СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие: "Звуки и буквы В-Ф" для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие: "Звуки и буквы В-Ф" проведено для детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Подобранный материал позволяет детям понять, по какому признаку  эти буквы объединены в одну группу.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие: "Звуки и буквы В-Ф" для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.»

Тема занятия: « Дифференциация звуков и букв В-Ф в словах , предложениях».

Цель: учить дифференцировать звуки [ В-Ф], определять их положение в слогах, словах;

Задачи:

-учить дифференцировать звуки [В-Ф] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

-развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;

-расширить словарный запас путем словообразования;

-воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;


Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [В – Ф].


Ход занятия: -Здравствуйте, дети. Садитесь.

- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

- Определите количество звуков в своей фамилии.

II. Основная часть

1.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на отражение в зеркале. При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.

- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

- А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)

- Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?

- Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.



2. Развитие фонематического слуха

- А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).

(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фыркает ёжик)


3. Речевая разминка

- Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:

Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи


4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Федей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)











5. Упражнение «Лишнее слово».

- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?

Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.

Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.

.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.

6. Графическое изображение слова.

- Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.

Образец: вок ___ ,

вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.

- Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.

7. Разгадывание кроссворда.

- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

  • За водой идут – 
    Песни звонкие поют.
    А назад идут – 
    Слезы льют. (Ведра)

  • Зазвенели ручьи, 
    Прилетели грачи.
    В дом свой, улей, пчела
    Первый мед принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает? (Весной)

  • По полю рыщет,
    Поет да свищет,
    Деревья ломает,
    К земле приклоняет. (Ветер)

  • Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит,
    Не догонишь его. (Время)

  • Знак, обозначающий число. (Цифра)

  • Обувь. (Туфли)

  • Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)

  • Водитель автомобиля. (Шофер)





8. Физминутка «Ветерок»

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Деревцо все выше-выше,
Ветерок все тише-тише…

9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: ворона, фазан)

- Узнали птиц? Назовите их.

- Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА

- Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.

В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:

рон, во
нуш, во, ка, ро
нё, ро, нок, во
ний, ро, во
е, ронь, во

Запись слов на доске:

Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята.

- Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.

- Как называется такая группа слов? (Однокоренные)

- Подчеркните букву В – двумя чертами.

- Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)

- А теперь я диктую, а вы записываете:

фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).

- Как называются эти слова? (однокоренные)

- Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.

- Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)

10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)

Ворона проворонила воронят.

- Прочитайте предложение.

- Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)

- Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.

- Еще раз - с закрытыми глазами.

- Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них - одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.

- Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.

- Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.

- Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.

- Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать? 
- Дайте характеристику этим звукам.
- Спасибо всем за занятие.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!