СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лучшие проекты по искусству 9 класс "Пушкин - наше всё!"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лучшие проекты по искусству 9 класс  "Пушкин -  наше  свё!"

Просмотр содержимого документа
«Печенежский искусство»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г.Углегорска Сахалинской области













Исследовательский проект «Пушкин – наше все» по теме:

Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке







Выполнил: ученик 9Б класса

Печенежский Артем


Проверила: Головко О.Н.















г. Углегорск 2018 г.



Оглавление


  1. Введение

3-4

  1. Теоретическая часть

5-9

  1. Практическая часть

10

  1. Заключение

10

  1. Список использованных сайтов

11






































Введение

Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего.

Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономиями.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и есть Александр Сергеевич Пушкин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Об этом и наш проект.

Цели работы: Исследовать биографию и творчество поэта.

Выявить связь произведений и творчества А.С.Пушкина с различными видами искусства.

Формирование духовного мира школьника, его идейно-моральных убеждений, эстетической воспитанности путем воздействия разных видов искусства в их взаимосвязи.

Задачи работы: Развитие творческого потенциала личности учащегося, формирование познавательной компетентности в области искусства.

Развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков.

Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, умением анализировать произведения искусства, высказывать собственное суждение о них.

Освоение знаний об искусстве как о способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры 

Объект исследования: Творчество А.С. Пушкина, его биография и произведения.

Произведения искусства, связанные с именем А.С. Пушкина.































Теоретическая часть.

На сегодняшний день существуют многочисленные произведения различных искусств, в которых воплощены образ самого поэта и образы его литературных произведений. Всех их не перечислить.

Более двух столетий мировая музыкальная культура пополняется неповторимыми ценностями, шедеврами «пушкинской музыки», музыкальными произведениями, навеянными поэтическим гением А. С. Пушкина. Жизнь его поэзии набирает новую силу и великолепие, воплощаясь в лирических, эпических и сказочных образах музыкальных произведений, созданных на стихи великого поэта.

Все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта, превнося с музыкой свою гамму чувств, дополняя и углубляя содержание произведений. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова. Мясковского, Прокофьева, Шапорина, Шебалина, Свиридова, польских композиторов: Малишевского, Перковского, Лютославского и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского.

Особое место в творчестве композитора Римского-Корсакова занимают оперы на сказки Александра Пушкина: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», в которых сказочность перекликается с современностью, образность с сатирической, самобытно своеобразной стороной творческой мысли, элементами загадочности и недосказанности. В. Яковлев сказал:

«Что у Пушкина намек, то у Римского-Корсакова воплощение в музыке».

А. С. Пушкин – патриот, сын своего народа, создавая исторические полотна, оставил потомкам живые страницы истории. В 1825 году в письме Н. Н. Раевскому - сыну 26-летний Пушкин замечает: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Зрелость духовная, художественная и политическая позволяет поэту создать произведения глубоко философские, в высшей степени совершенные по форме: трагедию, психологическую драму -оперу «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, повесть «Дубровский» Н. Направника, поэму «Медный всадник», ставшей оперой Р. Глиэра, поэму «Алеко» (опера С. Рахманинова), оперу «Мазепа» П. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, повесть «Метель», музыка Г. Свиридова.

В поэзии Пушкина композиторы всех времен слышали и чувствовали музыкальную законченность, ритмичность, певучесть. «Звукозапись» является органичной частью поэтического мастерства Пушкина, всей его системы художественного воздействия. В настоящее время Пушкина в лирике можно «спеть почти всего». Зрительность образов и ситуаций – одна из ценнейших черт самой поэзии Пушкина для его истолкователей - музыкантов. Музыкальность его стиха волновала и волнует композиторов потому, что кроме внешней звуковой формы, в его стихах, как сказал П.И. Чайковский, есть что-то, «проникающее в самую глубь души». И вполне вероятно, что музыкальности поэзии Пушкина обуславливается его обостренным восприятием с детских ранних лет звучности народных стихов, песен, былин, читаемых ему няней Ариной Радионовной.

Музыкальные впечатления поэта отвечали его потребности к звуковому воплощению текста. Однако о музыкальности самого Пушкина критики спорят. Мало сведений о его впечатлениях прослушанной им музыки, операх, романсах. Известно, что Пушкин не был музыкантом, не играл на музыкальных инструментах и не обладал певческим голосом. Но это не исключает его музыкальной одаренности, о чем говорят его «поющие» стихи.

Пушкин любил слушать музыку Моцарта, Россини, о чем писал:

«Он звуки льет, -они кипят, они текут, они горят».

Первое обращение к творчеству А. Пушкина принадлежит балетмейстеру большого театра в Москве А. Глушковскому. В 1821 году был поставлен балет «Руслан и Людмила», музыку к которому сочинил Ф. Е. Штольц. Через два года был поставлен балет композитора К. Кавоса «Кавказский пленник». А Пушкин был знаком с известным музыкантом, государственным деятелем своего времени М. Ю. Виельгорским, который написал музыку на стихи Пушкина «Старый муж», «Ворон к ворону летит», «Черная шаль». При жизни поэта было написано 76 романсов, песен, многие из которых он слышал, такие как «Я помню чудное мгновенье» К. Гедике (1993г.), «Кубок янтарный» А. Даргомыжского (1827г.). В конце 20-х годов XIX века А.Пушкин встретился с М.Глинкой и, возможно, слышал его музыку. Выдающейся пианистке того времени Марии Шимановской А. Пушкин написал в альбом: Более двух столетий мировая музыкальная культура пополняется неповторимыми ценностями, шедеврами «пушкинской музыки», музыкальными произведениями, навеянными поэтическим гением А. С. Пушкина. Жизнь его поэзии набирает новую силу и великолепие, воплощаясь в лирических, эпических и сказочных образах музыкальных произведений, созданных на стихи великого поэта.

Все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта, превнося с музыкой свою гамму чувств, дополняя и углубляя содержание произведений. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова. Мясковского, Прокофьева, Шапорина, Шебалина, Свиридова, польских композиторов: Малишевского, Перковского, Лютославского и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского.

Особое место в творчестве композитора Римского-Корсакова занимают оперы на сказки Александра Пушкина: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», в которых сказочность перекликается с современностью, образность с сатирической, самобытно своеобразной стороной творческой мысли, элементами загадочности и недосказанности. В. Яковлев сказал:

«Что у Пушкина намек, то у Римского-Корсакова воплощение в музыке».

