СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лыжная подготовка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность.

Просмотр содержимого документа
«Лыжная подготовка»





1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лыжная подготовка» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут  только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная  учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.

Новизна программы

Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться лыжным спортом, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Она оказывает на организм всестороннее влияние, благоприятна для развития спортивной индивидуальности личности ребенка. В процессе тренировок и игр у занимающихся лыжными гонками, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия лыжными гонками - благодатная почва для развития двигательных качеств.


Актуальность программы

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Традиционная система физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении


Педагогическая целесообразность

Данная программа способствует развитию ряд качеств, таких как личностная ориентация образования, профильность, практическая направленность, мобильность, разноуровневость, реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся. Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции: создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха», способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности, выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования. Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса, формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для педагогического творчества, поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.


Отличительная особенность программы

Данная программа позволяет совершенствовать навыки лыжного спорта, технику выполнения лыжных ходов. Отличительными особенностями программы являются благоприятные условия для воспитания обучающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Адресат программы


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лыжная подготовка» рассчитана на обучение детей в возрасте 13-15 лет. В летний период в рамках программы реализуется дополнительная общеобразовательная общеразв ивающая подпрограмма «Лыжная подготовка (лето)», которая обеспечивает занятость учащихся и развитие у них универсальных учебных действий в период летних каникул.

Возрастные и психологические особенности учащихся

Характеризуя индивидуально-психологические особенности подростков необходимо, прежде всего, сказать о кризисе этого возраста. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле. Наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен. Проявляется негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, он враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек. Однако поведение подростка не всегда имеет негативный характер. В подростковом возрасте резко возрастает чувствительность детей к различного рода психотравмам, конфликтам, утратам, неприятностям. В этот период отмечается повышенная утомляемость подростка, при этом неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Объем и срок освоения программы

«Лыжная подготовка» стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов 96, из которых 72часа - в течение учебного года, 24 часа- в рамках подпрограммы «Лето».

Формы и режим занятий:

Занятия по данной программе проводятся в очной форме, состоят из теоретической и практической частей.

Большее количество часов отводится на практическую часть.

Технология программы предусматривает групповые занятия с детьми в количестве 16 человек. Программа предполагает групповые занятия с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах.


Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,

количество занятий в неделю, их продолжительность


Год

обучения

Количество

учащихся

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

16

1

1 х 2 (45 мин.)

2

96


1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы: развитие обучающихся путём занятий лыжным спортом укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся.


Задачи программы:

Обучающие: формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом, приобщение подростков к здоровому образу жизни.

Развивающие: развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом, укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка, освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов.

Воспитательные: воспитание морально-волевых качеств юных спортсменов, воспитание самостоятельности в приобретении знаний в области физической культуры, формирование здорового образа жизни, повышение двигательной активности;



1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

п/п

Название разделов

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика


1.

Развитие лыжного спорта в России


1

1

-

Текущий контроль (беседа, тест)

2.

Гигиена занятий, режим питания спортсменов

1

1

-

Текущий контроль (беседа)

3.

Основы техники лыжника-гонщика

2

2

-

Текущий контроль (упражнения)

4.

Общая физическая подготовка

18

1

17

Текущий контроль (упражнения)

5.

Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника

26

1

25

Текущий контроль (участие в соревнованиях)

6.

Специальная физическая подготовка

23

2

21

Текущий контроль

(контрольное тестирование)

7.

Итоговое занятие

1

-

1

Промежуточный контроль

(контрольный зачёт)


Итого:

72

8

64



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1. Развитие лыжного спорта в России – 1 час

Теория. Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте. Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.

Практика. Тестирование по данному материалу теории.

2. Гигиена занятий, режим питания спортсменов - 1 час

Теория. Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма.

Практика. Комплексы утренней гигиенической гимнастики (УГГ)

3. Основы техники лыжника-гонщика – 2 часа.

Теория. Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника-гонщика.

Практика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах.

4. Общая физическая подготовка – 18 часов.

Теория. Значение общей физической подготовки (ОФП) как основы спортивного совершенства.

Практика. Общеразвивающие упражнения без предметов. Общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). Общеразвивающие упражнения на гимнастической лестнице. Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.

5. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника – 26 часов.

Теория. Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на лыжах.

Практика. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления бугров и спусков. Владение горнолыжной техникой. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.

6. Специальная физическая подготовка – 23 часа.

Теория. Значение специальной физической подготовки для развития специфических двигательных качеств. Связь общей физической подготовки со специальной физической подготовкой.

Практика. Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений.

