СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Булгаков "Собачье сердце".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«тест с развернутыми ответами»

Тест по литературе

для учащихся 9 класса



Тема: Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Рекомендации учителю:


Уважаемый коллега!

Данный тест предназначен для проверки усвоения содержания повести М. Булгакова «Собачье сердце», умения формулировать свои мысли и грамотно их излагать на основе прочитанного, знания изобразительно-выразительных средств языка.

Тест рассчитан на 35-40 минут (при уроке продолжительностью 45 минут). Оставшееся время нужно уделить организационным вопросам, в том числе инструктированию учащихся перед выполнением работы.

Данную работу следует проводить после завершения изучения повести.

Успехов Вам и ребятам!













Тест по повести М. Булгакова «Собачье сердце»

ученика (цы) 9 __ класса

_____________________________(фамилия, имя в Р.п.)


I. Внимательно прочитайте задание. Обведите в кружок номер правильного ответа. У заданий 1-8 может быть только один правильный ответ.


1. Что повар обварил псу Шарику?

1) правый бок

2) левый бок

3) голову

4) спину


2. Кто первый назвал пса Шариком?

1) машинистка

2) повар Влас с Пречистенки

3) профессор Преображенский

4) Зина


3. Где сидит разруха, по мнению профессора Преображенского?

1) в большевиках

2) в клозетах

3) в меньшевиках

4) в головах


4. Чучело какого животного разодрал пес Шарик?

1) совы

2) зайца

3) кота

4) ворона

5. В каком году происходят события повести?

1) 1907

2) 1899

3) 1924

4) 1935


6. Кто из героев дал Шарикову переписку Энгельса?

1) Вяземская

2) Швондер

3) Пеструхин

4) Жаровкин


7. Как Шариков выбрал себе имя?

1) швейцар подсказал

2) прочитал на вывеске

3) услышал на улице

4) нашел в календаре


8. Назовите имя, которое выбрал Шариков

1) Телеграф Телеграфович

2) Филипп Филиппович

3) Полиграф Полиграфович

4) Водолаз Водолазович


II. Внимательно прочитайте предложения. Впишите пропущенное слово (слова).

1. Живуч собачий ________.

2. Нет! Тут ____________. А уж хуже этого ничего нет на свете. Во много раз опаснее дворника.

3. Те же (пациенты), которых я специально заставлял читать «_________», - теряли в весе.

4. Столовых ни у кого нет в Москве. – Даже у __________ __________!

5. ______________________ у женщин единственное утешение в жизни.


III. Прочитайте отрывок. Выполните задания 1-2. Свой ответ представьте в 3-5 предложениях.

Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый!


1. Кого имел в виду профессор Преображенский, говоря: «с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло»? Докажите свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Согласны ли вы с профессором Преображенским? Аргументируйте свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


IV. Прочитайте предложения, определите, какое средство выразительности использовал автор. Свой ответ запишите словом (словами).

1. Он стоял у письменного стола и смотрел как полководец на врагов.

______________________________


2. Пес заливался горькими слезами.

_______________________________

3. Впрочем, у него и так, по-видимому, денег куры не клюют.

_______________________________


V. Посмотрите на кадр из экранизации повести «Собачье сердце». Напишите, какой момент запечатлен на фотографии.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ключи (правильные ответы)

I. 1) 2

2) 1

3) 4

4) 1

5) 3

6) 2

7) 4

8) 3

II. 1. дух 2. швейцар 3. Правду 4. Айседоры Дункан 5. Кинематограф

III. Возможные варианты ответов:

1. Профессор Преображенский имел в виду не только животных, но и людей. Филипп Филиппович – врач, и рассматривает человека как биологическое существо. Я считаю, что, действительно, только лаской можно достигнуть своей цели, ведь насилие порождает только насилие.

2. Я согласен с точкой зрения профессора Преображенского. Зная историю России, мы видим, что террор не только не улучшил положение в стране, но и привел государство в упадок. Многие талантливые люди эмигрировали или погибли, интеллигенция как класс была практически уничтожена.

IV. 1. сравнение 2. эпитет 3. фразеологизм

V. Возможный вариант ответа:

Кадр из фильма иллюстрирует сцену прихода уголовной милиции, следователя, председателя Швондера (и Вяземской, швейцара Фёдора) в квартиру профессора Преображенского с целью ареста его (и Борменталя, Зины, Дарьи Петровны) за убийство Шарикова.

Учащиеся могут написать, чем закончилась данная сцена: появление прежнего властного и энергичного Филиппа Филипповича, показ пса Шарика, который все меньше и меньше походит на человека. Реакция следователя и т.д.


Рекомендации к оцениванию.

Задания I , II, IV. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

Задание III. Задания оцениваются максимум в 5 баллов. Таким образом, за III задание можно получить 10 баллов.

Задание V. Варианты ответов могут отличаться, за максимально полный ответ начисляется 10 баллов.


Отметка «5» - 36-27 баллов

Отметка «4» - 26-17 баллов

Отметка «3» - 16-11 баллов

Отметка «2» - 10 и меньше баллов


Дополнительная информация: кадр из фильма взят с сайта http://pic.rutube.ru/video/76/07/76079696848b01fd394962374bd76abb.jpg

Использованная литература: Булгаков М.А. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце: Повести. – СПб.: Азбука – классика, 2006. – 256 с.