А. С. Пушкин – патриот, сын своего народа, создавая исторические полотна, оставил потомкам живые страницы истории. В 1825 году в письме Н. Н. Раевскому - сыну 26-летний Пушкин замечает: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Зрелость духовная, художественная и политическая позволяет поэту создать произведения глубоко философские, в высшей степени совершенные по форме: трагедию, психологическую драму -оперу «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, повесть «Дубровский» Н. Направника, поэму «Медный всадник», ставшей оперой Р. Глиэра, поэму «Алеко» (опера С. Рахманинова), оперу «Мазепа» П. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, повесть «Метель», музыка Г. Свиридова.

В поэзии Пушкина композиторы всех времен слышали и чувствовали музыкальную законченность, ритмичность, певучесть. «Звукозапись» является органичной частью поэтического мастерства Пушкина, всей его системы художественного воздействия. В настоящее время Пушкина в лирике можно «спеть почти всего». Зрительность образов и ситуаций – одна из ценнейших черт самой поэзии Пушкина для его истолкователей - музыкантов. Музыкальность его стиха волновала и волнует композиторов потому, что кроме внешней звуковой формы, в его стихах, как сказал П.И. Чайковский, есть что-то, «проникающее в самую глубь души». И вполне вероятно, что музыкальности поэзии Пушкина обуславливается его обостренным восприятием с детских ранних лет звучности народных стихов, песен, былин, читаемых ему няней Ариной Радионовной.

Музыкальные впечатления поэта отвечали его потребности к звуковому воплощению текста. Однако о музыкальности самого Пушкина критики спорят. Мало сведений о его впечатлениях прослушанной им музыки, операх, романсах. Известно, что Пушкин не был музыкантом, не играл на музыкальных инструментах и не обладал певческим голосом. Но это не исключает его музыкальной одаренности, о чем говорят его «поющие» стихи.

Пушкин любил слушать музыку Моцарта, Россини, о чем писал:

«Он звуки льет, -они кипят, они текут, они горят».

Первое обращение к творчеству А. Пушкина принадлежит балетмейстеру большого театра в Москве А. Глушковскому. В 1821 году был поставлен балет «Руслан и Людмила», музыку к которому сочинил Ф. Е. Штольц. Через два года был поставлен балет композитора К. Кавоса «Кавказский пленник». А Пушкин был знаком с известным музыкантом, государственным деятелем своего времени М. Ю. Виельгорским, который написал музыку на стихи Пушкина «Старый муж», «Ворон к ворону летит», «Черная шаль». При жизни поэта было написано 76 романсов, песен, многие из которых он слышал, такие как «Я помню чудное мгновенье» К. Гедике (1993г.), «Кубок янтарный» А. Даргомыжского (1827г.). В конце 20-х годов XIX века А.Пушкин встретился с М.Глинкой и, возможно, слышал его музыку. Выдающейся пианистке того времени Марии Шимановской А. Пушкин написал в альбом:

«Из наслаждений жизни одной любви

Музыка уступает, но и любовь мелодия ...»

Музыкальная лирика Пушкина проникнута искренностью, глубиной, откровением. Известные строки «Я Вас любил, любовь еще быть может...» волнует и сегодня сердца современников. Самым совершенным сочетанием стихов и музыки считается романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье. Нет лучшего перевода пушкинского языка на язык музыки.

Поэзия в представлении Пушкина почти неизменно связана с музыкой, и прежде всего – музыкой природы. Не раз замечалось, что Пушкин постоянно отзывается на звучащий мир: шум волен, гул моря, звук голоса любимой, «звук ночной в лесу глухом», «приди, как дальняя звезда, как легкий звук, иль дуновенье». Одухотворенные стихи о природе «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Цветок», «Буря» образны, художественны, проникновенны. «Певучесть пушкинского стиха и пушкинской прозы вдохновляюще действует на мысль и чувство музыканта; одновременно зрительная осязаемость и реальность его концепции дают основу для плана музыкального произведения. Глубокая содержательность и законченнсть образов сочетаются с их красочностью, создаваемой органическим соединением звуковой стороны текста с внутренним замыслом, с мыслями поэта о жизни».

Правдивость, простота, жизненность чувств в поэтическом искусстве Пушкина создает синтез волшебных звуков, чувств и дум, необходимый для музыкально-прогрессивного развития музыкально-художественной культуры. Музыка А. Пушкина звучит в веках.











Практическая часть

Практическая часть работы представленна в виде презентации.





Заключение

Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.

Моя исследовательская работа «Увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций» и презентация к ней могут быть использованы на уроках предмета «Искусство», литературы, при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках краеведения и классных часах, посвящённых великому поэту.

Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.

 




















Список использованных сайтов


1.https://poisk-ru.ru/s3752t7.html

2.https://prezi.com/m3zpvl5vwnyj/presentation/

3.https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/09/25/issledovatelskaya-rabota- pushkin-v-muzyke


11


Просмотр содержимого документа
«Пушкин в изобразительном искусстве»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г.Углегорска Сахалинской области







Проект «Пушкин наше всё»

По теме «Пушкин в изобразительном искусстве»











Работу выполнили ученики 9 «А» класса

Овечкин Дмитрий, Луценко Андрей, Лозовой Никита.

Проверила: Головко Ольга Николаевна.















г. Углегорск

2018

Оглавление:

  1. Введение

  2. «Пушкин – Ребёнок» Ю.В Иванов

  3. «Пушкин в Царском Селе» И.Репин

  4. Прижизненные портреты А.С Пушкина

  5. «Последний Прижизненный портрет А.С Пушкина» И.Л. Линев

  6. Среди декабристов

  7. Рисунки А.С Пушкина

  8. В памяти друзей

  9. Сердцу милые места

  10. Автопортреты






  1. Введение

Имя Александра Сергеевича Пушкина известно практически каждому русскому человеку уже с раннего детства. Многие из нас выросли на его сказках, стихах, поэмах. Пушкин оставил нам в наследие множество замечательных произведений. Его творчество, как и он сам не могли остаться незаметными. Ещё при жизни Александр Сергеевич был признан гениальным поэтом и послужил предметом для творчества многих художников.

Во многих музеях мира можно встретить портреты поэта, изображение его литературных

героев. Во многих городах стоят памятники А.С. Пушкину. В его честь названы улицы, площади.

Сегодня мы представим наш проект о А.С. Пушкине в изобразительном искусстве.

Как уже говорилось раньше, существует много портретов с изображением поэта. И именно благодаря им, мы можем лучше себе представить эту выдающуюся личность.



  1. «Пушкин – ребёнок» (2 слайд)



Сохранились портреты с изображением маленького Саши Пушкина. И портрет времён обучения его в лицеи. Ксавье де Местр.

"Пушкин – ребенок". 1801-1802 гг.

Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской.

В детском портрете видны характерные черты Пушкина, менее определенные, чем в портретах зрелого возраста; выпуклые губы, чуть прижатый вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди подбородка. Видно, что мальчика причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз.