7. Итоговое занятие – 1 час.

Промежуточный контроль универсальных учебных действий.


1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лыжная подготовка» ожидаются следующие результаты:

Личностные: овладение обучающимися способами контроля и оценки физического развития и физической подготовленности, основами методики обучения и тренировки по лыжным гонкам. Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, обучающихся; овладение навыками передвижения на лыжах; формирование знаний по здоровому образу жизни, проявление внимательности, выносливости, трудолюбия, упорства в достижении цели (прохождение дистанции).



Предметные: в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лыжная подготовка» учащиеся должны


Знать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом, правил обгона, знание и правильное выполнение основных команд при занятиях по лыжной подготовке, построений в колонну и шеренгу; знание техники скользящего шага, правильное выполнение данного способа передвижения на лыжах; выполнение разминки; ознакомление с техникой выполнения попеременного двухшажного хода.

– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по общефизической подготовке (ОФП) и специальнофизической подготовке (СФП);
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам;
– оказывать первую медицинскую помощь ( ПМП ) при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов ;
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.


Метапредметные: приобретение дополнительных знаний по истории становления и происхождения лыжного спорта.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД): бережное обращение с инвентарём и лыжным оборудованием

Регулятивных УУД: удерживание цели деятельности до получения её результата; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями для её реализации; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Коммуникативные УУД: умение общаться в коллективе, контролировать свои действия.







2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лыжная подготовка» начинается с 01 сентября и заканчивается 31 августа.

В период летних каникул с 01 июня по 31 августа досуговую занятость обучающихся во внеурочное время обеспечивает краткосрочная дополнительная общеразвивающая подпрограмма стартового уровня «Лыжная подготовка» - Подпрограмма «Лето».


Учебная

четверть

Даты

начала

и окончания четверти

Сроки

каникул

Число

учебных

недель по программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по

программе


Первая четверть

01.09 – 03.11

04.11 – 12.11

9

9

18

Вторая четверть

13.11 – 29.12

30.12 – 10.01

7

7

14

Третья четверть

11.01 – 23.03

24.03 – 01.04

10,5

11

22

Четвертая четверть

02.04 – 30.05


8,5

9

18



ИТОГО

36 недель

36 дней

72 часа


2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материально-технические условия

Для занятий лыжной подготовкой требуется:

Спортивное оборудование и инвентарь:

  • лыжные палки – 16 пар;

  • лыжи - 16 пар;

  • лыжные ботинки 16 пар;

  • маты гимнастические;

  • скакалки-16 штук;

  • мячи набивные;

  • спортивная форма (майки, шорты, гетры, обувь, штаны, куртка зимняя, шапка, перчатки);

  • мячи волейбольные, баскетбольные, футбольный мячи;

  • гири, гантели.

Дидактическое обеспечение образовательного процесса:

• учебно-демонстрационные плакаты;

• видеофильмы;

• компьютер;

• проектор.






Кадровое обеспечение:

Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, связанной с физкультурно-спортивной деятельностью.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ


Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лыжная подготовка» применяются следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся.

Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Промежуточный контроль – проводится в конце учебного года.

В конце учебного года все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты.


2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценивании учебных достижений обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Лыжная подготовка» применяются следующие критерии:

-критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий в области физкультуры и спорта;

-тестовые задания, беседы, упражнения, зачёты для определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лыжная подготовка»

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные, возрастные и психологические особенности каждого обучающегося, уровень имеющихся образовательных компетенций.

Для определения уровня тренированности занимающихся педагогу необходимо проводить специальные наблюдения, чтобы выявить влияние физических упражнений на организм и рост функциональных возможностей. Важнейшими показателями, характеризующими состояние тренированности, являются повышение приспособляемости организма к физическим напряжениям и тесно связанное с этим развитие основных физических качеств. Наряду с правильной техникой и обоснованной тактикой эти показатели в основном обеспечивают повышение спортивных результатов учащихся.

Каждому педагогу важно знать такие методы исследования, которые в наибольшей мере способствуют определению и оценке основных двигательных качеств и уровня тренированности школьников. Самыми распространенными средствами проверки общей физической подготовленности являются упражнения на скорость, скоростную выносливость, общую выносливость и упражнения силового характера.

Для оценки успешности обучения подобраны и разработаны учебные контрольные нормативы с учетом возрастных особенностей занимающихся для каждого года обучения. Для объективного оценивания учащихся в разные периоды занятий (осенью, зимой и весной) контрольные нормативы представлены в виде двух частей: общефизической подготовки и специально-физической подготовки.

