СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Луна - спутник Земли

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Астрономия для почемучек"

Просмотр содержимого документа
«Луна - спутник Земли»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Астрономия для почемучек»


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Астрономия для почемучек» для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.П Левитана «Твоя вселенная». М.: Просвещение, 2014.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  1. Е.П. Левитан «Астрономия для умненьких детей»: учебно-методическое пособие. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2015

  2. «Звездные сказки». Моя первая книжка по астрономии. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2015

Цель программы: формирование у обучающихся целостного и истинного представления о строение мира через устойчивый интерес к изучению астрономии.

Задачи программы:

  • изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

  • изучить влияние небесных объектов на Землю;

  • повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся;

  • развивать стремление к исследовательской деятельности;

  • развивать навыки самостоятельности;

  • развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;

Программа адресована обучающимся 1-4 классов, с уровнем развития базовым и выше.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах.

Итоговый контроль (промежуточная аттестация) - тест.

1. Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• Формирование уважительного отношения к иному мнению;

• Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

• Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

• Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

• Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

• Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.

• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простойплан учебно-научного текста.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

• Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

• Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

• Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

• Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• Солнце – это звезда;

• Строение Солнца, его размеры, температура;

• Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;

• Почему происходит смена дня и ночи, времён года;

• Что такое спутник;

• Луна – спутник Земли;

• Как возникают полярные сияния

• Что такое астероиды, метеориты, кометы.

• Что такое созвездие;

• Основные созвездия и их положение на небе

• Что такое галактика, Вселенная;

• Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.

Предполагаемая результативность курса:

Три уровня результатов, на которые ориентирована программа:

1 уровень – приобретение первоначальных  знаний по астрономии, понимание её значения в социальной реальности и повседневной жизни;

2 уровень – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества в астрономии как науки и к социальной реальности астрономических достижений в целом;

3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия в рамках применения и распространения знаний по астрономии.

Формы контроля

  • В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами. Проведение диагностического занятия в игровой форме после изучения каждого модуля, с целью определения уровня астрономических знаний детей.

  • Представление детьми своих результатов работы в виде моделей, рисунков, сказок, стихотворений, сообщений, и других работ.

  • Проведение в конце учебного года конкурса «Юный астроном года», в ходе которого определяется уровень астрономических знаний детей.



2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

1 класс (33 ч)

Раздел 1.Солнце и Земля 14 ч

Источник радости и света. Что означает слово «солнце». Астрономический знак Солнца. Предосторожности, необходимые при наблюдении за Солнцем. Вид Солнца (форма, цвет, размеры). Что можно узнать о Солнце из отрывного (перекидного) календаря. Элементарное представление о горизонте. Положение Солнца относительно выбранных предметов и горизонта. Движение Солнца по небу. Как древние объясняли видимое движение Солнца по небу. Народные приметы, связанные с видом Солнца.

Первоначальное представление о Земле как небесном теле. Глобус – крошечная модель Земли.

Составлять рассказ о Солнце;

- наблюдать за Солнцем;

- определять положение Солнца относительно разных предметов;

- получать сведения о Солнце из отрывного (перекладного) календаря; приводить примеры о пользе Солнца для всех живых организмов;

- пользоваться глобусом;

Раздел 2. Солнце: вчера и сегодня 15 ч.

Поклонение Солнцу в древности. Расстояние от Земли до Солнца. Миф об Икаре. Можно ли долететь до Солнца и нужно ли это делать. Солнце – большой горячий шар, источник тепла и света. Как долго живет солнышко. Что было бы, если бы Солнце вдруг исчезло. Полезный и вредный загар. Солнце – небесное тело. Понятие об астрономии как науке, изучающей небесные тела. Как же астрономы исследуют Солнце и зачем они это делают.

- получать сведения о Солнце из отрывного (перекладного) календаря;

- приводить примеры народных примет, связанных с видом Солнца;


Раздел 3.Как Солнце помогает людям 3 ч.

+1 час повторение

Солнце поможет не заблудиться на прогулке, определить время. Солнце помогает людям в сельском хозяйстве (парники, теплицы, оранжереи, сушилки), в быту (душевые), технике (плавка металлов), в космических полетах(солнечные батареи). Солнце способно принести еще много пользы людям, не загрязняя при этом земную природу.

-ориентироваться по Солнцу;

- определять время по Солнцу;

приводить примеры о пользе Солнца для всех живых организмов;

-пользоваться глобусом;

- осуществлять действия по плану;

2 класс (34 ч)

Раздел 1. Ночное светило

(12 часов)

Что означает слово «Луна». Астрономический знак Луны. Мифы о Солнце и Луне. Вид Луны (форма, цвет, размеры). Луна и месяц. Что можно узнать о луне из отрывного (перекидного) календаря. Как отличить «молодую» Луну от «старой». Народные приметы, связанные с видом Луны.

