Логоритмика
Одним из направлений коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися являются логопедические занятия и занятия ритмикой. Правильная организация и интеграция этих занятий может способствовать не только развитию речи, моторики, чувства ритма, речевого и слухового внимания, но и личности в целом, формированию эмоционального контакта с взрослыми, сотрудничеству с ними.
Анализ данных логопедического обследования поступающих в школу детей показал рост числа детей с нарушениями общей и речевой моторки, фонематического слуха, звукопроизношения. У детей отмечаются грубые отклонения в состоянии слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти, пространственной ориентировки, общей и тонкой моторики, мимики, орального праксиса.
Поэтому я считаю целесообразным включать в уроки ритмики элементы логлогоритмического воздействия, которые очень тесно взаимосвязаны.
Устная речь вводится на занятия с элементами логоритмики систематически и максимально в следующих формах:
1.Путем вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до и после их выполнения.
2.В ходе разучивания песен и беседы о музыкальном произведении уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков. Проводится работа над обогащением словаря, формируется грамматические обобщения.
Занятия логоритмикой с детьми с речевыми нарушениями способствуют:
* формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно- мышечного аппарата;
* развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
* развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонетического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
* умение расслабиться, снять напряжение;
* воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе, смелости.
Систему логопедической работы целесообразно дополнить занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи.
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:
1.Формирование у школьников с речевой патологией некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный).
2.Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи.
3.Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи.
Программное содержание логоритмических занятий:
* развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега * формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
* устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
* развивать речевое и слуховое внимание;
* учить переключать внимание, включая смену вниманий;
* продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо-громко);
* развивать физиологическое дыхание;
* развивать артикуляционный аппарат;
* развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
* развивать мелкую моторику, точность движений;
* развивать мимику лица;
* формировать правильную артикуляцию звуков.
Наряду с лечением заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений.
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Логоритмическоезанятие на тему: "Весна в лесу"
Слайд №1
Цель занятия: интеграция ритмики, логопедии и музыки.
Задачи:
•Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
•Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.
•Развитие силы и модуляции голоса.
•Воспитание бережного отношения к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Музыка №1)
ОРГ. МОМЕНТ. (Логопед приглашает детей пройти в центр группы. Дети становятся в круг. В руках у логопеда красочно оформленное улыбающееся солнышко).
Логопед: Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? (дети: солнышко)Слайд №2. А какое весной солнышко? (д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое, красивое).
Логопед:А вот о чём мы будем говорить на занятии, догадайтесь сами.
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - дети хором- «весна».
Слайд №3
Логопед:
Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (д: о весне)
Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…
Весна красна! В гости просим! Приди скорей!
Упражнение «Весну аукаем».
Дети становятся парами и говорят выразительно, сопровождая соответствующими жестами:
Ay, ay, аукаем,
Весну приаукаем!
Март, март — солнцу рад.
Апрель, апрель — откроем дверь.
Май, май — сколько хочешь гуляй!
Ay, ay, аукаем,
Весну приаукаем.
Идет весна, отворяй ворота,
Золотые ворота!
После этих слов дети берутся за руки парами, поднимают их вверх и образуют «ворота».
(Музыка №2)
Весна.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, а волшебное. Но сначала скажите, какое время года наступило? Дети: весна. Правильно.
– Дети, по каким приметам мы узнаем весну?
Работа с картинками.
Логопед: Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. На интерактивной доске показ соответствующих картинок(слайдов) , подобранных логопедом. Д/игра «Подбери словечко»).
Закончилась долгая, холодная… (зима).Слайд №4
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).Слайд №5
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).Слайд №6
Появляются первые… (проталины).Слайд №7
Бегут звонкие…(ручьи).Слайд №8
С крыш домов капают… (сосульки).Слайд №9
На деревьях набухают… (почки).Слайд №10
С тёплых краёв прилетают… (птицы).Слайд №11
Дети надевают весеннюю… (одежду).Слайд №12
Ребята строят для скворцов… (скворечники).Слайд №13
Мы очень любим первые весенние… (цветы). Это… (подснежники, ландыши). Слайды №14, №15
Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина.