В основу тестирования общей физической подготовки легли следующие тестовые задания:

  • бег 30м;

  • многоскоки

и региональные тестовые задания, которые включают в себя:

  • прыжок в длину с места;

  • бег 6 минут.

В основу тестирования специальной физической подготовки были взяты следующие контрольные нормативы:

  • сгибание рук в упоре лежа;

  • поднимание туловища за 30с.;

  • бег на лыжах на 100м с хода (разгон 20-30м);

  • бег на лыжах 2х500м с отдыхом 2 минуты (для подготовительной группы), 3х500м с отдыхом 2 минуты (для младшей детской группы), 4х500м с отдыхом 2 минуты (для старшей детской группы).

Методическое обеспечение программы

Название раздела, темы


Формы занятий


Приёмы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Развитие лыжного спорта в России


Лекционное занятие

Индивидуальная работа

Компьютер, видеофильмы

Текущий контроль

(беседа, тест)

2

Гигиена занятий, режим питания спортсменов

Лекционное занятие

Индивидуальная работа

Компьютер, проектор

Текущий контроль

(беседа)

3

Основы техники лыжника-гонщика

Лекционное и практическое занятие

Работа группами

Лыжное снаряжение, футбольные мячи

Текущий контроль

(упражнения)

4

Общая физическая подготовка

Лекционное и практическое занятие

Работа группами

Лыжное снаряжение, скакалки, набивные мячи и баскетбольные мячи

Текущий контроль

(упражнения)

5

Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника

Теоретическое и практическое занятие

Индивидуальные и групповые занятия

Лыжное снаряжение, скакалки, волейбольные мячи

Текущий контроль (участие в соревнованиях)

6

Специальная физическая подготовка

Теоретическое и практическое занятие

Индивидуальные и групповые занятия

Лыжное снаряжение, гири

Текущий контроль

( контрольное тестирование)

7

Итоговое занятие

Практическое занятие

Работа по группам

Скакалки, гимнастические маты, гантели

Промежуточный контроль

(контрольный зачёт)



























2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учащихся:

1. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов.- Смоленск: СГИФК, 2001.

2. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. – М.: Высшая школа, 2000.

3. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев: Здоровья, 2006.

4. Раменскам Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 2004.


Для педагога:

1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 2000.

2. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативности показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных нагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). – М., 2000.

3. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1999.

4. Мартынов В.С. Комплексный контроль в циклических видах спорта: Дисс. … докт. пед. наук. – СПб., 2002

5. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000.

6. Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 2002.

Для родителей:

    1. Поварницин Л.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 2002

    2. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта.- М., 2000.















Глоссарий

Техника передвижения на лыжах - это наиболее рациональная для конкретных условий и данного уровня физической и функциональной подготовленности спортсмена система движений, обеспечивающая при оптимальной экономичности наиболее высокий спортивный результат.

Посадка лыжника - рабочая поза, оптимальное положение частей его тела в различные фазы цикла хода. Различают низкую, среднюю и высокую посадки, что зависит, прежде всего, от степени сгибания в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Фаза - условно выделенная часть цикла хода. Цикл движений - относительно замкнутый кругооборот элементов, фаз, движений, составляющих целостное двигательное действие, многократно повторяющееся при передвижении на лыжах. Цикл имеет целый ряд временных и пространственных характеристик.

Продолжительность цикла - время, в течение которого лыжник, выполнив все движения цикла, вновь возвращается в первоначальное положение. За начало цикла можно принять любой момент в цикле хода, но обычно это момент отрыва лыж от опоры при окончании толчка ногой.

Длина цикла - расстояние, пройденное за один цикл, его можно определить 25 по толчкам одной и той же рукой и палкой.

Отталкивание руками и ногами - действия, обеспечивающие поступательные движения лыжника вперед, от их эффективности зависит скорость передвижения.

Скольжение - часть цикла хода (фаза), в которой реализуется эффект отталкивания. Выделяют фазу свободного скольжения, когда лыжник скользит по инерции после отталкивания, и фазу скольжения с опорой на палку (отталкивание палкой).

Подседание - предварительное сгибание ноги в тазобедренном, коленном и разгибание в голеностопном суставах перед отталкиванием, что обеспечивает его эффективность.

Перекат - перемещение общего центра массы тела над опорой после окончания толчка ногой (при скольжении на другой лыже) из крайне заднего в крайне переднее положение.

Выпад - передвижение маха ногой после того как она уже миновала опорную ногу.

Опорная нога - нога, принимающая на себя частично или полностью массу тела лыжника, обычно выполняет эту функцию при скольжении на одной лыже.

Толчковая нога - нога, выполняющая отталкивание от поверхности опоры (снега).