Особенности видимого движения Луны. Что видно на Луне невооруженным глазом и в бинокль. Можно ли ориентироваться по Луне.

- рассказывать о Луне;

- сравнивать Луну и Солнце;

- сравнивать размеры Земли и Луны;

Раздел 2. Небесные тела – Солнце, Земля, Луна (13 часов)

Мифы о Луне. Что больше: Луна, Земля или Солнце. Расстояние от Земли до Луны, от Солнца до Луны.

Мир Луны (отсутствие воды, воздуха, необычные лунные пейзажи, температура поверхности). Можно ли жить на Луне. Как Луна светит. Что было бы, если бы Луны не было.

Земля на небе Луны. Земля – спутник Солнца. Луна – спутник Земли. Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны.

Небесные тела – Луна, Солнце, Земля. Почему бывают затмения Солнца и Луны.

Анализ новой информации, работа с различными источниками. Работа с картой звёздного неба

Ориентирование по Полярной звезде

Раздел 3. Космические полеты (7 часов) + 2ч. повторение

Давняя мечта человека. Первые полеты в космос и на Луну. К. Э. Циолковский, С. П. Королев, Ю. А. Гагарин.

Как удалось увидеть обратную сторону Луны. Первые мягкие посадки на Луну. Зачем нужны полеты на Луну.

Полеты на Луну американских астронавтов. Не мог ли кто-нибудь до землян побывать на Луне.

Что предстоит делать на Луне будущим космонавтам и астронавтам.

Работа в группах.

Проектирование

решения проблемы

составления

оптимального

маршрута поиска информации,

презентация, представление и защита информационных проектов.

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Звезды, которые всегда над тобой (12 часов)

Миф о Ночи, Луне, Заре, Солнце. Пословицы и поговорки о звездах. Народные приметы, связанные со звездами.

Красота и величие звездного неба. Звездное небо в произведениях поэтов, писателей, ученых.

Много ли на нашем небе ярких звезд, можно ли их увидеть сразу все вместе. Понятие о созвездиях. Наскальные изображения созвездий. Большая и Малая медведицы. Как найти на небе эти созвездия. Миф о Каллисто. Ориентировка по Полярной звезде. "Звездный атлас" Яна Гевелия.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Раздел 2. Созвездия нашего неба (20 часов)

2.1. Созвездия осеннего неба (6 часов) Созвездия – Лира, Лебедь, Орел, Пегас, Андромеда, Персей. Мифы Древней Греции, связанные с их названиями. Что означают имена звезд "летне-осеннего треугольника".

Созвездия Лиры, Лебедя, Орла, Андромеды, Пегаса и Персея в "Звездном атласе" Яна Гевелия.

2.2. Созвездия зимнего неба (6 часов)

Созвездия Орион, Телец, Большой Пес, Малый Пес, Возничий и Близнецы. Происхождение названий созвездий (мифы). Плеяды. Что означают имена ярких звезд "зимнего треугольника".

Изображения зимних созвездий в "Звездном атласе" Яна Гевелия.

Понятие о зодиакальных созвездиях. Телец и Близнецы - зодиакальные созвездия.

2.3. Созвездия весеннего неба (4 часа)

Созвездия Льва, Волопаса, Девы. Мифы Древней Греции, связанные с названием этих созвездий. Имена главных звезд.

Изображения созвездий Волопаса, Льва и Девы в «Звездном атласе» Яна Гевелия.

2.4. Далекие солнца (4 часа)

Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия или звезды. Сириус, Процион, Альтаир – примеры близких звезд. Что такое Млечный Путь.

Понятие о световом годе. «Небо неподвижных звезд».

Размеры звезд. Самосветящиеся небесные тела. Самые горячие и самые холодные звезды. Можно ли жить на звездах. Что было бы, если бы звезд не было. Могут ли звезды влиять на людей или, например, на погоду. Все ли звезды мы видим. Что кроме звезд, можно увидеть на звездном небе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

– определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов

–инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

слушание и анализ выступлений своих товарищей.

-самостоятельная работа с учебником.

-отбор и сравнение материала по нескольким источникам.


Раздел 3. Подвижная карта звездного неба (ПКЗН) (1час) + 1ч. повторение

Устройство ПКЗН. Вид осеннего, зимнего, весеннего и летнего неба на звездной карте. Определение положения Солнца в зодиакальных созвездиях в данный день. Созвездия, через которые проходит Млечный Путь.

Работа с научно-популярной литературой

4 класс (34 ч)

Раздел 1.