«Саша Пушкин, лицеист». Художник Ю.В.Иванов.



  1. «Пушкин в царском селе» (4 слайд)

Пушкин любил Царское Село, потому что там прошло его отрочество и юность. Лучше всего поэт это выразил в известных стихах лицейской годовщины 1825 г.



Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.



И как нельзя лучше атмосферу Царского Села сумел передать в своей картине Илья Ефимович Репин.



"Пушкин в Царском Селе", картина 1911.





  1. Прижизненные портреты А.С Пушкина (5 слайд)



Посмотрите, как разнообразны прижизненные портреты А.С. Пушкина. Каждый художник пытался в них найти что-то своё, но далеко не все они написаны с натуры.

Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие».

Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба стали классическими, по праву войдя в историю русской портретописи и отечественной культуры, как лучшие изображения Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

О поразительном сходстве портрета Кипренского с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий»



(6 слайд)



Пушкинский портрет исполнен О. Кипренским с большим вдохновением и с полным сознанием огромной исторической ответственности. Один из современников так отозвался об этом Произведении О. Кипренского: "Гений Поэта как будто бы воодушевил художника... Пусть исследует художник движения собственной души в те минуты, когда он одушевлял полотно! Не составил ли себе сперва идеал характера Поэта, не ловил ли души его, не разглядывал ли тайн и порывов пламенной фантазии и не стремился ли потом выразить свои и его чувства в чертах видимых!" Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины.

(7 слайд)

В начале 1827 года поэт заказал свой портрет московскому художнику В.А. Тропинину, хотя до недавнего времени считалось, что заказчиком тропининского произведения был приятель поэта – Сергей Александрович Соболевский. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки».

  1. «Последний прижизненный портрет А.С Пушкина» (8 слайд)



Последний прижизненный портрет А.С.Пушкина кисти художника И.Л.Линева

Об авторе портрета ничего не было известно. Художник стал загадкой для искусствоведов. Имя художника Линева не встречается в воспоминаниях современников, не числится ни в каких списках.

Среди реликвий Музея-квартиры А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге есть портрет поэта, написанный художником И.Л. Линевым. Портрет отличается глубокой реалистичностью. Поражают грустные, усталые глаза, печальное выражение изможденного заботами лица.



  1. Среди декабристов (9 слайд)



В числе приятелей Александра Сергеевича Пушкина было немало будущих декабристов. Он не принадлежал к их союзу, потому что товарищи не считали его достаточно серьезным, способным отдаться одной задаче. Однако он вполне сочувствовал их вольнолюбивым мечтам и энергично выражал свое сочувствие и в разговорах, и в стихах, которые быстро расходились среди молодежи.



  1. В памяти друзей (10 слайд)



После гибели великого поэта было сделано не мало портретов. Были даже наброски, выполненные его коллегами. Например наброски профиля Пушкина, выполненные Н.В. Гоголем в 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем Пушкина.



  1. Сердцу милые места (11-13 слайд)



«Сердцу милые места», так можно озаглавить следующую часть нашей презентации. Это и Тригорское (около Михайловского), и Петербург и побережье Черного моря и конечно Болдино.

Пушкин любил природу, она ему давала пищу для творчества.

Природа у А. С. Пушкина – это волшебный мир, наполненный чарующими звуками, но кроме этого, еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества – патриотизм, свободолюбие, милосердие, мудрость.

Эти минуты откровения, где поет наедине с природой, сумели уловить многие художники.



  1. Автопортреты (14 слайд)



И все-таки был художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его "блуждающую судьбу", – всюду, где ни оказывался поэт, художник внимательно всматривался в меняющиеся черты пушкинского облика и спешил закрепить их на бумаге. Этот художник – сам Пушкин. Пушкин великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. Не всегда он изображал себя таким, каким видел, когда брался за перо или карандаш. Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. Есть портреты, где он старается, как бы заглянуть вперед и представить облик своей старости. Есть шутливые, нарочно смешные изображения.

Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность:



  1. Заключение (15 слайд)



Таким образом А.С Пушкин является выдающимся писателем и сделал не малый вклад в отрасли искусства













Просмотр содержимого документа
«проект Евдокимова Ю 9»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Углегорска Сахалинской области







Исследовательский проект

«Пушкин - наше всё»

по теме «Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях»



Автор: ученица 9Б класса Евдокимова Ольга, ученица 9Б класса Ю Валерия

Проверил: Головко Ольга Николаевна




















г. Углегорск

2018


Оглавление


  • Введение

  • Глава I «Теоретическая часть исследования»

  • Глава II «Практическая часть исследования»

  • Заключение

  • Приложения

  • Список литературы



Введение:

Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего.

Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономиями.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и есть Александр Сергеевич Пушкин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Об этом и наш проект.

Цели проекта:

-Исследовать биографию и творчество поэта.

-Формирование духовного мира школьника, его идейно-моральных убеждений, эстетической воспитанности путем воздействия разных видов искусства в их взаимосвязи.

Задачи проекта:

-Развитие творческого потенциала личности учащегося, формирование познавательной компетентности в области искусства.

-Развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков.

-Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, умением анализировать произведения искусства, высказывать собственное суждение о них.

-Освоение знаний об искусстве как о способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры.

Объект исследования:

Творчество А.С. Пушкина, его биография и произведения.

Произведения искусства, связанные с именем А.С. Пушкина.


Глава № 1

Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях:

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся

19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров "Пушкин в Царском Селе", картина И. Репина, 1911.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены. Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств в разное время. В селе Болдина Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка опопе и его работнике Балде». Там же в 1833 году созданы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке». Эти периоды называются первой и второй Болдинской осенью.

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.

Один известный русский художник мечтал проиллюстрировать все сказки А.С. Пушкина, но смог выполнить рисунки лишь к двум, его иллюстрации поражают зрителей точностью линий, красочностью, декоративностью. Но самое главное в этих работах, по словам искусствоведов, то, что художник смог достигнуть единства и целостности образного мира сказок Пушкина и своих иллюстраций.

Сказка о медведихе» послужила толчком к созданию одного из шедевров русской живописи.

И.И. Шишкин в 1889 году написал картину «Утро в сосновом лесу»

Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...»

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", вспоминали дворовые люди с. Михайловского.

Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.




Глава II «Практическая часть исследования»

Глава II «Практическая часть исследования»


Среди многочисленных высказываний поэта мы находим такие, в которых он предстает перед читателями XXI в. как пророк и неиссякаемый оптимист, человек, наделенный глубокими чувствами: «Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»; «Дана мне лира от богов, поэту дар бесценный…»; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».