Маховая нога- нога, совершающая свободное маховое движение после отталкивания сначала назад-вверх, а затем активное движение вперед.

Толчковая рука - рука, которая выполняет отталкивание палкой за счет давления на нее в начале цикла, что при жесткой системе передачи усилий (рука-туловище-нога) облегчает давление на скользящую лыжу; затем за счет отведения плеча назад и в конце путем разгибания руки в локтевом суставе.

попеременные и одновременные.

В попеременных ходах отталкивание руками выполняется поочередно в одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в одно и то же время.

Попеременный двухшажный, одновременные бесшажный и одношажный.

Другие способы передвижения - одновременный двухшажный, попеременный четырехшажный - сильнейшие гонщики применяют редко, а одновременный трехшажный практически не используют.

Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов: с попеременного двухшажного на одновременные - переход без шага, через один шаг; с одновременных на попеременные - прямой переход, переход с прокатом. В лыжных гонках могут встречаться и другие виды переходов (например, с попеременного на одновременные - через два шага), но перечисленные способы переходов наиболее эффективны, экономичны, поэтому и шире распространены. При использовании коньковых ходов также применяются различные варианты переходов с хода на ход.

В лыжных гонках, слаломе и скоростном спуске для преодоления спусков на высокой скорости применяются различные стойки (позы).

Применяются следующие стойки:

- основная (средняя),

- высокая,

- низкая.

Указанные стойки в зависимости от расположения проекции ОЦТ на опоре имеют следующие разновидности: основная, передняя и задняя.

В лыжных гонках применяются и различные специальные виды стоек: «аэродинамическая», стойка «отдыха»; кроме этого, в горнолыжном спорте используют основную стойку, «яйцо», «болид», «ракету».

Различают два варианта одновременного одношажного хода: основной и скоростной. Последний вариант хода иногда называют стартовым. Кроме этого, одновременный трехшажный ход имеет две разновидности - с одновременным и попеременным выносом палок.

Различают следующие коньковые лыжные ходы:

- без отталкивания руками (с махами рук и без махов руками);

- с отталкиванием руками - попеременный и одновременные (полуконьковый одношажный и двухшажный).

При подъеме применяются следующие способы их преодоления: скользящим и ступающим шагом (попеременными ходами), «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой».

Все указанные способы могут быть использованы при преодолении подъемов в прямом направлении, наискось или зигзагом.

Три группы поворотов на месте: повороты переступанием - вокруг пяток или носков лыж; повороты махом направо кругом, налево кругом, то же через лыжу вперед или назад; повороты прыжком - с опорой и без опоры на палки.

Повороты в движении служат для изменения направления при спусках или на ровном участке после спуска со склона и классифицируются по способу выполнения.

Следующие повороты в движении:

- повороты переступанием - с внутренней лыжни, с наружной лыжни;

- повороты рулением - упором, «плугом», «ножницами», выпадом;

- повороты махом - из упора, из «плуга», на параллельных лыжах.

Повороты в движении классифицируются и по отношению к направлению спуска к склону:

- поворот к склону из спуска прямо;

- поворот к склону из спуска наискось;

- поворот от склона из спуска наискось;

- полный поворот из спуска наискось в спуск наискось в другом направлении (вначале поворот от склона, затем к склону).

Способы торможений:

- упором,

- «плугом»,

- боковым соскальзыванием,

- торможение падением.

 












































ПРИЛОЖЕНИЕ 1


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лыжная подготовка» (стартовый уровень)


Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Место

проведения

Дата проведения

Форма

контроля

1

Развитие лыжного спорта в России

1

Лекционное занятие

Спортивный зал


Текущий контроль

(беседа, тест)

2

Гигиена занятий, режим питания спортсменов

1

Лекционное занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (беседа)

3.Основы техники лыжника-гонщика 2 часа

3

Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника-гонщика

1

Лекционное и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (упражнения)

4

Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах

1

Лекционное и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (упражнения)

4.Общая физическая подготовка 18 часов

5

Значение общефизической подготовки как основы спортивного совершенства

2

Лекционное и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (упражнения)

6

Общеразвивающие упражнения без предметов

2

Лекционное и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль (упражнения)

7

Общеразвивающие упражнения с предметами

2

Лекционное и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль (упражнения)

8

Общеразвивающие упражнения на гимнастической лестнице

2

Лекционное и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль (упражнения)

9

Строевые упражнения

2

Лекционное и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (упражнения)

10

Упражнения на развитие скорости

2

Лекционное и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль (упражнения)

11

Скоростно-силовые упражнения

2

Лекционное и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль (упражнения)