Просмотр содержимого документа
«Анализ повести»

Краткий анализ

Год написания – повесть написана в 1925 году.

История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.

Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.

Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.

Жанр – социально-философская сатирическая повесть.

Направление – сатира, фантастика (как способ подачи художественного текста).

История создания

Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”.  После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.

Тема

Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.

Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.

Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.

Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20-30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.

Смысл названия произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.

Композиция

Повесть имеет кольцевую композицию, что можно проследить, следуя за содержанием произведения.

Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик довольного животного.

Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.

В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке – Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку. Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Собачьего сердца».

Жанр

Жанр “Собачье сердце” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.



Просмотр содержимого документа
«Вопросы по повести Собачье сердце»

Вопросы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

  1. Опишите обстановку Москвы, показанную Булгаковым

  2. Что - либо противостоит этой обстановке?

  3. Разделите всю повесть на части. Сколько получилось? От чьего имени ведется повествование каждой части? (Подсказка: здесь две части с прологом, кульминацией и развязкой (эпилогом) в каждой части)

  4. Каким представляется вам Шарик? Какие качества вам симпатичны? Какие – нет? Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского, а что – нет? (сцена приёма пациентов. ) Как относится Шарик к профессору Преображенскому? (профессор – божество!)

  5. Меняется ли Шарик с 16 по 23 декабря? Найдите этапы изменений. Что в Шарикове от собаки, а что от Клима Чугункина? Роль Швондера в воспитании Шарикова. (аморальность, грубость, бранные слова, наглость, хамство (Преображенский – папаша?))

  6. Образ Филиппа Филипповича Преображенского, ум, характер, занятость, идеология.

  7. Доктор Борменталь. Его роль в повести. Поступки.

  8. Повторите определения слов «Ирония», «Сарказм», «Гротеск».

  9. Определите проблемы, поднятые в повести.

Просмотр содержимого документа
«тест собачье сердце»

ТЕСТ по повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце»

1.В каком году была написана повесть «Собачье сердце?»

1 . 1917 год

2. 1925 год

3. 1928 год

4.1930 год

2.Как звали профессора Преображенского?

1.Иван Иванович

2. Иван Никифорович

3.Филипп Филиппович

4.Акакий Акакиевич

3. На какой улице Москвы профессор нашёл Шарика?

1.на Моховой

2. на Арбате

3.на Пречистинке

4.на Тверской

4. Сколько псов было в то время в Москве?

1.60 000

2.100 000

3.40.000

4.50.000

5. Как звали «Молодую красивую женщину в белом фартучке и кружевном колпачке»?

1.Мария

2. Соня

3.Катерина

4. Зина

6.Кто помогал профессору Преображенскому в проведении операции?

1.Доктор Зосимов

2 .Доктор Вернер

3.Доктор Старцев

4. Доктор Борменталь

7. Как звали работницу в доме профессора Преображенского?

1. Катерина Ивановна

2.Нонна Юрьевна

3.Лидия Михайловна

4.Дарья Петровна



8.Сколько времени продолжалась операция, производившаяся профессором Преображенским?

1.20 минут

2.14 минут

3.40 минут

4.30 минут



9. На каком органе собаке производилась операция?

1.На сердце

2.На желудке

3.На головном мозге

4.На ноге

10. Кто такой Клим Чугункин?

1.Трактирный музыкант

2. Гитарист

3. Трактирный балалаечник

4.Пианист

11. Какое отношение Клим Чугункин имеет к собаке?

1.хозяин собаки

2.хозяин приюта для животных

3 «Гипофиз человека пересадили собаке»

4.сосед профессора Преображенского

12.Какие действия принадлежат собаке, которой сделали операцию ?

1.Спит спокойно целыми днями.

2.Свистит «Ой, яблочко»

3. Произносит вульгарные слова

4.Бросает объедки на пол.

13 «На человека и животных можно действовать только внушением». Кто произносит эти слова?

1.Дарья Петровна

2.Доктор Борменталь

3.Зина

4. Профессор Преображенский



14. Куда устроился на работу Шариков Полиграф Полиграфович?

1.Сторожем

2. Охранником

3.Уборщиком

4. Заведующим подотделом очистки города Москва от бродячих животных

15. Кто донёс на профессора Преображенского?

1.Швондер

2. Шариков

3.Соседи по дому

4.Швейцар

16. Чего добивался Шариков?

1. Хорошей работы

2. Прописки в квартире профессора Преображенского

3. Выселения профессора из квартиры

4.Одной комнаты в квартире профессора Преображенского

17 .Какую оперу собирался слушать в Большом театре Преображенский?

1. «Борис Годунов»

2. «Руслан и Людмила»

3. «Аида»

4. «Князь Игорь»

18

.«Успевает всюду тот , кто никуда не торопится». Кому принадлежат эти слова?

  1. Доктору Борменталю

  2. Зине

  3. Профессору Преображенскому

  4. Дарье Петровне



Ответы к ТЕСТУ

  1. 1925 год

2.Филипп Филиппович

3.На Пречистинке

  1. 40.000 псов

6.Доктор Борменталь

7.Дарья Петровна

8.14 минут

9.На головном мозге

10.Трактирный балалаечник

11. Ответ №3

12. Ответы № 2,3, 4

13.Профессор Преображенский

14.Ответ №4

15.Шариков

16.Ответы №2 и № 4

17.Оперу «АИДА»

18.Профессор Преображенский




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!