СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. М. А. Булгаков. "Собачье сердце". Сюжет, композиция и поэтика повести Булгакова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. М. А. Булгаков. "Собачье сердце". Сюжет, композиция и поэтика повести Булгакова.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. М. А. Булгаков. "Собачье сердце". Сюжет, композиция и поэтика повести Булгакова.»

Москва в повести «Собачье сердце» это город, увиденный глазами собаки. Изображенный таким образом, он предстает необыкновенным. Это прием остранения. Пес видит город в эпоху НЭП а (Новой экономической политики), когда появляются торговля, рестораны, богатые люди, которым советская власть дает возможность пусть в жестких рамках заниматься частным предпринимательством.

Москва в повести «Собачье сердце» это город, увиденный глазами собаки. Изображенный таким образом, он предстает необыкновенным. Это прием остранения. Пес видит город в эпоху НЭП а (Новой экономической политики), когда появляются торговля, рестораны, богатые люди, которым советская власть дает возможность пусть в жестких рамках заниматься частным предпринимательством.

Повесть начинается в зимний вечер, в «черный вечер», на улице появляется пес, буржуй (профессор Преображенский), перекресток. Такая перекличка с поэмой Блока «Двенадцать» не случайна. Булгаков обращается к той же теме, что и Блок – теме рождения нового мира и человека. Отсюда и фамилия главного героя – Преображенский. О преображении старого мира постоянно думают герои произведения 20-30-ых гг.

Повесть начинается в зимний вечер, в «черный вечер», на улице появляется пес, буржуй (профессор Преображенский), перекресток. Такая перекличка с поэмой Блока «Двенадцать» не случайна.

Булгаков обращается к той же теме, что и Блок – теме рождения нового мира и человека. Отсюда и фамилия главного героя – Преображенский. О преображении старого мира постоянно думают герои произведения 20-30-ых гг.

 Повесть Булгакова необыкновенно оригинальна. Превращение пса в человека (элемент фантастики) происходит естественно, мы подготовлены к очеловечиванию пса его (пса) размышлениями в первой части повести. Пес различает пролетариев, дворников, знает про столовую нормального питания, пародирует Маяковского (нигде кроме, как в Моссельпроме»).

Повесть Булгакова необыкновенно оригинальна. Превращение пса в человека (элемент фантастики) происходит естественно, мы подготовлены к очеловечиванию пса его (пса) размышлениями в первой части повести. Пес различает пролетариев, дворников, знает про столовую нормального питания, пародирует Маяковского (нигде кроме, как в Моссельпроме»).

Но в первой части мы в первую очередь сочувствуем несчастному псу. Мы еще не обращаем внимания на лакейские черты в его характере, на лексику «люмпенпролетария» («Вот это парень!» «Как оплевал» «Похабная квартирка, но до чего приятно», стремление быть на стороне сильного) Все эти черты дадут себя знать , когда пес превратится в человека. Образ профессора Преображенского в повести не прост. Причина этого в том, что профессор может показаться с первого взгляда положительным героем. Он умен, интеллектуален, ироничен, просто талантлив, если не гениален. Он ученый, изобретатель.

Но в первой части мы в первую очередь сочувствуем несчастному псу. Мы еще не обращаем внимания на лакейские черты в его характере, на лексику «люмпенпролетария» («Вот это парень!» «Как оплевал» «Похабная квартирка, но до чего приятно», стремление быть на стороне сильного) Все эти черты дадут себя знать , когда пес превратится в человека.

Образ профессора Преображенского в повести не прост. Причина этого в том, что профессор может показаться с первого взгляда положительным героем. Он умен, интеллектуален, ироничен, просто талантлив, если не гениален. Он ученый, изобретатель.

 Мастерски разбивает профессор в пух и прах представителей власти – домком. Но тут мы замечаем и другие черты профессора. Он заключил некий дьявольский договор с властью, которую не уважает. Этот договор и позволяет силам зла вторгнуться в жизнь профессора. Профессор Преображенский принадлежит к тому слою (социальному кругу), который Булгаков знал лучше всего и описывал чаще всего – интеллигенция. Интеллигентом был доктор Турбин, будет историк, взявший себе прозвище Мастер, профессор Персиков в «Роковых яйцах».

Мастерски разбивает профессор в пух и прах представителей власти – домком. Но тут мы замечаем и другие черты профессора. Он заключил некий дьявольский договор с властью, которую не уважает. Этот договор и позволяет силам зла вторгнуться в жизнь профессора. Профессор Преображенский принадлежит к тому слою (социальному кругу), который Булгаков знал лучше всего и описывал чаще всего – интеллигенция. Интеллигентом был доктор Турбин, будет историк, взявший себе прозвище Мастер, профессор Персиков в «Роковых яйцах».