12

Упражнения на равновесие и координацию движений

2

Лекционное и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (упражнения)

13

Упражнения на расслабление и восстановление мышц

2

Лекционное и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (упражнения)

5.Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника 26 часов

14

Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика

1

Теоретическое и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль

(упражнения)

15

Классификация техники передвижения на лыжах

2

Теоретическое и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль

(упражнения)

16

Строевые упражнения на лыжах

2

Теоретическое и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль

(упражнения)

17

Способы лыжных ходов

4

Теоретическое и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль

(упражнения)

18

Владение техникой движений основных лыжных ходов

7

Теоретическое и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль

(упражнения)

19

Владение техникой преодоления бугров и спусков

3

Теоретическое и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль

(упражнения)

20

Владение горнолыжной техникой

2

Теоретическое и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль

(упражнения)

21

Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений

3

Теоретическое и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль

(упражнения)

22

Спортивные игры

(баскетбол, футбол).

Подвижные игры, эстафеты

2

Теоретическое и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль

(упражнения)

6.Специальная физическая подготовка 23 часа

23

Значение специальной физической подготовки для развития специфических двигательных качеств

3

Теоретическое и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль

( контрольное тестирование)

24

Связь общей физической подготовки со специальной физической подготовкой

4

Теоретическое и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль

( контрольное тестирование)

25

Упражнения на развитие силы

3

Теоретическое и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль

( контрольное тестирование)

26

Упражнения на развитие общей выносливости

3

Теоретическое и практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль

( контрольное тестирование)

27

Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов

5

Теоретическое и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль

( контрольное тестирование)

28

Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений

5

Теоретическое и практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль

( контрольное тестирование)

7.Итоговое занятие 1 час

30

Промежуточный контроль универсальных учебных действий

1

Практическое занятие

Спортивная площадка


Промежуточный контроль

(контрольный зачёт)









Приложение 2

Оценочные материалы

Прыжок в длину с места

Основание. Тест характеризует скоростно–силовую подготовленность. Его информативность и надежность примерно такие же, как у многих других тестов, характеризующих этот вид физической подготовленности. Однако его простота, малое время тестирования и привычность позволяют рекомендовать его в первую очередь.

Техника измерения. Проводят на специально размеченном месте с точностью до 1 см или перпендикулярно линии старта закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Участник встает перед линией старта (не касаясь ее носками). Затем отводит руки назад, сгибает ноги в коленях и принимает положение старта пловца. Прыжок выполняется активным махом рук вперед – вверх и толчком обеих ног. Дальность прыжка измеряется от линии старта до пятки сзади стоящей ноги. Измерение производится с точностью до 1 см. Каждому участнику предоставляется по две попытки. В протокол заносится результат лучшей попытки.

Бег на 30м с разгона 20м.

Основание. Тест характеризует быстроту и ловкость, предназначается для определения скоростных способностей. Быстрота выражается скоростью перемещения, а ловкость - умением ориентации в пространстве.

Техника измерения. Выполняется из положения высокого (или низкого) старта. Дистанция размечена флажками на стартовой линии, через 20м и на финише. В забеге принимают участие не более двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение так, чтобы сильнейшая (толчковая) нога находилась у стартовой линии, а другая отставлена на полшага назад. По команде «Внимание!» бегуны наклоняются вперед, руки занимают беговое положение: вперед выносится рука, противоположная выставленной ноге и по команде «Марш!» бегут к линии финиша каждый по своей дорожке. В момент пересечения второго флажка каждым участником включаются секундомеры. Время определяется по секундомеру с точностью до 0,1с.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Основание. Предназначается для определения абсолютной силы и силовой выносливости мышц рук. Тест прост в проведении, по надежности и информативности мало, чем отличается от других подобных тестов.

Техника измерения. Исходное положение - лежа на полу, руки согнуты, кисти в упоре на ширине плеч, туловище прямое, носки касаются пола. По команде «Начинай!» выполняющий разгибает руки до положения упора на руках и носках (колени не касаются пола), затем сгибает руки и возвращается в исходное положение. Фиксируется количество правильно выполненных отжиманий.

Поднимание туловища из положения лежа на спине.

Основание. Тест характеризует абсолютную силу и силовую выносливость мышц – сгибателей туловища. Тест прост в проведении, по надежности и информативности и мало чем отличается от других подобных тестов.