А теперь давайте вспомним весеннюю чистоговорку, в которой мы правильно , чётко произносим (выделяем) звуки л и л* совместно с притопами и хлопками.
Проговаривается чистоговорка на Л–ЛЬ.
Слайд №16
Логопед.
ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;
ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло;
ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель;
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай земля.
Слайд №17
Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание
и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание
Весна.
– Ребята, а вы хотите посмотреть, что происходит в лесу весной? Тогда давайте отправимся туда вместе.
Слайд №18
Вместе с детьми.
В лес весенний мы шагаем
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки по прямой дорожке.
И поскачут ножки прямо по дорожке.
Скакали, скакали и встали. Стоп!
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали и нисколько не устали.
Упражнение, регулирующее мышечный тонус.
(Музыка №3)
Логопед: Весенняя тропинка привела нас на лесную поляну. Вокруг стоят высокие стройные деревья. Вспомним упражнение «Дерево». Слайд №19
Дети вместе с педагогом проговаривают текст упражнения и выполняют соответствующее движения:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Весна.
– Вот мы и в лесу. Посмотрите-ка, кто это притаился за елкой? Это Дед Мороз пришел посмотреть, что в лесу происходит.
Слайд №20
(Музыка №4)
Дед Мороз.
– Шумно-то как весной в лесу. Вот когда в лесу зима была, тогда тишина стояла.
Весна.
– Смотри Дед Мороз бежит по лесу заяц, притопывает, в голос кричит. (Дети изображают зайца)
Дед Мороз.
– Плохо заиньке. Снег-то почитай весь сошел, земля серая, а он – беленький – всяк его видит.
Весна.
– Выскочил заяц на тропочку. Смотрит Дед Мороз, а шубка-то у зайки не белая, а какая? (дети отвечают). Это я поменяла зайке шубку.
Дед Мороз.
– Что такое весна делает! Заяц со всего леса товарищей созвал, верещит, веселится, никого не боится (скачут как зайцы и становятся в круг).
Логопедическая гимнастика “Зайчики”.
•“Зайчик улыбается” (губы растягиваются в сторону)
•“Зайчик показывает зубки” (показывают зубки, стучат ими)
•“Зайчик кусает губку” (кусают верхнюю губу, затем нижнюю)
•“Болтушка” (зайчик лопочет, болтая языком бл-л-л)
Дед Мороз.
– А вот тетереву беда. Он у меня в снегу ночевал. Сейчас снега мало. Негде тетереву спрятаться.
Весна.
– А тетерев и не думает прятаться: к нему тетерочки слетаются на опушку, а он перед ними красуется.
Игра для развития слухового внимания и тембрового восприятия
Дети поют, стоя в кругу:
Игорь, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки закрывай, не робей,
Кто зовет тебя узнай поскорей.
Водящий стоит в центре круга и по голосу угадывает зовущих его детей.
Весна.
– Смотрит Дед Мороз – идет по лесу тощий медведь.
Дети изображают медведя.
Дед Мороз.
– Каково-то тебе, косолапый! Небось, плачешь по берлоге! Зимой в ней спал – голода не знал.
Весна.
– А медведь остановился, когтями из земли какие-то корешки выкопал, жует, похрюкивает от удовольствия.
Дед Мороз.
– Что ты скажешь – и этот весне рад!
Весна.
– А медведь наелся и стал с другими зверями играть.
Игра «Угостим зверей».
Мы делили апельсин.
(Имитируется движение ножом.)
Много нас, а он один.
(Разводятся руки в стороны; затем показывается один палец.)
Эта долька — для ежа,
(Ладони вместе, «замок».)
Эта долька — для чижа,
(Ладони вместе, «птичка».)
