Логопедическое занятие для детей 5 класса с умственной отсталостью.
Тема: Разделительный твердый знак в словах с приставками.
Цель: раскрыть значение этой буквы.
Задачи: Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа. Закреплять понятия "звук - буква".
-Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем. Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным твердым знаком. Развивать познавательные процессы.
-Воспитывать любовь к произведениям устного народного творчества.
Оборудование: Презентация, наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки. Сюжетные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят)
Наши уши внимательно слушают и все …(слышат)
Показываю детям картинку, на которой нарисована взрослая кошка, мышь и лягушка. Сейчас сядет тот, кто выполнит задание по этой картинке. Назвать детёнышей.
II. Звукоподражание: Как кричит утка? Кря! Кря!
Пальчиковая гимнастика «Кря! Кря! Кря!»
Пять маленьких, глупых утят. Поднять ладонь с расправленными пальцами.
За мамою уткой угнаться хотят. Ходьба на месте, поочередно
поднимая и опуская кисти рук.
Угнаться за мамою - уткой? Быстро поочередно поднимать и опускать кисти рук.
Серьезное дело! Не шутка! Погрозить пальцем.
III. Сообщение темы занятия.
1.Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!
- Это буква «ъ» (показать на плакате).
2.На что похожа буква Ъ ? Из ведра не просто так Нам воды напиться: Нужен ковшик – твѐрдый знак, Чтобы не облиться. | |
3. Опершись на длинный хвост В цирке кобра встала в рост. -Ш-Ш-Ш… Я вам не угрожаю,- Твёрдый знак изображаю… Е.Тарлапан |
4. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов сравнение схем слов
сели-съели
Было сели – стало съели.
Догадаться все сумели,
Почему случилось так?
Кто виновен? (Ъ)
Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?
— Чем отличается слово сели от съели? (значением)
— Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)
— Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? (После приставки).
— Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?
— Какова тема нашего исследования? (Правописание слов с разделительным Ъ )
Сколько букв? Сколько звуков?– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ъ звука не обозначает)
IV. Физминутка. «Найди свой цвет». Каждый из вас сейчас выберет карточку с цветом, который вам больше всего понравится. И вам нужно будет найти в классе карточку такого же цвета, чтобы выполнить задание.
На карточках, которые дети выберут написаны предложения:
1) К вечеру разыгралась сильная метель.
2) На собрании сообщили о походе по родному краю.
3) К дому подкатила машина.
На карточках, которые они найдут, написаны слова, которые заменят по смыслу выделенные слова в предложениях: ВЬЮГА, ОБЪЯВИЛИ, ПОДЪЕХАЛА.
Спросить у детей, чем отличаются эти слова, что есть особенного в том слове, которым мы заменили старое.
V Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». Запомни слова с ъ в сказке.
КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ
Утром мышонок Мыша сел на трехколесный велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит - кот на дороге разлёгся и спит.Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыру купил и обратно поехал.
Только въехал на горку, видит - кот проснулся. Потягивается.
«Посижу-ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра».
Сел и отъел кусочек. Потом еще отъел и еще. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.
- Эх! Только сел, а уже всё съел... Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.
Назовите и выпишите слова из сказки с разделительным Ъ.
VI. Задание у доски. Запиши одним словом. Подбирай слова с разделительным Ъ.
Свернулся, сжался от холода – съежился
Кран, поднимающий груз – подъёмный
Гриб, пригодный для еды – съедобный
VII Задание на слух. Я называю слова, а дети поднимают табличку с Ъ, если это слово, в котором есть разделительный Ъ после приставки, или пустую табличку, если в этом слове нет разделительного Ъ.
Слова: подъехал, поехал, съезд, поезд, объезд, переезд, подъезд и т.д.
Итог занятия: Для чего нужен разделительный Ъ знак? Что он разделяет?