Техника измерения. Выполняется в положении лежа на спине (на гимнастическом мате). Ноги закреплены носками под нижней рейкой гимнастической стенки (или партнер прижимает ступни к полу), колени согнуты, руки за головой, пальцы сцеплены «в замок». По команде «Начинай!» включают секундомер. Участник (участница) поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и возвращается в и.п. Определяется количество подъемов туловища за 30с. Засчитываются только правильно выполненные попытки. Возможные ошибки: участник (участница) не касается локтями коленей или лопатками гимнастического мата.

Шестиминутный бег.

Основание. Характеризует выносливость. Он позволяет определить индивидуально вид перемещения (ходьба, бег) и интенсивность.

Техника измерения. По сигналу группа испытуемых (их число определяется возможностями обеспечения тестирования) начинает перемещение по заранее размеченному (по 50м) и визуально наблюдаемому кругу. Разрешается перемещаться бегом или ходьбой с индивидуально выбираемой скоростью перемещения. По истечении 6 минут подается сигнал, по которому тестируемые должны остановиться. Подсчитывается количество преодоленных метров [25, с.199-200].

Многоскоки (8 прыжков).

Основание. Предназначается для определения скоростно-силовых способностей и силы ног, а также координационных способностей. Скоростные способности проявляются в быстроте выполнения, а сила ног – в дальности шага, высоте шага.

Техника измерения. Проводят на специально размеченном месте с точностью до 1 см и длиной не менее 15м. Участник встает перед линией старта (не касаясь ее носками). Затем отводит руки назад, сгибает ноги в коленях и принимает положение старта пловца. Первый прыжок выполняется с 2-х ног на одну, а последний 8-й – с одной ноги с приземлением на обе ноги. Прыжки выполняются активными махами рук вперед – вверх и попеременными толчками обеих ног. Дальность прыжка измеряется от линии старта до пятки сзади стоящей ноги. Измерение производится с точностью до 1 см. Каждому участнику предоставляется 2 попытки.

Бег на лыжах на 100м с хода (разгон 20м), сек.

Основание. Тест характеризует быстроту и ловкость, предназначается для определения скоростных способностей. Быстрота выражается скоростью перемещения, а ловкость - умением ориентации в пространстве.

Техника измерения. Выполняется из положения высокого старта на лыжне. Дистанция размечена флажками на стартовой линии, через 20м и на финише. В забеге принимают участие не более двух человек. По команде «На старт!» участники подходят на лыжах к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» лыжники упираются палками и по команде «Марш!» бегут на лыжах к линии финиша каждый по своей лыжне. В момент пересечения второго флажка каждым участником включаются секундомеры. Время определяется по секундомеру с точностью до 0,1с.

Бег на лыжах 2х500м с отдыхом 2 минуты, мин, сек.

Основание. Характеризует скоростную выносливость. Он позволяет определить индивидуально вид перемещения (лыжный ход), умение восстанавливать возможности (силы) организма за короткий промежуток времени. Быстрота выражается в прохождении короткой дистанции (500м) в высоком темпе, выносливость характеризуется общим количеством пройденных метров и временем их прохождения.

Техника измерения. Выполняется из положения высокого старта на лыжне. Дистанция (круг) - 500м. По команде «На старт!» участники (парами)подходят на лыжах к линии старта и занимают исходное положение. Старт каждые 10-20 сек. По команде «Внимание!» лыжники упираются палками и по команде «Марш!» бегут на лыжах к линии финиша по лыжне. В момент пересечения линии финиша участник останавливается и отдыхает 2 минуты, по истечении которых снова стартует. Общее время определяется по секундомеру с точностью до 0,1с за минусом времени отдыха.


























Отдел образования администрации

Староюрьевского района Тамбовской области


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области





РАССМОТРЕНО

на заседании

методического совета

_______________20 г.

Протокол от ________ №__



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы __________________Т.И.Киселёва


Приказ от ______ № ___




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

«Лыжная подготовка»

(Лето)

Возраст учащихся: 13-15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Пандакова Анна Александровна,

педагог дополнительного образования













Староюрьево 2017


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность подпрограммы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая подпрограмма «Лыжная подготовка (лето)» имеет физкультурно-спортивную направленность и реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лыжная подготовка» в период летних каникул.


Новизна подпрограммы

Новизна подпрограммы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться лыжным спортом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «Лыжи» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.


Актуальность подпрограммы

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.


Педагогическая целесообразность подпрограммы

Данная программа способствует развитию ряд качеств, таких как личностная ориентация образования, профильность, практическая направленность, мобильность, разноуровневость, реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся. Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции: создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха», способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности, выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования. Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса, формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для педагогического творчества, поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.