Семья Солнца

(5 часов)

Строение Солнечной системы. Относительные расстояния планет от Солнца. Особенности Солнечной системы (расположение планет примерно в одной плоскости; движение планет вокруг Солнца в том же направлении, в котором Солнце вращается вокруг своей оси).

Какие из небесных тел Солнечной системы можно увидеть на небе невооруженным глазом. Как выглядят на небе планеты; сходства и отличие их вида (невооруженным глазом и в бинокль) от звезд. Что означает слово «планета».

Какие небесные тела считались в древности планетами и почему. Когда была открыта планета Земля.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

.


Раздел 2. Планеты и их спутники

(21 час)

Планета Земля. Происхождение названия. Астрономический знак. Место в Солнечной системе. Основные движения Земли – обращение вокруг Солнца и вращение вокруг оси.

Какие науки изучают поверхность Земли, ее недра, водную и воздушную оболочки. Географический глобус и географические карты.

Уникальность природы Земли.

Полеты в космос с целью исследования Земли. Спутники Земли.

Меркурий. Происхождение названия. Астрономический знак. Размеры. Расстояние от Солнца и период обращения. Смена дня и ночи. Особенности суточного движения Солнца на небе этой планеты. Отсутствие спутников. Мир этой планеты.

Венера. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца. Обращение вокруг Солнца и особенность вращения вокруг оси. Отсутствие спутников. Размеры. Мир Венеры.

Марс. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца. Основные движения. Природа Марса. «Каналы» Марса. Фобос и Деймос – спутники Марса. Можно ли жить на Марсе.

Юпитер. Происхождение названия. Астрономический знак. Расстояние от Солнца. Обращение и вращение Юпитера. Вид в бинокль и в телескоп. Природа Юпитера. Галилеевы спутники.

Планеты-гиганты – Сатурн, Уран, Нептун. Происхождение их названий. Астрономические знаки.

Система спутников и кольца Сатурна. Вид Сатурна и его колец в бинокль, телескоп и на фотографиях, полученных с близкого расстояния.

Уран и его спутники. Открытие планеты и ее спутников. Происхождение названия планеты и ее астрономический знак. Особенность вращения вокруг оси.

Нептун и его спутники. Открытие планеты и ее спутников. Происхождение названий. Астрономический знак.

Плутон. Самая далекая и самая маленькая планета Солнечной системы. История открытия планеты и ее спутников. Происхождение названия. Астрономический знак. «Плутон - Харон» - еще одна «двойная планета».

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой;

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Работа в группах.

Проектирование

решения проблемы

составления

оптимального

маршрута поиска информации,

презентация, представление и защита информационных проектов.

Раздел 3.

Планеты-крошки (3 часа)

Что означает слово «астероид». Кто открывает астероиды. Размеры астероидов. Пояс астероидов. Происхождение названий астероидов. Первый астероид, сфотографированный с близкого расстояния. Сближения некоторых астероидов с Землей. Опасно ли для Земли сближение с астероидами.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой

Раздел 4.

Хвостатые светила (5 часов)

Что означает слово «комета». Как относились к кометам в древности. Строение комет, их размеры, орбиты.

Как открывают кометы и дают им названия. Комета Галлея (история открытия, многократные возвращения к Солнцу и Земле, результаты исследования с близкого расстояния в 1986г.). Какой интерес представляют исследования комет. Может ли комета столкнуться с Землей. Столкновение кометы с Юпитером в 1994 году.

Кометы, которые можно было наблюдать на небе в последние годы. Недолговечность комет.

«Падающие звезды» - метеориты. Кометы и метеорные потоки. Яркие метеориты – болиды. Метеориты и их возможная связь с астероидами и ядрами комет. Как находят метеориты и дают им названия.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.







3. Тематическое планирование



п/п

Название раздела

Кол-во часов

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Солнце и Земля

14

14

-

-

-

2

Солнце: вчера и сегодня

15

15

-

-

-

3

Как Солнце помогает людям

3

3

-

-

-

4

Повторение

4

1

2

1

-

5

Ночное светило

12

-

12

-

-

6

Небесные тела – Солнце, Земля, Луна

13

-

13

-

-

7

Космические полеты

7

-

7

-

-

8

Звезды, которые всегда над тобой

12

-

-

12

-

9

Созвездия нашего неба

9.1 Созвездия осеннего неба

9.2 Созвездия зимнего неба

9.3 Созвездия весеннего неба

9.4 Далекие Солнца

20

-

-

20

6

6

4

4

-

10

Подвижная карта звездного неба (ПКЗН)

1

-

-

1

-

11

Семья Солнца

5

-

-

-

5

12

Планеты и их спутники

21

-

-

-

21

13

Планеты-крошки

3

-

-

-

3

14

Хвостатые светила

5

-

-

-

5


Итого

135

33

34

34

34














Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Астрономия для Почемучек» 1 класс

Тема: Луна- спутник Земли


Цель: Формировать представления о луне, как спутнике Земли.