Для работы над исследовательским проектом, надо разделиться на небольшие группы (5—7 человек) и выбрать одну из тем.


Разрабатывая содержание этой темы, обратитесь в первую очередь к поэзии и прозе А. Пушкина, к уже знакомым и новым для вас его сочинениям.


Найдите произведения различных искусств, в которых воплощены образ самого поэта и образы его литературных произведений. Представьте изученный вами материал в виде реферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам.


Защита каждого мини-проекта должна превратиться в увлекательное событие, в котором могут быть представлены различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фотокомпозиции, хореография, выставка творческих

художественных работ.




илюстрация






Заключение:

Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.


Моя исследовательская работа «Увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций» и презентация к ней могут быть использованы на уроках предмета «Искусство», литературы, при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках краеведения и классных часах, посвящённых великому поэту.


Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.



Список литературы

http://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina

Ссылки:


Статья о Пушкине - http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-153.htm


Книги о Пушкине - http://pushkin-live.ru/o_pushkine/


Семья Пушкина - http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm


Список литературы - http://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina





Приложение 1

Список произведений Пушкина

  1. Поэмы:

  • Анджело

  • Бахчисарайский фонтан

  • Братья - разбойники

  • Гавриилиада

  • Граф Нулин

  • Домик в Коломне

  • Кавказский пленник

  • Езерский

  • Медный всадник

  1. Сказки:

  • Сказка о золотом петушке

  • Жених

  • Песнь о вещем Олеге

  1. Повести:

  • Барышня – крестьянка

  • Выстрел

  • Гробовщик

  • Египетские ночи

  • История села Горюхина

  • Капитанская дочка

  • Кирджали

  • Метель

  1. Романы в стихах:

  • Евгений Онегин

  1. Трагедии:

  • Борис Годунов

  1. Стихотворения:

  • Александр Радищев

  • Андрей Шенье

  • Анчар

  • Арион

  • Батюшкову

  • Беги, скройся от ночей

  • Бесы

  • Битва у Зеницы – Великой

  • Бородинская годовщина

  • Будь подобен полной чаше

  • Вот здесь лежит больной студент

  • В древние времена при объявлении войны

  • В дыму, в крови, сквозь тучи стрел

  • В надежде славы и добра

  • В начале жизни школу помню я

  • В пещерах Геликона

  • В раю, за грустным Ахероном

  • В Сибирь

  • В сиянии и в радостном покое

  • В стране, где я забыл тревоги прежних лет

  • Вакхическая песня

  • Вдали ты зришь утёс уединённый

  • Великий день Бородина

  • Весёлый мир

  • Видение короля

  • …Вновь я посетил

  • Война

  • Княгине З.А. Волконской

  • Вольность. Ода

  • Вольтер

  • Ворон к ворону летит

  • Воспоминания в Царском селе

  • Восстань, о Греция, восстань

  • Все в таинственном молчаньи

  • Генералу Пущину

  • Герой

  • Кн. Голицыной, посылая ей оду «Вольность»

  • Город пышный, город бедный

  • Гроб Анакреона

  • Добрый свет

  • Друзьям

  • Если ехать вам случится

  • Есть роза дивная: она

  • Желал я душу освежить

  • Здесь Пушкин погребён, он с Музой молодою

  • Зимнее утро

  • Из Байрона

  • Из Пиндемонти

  • Из Alfieri

  • К вельможе

  • К Лицинию (с латинского)

  • К морю

  • К ней

  • К Чаадаеву

  • Кавказ

  • Как по Волге реке, по широкой

  • Как счастлив я, когда могу покинуть

  • Клеопатра

  • Когда б не смутное влеченье

  • Когда порой воспоминанье

  • Конь

  • Король ходит большими шагами

  • Краёв чужих неопытный любитель

  • Кривцову

  • Леда

  • Лициний , зришь ли ты? На быстрой колеснице

  • Лук звенит, стрела трепещет

  • Любви, надежды, тихой славы

  • Мадонна

  • Меж тем, как изумлённый мир

  • Мне бой знаком - люблю я звук мечей

  • Мне не спится, нет огня

  • Моё беспечное незнанье

  • Моему Аристарху

  • Мой голос для тебя и ласковый и томный

  • Монах и юбка

  • Мордвинову

  • Моя родословная

  • Моя эпитафия

  1. Публикации:

  • Возражение критиками «Полтавы»

  • Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»

  • Возражение на статью А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность и в начале годов»

  • Заметки по русской истории

  • Заметки по русской истории XVIII в.

  • Замечания на черноморских и донских казаков

  1. Отрывки произведений:

  • Бова

  • Записи народных сказок

  1. Историческое произведение:

  • История Петра

  • История Пугачёва

  1. Пьесы:

  • Каменный гость

  • Маленькие трагедии

  • Моцарт и Сальери

14


Просмотр содержимого презентации
«Пушкин и театр»

Ученицы 9 А класса:  Фидельская Алина Порваткина Ирина Долотина Александра Г. Углегорск Сахалинской области

Ученицы 9 А класса:

Фидельская Алина

Порваткина Ирина

Долотина Александра

Г. Углегорск Сахалинской области

Пушкин считал театр важнейшей частью национальной культуры . Он страстно проповедовал идеи самобытного театра и выступал против подражания западным образцам, против приспособления “всего русского ко всему европейскому”: Исследованию родной жизни и должен подчинить драматический поэт свое произведение.  Народность театрального искусства Пушкин не ограничивает лишь общедоступностью зрелищ: он рассматривает драму как исследование жизни народа во имя ее совершенствования.

Пушкин считал театр важнейшей частью национальной культуры .

Он страстно проповедовал идеи самобытного театра и выступал против подражания западным образцам,

против приспособления “всего русского ко всему европейскому”:

Исследованию родной жизни и должен подчинить драматический поэт свое произведение.

Народность театрального искусства Пушкин не ограничивает лишь общедоступностью зрелищ:

он рассматривает драму как исследование жизни

народа во имя ее совершенствования.

Раздумывать о театре поэт начал еще в лицейские годы.  Он постоянно посещал Петербургский Большой театр, вечера у Шаховского, где шли дискуссии о сценическом мастерстве и где он многое слышал из уст самих актеров и авторов пьес, опер, балетов . Заседания общества “Зеленая лампа” помогали приводить в систему пестрые и разнообразные театральные впечатления.

Раздумывать о театре поэт начал еще в лицейские годы.

Он постоянно посещал Петербургский Большой театр,

вечера у Шаховского, где шли дискуссии о сценическом мастерстве и где он многое слышал из уст самих актеров и авторов пьес, опер, балетов .

Заседания общества “Зеленая лампа” помогали приводить в систему пестрые и разнообразные театральные впечатления.

