СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и актуальность занятий на свежем воздухе.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет более увлекательного и полезного для физического здоровья спорта ,чем беговые лыжи.Ни велоспорт,ни бег,ни плавание не оказывают такого развивающего , разностороннего оздоровительного и тренировочного воздействия  на организм,как занятия лыжным спортом. Все специалисты в области медицины схоятся во мнении,что лыжи - это лучшее средство для укрепления сердечно-сосудистой ,дыхательной систем,опорно-двигательного аппарата,повышения иммунитета.

Просмотр содержимого документа
«Значение и актуальность занятий на свежем воздухе.»

Лыжная подготовка в школе. Значение и актуальность.


Кравцова Ирина Владимировна


МБОУ СОШ № 46 учитель физической культуры



Все чаще приходится слышать неутешительные факты о состоянии здоровья современных школьников.Введен третий урок физической культуры .Но в основном все уроки проводятся в спортивном зале,за исключением раздела легкой атлетики в начале и в конце учебного года. Тем более ,что в нашей стране проводились, в 2014 году Зимние Олимпийские Игры, а в школах поголовно отсутствует инвентарь по лыжной подготовке.У нас в Воронеже лыжи,как вид исключены из спартакиады школьников.Тогда как занятия на свежем воздухе дают самый оздоровительный эффект,воспитывают выносливость,силу,координацию движений,ловкость,а также морально волевые качества:смелость,настойчивость,решительность,выдержку,силу воли,упорство.Учащиеся получают сведения по теории лыжного спорта,приобретают практические навыкки передвижения на лыжах.И кто придет на смену нашим чемпионам?

Нет более увлекательного и полезного для физического здоровья спорта ,чем беговые лыжи.Ни велоспорт,ни бег,ни плавание не оказывают такого развивающего , разностороннего оздоровительного и тренировочного воздействия на организм,как занятия лыжным спортом. Все специалисты в области медицины схоятся во мнении,что лыжи - это лучшее средство для укрепления сердечно-сосудистой ,дыхательной систем,опорно-двигательного аппарата,повышения иммунитета.


При передвижении на лыжах в работе участвуют почти все группы мышц тела.Поэтому лыжники ,как правило,отличаются равномерным развитием мускулатуры.Сложность двигательных навыков и неоходимость быстро изменять направление и скорость движений при изменении рельефа трассы предъявляют

большие требования к двигательному ,зрительному и вестибуляторному анализатору.По данным А.Н.Крестовникова занятия лыжами способствуют увеличению поля зрения.Удержание равновесия при спусках с гор ,повышает устойчивость вестибуляторного анализатора.Движения лыжника сочетаются с дыханием.Дыхательные мышцы выполняют интенсивную и длительную работу,что требует значительного их развития.В связи с этим увеличивается жизненная емкость легких.Развивая силу дыхательных мышц ,уроки на лыжах способствуют и повышению их выносливости.Увеличивается объем сердца,количество гемоглабина и эритроцитов.Низкая темпиратура окружающей среды вызывает усиленную теплоотдачу .Повышенная теплопродукция при этом обусловлена

включением в работу больших мышечных групп.Совершенствуется функция терморегуляции,которая обеспечивает способность организма сохранять тепло-вое равновесие в различных условиях внешней среды.



В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого - монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же их экипировка довольно обременительна: большое количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке.


Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут. Такая прогулка превращается в самоистязание, надолго отбивающая желание повторить еще раз. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить.


Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технике – правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта.


Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость.


Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах.


Задачи:


Овладеть техникой передвижения на лыжах – лыжные ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты.

Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах).

Способствовать оздоровлению учащихся (пребывание на свежем воздухе – закаливание).

Развивать выносливость.


Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах от 1 до 4 класса.


Основная направленность в увеличение нагрузки на уроках лыжной подготовки заключается в постепенном увеличение длинны проходимой дистанции: от 500 м до 1км.


Особенности организации и методика проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихся


Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.


В процессе уроков лыжной подготовки в 1-ом классе необходимо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3 км.


Лыжная подготовка в 1-ом классе начинается с вводного урока. Первая часть урока отводится на беседу продолжительностью 10-15 минут. Учитель должен показать, коротко рассказать о простейших правилах обращения с инвентарем и ухода за ним.


Большое значение для повышения эффективности урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. Учитель показывает школьникам, как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть дужку, отрегулировать длину ремня и т.д. Необходимо объяснить и показать способ держания палок: кисть продевается снизу и опирается на петлю, палка удерживается в основном тремя пальцами большим, указательным и средним.


Не следует весь вводный урок занимать беседой и обучением в зале, оставшуюся часть первого урока можно использовать для прогулки на лыжах. На основании своих наблюдений учитель сразу должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовленности, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации движений.

В 1, 2-ом классах ставятся следующие задачи по обучению школьников передвижению на лыжах:


научить управлять лыжами при поворотах на месте

научить передвижению ступающим и скользящим шагом

научить преодолеванию небольшие подъемы и спускаться с пологих спусков

научить повороту переступанием в движение (во 2-ом классе)

Для того, чтобы успешно реализовать все поставленные задачи, все школьники независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение туловища.


В 1-ом классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2-ом классе ставиться задача его освоения, в 3-ем классе продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.


При совершенствовании техники скользящего шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не должны значительно сгибаться в колени. В 1-ом классе, помимо обучения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься в пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.


В начальной школе учащиеся должны освоить спуск в низкой стойке, поворот переступающим шагом в движение, а также торможение упором и «плугом».



Обучение способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует и специфике передвижения на лыжах. На уроках лыжной подготовки передвижение на лыжах совершается в течение всего занятия, не только во время обучения тому или иному способу, но и при передвижении к месту занятий, к учебному склону, при возвращении в школу. Как правило, рельеф местности при этом бывает самым разнообразным.

Сокращение подготовительных упражнений до минимума, выполняемых на месте, и их замена специальными упражнениями, направленными на овладение отдельными элементами техники лыжных ходов, а также организация одновременного обучения ступающему шагу, повороту переступанием и скользящему шагу позволяет повысить эффективность обучения. Дает возможность учащимся быстрее приобрести навык управления лыжами, почувствовать их вес, скольжение на них, сохранять параллельное положение лыж, научиться свободному передвижению.


К сожалению ,в нашей школе лыжный инвентарь давно уже пришел в негодность.Выросло целое поколение детей, не знающих,что такое лыжи. Многократные обращения за помощью, в этом вопросе,к местной админинстрации и депутатам остались без ответа.С большим трудом удалось убедить родителей начальной школы приобрести инвентарь самостоятельно.Сейчас хотябы начальная школа занимается на лыжах,надеюсь сформировать у детей устойчивый

интерес к своему любимому виду спорта.Хочется верить,что и во взрослой жизни они будут использовать лыжи как мощное оздоровительное средство.


Таким образом считаю на сегоднешний день актуальной задачей увеличение количества уроков на свежем воздухе, развитие интереса у школьников к занятиям лыжами .


Будте здоровы!Все на лыжи!




Литература:


-Беговые лыжи для всех."Тулона"-2007 год

-Лыжный спорт Т.И.Раменская - 2005 год

-Лыжная подготовка детей школьного возраста.В.Я. Дронов - 2005 год

-Лыжная подготовка в школе.В.В.Осинцев 2001 год





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!