Задачи:

  • познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, с помощью эксперимента разъяснить изменение видимой формы Луны в течение месяца;

  • развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;

  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

  • содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

  • прививать уважительное отношение друг к другу;

  • формировать эмоционально – положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.


Материал к занятию: шарик пластиковый на нитке, слайды с изображением луны в разных фазах.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, на которых изображены космонавты в безвоздушном пространстве. Наблюдения на прогулках за Луной в состоянии разных фаз.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, ящик с вопросами от почемучек.

Тип занятия: Изучение нового материала

Вид занятия -практикум

Ход занятия 

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, предлагаю вам сегодня из учеников превратиться в экспериментаторов, согласны? Давайте произнесем волшебное: «Крибле, крабле, бум!» Три раза похлопаем в ладошки, раз, два, три! Ну, как волшебное заклинание подействовало? Вы готовы к открытиям?

- Сегодня на занятии мы продолжим поиск ответов на вопросы из нашего ящика для почемучек.

Учитель открывает ящик и достает лист с загадкой

- Ребята, послушайте внимательно загадку.

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня. (Луной).

- А вот какой вопрос задал на Почемучка: «Что такое луна?».

  1. Постановка цели и задач

- О каком космическом объекте мы будем сегодня говорить?

- А что вы уже знаете о луне?

- Как можно изобразить Луну в рисунке? (кружком). А как мы изображаем солнце? (тоже кружком). Чем еще похожи луна и солнце? (желтого цвета, гуляют по небу, видны с земли). Чем же они отличается? (солнце светит днем, луна – ночью; солнце греет, луна светит холодным светом).

3. Изучение новой темы

- На небе Солнце и Луна кажутся одинаковой величины. Но мы с вами уже знаем, что все зависит от расстояния. Большой самолет, пролетающий вдали, кажется нам таким же маленьким, как птичка, сидящая близко. Солнце от нас гораздо дальше, чем Луна. Зато оно гораздо больше Луны.

- Солнце светит днем, а ночью луна, значит луна тоже звезда?

Дети высказывают свои предположение

- Сейчас мыс вами проведем эксперимент. Посмотрите на зеркало, вы видите там свет? А если я включу фонарик в сотовом телефоне и направлю свет фонарика на зеркало, что появилось в зеркале? Что за свет появился в зеркале? Верно, зеркало отражает свет от фонарика, так и луна ночью отражает свет от солнца, а нам кажется, что это светит луна.

Слайд №3

- Луна – спутник Земли. Как вы понимаете слово спутник? Найдите значение слова в толковом словаре.

Дети читают

«В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг другого тела, большего по размеру.»

- Зная это, мы можем определить размеры Луны по сравнению с планетой Земля. Какова же Луна по размеру, по сравнению с Землей? (Луна меньше Земли).

- У всех планет есть свои друзья – спутники. Почти все планеты имеют по несколько таких спутников, как Луна. А у планеты Земля, Луна – единственный спутник, очень большой и близкий. Ярче всех звезд сияет на небе красавица Луна. Только почему-то она не всегда круглая. Какой же бывает Луна?

- Еще в глубокой древности мудрецы – звездочеты заметили, как изменчиво ведет себя Луна: вот появится на ночном небе большим кругом, а пройдет две недели, и останется от нее узкий серпик – месяц. Еще через две недели опять светит на небе полная луна. А знаете ли вы, почему с Луной происходят такие превращения? (предположения детей).

Эксперимент (показ модели движения луны вокруг земли). Включим лампу. Возьмем в руку мячик и поднимем его на уровень лампы. Мячик будет Луной, лампа – Солнцем, а я Землей. Смотрите внимательно: Когда Луна расположена справа от Земли, то с земли виден только краешек освещенного полушария луны, похожий на узкий серпик. С каждым днем серп становится все толще: Луна «растет». Если мысленно провести рядом с серпиком прямую линию, то получится буква «Р», это говорит о том, что Луна «растет». А Луна продолжает движение вокруг Земли, и все больше освещается солнцем. И вот уже мы видим Луну похожую на круглый диск. Но недолго мы наблюдаем полную Луну, ведь она продолжает движение вокруг земли. И теперь находится уже с другой стороны нашей планеты, и освещается солнцем по-другому, и снова похожа на серп. С каждым днем он становится все уже: Луна убывает. Теперь серпик похож на букву «С» - стареющая Луна. Продолжая движение, Луна занимает положение между Солнцем и Землей, теперь мы не можем видеть освещенную часть Луны. Нам кажется, что Луна исчезает.