Уже в этой ранней статье Пушкин поднял самые важные проблемы —актерского мастерства, национальной исполнительской манеры, для которой характерны “игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений”. Самым ценным и примечательным в игре русских актеров он считает истинную взволнованность и вдохновение, умение свободно распоряжаться голосом, жестом, пластикой, способность подчинить их созданию характера.

Уже в этой ранней статье Пушкин поднял самые важные проблемы —актерского мастерства, национальной исполнительской манеры, для которой характерны “игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений”.

Самым ценным и примечательным в игре русских актеров он считает

истинную взволнованность и вдохновение, умение свободно распоряжаться голосом, жестом, пластикой, способность подчинить их созданию характера.

В 1821 задумана трагедия о республиканце Вадиме Новгородском. Судя по сохранившимся отрывку и плану,

В 1821 задумана трагедия о республиканце Вадиме Новгородском. Судя по сохранившимся отрывку и плану, "Вадим" задуман был Пушкиным как политическая трагедия.

К этому же времени (1821) относится и замысел комедии об игроке (сохранились стихотворный отрывок и план). В рамках типичной на русской сцене того времени светской стихотворной комедии Пушкин, видимо, хотел дать сатирическое разоблачение барина-картёжника, проигравшего в карты преданного ему крепостного слугу ("дядьку").

Однако оба эти замысла Пушкина оставляет в самом своём начале.

Эта трагедия, написанная в 1825, является синтезом общественно-политических раздумий и художественных исканий драматурга в этот период. Пушкин осознаёт, что для его новаторских начинаний в области новой русской драмы неприемлемы принципы системы театра классицизма и утверждает: «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы». «Хотя я вообще всегда был довольно равнодушен к успеху иль неудаче своих сочинений, но, признаюсь, неудача „Бориса Годунова“ будет мне чувствительна, а я в ней почти уверен».

Эта трагедия, написанная в 1825, является синтезом общественно-политических раздумий и художественных исканий драматурга в этот период.

Пушкин осознаёт, что для его новаторских начинаний в области новой русской драмы неприемлемы принципы системы театра классицизма и утверждает: «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы».

«Хотя я вообще всегда был довольно равнодушен к успеху иль неудаче своих сочинений, но, признаюсь, неудача „Бориса Годунова“ будет мне чувствительна, а я в ней почти уверен».

Новаторство Пушкина не было понято и принято современниками. С легкой руки первых «критиков трагедия была признана «несценичной». К сожалению, новаторский подход к драме не был оценен и Белинским: «Прежде всего скажем, что „Борис Годунов“ Пушкина — совсем не драма, а разве эпическая поэма в разговорной форме ... Слышите слова, часто исполненные высокой поэзии, но не видите ни страстей, ни борьбы, ни действий. И далее: «В „Борисе Годунове“ Пушкина почти нет никакого драматизма».

Новаторство Пушкина не было понято и принято современниками.

С легкой руки первых «критиков трагедия была признана «несценичной».

К сожалению, новаторский подход к драме не был оценен и Белинским:

«Прежде всего скажем, что „Борис Годунов“ Пушкина — совсем не драма, а разве эпическая поэма в разговорной форме ... Слышите слова, часто исполненные высокой поэзии, но не видите ни страстей, ни борьбы, ни действий. И далее: «В „Борисе Годунове“ Пушкина почти нет никакого драматизма».

Содержание «Бориса Годунова», принципы построения, стилистика — все вступало в противоречие с общепринятыми нормами .

Содержание «Бориса Годунова», принципы построения, стилистика — все вступало в противоречие с общепринятыми нормами .

  • В трагедии нет последовательного развития интриги, но есть целостный поток исторических событий, воплощенный в небольших картинах.
  • Нет непрерывного сценического действия.
  • В трагедии отсутствует членение на акты.
  • Нет единства места (действие в трагедии происходит и на площадях Москвы, и на литовской границе, и в Польше, и в царских палатах), и частично сохраняет только единство действия.
  • Вместо традиционных 24 часов протяженность действия равна семи годам.
  • Симметричность построения еще с большей силой раскрывает взрывчатую динамику действия.
Поэт как бы практически осуществил сформулированную им позднее программу: «Что развивается в трагедии? какая цель ее? Человек и народ — Судьба человеческая, судьба народная» Трагедия называлась «Борис Годунов», но речь шла прежде всего о роли народа в истории.  В трагедии нет главного героя, вокруг которого развертываются события.   Пушкин создал в трагедии собирательный образ народа, показывает на протяжении трагедии эволюцию этого образа. Место и значение народных сцен в трагедии определены ее идейной концепцией, утверждающей неизбежность гибели любой враждебной народу власти, в данном случае — царской власти.

Поэт как бы практически осуществил сформулированную им позднее программу: «Что развивается в трагедии? какая цель ее? Человек и народ — Судьба человеческая, судьба народная»

Трагедия называлась «Борис Годунов», но речь шла прежде всего о роли народа в истории.

  • В трагедии нет главного героя, вокруг которого развертываются события.
  • Пушкин создал в трагедии собирательный образ народа, показывает на протяжении трагедии эволюцию этого образа.

Место и значение народных сцен в трагедии определены ее идейной концепцией, утверждающей неизбежность гибели любой враждебной народу власти, в данном случае — царской власти.

Необычна стилистика трагедии, в которой «высокая» речь сочеталась с просторечием.  Единство слога, необходимое в классицизме, Пушкин нарушает, индивидуализируя язык персонажей.  Как и Шекспир, он смешивает стихотворную и прозаическую речь.  Необычна стилистика трагедии, в которой «высокая» речь сочеталась с просторечием.  Единство слога, необходимое в классицизме, Пушкин нарушает, индивидуализируя язык персонажей.  Как и Шекспир, он смешивает стихотворную и прозаическую речь.  Внутри стихотворной речи рифмованный стих соседствует с белым стихом.  В трагедии Пушкина молчание, пауза столь же драматически насыщенны, как и слово.  Огромное историческое, социальное, философское содержание воплощено в емкой и предельно лаконичной форме.
  • Необычна стилистика трагедии, в которой «высокая» речь сочеталась с просторечием. Единство слога, необходимое в классицизме, Пушкин нарушает, индивидуализируя язык персонажей. Как и Шекспир, он смешивает стихотворную и прозаическую речь.
  • Необычна стилистика трагедии, в которой «высокая» речь сочеталась с просторечием.
  • Единство слога, необходимое в классицизме, Пушкин нарушает, индивидуализируя язык персонажей.
  • Как и Шекспир, он смешивает стихотворную и прозаическую речь.
  • Внутри стихотворной речи рифмованный стих соседствует с белым стихом.
  • В трагедии Пушкина молчание, пауза столь же драматически насыщенны, как и слово.
  • Огромное историческое, социальное, философское содержание воплощено в емкой и предельно лаконичной форме.
Пушкин неоднократно возвращался к замыслам трагедий и комедий (незавершённые наброски:

Пушкин неоднократно возвращался к замыслам трагедий и комедий (незавершённые наброски: "Насилу выехать решились из Москвы" и перевод комедии французского писателя К. Бонжура "Муж-волокита").

