Название игры: «Лото».
Цель игры - обучение детей немецкому языку в интересной, занимательной, легко запоминающейся форме.
Данное лото рекомендуется использовать при введении и закреплении лексических и речевых единиц, для расширения словарного запаса, формирования навыков произношения, закрепления и контроля усвоения изученного материала.
Игра может быть использована на занятиях в школьных учреждениях, кружках, дома, с друзьями и родителями. Она развивает внимательность и быстроту реакции.
Описание игры:
Для игры необходимо приготовить:
1) основной большой лист лото (большой лист) – 2 экземпляра;
2) карточки-картинки (маленькие карточки);
3) карточки-слова.
Первый экземпляр листа лото послужит основой для игры, на него нужно будет выкладывать картинки и слова. Второй экземпляр листа нужно разрезать на карточки-картинки. Это послужит материалом для игры 1 -го варианта и др.
На другом листе – слова. Их необходимо разрезать на карточки. Это послужит материалом для игры вариант 3.
Каждому комплекту лото можно присвоить свой порядковый номер (например, Лото «Сказочные герои» № 1, Лото «Цвета» № 2 и т.д.), указать его на основном листе и на карточках-картинках (можно с обратной стороны). Он будет одинаковый и на основном листе лото, и на карточках-картинках одного комплекта. Это послужит материалом для игры варианта 2.
Методические рекомендации
В качестве примеров работы с «Лото» предлагается 12 вариантов игры.
Лото можно использовать при поэтапном изучении лексики различных тем
на разных этапах обучения иностранному языку. Для этого следует выбирать тот вариант и те карточки, которые соответствуют поставленной цели обучения, изучаемому материалу и уровню знания детей на данном этапе.
Если дети играют впервые, то рекомендуется начинать с одной или двух больших карточек, чтобы им было легче ориентироваться и запоминать слова. Число карточек можно увеличивать по мере формирования необходимых навыков.
1 вариант: Данный вариант является подготовительным, поэтому основные большие листы лото не используются. Его цель - закрепить или повторить лексику по определенной теме. Ведущий показывает карточку-картинку, например, с изображением двери, и спрашивает: «Was ist das?» (Wer ist das?) . Картинку получает тот ребенок, который первым поднял руку и правильно произнес слово. Возможны два варианта ответа, в зависимости от уровня подготовленности детей: «die Tür» , «Das ist eine Tür». Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.
2 вариант: Сначала игра проводится по варианту № 1.
Затем дети берут основной большой лист лото под нужным номером по определенной теме (если участвует группа детей, то желательно в игре задействовать несколько комплектов лото по разным темам). Ведущий показывает картинку и спрашивает: «Was ist das?» (Wer ist das?). Тот, кто имеет данную картинку, должен поднять руку и дать правильный ответ: «Das ist eine Tür» и положить карточку-картинку на основной лист, закрывая данное изображение (в нашем примере на дверь). Если он допустил ошибку, ведущий просит ответить других детей, и картинку получает тот, кто правильно ответил. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок. Учитываются все картинки: картинки по своей теме и дополнительные.
3 вариант: Участники игры получают по одному основному большому листу по необходимой теме и карточки - слова, на которых написано название картинки. Игроки должны соотнести картинку с надписью. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее расположил надписи к картинкам на основном листе.
Примечание: по некоторым темам я добавляла слова, которые не изучают в данном классе, тем самым повышая уровень сложности задания. Учащиеся получают возможность увеличить свой словарный запас.
4 вариант *: Участники игры получают по одному основному большому листу по необходимой теме и пустые карточки, на которых название картинки не написано. Количество их должно совпадать с количеством картинок на основном листе. Игроки должны самостоятельно написать название картинки и положить её на своё место. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее сделает надписи к картинкам на основном листе и расположит их.
* Данный вариант игры является повышенным. Он предназначен для сильных учащихся.
5 вариант: Участники игры получают по одному основному большому листу по необходимой теме. Ведущий должен положить все карточки-картинки в мешочек или коробочку.
Ведущий берет карту и, не показывая изображение детям, спрашивает: Wer hat ein Fenster / eine Tür/...? Кто первый скажет Ich habe ein Fenster / eine Tür/... тот забирает карточку и закрывает ею найденный предмет на большом листе. Выигрывает тот, кто первым закрыл все поля. В роли ведущего сначала выступает учитель, потом может ученик. Если ученик допустил ошибку, то карточка-картинка снова убирается в мешочек.
6 вариант: Игра "Бинго":
Каждый из игроков кладет перед собой одну или несколько больших карточек (основной лист лото). Маленькие карточки-картинки ведущий помещает в мешочек и по одной вытаскивает их, называя предметы, изображенные на них на немецком языке, не показывая их участникам игры. Тот игрок, у которого есть соответствующий рисунок, должен поднять руку и закрыть его маленькой карточкой. Если игрок ошибся, то ведущий кладёт карточку обратно в мешочек.
Цель игры - закрыть большой лист по вертикали, горизонтали или диагонали, после надо будет выкрикнуть слово "Bingo". Кто первый закроет один ряд большого листа, тот и выиграл!
7 вариант:
Правила аналогичны игре "Бинго", только в данном случае в конечном итоге необходимо полностью закрыть большой лист.
8 вариант:
Дети берут большие основные большие листы под нужным номером. Разрезные карточки-картинки лежат в коробке (мешочке) или на столе картинкой вниз. Ведущий поочередно выбирает и показывает картинки, и спрашивает: «Wer ist das?» (Was ist das?). Тот, кто имеет соответствующую картинку, должен поднять руку и дать правильный ответ: «Das ist ein/eine…» Н.п. Das ist ein Arzt. Ведущий задает вопрос: «Wer hat einen Arzt?» Тот, у кого есть данная картинка, должен поднять руку и ответить: «Ich habe» или «Ich habe einen Arzt» . Картинка отдается только при правильном ответе. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек-картинок.
9 вариант:
Ведущий называет слова, не показывая картинки: н.п. «Das ist ein Arzt». (Дети должны к этому времени воспринимать на слух слова, включенные в игру). Затем следует вопрос: н.п. «Wer hat einen Arzt?». Ребенок, имеющий картинку, получает ее только при правильном ответе: «Ich habe» или «Ich habe einen Arzt». Выигрывает тот, кто наберет больше карточек- картинок.
10 вариант:
Ведущий показывает картинку и задает вопрос: «Wer ist das?» (Was ist das?). Тот, кто знает ответ, должен поднять руку и дать правильный ответ: «Das ist ein /eine…». Ведущий задаёт следующий вопрос: «Wer hat einen Arzt?» Тот, у кого есть на большом листе такая картинка, дает ответ: «Ich habe» или «Ich habe einen Arzt»
Ребёнок, давший правильный ответ, должен попросить картинку: «Gib mir einen Arzt, bitte». Ведущий говорит: «Nimm das, bitte» или «Hier ist es/ Das ist es/ Hier, bitte» и отдаёт карточку- картинку после того, как ребенок скажет «Danke schön/ Vielen Dank». Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.
11 вариант:
Этот вариант может быть использован, когда дети уже достаточно хорошо изучили лексику, и каждый может играть с несколькими большими листами.
Ведущий раздает каждому игроку несколько больших листов по разным темам, потом вытаскивает картинку из мешочка, не показывая игрокам, называет её, например: «Das ist ein Arzt». Тот, у кого есть данная картинка, должен поднять руку и сказать: «Ich habe einen Arzt. Gib mir einen Arzt, bitte». После этого он получает карточку-картинку и закрывает ею свое место на поле (большом листе).