Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Углегорска Сахалинской области
Исследовательский проект
«Пушкин - наше всё»
по теме «Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях»
Автор: ученица 9Б класса Евдокимова Ольга, ученица 9Б класса Ю Валерия
Проверил: Головко Ольга Николаевна
г. Углегорск
2018
Оглавление
Введение
Глава I «Теоретическая часть исследования»
Глава II «Практическая часть исследования»
Заключение
Приложения
Список литературы
Введение:
Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего.
Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономиями.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и есть Александр Сергеевич Пушкин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Об этом и наш проект.
Цели проекта:
-Исследовать биографию и творчество поэта.
-Формирование духовного мира школьника, его идейно-моральных убеждений, эстетической воспитанности путем воздействия разных видов искусства в их взаимосвязи.
Задачи проекта:
-Развитие творческого потенциала личности учащегося, формирование познавательной компетентности в области искусства.
-Развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков.
-Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, умением анализировать произведения искусства, высказывать собственное суждение о них.
-Освоение знаний об искусстве как о способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры.
Объект исследования:
Творчество А.С. Пушкина, его биография и произведения.
Произведения искусства, связанные с именем А.С. Пушкина.
Глава № 1
Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях:
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся
19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров "Пушкин в Царском Селе", картина И. Репина, 1911.
В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.
9 июня состоялись выпускные экзамены. Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств в разное время. В селе Болдина Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка опопе и его работнике Балде». Там же в 1833 году созданы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке». Эти периоды называются первой и второй Болдинской осенью.
Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.
Один известный русский художник мечтал проиллюстрировать все сказки А.С. Пушкина, но смог выполнить рисунки лишь к двум, его иллюстрации поражают зрителей точностью линий, красочностью, декоративностью. Но самое главное в этих работах, по словам искусствоведов, то, что художник смог достигнуть единства и целостности образного мира сказок Пушкина и своих иллюстраций.
Сказка о медведихе» послужила толчком к созданию одного из шедевров русской живописи.
И.И. Шишкин в 1889 году написал картину «Утро в сосновом лесу»
Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...»
Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", вспоминали дворовые люди с. Михайловского.
Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).
Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.
Глава II «Практическая часть исследования»
Глава II «Практическая часть исследования»
Среди многочисленных высказываний поэта мы находим такие, в которых он предстает перед читателями XXI в. как пророк и неиссякаемый оптимист, человек, наделенный глубокими чувствами: «Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»; «Дана мне лира от богов, поэту дар бесценный…»; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».
Для работы над исследовательским проектом, надо разделиться на небольшие группы (5—7 человек) и выбрать одну из тем.
Разрабатывая содержание этой темы, обратитесь в первую очередь к поэзии и прозе А. Пушкина, к уже знакомым и новым для вас его сочинениям.
Найдите произведения различных искусств, в которых воплощены образ самого поэта и образы его литературных произведений. Представьте изученный вами материал в виде реферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам.
Защита каждого мини-проекта должна превратиться в увлекательное событие, в котором могут быть представлены различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фотокомпозиции, хореография, выставка творческих
художественных работ.
|
илюстрация |
Заключение:
Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.
Моя исследовательская работа «Увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций» и презентация к ней могут быть использованы на уроках предмета «Искусство», литературы, при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках краеведения и классных часах, посвящённых великому поэту.
Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.
Список литературы
http://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina
Ссылки:
Статья о Пушкине - http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-153.htm
Книги о Пушкине - http://pushkin-live.ru/o_pushkine/
Семья Пушкина - http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm
Список литературы - http://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina
Приложение 1
Список произведений Пушкина
Поэмы:
Анджело
Бахчисарайский фонтан
Братья - разбойники
Гавриилиада
Граф Нулин
Домик в Коломне
Кавказский пленник
Езерский
Медный всадник
Сказки:
Сказка о золотом петушке
Жених
Песнь о вещем Олеге
Повести:
Барышня – крестьянка
Выстрел
Гробовщик
Египетские ночи
История села Горюхина
Капитанская дочка
Кирджали
Метель
Романы в стихах:
Трагедии:
Стихотворения:
Александр Радищев
Андрей Шенье
Анчар
Арион
Батюшкову
Беги, скройся от ночей
Бесы
Битва у Зеницы – Великой
Бородинская годовщина
Будь подобен полной чаше
Вот здесь лежит больной студент
В древние времена при объявлении войны
В дыму, в крови, сквозь тучи стрел
В надежде славы и добра
В начале жизни школу помню я
В пещерах Геликона
В раю, за грустным Ахероном
В Сибирь
В сиянии и в радостном покое
В стране, где я забыл тревоги прежних лет
Вакхическая песня
Вдали ты зришь утёс уединённый
Великий день Бородина
Весёлый мир
Видение короля
…Вновь я посетил
Война
Княгине З.А. Волконской
Вольность. Ода
Вольтер
Ворон к ворону летит
Воспоминания в Царском селе
Восстань, о Греция, восстань
Все в таинственном молчаньи
Генералу Пущину
Герой
Кн. Голицыной, посылая ей оду «Вольность»
Город пышный, город бедный
Гроб Анакреона
Добрый свет
Друзьям
Если ехать вам случится
Есть роза дивная: она
Желал я душу освежить
Здесь Пушкин погребён, он с Музой молодою
Зимнее утро
Из Байрона
Из Пиндемонти
Из Alfieri
К вельможе
К Лицинию (с латинского)
К морю
К ней
К Чаадаеву
Кавказ
Как по Волге реке, по широкой
Как счастлив я, когда могу покинуть
Клеопатра
Когда б не смутное влеченье
Когда порой воспоминанье
Конь
Король ходит большими шагами
Краёв чужих неопытный любитель
Кривцову
Леда
Лициний , зришь ли ты? На быстрой колеснице
Лук звенит, стрела трепещет
Любви, надежды, тихой славы
Мадонна
Меж тем, как изумлённый мир
Мне бой знаком - люблю я звук мечей
Мне не спится, нет огня
Моё беспечное незнанье
Моему Аристарху
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Монах и юбка
Мордвинову
Моя родословная
Моя эпитафия
Публикации:
Возражение критиками «Полтавы»
Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»
Возражение на статью А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность и в начале годов»
Заметки по русской истории
Заметки по русской истории XVIII в.
Замечания на черноморских и донских казаков
Отрывки произведений:
Бова
Записи народных сказок
Историческое произведение:
История Петра
История Пугачёва
Пьесы:
Каменный гость
Маленькие трагедии
Моцарт и Сальери
14