В 1830 в Болдине завершил цикл "Маленьких трагедий " . В них на материале различных эпох и национальных характеров Пушкин раскрывает "судьбу человеческую".

Отказываясь от изображения широкого фона исторических событий писатель исследует страсти человека, погружаясь в тончайшие нюансы переживаний, добиваясь "правдоподобия чувствований".

Тема скупости, зависти, тема любви, прославление силы и духовной красоты человека получают здесь оригинальное, лаконичное,

философски глубокое разрешение.

" Маленькие трагедии " по своей художественной завершённости - шедевр мировой драматической поэзии.

В

В "Русалке" Пушкин (так и не завершает всей пьесы целиком) обратился к русской народной жизни, к фантастическим элементам русской поэзии и сказки. Здесь он, как бы синтезирует отдельные черты, свойственные "Борису Годунову" и поэтике "Маленьких трагедий": характеры даны в развитии, они раскрываются на протяжении длительного времени, разработаны с социальной остротой, с психологической тонкостью.

Уделяя в последние годы жизни исключительное внимание темам восстания Пугачёва, истории Петра I и истории феодализма в Западной Европе, драматург создаёт

Уделяя в последние годы жизни исключительное внимание темам восстания Пугачёва, истории Петра I и истории феодализма в Западной Европе, драматург создаёт "Сцены из рыцарских времён«, отрывок "От этих знатных господ" (1835и план драмы о папессе Иоанне (1834-1835),отрывок "И ты тут был" (1835) и набросок комедии "Через неделю буду в Париже" (1834 - 1835). "Сцены из рыцарских времён " - социально-философская драма, написанная, прозой.

Размах замысла чрезвычайно широк: показать смену феодальной формации формацией буржуазной, крестьянское восстание, силу денежного мешка и духовную убогость буржуа Пушкин вывел здесь представителей науки и искусства, наметив их судьбу в сложных и противоречивых условиях этой переходной эпохи.

Можно предположить, что в завершённом виде "Сцены из рыцарских времен" представили бы новую форму драмы, вобравшую весь опыт пушкинских "драматических изучении".

Огромной заслугой А.С.Пушкина перед отечественным театром является создание русской народной драмы.  Он не только теоретически обосновал эстетику  реализма, но и создал драматургические произведения по принципам этой эстетики. Глубина социально – психологических характеристик исторических персонажей, умение динамически строить действие, а не рассказывать о нем, жизненность образа народа – героя истории, а не исторического фона, богатство и красочная образность языка – все это остается по сей день образцом в драматургии

Огромной заслугой А.С.Пушкина перед отечественным театром является создание русской народной драмы.

Он не только теоретически обосновал эстетику

реализма, но и создал драматургические произведения по принципам этой эстетики. Глубина социально – психологических характеристик исторических персонажей, умение динамически строить действие, а не рассказывать о нем, жизненность образа народа – героя истории, а не исторического фона, богатство и красочная образность языка – все это остается по сей день образцом в драматургии

Просмотр содержимого презентации
«очерки пушкина ильин»

Информационный проект: Автор презентации: Ильин М.Р.

Информационный проект:

Автор презентации: Ильин М.Р.

Пушкин - это слово безмерно в своем содержании. Оно не нуждается в эпитетах, но это - целый мир.  О нем можно говорить бесконечно. Пушкин — это явление не только в русской и мировой литературе, но и в искусстве.  Поэтому закономерно появилось слово “Пушкиниана” - что это? (есть Пушкиниана литературная, музыкальная, художественная).  -Любите ли вы рисовать на полях тетрадок? -А вот Александр Сергеевич делал это гениально!

Пушкин - это слово безмерно в своем содержании. Оно не нуждается в эпитетах, но это - целый мир. О нем можно говорить бесконечно. Пушкин — это явление не только в русской и мировой литературе, но и в искусстве.

Поэтому закономерно появилось слово “Пушкиниана” - что это? (есть Пушкиниана литературная, музыкальная, художественная).

-Любите ли вы рисовать на полях тетрадок?

-А вот Александр Сергеевич делал это гениально!

Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта.  В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек, наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание:

Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта.

В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек, наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание:

"...Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях".

2. Сбор и обработка информации на тему проекта: Автопортреты  Пушкин великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. Есть портреты, где он старается, как бы заглянуть вперед и представить облик своей старости. Есть шутливые, нарочно смешные изображения.    Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний. Предназначался для первой книги стихов поэта .  Период ссылки в Михайловское 1824 г .  Сам Пушкин невысоко ценил свою  внешность:  Зачем твой дивный карандаш  Рисует мой арапский профиль?.. Пушкин и Онегин. 1824 г. иллюстрация к первой главе

2. Сбор и обработка информации на тему проекта:

Автопортреты

Пушкин великолепно знал свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. Есть портреты, где он старается, как бы заглянуть вперед и представить облик своей старости. Есть шутливые, нарочно смешные изображения.

Автопортрет (в круге).

1817-1818 гг. Самый ранний. Предназначался для первой книги стихов поэта .

Период ссылки в

Михайловское 1824 г .

Сам Пушкин невысоко ценил свою

внешность:

Зачем твой дивный карандаш Рисует мой арапский профиль?..

Пушкин и Онегин. 1824 г. иллюстрация к первой главе "Евгения Онегина".

Автопортрет на рукописи главы «Евгения Онегина» Среди бессвязного маранья  Мелькали мысли, замечанья,  Портреты, числа, имена  Да буквы, тайны письмена...  А.С.Пушкин

Автопортрет на рукописи главы «Евгения Онегина»

Среди бессвязного маранья Мелькали мысли, замечанья, Портреты, числа, имена Да буквы, тайны письмена... А.С.Пушкин "Альбом Онегина"

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

январь 1826 г.

Пушкин. Автопортрет в полный рост,

в картузе, с тростью

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет.

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. "...Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям", – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контраст портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

Последний автопортрет  Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность.

Последний автопортрет

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. "Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал - случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни..."