Примерно за 30 дней совершается чудесное превращение – от тонкого Месяца – до круглой Луны и обратно. Так месяц в древности стал служить людям исправными часами. Появлялся на небе молодой Месяц, и давали звездочеты знак трубачам: «Громче трубите! Пусть все знают: кончился старый месяц, пошел счет новому!». С тех пор и вошло в наш земной календарь название – месяц. Появились в календаре 12 месяцев? Как они называются?

5. Первичное закрепление изученного.

Работа в тетрадях.

- Попробуйте нарисовать молодую, старую и полную Луну.

- На прошлом занятии мы с вами узнали, что планета Земля является огромным магнитом. Она притягивает не только предметы, но и удерживает свой спутник. Как он называется? А почему же Луна не падает на Землю? (предположения детей).

Проведем опыт. Вот Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка — это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? Почему? (Предположения детей). Перестану кружить шарик, что с ним произойдет? (он «падает»). Так и Луна. Если она перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет. Сегодня мы с вами еще раз убедились, весь секрет в движении!

- Как вы думаете, у кого сила притяжения больше: у Солнца или Земли? (Ответы детей) Да, Солнце больше и сила притяжения у него больше, поэтому Земля и вращается вокруг Солнца. Кроме нее Солнце держит за невидимую ниточку восемь больших планет Солнечной системы и много маленьких, и не дает им «сбежать». Не падают планеты на Солнце потому, что безостановочно летят — каждый по своей орбите.

6. Рефлексия.

Игра – моделирование «Солнечная система». Вокруг Земли, одновременно со всеми планетами, вращается Луна (ребёнок, ее изображающий, двигается одновременно вокруг Земли и вместе с ней вокруг Солнца). По сигналу воспитателя начинается движение «Солнечной системы», дети-астрономы наблюдают за ней, рассматривают в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает «планетам», «Луне» правильно двигаться по своим орбитам, поясняет «астрономам», какое сложное движение звезд и планет происходит в Космосе.

7. Итог занятия.

- Что мы ответим Почемучке на его вопрос?

- Понаблюдайте за луной все эти дни и нарисуйте как выглядела луна































Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Астрономия для Почемучек» 2 класс

Тема: Луна- спутник Земли

Цель:

Познакомить учащимся с естественным спутником Земли - Луной.

Задачи:

1 Дать возможность учащимся научиться самим добывать дополнительную информацию о заданном космическом объекте.

2. Прививать интерес к познанию окружающего мира, тренировать наблюдательность

3. Развивать творческую инициативу, мышление, устную речь, память, воображение.

Формируемые УУД:

Определять цель деятельности на уроке, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового, слушать и слышать друг друга, осуществлять сотрудничество, делать выводы в результате совместной работы

Оборудование:

Компьютер, экран, презентация, выставка книг по теме «Космос»; карточки с тестами

Тип занятия: Изучение нового материала

Вид занятия- Путешествие

Методы:

Словесный: рассказ, беседа

Наглядный: презентация (слайды, видеофрагменты о Луне);

Практические: тест; заполнение бортового журнала; нахождение нужной информации в энциклопедии.

Ход урока

1.Оргмомент. (1 слайд) Космическая музыка

2.Актуализация знаний

-Ребята, посмотрите на экран. (2слайд).

-Прочитайте слова. Что они обозначают? (Космос, Вселенная)

- Как одним словом назвать? (Планеты) (3 слайд)

3. Постановка темы и целей

- Что здесь лишнее? (Луна) (4 слайд)

- Почему она лишняя? (Луна не планета).

-Что же будем изучать на уроке? Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Куда мы полетим с вами? (Будем исследовать космический объект Луну).

- На борту нашего корабля оказался ещё один пассажир. Угадайте, кто он. У него большая шляпа. Он бездельник и растяпа. Он хвастун, болтун, зазнайка. Знают все- малыш- (Незнайка).

- Как и в любом космическом корабле – у нас тоже будет бортовой журнал (на внеурочном занятии по астрономии, я завела тетрадь «бортовой журнал», где с ребятами записываю краткие сведения).

- Незнайка подготовил для нас вопросы (в бортовом журнале записываем).

(6 слайд)

1.Как движется Луна?

2.Что такое Луна?

3.Излучает ли Луна собственный свет?

4.Есть ли жизнь на Луне?

5.Какую форму и размер имеет Луна?

По ним мы будем исследовать космический объект-Луну.

4. Изучение новой информации

Итак, наше путешествие начинается. (8слайд)

1 вопрос - Как движется Луна в космическом пространстве?

Прочитайте. Как движется Луна? Запишем в бортовой журнал.

(сведения можно использовать из энциклопедии + слайд)

2 вопрос. Что такое Луна? (Спутник)

-Вслушайтесь в это слово. Что оно обозначает? (Идущий по одному пути).

