СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Луца Анастасия, 10 класс. «И скучно, и грустно…»: как работает приём антитезы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из наиболее характерных для мироощущения Лермонтова стихотворение «И скучно, и грустно...» По видимости близкое к дневниковой записи сиюминутного душевного состояния, имитирующее свободное движение мысленных ассоциаций, оно обладает внутренней завершенностью, которая отграничивает неупорядоченный фрагмент душевной жизни, «живьем» перенесенный на бумагу, от цельности  произведения.

Просмотр содержимого документа
«Луца Анастасия, 10 класс. «И скучно, и грустно…»: как работает приём антитезы»

«И скучно, и грустно…»: как работает приём антитезы

«И скучно, и грустно…» Михаил Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка…

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Одно из наиболее характерных для мироощущения Лермонтова стихотворение «И скучно, и грустно...» По видимости близкое к дневниковой записи сиюминутного душевного состояния, имитирующее свободное движение мысленных ассоциаций, оно обладает внутренней завершенностью, которая отграничивает неупорядоченный фрагмент душевной жизни, «живьем» перенесенный на бумагу, от цельности произведения. Завершенность создается прежде всего центростремительным тяготением всех мыслимых «срезов» к некоему единому принципу, обусловленному романтическим типом мышления Лермонтова — принципу контраста,антитезы. Именно антитетичность определяет упругую напряженность всей стиховой конструкции.

Контраст «сейчас» первого двустишия со «всегда» последнего выступает в то же время контрастом чувства («минута душевной невзгоды») и мысли («с холодным вниманьем вокруг») — смысловая разность уравнена (и в силу этого особо подчеркнута!) общностью их мелодичного начала. Свое переживание поэт не изобразил, а передал концептуализировано («нагое слово»); чувство, заявленное в начале, использовано лишь как эмоциональный толчок мысли. С этим связан и ритмический рисунок стихотворения. Элегически-напевное начало с третьей строки отступает (чтобы вернуться в последнем двустишии), т. к. на правильный размер (разностопный амфибрахий) накладываются паузы, диктуемые смыслом («Любить... но кого же? на время — не стоит труда»), мелодичный принцип противостоит и подчиняется логическому. Наконец, следует отметить антитезу простого, «прозаического» слова и «высокости» трагического одиночества лирического героя.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова, характеризует его мироощущение как романтическое. Лирический герой- образ поэта в лирике, вырастающий из текста лирических композиций, один из способов раскрытия авторского сознания, художественного “двойника” автора-поэта (И.Б. Роднянская). Для углубления этого представления очень важно проанализировать стихотворение «И скучно, и грустно…». Прочитаем внимательно стихотворение и обратим внимание на то, что в нём использовано много антонимичных по значению слов и выражений: на время — вечно, радость — муки, страсти — рассудка, жизнь — годы проходят, жизнь — шутка.

Казалось бы, поэт использует приём антитезы, но возникает странный эффект: эти слова и выражения не сталкиваются своими значениями, создавая эффект резкого контраста, а, взаимодополняя, выявляют новые оттенки друг друга. Почему так происходит? Стихотворение, несмотря на то что в нём лирический герой говорит о своих мучительных переживаниях, душевных страданиях, кажется очень выстроенным. Откуда же эта мертвящая холодность, убивающая жизнь в душе лирического героя?

Думается, разгадка такого впечатления — в двух последних строках стихотворения: “И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — такая пустая и глупая шутка…” Во-первых, обращает на себя внимание использование сложноподчинённого предложения с придаточным условия, во-вторых, это впечатление усиливается использованием словосочетания “с холодным вниманьем”. Именно при таком условии — при “холодно-внимательном” взгляде на жизнь — противоположные понятия не сталкиваются, а связываются в единое целое, жизнь превращается в “пустую и глупую шутку”: на время и вечно — не стоит труда и невозможно, муки и радость — всё ничтожно, страсти, “их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка”… “Холодное вниманье”, с которым лирический герой смотрит на мир и на самого себя, — это взгляд разочарованного романтика, для которого слово “жизнь” перестаёт быть наполнено смыслами: “некому руку подать”, “любить невозможно”, “сладкий недуг (страстей) исчезнет”. Жизнь, не наполненная смыслом, — пуста. Но в стихотворении так много названо того, что может наполнить её смыслом: желанья, осознание того, что пора молодости — лучшие годы, любовь, радость, страсти. Ведь жизнь — это не только минуты радости и счастья, но минуты “душевной невзгоды”. Вспомним строки А.С.Пушкина: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

Значит, самая главная антитеза — это жизнь человека с возможностями, которые она предоставляет, и отношение к ней. Ведь лирический герой этого стихотворения не ценит минуты жизни настоящей и не хранит прошлой: “В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа…”





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!