Музы Пушкина Елизавета Воронцова – жена графа М.С. Воронцова.  Одна из очаровательных женщин своего времени.Увлечение Воронцовой оставило глубокий след в творчестве Пушкина. Когда в 1824 году Пушкин покидал Одессу, Воронцова подарила ему перстень - талисман с сердоликовой печаткой. Перстень был на нем и в день его последней дуэли. 1829г. Могучей страстью очарован,  У берегов остался я.

Музы Пушкина

Елизавета Воронцова – жена графа М.С. Воронцова.

Одна из очаровательных женщин своего времени.Увлечение Воронцовой оставило глубокий след в творчестве Пушкина. Когда в 1824 году Пушкин покидал Одессу, Воронцова подарила ему перстень - талисман с сердоликовой печаткой. Перстень был на нем и в день его последней дуэли.

1829г.

Могучей страстью очарован, У берегов остался я.

Рисунок на рукописи  Рисунок пером и чернилами на рукописи «Медного всадника». Мы видим тонкий юный профиль с поднятыми и несколько сдвинутыми бровями, головку со скромной домашней прической, длинную тонкую шею. В облике Наталии Николаевны есть что-то трогательное и немного беспомощное. Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова.  Н.Н.Пушкина. Окт. 1833 г .

Рисунок на рукописи

Рисунок пером и чернилами на рукописи «Медного всадника». Мы видим тонкий юный профиль с поднятыми и несколько сдвинутыми бровями, головку со скромной домашней прической, длинную тонкую шею. В облике Наталии Николаевны есть что-то трогательное и немного беспомощное. Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова.

Н.Н.Пушкина. Окт. 1833 г .

Портрет на обороте счета Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал , моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.  Это рисунок самого поэта на обороте счета издания альманаха* «Северные цветы». Рисунок сделан в 1832 году в годовщину свадьбы. Юная жена изображена в платье с пышными рукавами, с высокой прической. Позади, слева, поэт начал рисовать себя, но потом заштриховал начатое. * Альманах /  нем. Almanach – календарь, ежегодник /. Непериодический литературный сборник произведений разных авторов. 1832 г.

Портрет на обороте счета

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал , моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Это рисунок самого поэта на обороте счета издания альманаха* «Северные цветы». Рисунок сделан в 1832 году в годовщину свадьбы. Юная жена изображена в платье с пышными рукавами, с высокой прической. Позади, слева, поэт начал рисовать себя, но потом заштриховал начатое.

* Альманах / нем. Almanach – календарь, ежегодник /. Непериодический литературный сборник произведений разных авторов.

1832 г.

В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти

В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти "иллюстрации" интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения "Странник", сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи: – поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.

Тогда: "Не видишь ли, скажи, чего-нибудь",- Сказал мне юноша, даль указуя перстом. Я оком стал глядеть болезненно-отверстым...

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция "Каменного гостя". Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы "Усы плащом закрыв, а брови шляпой...", войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании "Каменного гостя".

Рисунок к трагедии "Каменный гость".

П.И.Пестель. Рисунок А.С.Пушкина на полях рукописи 4-ой главы романа

П.И.Пестель. Рисунок А.С.Пушкина на полях рукописи 4-ой главы романа "Евгений Онегин", октябрь 1824, Михайловское

Гениальность Пушкина была феноменальна… Богатства этой удивительной личности невероятны. Необыкновенной была и графика Пушкина. И хотя эта область была для поэта лишь любительством – любитель и тут оказался гением .  ( Т.Г.Цявловская)

Гениальность Пушкина была феноменальна… Богатства этой удивительной личности невероятны. Необыкновенной была и графика Пушкина. И хотя эта область была для поэта лишь любительством – любитель и тут оказался гением .

( Т.Г.Цявловская)

Пусть для каждого из вас это будет еще одна прекрасная встреча с миром Пушкина!  Пусть вдохновение часто посещает ваши души…

Пусть для каждого из вас это будет еще одна прекрасная встреча с миром Пушкина! Пусть вдохновение часто посещает ваши души…

Просмотр содержимого презентации
«ИП Пушкин наше все окад паничкин русако»

работу подготовили ученики 9 класса. Русаков Артем , Окад Артем , Паничкин Даниил проект по искусству:       «Сказки Пушкина в мультипликации»

работу подготовили ученики 9 класса.

Русаков Артем , Окад Артем , Паничкин Даниил

проект по искусству:

«Сказки Пушкина в мультипликации»

Цель проекта:  Выяснить, актуальны ли мультипкационные фильмы, созданные попроизведениям Пушкина в наше время?

Цель проекта:

Выяснить, актуальны ли мультипкационные фильмы, созданные попроизведениям Пушкина в наше время?

Задачи проекта:

Задачи проекта:

  • Найти информацию об экранизации произведений А.С. Пушкина в мультипликационных фильмах;
  • Доказать , что Пушкин – поэт на все времена через исследование мультипликационных фильмов.
гипотеза:  Что было бы, если в нашей стране поэта и прозаика Пушкина бы не было? Если бы Пушкина не было, то нам трудно представить , какие бы сказки читали нам на ночь наши мамы, какие мультфильмы были бы первыми в нашей жизни. В школе мы бы не изучали его произведения, а наш русский язык очень многое потерял бы.

гипотеза:

  • Что было бы, если в нашей стране поэта и прозаика Пушкина бы не было?

Если бы Пушкина не было, то нам трудно представить , какие бы сказки читали нам на ночь наши мамы, какие мультфильмы были бы первыми в нашей жизни. В школе мы бы не изучали его произведения, а наш русский язык очень многое потерял бы.

Пушкин-русский писатель, выросший на сказках няни Арины Родионовны. В последствии он придал им художественную образность, переложив на поэтический язык.

Пушкин-русский писатель, выросший на сказках няни Арины Родионовны. В последствии он придал им художественную образность, переложив на поэтический язык.

Сказки А.С.Пушкина.   Их любят все - и дети и взрослые.  Эти сказки вводят нас в мир, созданный великим русским поэтом. Все положительные герои прекрасны, отважны, благородны и неизменно добро побеждает зло. Каждое новое поколение детей вот уже несколько десятилетий заново открывает для себя замечательные мультфильмы, знакомство с которыми – всегда праздник.

Сказки А.С.Пушкина.

Их любят все - и дети и взрослые.

Эти сказки вводят нас в мир, созданный великим русским поэтом. Все положительные герои прекрасны, отважны, благородны и неизменно добро побеждает зло. Каждое новое поколение детей вот уже несколько десятилетий заново открывает для себя замечательные мультфильмы, знакомство с которыми – всегда праздник.