- По какому пути движется Луна вместе с Землёй? (слайд 10)

- Луна вместе с Землёй движется вокруг Солнца. (Слайд 11)

- Продолжаем наше путешествие.

3 вопрос. Излучает ли Луна собственный свет?

- Люди говорят: Ярко светит Луна. Ярко светит Солнце. -Какое выражение верно?

Почему? Могут ли одновременно быть на небе Луна и месяц? Почему? Докажите. (слайд14), (слайд15)

Может ли одновременно быть на небе месяц и луна? (нет)

Видео «Академия занимательных наук»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=Zz_6Xe3ZpDM&feature=emb_logo


4 вопрос. (слайд16) Есть ли жизнь на Луне?

-Если бы мы оказались на Луне-нас бы кто-нибудь встретил?

-Почему? Что необходимо для жизни?

Вода и воздух.

Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение.  

(Саша читает стихотворение). Подумайте, что назвали лунными морями.

У лунного моря

Особый секрет, -

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

В волны его

Невозможно нырнуть,

Нельзя в нём плескаться,

Нельзя утонуть.

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Кто плавать в воде не умеет совсем.

(Слайд17)

Занесём в бортжурнал.

5 Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять. (ходьба)

В космос мы летим опять. (Руки соединить над головой)

Отрываюсь от Земли (прыгаем).

Долетаем до Луны. (руки в стороны, покружились)

На орбите повисим (руки (назад-вперёд)

И опять домой спешим. (шагаем)

6.Закрепление

- Какую форму и размер имеет Луна? (Ученик читает из энциклопедии («Тайны вселенной», Астрономия и космос Росмэн., стр.24)

(Луна имеет шарообразную форму. В 4 раза меньше Земли.)

- Запишем в бортжурнал.

7. Итог занятия

- Наше путешествие подходит к концу. Какой космический объект мы исследовали? Получилось ли у нас это? (21слайд)

По бортжурналу. (Один ученик читает вопрос, другой отвечает на него).

8. Рефлексия (Слайд22).

- Продолжите предложения. (Я знаю ..., я запомнил..., я смог…)

Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Астрономия для Почемучек» 3 класс

Тема: Луна- спутник Земли


Цель: создать условия для формирования у учащихся научного представления о естественном спутнике Земли - Луне; содействовать развитию интеллектуальных способностей учащихся, их творческой инициативы, навыков сотрудничества.

Задачи:

- дать возможность уча научиться самим добывать дополнительную информацию о заданном космическом объекте;

- прививать интерес к познанию окружающего мира, тренировать наблюдательность;

- развивать творческую инициативу, мышление, устную речь, память, воображение.

Формируемые УУД: Определять цель деятельности на уроке, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового, слушать и слышать друг друга, осуществлять сотрудничество, делать выводы в результате совместной работы

Оборудование:

Компьютер учителя, проектор, персональных нетбуки для детей,

Ход занятия:


1.Организационный момент

- Здравствуйте, юные астрономы и космические путешественники, сегодня в нашем волшебном ящике Почемучка оставил нам не вопрос, а целый ряд вопросов, а вот о чем вопросы вы узнаете, когда решите кроссворд, в котором спрятались вопросы по темам наших прошлых занятий.


2.Постановка цели и темы занятия


  1. Звезда, вокруг которой вращается Земля?

  2. Самая удаленная от Солнца планета?

  3. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?

  4. Небесное тело, которое само светится?



– Итак, какое получилось ключевое слово?   

– Что такое Луна и что вы о ней знаете?

- А все ли вы знаете о ней?

– А хотите ли узнать больше? (да)

– А вот что хочет узнать о Луне Почемучка? (Читаю вопросы, которые появляются на интерактивной доске)

  • Кто из ученых раньше всех начал наблюдать за луной?

  • Был ли на луне человек?

  • Как луна влияет на Мировой океан?

  • Как Луна влияет на человека?

- Вопросы очень трудные, справимся ли мы?


3. Изучение новой информации. Работа в группах.

- Для того, чтобы найти ответы на вопросы нам нужно разделиться на группы. Каждая группа найдет информацию на один вопрос, отберет самое главное и представит ответ в созданной презентации.

- Для организации работы разделитесь на 4 группы, распределите обязанности в группе.

Каждая группа получает карточки с вопросом. Для поиска информации дети используют интернет с предложенными учителем сайтами, энциклопедии, так же информацию предлагает учитель на карточках Приложение 1. Дети с помощью учителя создают по 2-3 слайда с ответом на выбранный вопрос.


4. Физминутка

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –

Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!

5.Закрепление изученного

- Ребята, вы молодцы хорошо поработали, нашли много интересной информации, а сейчас давайте представим продукт вашей работы одноклассникам.