Профессор стремиться вмешаться естественный процесс жизни, в этом смысле он революционер, ничем не отличающийся от нелюбимых им большевиков. При описании операции над Шариком Преображенский яростен, вдохновен, он словно разрушает нечто ради создания нового. Булгаков неоднократно говорил, что он противник революции и сторонник великой эволюции то есть постепенного развития мира чрез заложенные в нем потенции.  Профессор мог бы взять для своего опыта и кого-то получше Клима Чугункина, но, верный реалистической правде, Булгаков показывет, что, скорее всего, тело недавно умершего – будет телом пьяницы и хулигана – такой скорее подвернется для опыта, так как проводил свою жизнь в местах, где легко получить удар ножом.

Профессор стремиться вмешаться естественный процесс жизни, в этом смысле он революционер, ничем не отличающийся от нелюбимых им большевиков. При описании операции над Шариком Преображенский яростен, вдохновен, он словно разрушает нечто ради создания нового.

Булгаков неоднократно говорил, что он противник революции и сторонник великой эволюции то есть постепенного развития мира чрез заложенные в нем потенции.

Профессор мог бы взять для своего опыта и кого-то получше Клима Чугункина, но, верный реалистической правде, Булгаков показывет, что, скорее всего, тело недавно умершего – будет телом пьяницы и хулигана – такой скорее подвернется для опыта, так как проводил свою жизнь в местах, где легко получить удар ножом.

Домком в повести это та сила, которая вторгается в мир интеллигентных людей и разрушает его окончательно. Такой силой в «Белой гвардии» были петлюровцы. В «Мастере и Маргарите» такой силой будет Массолит и все, что с ним связано. Пофессор сам впустил пса – то есть Мефистофеля (Мефистофель явился Фаусту под видом черного пса) в свой дом, но Шариков был еще интеллектуально ничтожен.

Домком в повести это та сила, которая вторгается в мир интеллигентных людей и разрушает его окончательно. Такой силой в «Белой гвардии» были петлюровцы. В «Мастере и Маргарите» такой силой будет Массолит и все, что с ним связано.

Пофессор сам впустил пса – то есть Мефистофеля (Мефистофель явился Фаусту под видом черного пса) в свой дом, но Шариков был еще интеллектуально ничтожен.

Понадобился Швондер, чтобы отрицательные навыки превратить в отвратительную цепь поступков, оправдываемых пролетарским происхождением.  Калабуховский дом, подобно Киеву в «Белой гвардии», - символ старого уютного мира, где все было разложено по своим местам, где каждый занимался своим делом. На наших глазах Калабуховский дом разрушается. Начали его разрушать лишенные эстетического чувства хамы и люмпены, а продолжил сам профессор, впустив силы зла в свой дом. В этом, возможно, отразилась тема вины интеллигенции в разрушительных процессах двадцатого века.

Понадобился Швондер, чтобы отрицательные навыки превратить в отвратительную цепь поступков, оправдываемых пролетарским происхождением.

Калабуховский дом, подобно Киеву в «Белой гвардии», - символ старого уютного мира, где все было разложено по своим местам, где каждый занимался своим делом.

На наших глазах Калабуховский дом разрушается. Начали его разрушать лишенные эстетического чувства хамы и люмпены, а продолжил сам профессор, впустив силы зла в свой дом.

В этом, возможно, отразилась тема вины интеллигенции в разрушительных процессах двадцатого века.

 Профессор Преображенский не верил в необходимость насилия при вмешательстве в жизнь, но сам применяет силу, когда проводит операцию, но когда Шариков начинает угрожать уже самой жизни профессора, силу применяет Борменталь. Булгаков мог писать только тогда, когда находил силу, способную противостоять главному злу в его произведениях.

Профессор Преображенский не верил в необходимость насилия при вмешательстве в жизнь, но сам применяет силу, когда проводит операцию, но когда Шариков начинает угрожать уже самой жизни профессора, силу применяет Борменталь.

Булгаков мог писать только тогда, когда находил силу, способную противостоять главному злу в его произведениях.

Не почувствовать таланта автора было невозможно. Когда повесть попала в руки представителей власти, они отозвались так.  Да, вещь талантливая, но печатать ни в коем случае нельзя. Писатель поставил вопрос о самом праве людей вмешиваться, не раздумывая, в ход истории. Он напоминал о том, что создание нового человека чревато серьезными опасностями. В Шарикове Булгаков увидел те черты, которые с таким мастерством и убедительностью передавали его любимые писатели – Гоголь и Салтыков-Щедрин. Новым было то, что такие как Шариков, получили власть. Это было по-настоящему опасно.

Не почувствовать таланта автора было невозможно. Когда повесть попала в руки представителей власти, они отозвались так.

Да, вещь талантливая, но печатать ни в коем случае нельзя.

Писатель поставил вопрос о самом праве людей вмешиваться, не раздумывая, в ход истории. Он напоминал о том, что создание нового человека чревато серьезными опасностями. В Шарикове Булгаков увидел те черты, которые с таким мастерством и убедительностью передавали его любимые писатели – Гоголь и Салтыков-Щедрин. Новым было то, что такие как Шариков, получили власть. Это было по-настоящему опасно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!