Экранизация произведений  1943- «Сказка о царе Салтане» 1950- «Сказка о рыбаке и рыбке» 1951- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1966- «Сказка о царе Салтане»  1972- «Руслан и Людмила» 1973- «Сказка о попе и работнике его Балде» 1984-«Сказка о царе Салтане»

Экранизация произведений

1943- «Сказка о царе Салтане»

1950- «Сказка о рыбаке и рыбке»

1951- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1966- «Сказка о царе Салтане»

1972- «Руслан и Людмила»

1973- «Сказка о попе и работнике его Балде»

1984-«Сказка о царе Салтане»

Сказка о царе Салтане. Сказка о царе Салтане была экранизирована три раза в 1943, 1966, 1984-м годах. Если обратить внимание на все 3 экранизации , то можно сказать, что они отличаются. Каждое произведение было экранизировано разными режиссёрами, которые дополняли произведения своими отличительными чертами.

Сказка о царе Салтане.

Сказка о царе Салтане была экранизирована три раза в 1943, 1966, 1984-м годах. Если обратить внимание на все 3 экранизации , то можно сказать, что они отличаются. Каждое произведение было экранизировано разными режиссёрами, которые дополняли произведения своими отличительными чертами.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» была экранизирована в 1951 году Иваном Ивановым –Вано.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» была экранизирована в 1951 году Иваном Ивановым –Вано.

«Сказка о золотом петушке» экранизирована 1967 году Александрой Снежко-Блоцкой. «Сказка о царе Салтане» экранизирована в 1984 году.

«Сказка о золотом петушке» экранизирована 1967 году Александрой Снежко-Блоцкой.

«Сказка о царе Салтане» экранизирована в 1984 году.

Актуален ли Пушкин в наши дни? Вывод: Думаем, вопрос об актуальности поэта вообще не стоит. Пушкин был, есть и будет актуален ещё долго, конечно, если не произойдёт межгалактическая война и иноземные существа не поработят человечество. Пушкин сопровождает нас с раннего детства. Он всем понятен, его произведения очень легко читаются и запоминаются.

Актуален ли Пушкин в наши дни?

Вывод:

Думаем, вопрос об актуальности поэта вообще не стоит. Пушкин был, есть и будет актуален ещё долго, конечно, если не произойдёт межгалактическая война и иноземные существа не поработят человечество. Пушкин сопровождает нас с раннего детства. Он всем понятен, его произведения очень легко читаются и запоминаются.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Печенежскии искусство»

А. С. Пушкин и музыка

А. С. Пушкин и музыка

Н.А.Римский – Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане»

Н.А.Римский – Корсаков

Опера «Сказка о царе Салтане»

Н.А.Римский – Корсаков Опера «Золотой петушок»

Н.А.Римский – Корсаков

Опера «Золотой петушок»

М.И Глинка Опера «Руслан и Людмила»

М.И Глинка

Опера «Руслан и Людмила»

А.С.Даргомыжский Опера «Русалка»

А.С.Даргомыжский

Опера «Русалка»

Г.В.Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»

Г.В.Свиридов

Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»

Просмотр содержимого презентации
«Пушкин в изобразительном искусстве»

Проект «Пушкин наше всё» По теме «Пушкин в изобразительном искусстве» Работу выполнили ученики 9 «А» класса Овечкин Дмитрий, Луценко Андрей, Лозовой Никита Проверила: Головко Ольга Николаевна Г. Углегорск  2018

Проект «Пушкин наше всё» По теме «Пушкин в изобразительном искусстве»

Работу выполнили ученики 9 «А» класса

Овечкин Дмитрий, Луценко Андрей, Лозовой Никита

Проверила: Головко Ольга Николаевна

Г. Углегорск

2018

Оглавление

Оглавление

  • «Пушкин - ребёнок» Ю.В Иванов
  • «Пушкин в царском Селе» И. Репин
  • Прижизненные портреты А.С Пушкина
  • «Последний прижизненный портрет А.С Пушкина» И. Л. Линев
  • Среди Декабристов
  • В памяти друзей
  • Сердцу милые места
  • Автопортреты
«Пушкин – Ребёнок» Саша Пушкин, лицеист Художник Ю.В Иванов Портрет Пушкина Акварель С.Г Чирикова, 1810

«Пушкин – Ребёнок»

Саша Пушкин, лицеист

Художник Ю.В Иванов

Портрет Пушкина

Акварель С.Г Чирикова, 1810

Пушкин в Царском Селе Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Художник Илья Репин 1911г

Пушкин в Царском Селе

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Художник Илья Репин 1911г

Прижизненные портреты А.С Пушкина П.Ф. Соколов А.П. Елагина В. А. Тропинин О.А. Кипренский И. Е. Вивьен Г. Гиппиус Литография И.Л. Линев Т. Райт Гравюра на меди

Прижизненные портреты А.С Пушкина

П.Ф. Соколов

А.П. Елагина

В. А. Тропинин

О.А. Кипренский

И. Е. Вивьен

Г. Гиппиус

Литография

И.Л. Линев

Т. Райт

Гравюра на меди

Последний прижизненный портрет А.С Пушкина И.Л.Линева

Последний прижизненный портрет А.С Пушкина

И.Л.Линева

Среди декабристов Пушкин среди декабристов в Каменке. Не пропадет ваш скорбный труд Художник И дум высокое стремленье Д.Н Кардовский

Среди декабристов

Пушкин среди декабристов в Каменке.

Не пропадет ваш скорбный труд

Художник

И дум высокое стремленье

Д.Н Кардовский

В памяти друзей Н.В. Гоголь.

В памяти друзей

Н.В. Гоголь. "Наброски профиля Пушкина". 1837 г

Сердцу милые места Пушкин в селе Михайловском Тригорское (около Михайловского),

Сердцу милые места

Пушкин в селе Михайловском

Тригорское (около Михайловского), "Скамья Онегина"

Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге"

Прощай свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой И.К. Айвазовский, «Пушкин на берегу Чёрного моря» И.К. Айвазовский, Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал

Прощай свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой

И.К. Айвазовский,

«Пушкин на берегу Чёрного моря»

И.К. Айвазовский,

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн И.К. Айвазовский, И.Е. Репин

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин

"Прощание Пушкина с морем"

Автопортреты Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний. Предназначался для первой книги стихов поэта Период ссылки в Михайловское 1824 г

Автопортреты

Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г

Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний. Предназначался для первой книги стихов поэта

Период ссылки в Михайловское 1824 г

Заключение

Заключение

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Интернет ресурсы http://ru.wikipedia.org http://www.tphv-history.ru  http://ricolor.org/ http://www.proshkolu.ru http://artclassic.edu.ru / http://www.liveinternet.ru

Интернет ресурсы

http://ru.wikipedia.org

http://www.tphv-history.ru

http://ricolor.org/

http://www.proshkolu.ru

http://artclassic.edu.ru /

http://www.liveinternet.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!