Слайды с помощью программы Classroom демонстрируют на общей доске с представлением найденной информации.


- Ребята, какие вопросы у вас есть к выступающим?


6. Подведение итогов.

- На все ли вопросы мы нашли ответы? А у вас остались вопросы или какие-то моменты вам остались неясными? Давайте опираясь на ваши вопросы сформулируем домашнее задание.


7. Рефлексия.


- Ребята, у каждого из вас на парте лежит листок с изображением звезды, раскрасьте ее в тот цвет, который соответствует вашему ощущению от занятия.


Крас.звезда - на уроке было легко, интересно.

Желт.звезда - испытывал затруднения.

Корич.звезда - на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял


Литература для детей для работы на занятии

  1. Дэйнс Кэти "Вопросы и ответы о космосе"

    2. Качур Елена «Увлекательная астрономия. Детские энциклопедии с Чевостиком»


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Луна - единственный естественный спутник Земли. Фазы Луны.

Луна – это естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты уже более 4 миллиардов лет.

Она представляет собой каменный шар размером вчетверо меньше планеты Земля. Земля с Луной удерживаются в равновесии на своих орбитах силами взаимной гравитации.

Современные ученые считают, что Луна родилась еще на раннем этапе развития Земли в процессе столкновения с ней блуждающей планеты. Удар был настолько сильным, что от неизвестной планеты осталось только несколько расплавленных кусков породы, отброшенных обратно в космос. Эти несколько масс сблизились благодаря гравитации и образовали Луну.

Луна - единственный естественный спутник Земли. Луна вторая по яркости после Солнца и пятая по величине в Солнечной системе. По объёму Луна в 50 раз меньше планеты Земля. Луна светится потому, что от её поверхности отражается солнечный свет. Обычно видна та часть Луны, которую освещает Солнце. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того, как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает ее по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим её на небе то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Часть видимого нами диска Луны, освещенного солнечным светом, называется фазой Луны. Постоянные изменения вида Луны называются лунными фазами.


Галилео Галилей-первый ученый, увидевший Луну в телескоп.


Первым учёным, рассмотревшим Луну в телескоп, был Галилео Галилей.

В 1610 году при помощи телескопа, который он построил сам и открыл лунные горы, моря и кратеры.

Он был физиком, математиком, механиком и астроном. В 1609 г. он построил свой первый телескоп, который имел увеличение всего в три раза. Потом ему удалось построить телескоп, дающий увеличение в 32 раза. В 1610 г. Галилео Галилей рассмотрел Луну в телескоп и сделал её описание. Поверхность Луны оказалась покрыта множеством кратеров, которые образовались от падения на Луну метеоритов.


Луна – это единственное небесное тело, на котором побывал человек.

Это событие произошло 21 июля 1969 года. Командир экипажа американских астронавтов Нил Армстронг и пилот Эдвин Олдрин совершили посадку на лунном модуле корабля Аполлон 11 на поверхности Луны.

Они оставались на Луне в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды.

Всё это время пилот их командного модуля Майкл Коллинз ждал на орбите.

Астронавты вышли один раз на лунную поверхность и пробыли на ней 2 часа 31 минуту 40 секунд.

Первым человеком, который ступил на Луну, был Нил Армстронг.

Всему миру запомнились слова Нила Армстронга "Маленький шаг для человека и большой шаг для всего человечества". Через 15 минут к нему подошел второй астронавт Эдвин Олдрин. Астронавты установили в месте посадки модуля флаг США, разместили вблизи комплект научных приборов и собрали 21,5 кг образцов лунного грунта, которые были успешно доставлены на Землю. Один из астронавтов сказал, что на Луне все выглядит так, как будто там уже несколько миллиардов лет никто не вытирал пыль.

После последовали еще 5 успешных миссий на Луну и одна (Аполон-13) не полностью успешна.


Влияние Луны на Мировой океан. Приливы и отливы.


Притяжение Луны влияет на Землю, создавая приливы и отливы, которые происходят один или два раза в день. Луна притягивает воду в океанах так, что получается два «водяных горба»: вращаясь вокруг Земли, Луна тянет эти водяные «горбы» за собой.



На приливы и отливы влияет положение Солнца и Луны относительно Земли и воздействие их сил притяжения на Океан. Наиболее сильные приливы происходят тогда, когда Земля, Луна и Солнце выстраиваются в один ряд. Это происходит каждые две недели в новолуние и в полнолуние.

Понаблюдать за этим явлением природы можно на берегу океана. Точно в определенное время начинаются приливы и отливы. Океан настолько мелеет .что очень долго идешь пешком, но в течении двух часов вода опять возвращается. Когда Солнце Луна и Земля находятся на одной линии, их силы гравитации складываются. Так возникают самые сильные приливы. Весенние и квадратурные.


