Просмотр содержимого документа
«ЛР №5 "Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы)".7кл (по Конструктору и классификатору)»
ЛР №5 "Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы)".
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Цели: ознакомиться с внешним строением хвойных голосеменных растений на примере сосны обыкновенной; познакомиться с микроскопическим строением хвои; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: живые или гербарии побегов сосны, шишки сосны, готовый микропрепарат «хвоя сосны», микроскоп.
Ход работы:
Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.
Рассмотрите внешнее строение шишки сосны. Какую форму она имеет?
Зарисуйте внешнее строение побега и шишки сосны.
Рассмотрите готовый микропрепарат «хвоя сосны» под микроскопом при большом и малом увеличении.
Найдите кожицу, выполняющую защитные функции, устьица. Как расположены устьица? Подсчитайте примерное количество устьиц._________________________________________________
Подпишите рисунок "Цикл развития сосны".
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оформите сравнительную таблицу:
| Хвоя сосны | Хвоя ели |
Продолжительность жизни | 2 – 4лет | 7 – 9лет |
Расположение на побеге | По 2-5 вместе | Поодиночке |
Длина хвои | 4 – 5см | 2см |
Форма хвои | четырехгранная | плоская |
Окраска хвои | Светло-зеленая | Темно-зеленая |
Шишки (форма, цвет,запах) | Сосновая шишка — продолговатая яйцевидно-коническая структура. | Шишки ели имеют слегка заостренную, чуть удлиненную форму. |
Характер корневой системы | Сосна обыкновенная в молодом возрасте имеет стержневую корневую систему. С возрастом строение ее может измениться, в зависимости от структуры почвы. | Корневая система ели обыкновенной и других разновидностей крепкая, в первое десятилетие стержневая, потом поверхностная, основной корень отмирает. |
Требования к освещению | светолюбивая | тенелюбивая |
Требования к почве | Сосны предпочитают песчаные и супесчаные почвы, однако особых требований к почвенному плодородию не предъявляют. На тяжелых почвах обязателен дренаж, на песчаных почвах добавляют глину. Растения засухоустойчивы. | Ели – это растения, которые для нормального роста нуждаются в достаточно богатой, плодородной почве. Предпочитают свежие, хорошо дренированные суглинистые почвы с pH 5,0-6,0. Если почва сильнощелочная, то в нее при посадке стоит добавить кислый торф. |
Потребность во влаге | Так, потребность во влаге сосны, ели, пихты относительно невелика. Но эти породы сильно различаются по требовательности к содержанию влаги в почве. Сосна (ксерофит с развитой глубинной составляющей корневой системы) нетребовательна к почвенной влаге, тогда как ель и пихта (мезофиты с преимущественно поверхностной корневой системой) более требовательны к содержанию влаги в почве. |
| | |
Сделайте вывод о приспособленности сосны к жизни в суровом климате._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
растения, относящиеся к отделу голосеменных, отличаются от всех остальных растений тем, что производят семена. Внутреннее оплодотворение, развитие зародыша внутри семязачатка и появление семени — главные биологические преимущества семенных растений, давшие им возможность приспособиться к наземным условиям и достигнуть более высокого развития, которое позволяет им обитать в суровом климате.