Отличительная особенность подпрограммы

Отличительными особенностями программы являются благоприятные условия для воспитания у обучающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Адресат подпрограммы


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лыжная подготовка» рассчитана на обучение детей в возрасте 13-15 лет. В летний период в рамках программы реализуется подпрограмма «Лыжная подготовка (лето)», которая обеспечивает занятость учащихся и развитие у них универсальных учебных действий в период летних каникул.

Объем и срок освоения программы

«Лыжная подготовка» стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов 96, из которых 72часа - в течение учебного года, 24 часа- в рамках подпрограммы «Лето».

Формы и режим занятий:

Занятия по данной программе проводятся в очной форме, состоят из теоретической и практической частей.

Большее количество часов отводится на практическую часть.

Технология подпрограммы предусматривает групповые занятия с детьми в количестве 16 человек. Подпрограмма предполагает групповые занятия с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах.


Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,

количество занятий в неделю, их продолжительность


Год

обучения

Количество

учащихся

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

16

2

1 х 1 (45 мин.)

2


96


1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ


Цель подпрограммы – укрепление здоровья и повышение уровня физического

развития учащихся в период летних каникул.

Задачи программы:

Обучающие: формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом, приобщение подростков к здоровому образу жизни.

Развивающие: развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом, укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка.

Воспитательные: воспитание морально-волевых качеств юных спортсменов, воспитание самостоятельности в приобретении знаний в области физической культуры, формирование здорового образа жизни, повышение двигательной активности;


1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ


УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДПРОГРАММЫ


п/п

Название разделов

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика


1.

Лыжный спорт в России и мире

1

1

-

Текущий контроль

(беседа, тест)

2.

Общая физическая подготовка

15

-

15

Текущий контроль

(упражнения)

3.

Специальная физическая подготовка

7

1

6

Текущий контроль

(беседа, тесты, упражнения)

4.

Итоговое занятие

1

-

1

Текущий контроль (тесты)


Итого:

24

2

22




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА


1. Лыжный спорт в России и мире – 1 час.

Теория. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжни ков в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Со­ревнования юных лыжников.


2. Общая физическая подготовка – 15 часов.

Теория. Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на раз­витие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости.

Практика. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упраж­нения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

3. Специальная физическая подготовка – 7 часов.

Теория. Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП.

Практика. Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений.


4. Итоговое занятие – 1 час.

Применение всех полученных навыков.



1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ


По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей подпрограммы «Лыжная подготовка» (Лето) ожидаются следующие результаты:

Личностные: овладение обучающимися способами контроля и оценки физического развития и физической подготовленности. Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; формирование знаний по здоровому образу жизни, проявление внимательности, выносливости, трудолюбия, упорства в достижении цели.

Предметные: в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей подпрограммы «Лыжная подготовка» «Лето» учащиеся должны


Знать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
построений в колонну и шеренгу;

– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия;
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по общефизической подготовке (ОФП) и специальнофизической подготовке (СФП);

– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.


Метапредметные: приобретение дополнительных знаний по истории становления и происхождения лыжного спорта.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД): бережное обращение с инвентарём.

Регулятивных УУД: удерживание цели деятельности до получения её результата; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями для её реализации; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Коммуникативные УУД: умение общаться в коллективе, контролировать свои действия.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ


2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Занятия по краткосрочной дополнительной общеразвивающей подпрограмме «Лыжная подготовка» (Лето) рассчитаны на период летних каникул: обучение начинается 01 июня и заканчивается 31 августа, что обеспечивает развитие и досуговую занятость учащихся во внеурочное время.


Учебная

четверть

Даты

начала

и окончания четверти

Сроки

каникул

Число

учебных

недель по программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по

программе


Первая четверть

01.09 – 03.11

04.11 – 12.11

9

9

9

Вторая четверть

13.11 – 29.12

30.12 – 10.01

7

7

7

Третья четверть

11.01 – 23.03

24.03 – 01.04

10,5

11

10

Четвертая четверть

02.04 – 30.05


8,5

9

8

Летние каникулы


01.06-31.08

12

12

12



ИТОГО

12 недель

24 дня

24 часа


2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Материально-технические условия:

Для занятий лыжной подготовкой требуется:

Спортивное оборудование и инвентарь:

  • маты гимнастические;

  • скакалки-16 штук;

  • мячи набивные;

  • форма спортивная (майки, шорты, гетры, обувь, штаны,)

  • мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные;

  • гири, гантели.

Дидактическое обеспечение образовательного процесса:

• учебно-демонстрационные плакаты;

• видеофильмы;

• компьютер;

• проектор.

