нужен разделительный Ъ знак? Что он разделяет?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!