Эта долька — для утят,
(Ладони в кулачки, большие пальцы подняты.)
Эта долька — для котят. (Ладони раскрыты, пальчики округлены.)
Эта долька — для бобра, (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки.)
А для волка — кожура. (Руки прячутся за спину.)
Дед Мороз.
– Надо же, никто по мне не тужит. Спрошу у весны, чем она всех с ума свела?
Весна.
– Дед Мороз, сам у зверей спроси, почему они мне рады.
Дед Мороз.
– Ну-ка отвечайте, звери, чему вы рады.
Заяц.
– Рад дедушка, теплу, солнцу, травке шелковой. Зимой я кору горькую ел, а травка сладенькая.
Тетерев.
– А я рад крылья поразмять, силу показать. Чув-ши! Чув-ши!
Медведь.
– А я цветочкам рад!
Игра «Лети лепесток»
Лети, лети, лепесток, (Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.)
Через запад на восток, (Те же движения.)
Через север, через юг, (Чередование положений кулак — ладонь.)
Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистями.)
Лишь коснешься ты земли, (Поочередное поглаживание кистей.)
Быть по-моему вели! (4 хлопка.)
Дед Мороз.
– Ну, насмешил! Да, я тебе цветочков беленьких целый мешок накидаю.
Медведь.
– Нет, Дед Мороз, твои цветы не пахнут, глаз не радуют. У весны цветы душистые, мёд копят.
(Музыка №5)
Далее выполняется дыхательное упражнение «Цветочек».Слайд №21
Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы.Упражнение повторяется 3-4 раза).
Весна.
– Понял, Дед Мороз, за что звери весну любят. И ушел к себе на Север. А все остались весне радоваться, любоваться её первыми цветами.
Упражнение для развития мимических движений.
Логопед исполняет – импровизацию по ходу которой дети мимикой изображают различное эмоциональное состояние:
- … вчера у забора лежал сугроб, а сегодня появилась - удивление.
молодая травка…
- … в траве разглядели маленький голубой цветок… - радость
- … сорвали цветок и побежали домой, чтобы
показать его маме, он быстро завял… - грусть
- … нельзя цветы рвать… - негодование
- … дома поставили цветок в стакан с водой, - восторг
и он вновь ожил и расцвел…
Музыка Ф. Гойя «Ностальгия» - аудио из серии «Шедевры инструментальной музыки».(Музыка №6)
Весна.
– А теперь давайте вспомним нашу считалочку.
Выполняется песня-считалочка:
Раз и два – звенят капели, три – четыре – мы запели,
Пять и шесть – летят скворцы, к нам летят гонцы весны.
Семь и восемь – песни льются, девять-десять – все смеются.
Весна.
– Пора нам возвращаться из леса.
Ребята, в каком лесу мы с вами побывали?
Каких зверей и птиц встретили?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Заключительное упражнение на релаксацию.
Дети в свободных позах слушают фонограмму «Утро в лесу».(Музыка №3)
Выводы.
Логоритмические занятия имеют сюжетный характер,доступны и интересны детям. Словесный материал подбирается в соответствии с темой занятия, легко запоминается, что способствует обогащению словарного запаса.
Средства логоритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Таким образом:
Логоритмические занятия должны включать специальные упражнения с различной сменой темпа и ритма. Занятия следует направлять на развитие ритмической способности, пластики, моторики и речи в тесном единстве, на координацию моторной и речевой функций.
Логоритмические занятия включают длительную тренировку двигательных реакций с полным усвоением каждого движения и переходом на тренировку комплекса "движение-речь".
Логоритмические занятия должны строится строго дифференцированно с учетом индивидуальных моторных нарушений каждого ребенка.
Следовательно, использование логопедической ритмики в системе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ряд речевых нарушений, способствует их эффективному речевому развитию через развитие двигательной сферы и музыкальных способностей.
Фотофрагменты логоритмического занятия «Весна в лесу».