Кадровое обеспечение:

Педагоги, организующие образовательный процесс по данной подпрограмме должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, связанной с физкультурно-спортивной деятельностью.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей подпрограмме «Лыжная подготовка» (лето) применяются следующие виды контроля.

Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценивании учебных достижений обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Лыжная подготовка» применяются следующие критерии:

-критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий в области физкультуры и спорта;

-тестовые задания


2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные, возрастные и психологические особенности каждого обучающегося, уровень имеющихся образовательных компетенций.

Для определения уровня тренированности занимающихся педагогу необходимо проводить специальные наблюдения, чтобы выявить влияние физических упражнений на организм и рост функциональных возможностей. Важнейшими показателями, характеризующими состояние тренированности, являются повышение приспособляемости организма к физическим напряжениям и тесно связанное с этим развитие основных физических качеств. Наряду с правильной техникой и обоснованной тактикой эти показатели в основном обеспечивают повышение спортивных результатов учащихся.

Каждому педагогу важно знать такие методы исследования, которые в наибольшей мере способствуют определению и оценке основных двигательных качеств и уровня тренированности школьников. Самыми распространенными средствами проверки общей физической подготовленности являются упражнения на скорость, скоростную выносливость, общую выносливость и упражнения силового характера.

Для оценки успешности обучения подобраны и разработаны учебные контрольные нормативы с учетом возрастных особенностей занимающихся для каждого года обучения. Для объективного оценивания учащихся в разные периоды занятий (осенью, зимой и весной) контрольные нормативы представлены в виде двух частей: общефизической подготовки и специально-физической подготовки.

В основу тестирования общей физической подготовки легли следующие тестовые задания:

  • бег 30м (с разбега 20м);

  • многоскоки

и региональные тестовые задания, которые включают в себя:

  • прыжок в длину с места;

  • бег 6 минут.

В основу тестирования специальной физической подготовки были взяты следующие контрольные нормативы:

  • сгибание рук в упоре лежа;

  • поднимание туловища за 30с.;


Методическое обеспечение подпрограммы


Наименование тем

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приёмы обучения

Формы

подведения итогов

1

Лыжный спорт в России и мире.

Компьютер

Лекционное занятие

Текущий контроль (беседа, тест)

2

Общая физическая подготовка.

Компьютер, скакалки, гантели, мячи,

Лекционное и практическое занятия

Текущий контроль

( упражнения)

3

Специальная физическая подготовка.

Гимнастические маты, мячи

Практическое занятие

Текущий контроль (беседа, тесты, упражнения)

3

Итоговое занятие

Спортивный инвентарь

Практическое занятие

Текущий контроль (тесты)














2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Для учащихся:

1. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов.- Смоленск: СГИФК, 2001.

2. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. – М.: Высшая школа, 2000.

3. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев: Здоровья, 2006.

4. Раменскам Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 2004.


Для педагога:

1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 2000.

2. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативности показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных нагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). – М., 2000.

3. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1999.

4. Мартынов В.С. Комплексный контроль в циклических видах спорта: Дисс. … докт. пед. наук. – СПб., 2002

5. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000.

6. Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 2002.

Для родителей:

    1. Поварницин Л.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 2002

    2. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта.- М., 2000.











ПРИЛОЖЕНИЕ


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лыжная подготовка» (Лето) (стартовый уровень)

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Место

проведения

Дата проведения

Форма

контроля

1

Лыжный спорт в России и мире

1

Лекционное занятие

Спортивный зал


Текущий контроль

(беседа, тесты)

2.Общая физическая подготовка 15 часов

2

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости

3

Лекционное и практическое занятия

Спортивный зал


Текущий контроль

( упражнения)

3

Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости

5

Лекционное и практическое занятия

Спортивная площадка


Текущий контроль

( упражнения)

4

Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты

4

Лекционное и практическое занятия

Спортивная площадка


Текущий контроль

( упражнения)

5

Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости

3

Лекционное и практическое занятия

Спортивная площадка


Текущий контроль

( упражнения)

3.Специальная физическая подготовка 7 часов

6

Значение специальных физических упражнений для развития специфических двигательных качеств

1

Практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (беседа, тесты, упражнения)

7

Связь общефизических и специально-физических упражнений

1

Практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (беседа, тесты, упражнения)

8

Упражнения на развитие общей выносливости

3

Практическое занятие



Текущий контроль (беседа, тесты, упражнения)

9

Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов

1

Практическое занятие

Спортивный зал


Текущий контроль (беседа, тесты, упражнения)

10

Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений

1

Практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль (беседа, тесты, упражнения)

11

Итоговое занятие

1

Практическое занятие

Спортивная площадка


Текущий контроль (тесты)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!