Влияние Луны на человека.


На растущей луне человек чувствует прилив сил, оптимизм, готовность справиться с любой задачей и уверенность в своих силах. На убывающей луне, наоборот, упадок сил, слабость, желание все бросить. В это время наблюдается наибольшее число обращений людей в депрессивном состоянии.

В связи с этим на растущей луне следует начинать любые проекты,

а на убывающей - завершать. Это, конечно, не означает, что нужно успеть провернуть свой проект в течение одного и того же лунного месяца. Просто желательно учитывать этот момент и разбивать свои проекты на этапы,

которые и стоит подгонять под лунный календарь.

В соответствии с этим, на растущей луне стоит начинать оздоровительные курсы, связанные с укреплением организма, увлажнением кожи - в общем, любые процедуры, связанные с впитыванием в себя нового. Тогда как на убывающей луне нужно избавляться от всего того, что уже не нужно: проводятся различные чистки (кожи, пищеварительной системы и т.д.). При этом важно помнить, что это не относится к стрижке волос - в этом случае мы не столько избавляемся от ненужных кончиков волос, сколько формируем новую прическу - а это созидательный процесс! И начинать его нужно на растущей луне.

Исследования показывают, что новолуние - самое спокойное время,

а полнолуние - самое беспокойное.

Особенно подвержены влиянию полнолуния дети, поэтому основные рекомендации будут для них.

Не рекомендуется во время полнолуния:

• читать книги про убийства и привидения

• перед сном играть в шумные игры

• смотреть боевики и страшилки

• уходить далеко от дома

• посещать шумные мероприятия, соревнования, вызывающие сильные волнения

Рекомендуется:

• больше гулять перед сном, проветривать комнату

Много народных примет мне подсказала мама. Луна еще и на растительный мир влияет. когда она растет вся сила и соки вершка, а на полнолуние и убывающую в корешках. Да еще она не солит, капусту в полнолуние получается, мягкой и прокисает. А папа рассказывал, что лес на баню заготавливали на растущую луну, вся сила в стволах остается, такая баня долго служит и приносит пользу для здоровья.












































Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Астрономия для Почемучек» 4 класс

Тема: Луна- спутник Земли


Занятие проводится в мобильном планетарии


Цель: создать условия для формирования у учащихся научного представления о появлении естественного спутника Земли - Луне;

Задачи:

- дать возможность учащимся научиться самим добывать дополнительную информацию о заданном космическом объекте;

- прививать интерес к познанию окружающего мира, тренировать наблюдательность;

- развивать творческую инициативу, мышление, устную речь, память, воображение.

Формируемые УУД: Определять цель деятельности, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового, слушать и слышать друг друга, осуществлять сотрудничество, делать выводы в результате совместной работы

Оборудование:

Видеомагнитофон, проектор.

Вид урока- экскурсия

Ход занятия:


1.Организационный момент.

- Сегодня наше занятие пройдет в школьном Планетарии. Давайте вспомним правила поведения в Планетарии.

Правила посещения планетария:

При входе в планетарий, смотрим под ноги, идем не спеша, по одному, заходим внутрь. Помним, что мальчики пропускают девочек.

В планетарии нужно вести себя тихо, и не мешать рассказу учителя.

После того как внутри планетария погас свет, все передвижения под куполом прекращаются.

Дотрагиваться до стен нельзя.

После завершения сеанса дождитесь, когда учитель откроет выход планетария.

2.Постановка цели и темы занятия.

- Мы пришли в Планетарий для того, чтобы найти ответ на вопрос Почемучки «Как образовалась Луна?». Вы уже много знаете о естественном спутнике - Луне, сегодня пополните сои знания просмотрев фильм и послушав рассказ. Вам будет предложено несколько версий.

4. Изучение новой информации

1.https://trclips.com/video/ovI9M55iqr4/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C-%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%B0.html

2. http://youtube.com/watch?time_continue=2&v=iTDsL4Yqrx4&feature=emb_logo

3. http://youtube.com/watch?time_continue=9&v=Lej4l2Hia_Q&feature=emb_logo

В зависимости от уровня подготовки класса можно выбрать 3 варианта фильма.

Дети, по окончании просмотра (15 мин) покидают планетарий и идут в класс.



5. Подведение итогов.

- Что особенно вас удивило при просмотре фильма?

- С какими гипотезами возникновения Луны вы познакомились?

- Можем ли мы сейчас проверить хоть одну гипотезу?

- Предлагаю вам самим опираясь на все знания, которые вы получили на занятиях «Астрономия для почемучек» выдвинуть свою гипотезу возникновения Луны.


Следующий урок проводится в форме защиты проекта «Как появилась Луна?»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!