СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М А Дубова,Л А Чернова Изучение обособленных обстоятельств в 10-11 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен при подготовке учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Вариант ученика»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________

Задание 1. Из примеров, приведенных из повести А.И. Куприна «Молох», выпишите обособленные обстоятельства вместе с опорным (поясняемым) словом (поместив его в круглые скобки), укажите их синтаксическую функцию в предложении, способ морфологического выражения, какой член предложения поясняют, семантическое значение и условия обособления. Используйте для выполнения задания образец.

Образец

Он стоял около сварочной печи, следя за работой.

(Стоял,) следя за работой – обособленное обстоятельство, выполняет функцию добавочного сообщения, выражено деепричастным оборотом, поясняет сказуемое, приближаясь к нему по смыслу (следил за работой), имеет семантическое значение образа действия (стоял как?), условия обособления: отсутствие тесной грамматической связи со сказуемым, наличие добавочной связи с подлежащим он.

1) Заводской гудок протяжно ревел, возвещая начало рабочего дня.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) Пройдя полверсты, Бобров взобрался на пригорок.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Дальше, за этой природной террасой, глаза разбегались на том хаосе, который представляла собой местность, предназначенная для возведения пятой и шестой доменных печей.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно муравьи на разоренном муравейнике.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) Еще дальше, на самом краю горизонта, около длинного товарного поезда толпились рабочие, разгружавшие его.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Человеческий труд кипел здесь, как огромный, сложный механизм.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8) Иногда, хотя и очень редко – раза три или четыре в год, у него являлось весьма странное, меланхолическое и вместе с тем раздражительное настроение духа.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Задание 2. Выпишите из повести А.И. Куприна «Молох» примеры с различными обособленными обстоятельствами (не менее 7), пронумеруйте их, а затем выполните их синтаксический анализ по предложенной схеме.

Схема синтаксического анализа обособленных обстоятельств

1) Смысловая функция в предложении (функция добавочного сообщения, функция уточнения, функция сравнения, уподобления).

2) Способ грамматического выражения (одиночное деепричастие, деепричастный оборот, существительное с производным предлогом – несмотря на, в силу, вопреки, согласно, вследствие, по причине, в результате, при условии и др., существительное с непроизводным предлогом, наречие, существительное с предлогом и пояснительным союзом именно, то есть, или (=то есть), существительное с предлогом или наречие со словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, причем, притом, в том числе, главным образом, да и и др.).

3) Грамматическое значение поясняемого слова (сказуемое, обстоятельство).

4) Семантика обстоятельства (обстоятельство образа действия, времени, причины, условия, уступки, цели, следствия, места).

5) Условия обособления (наличие глагольности и обозначение добавочного действия, наличие добавочной связи с подлежащим, возможность отделения от поясняемого слова, отсутствие тесной грамматической связи с поясняемым словом, позиция по отношению к поясняемому слову).

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 3. Замените в примерах (из повести А.И. Куприна «Молох») обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, соответствующими придаточными предложениями. Укажите виды придаточных предложений и особенности их синтаксического значения.

Образец:

Пройдя машинально вслед за рабочими шагов пятьдесят, Андрей Ильич повернул назад, чтобы найти Митрофана и объехать завод с другой стороны. Ср.: Когда Андрей Ильич прошел машинально вслед за рабочими шагов пятьдесят, он повернул назад…

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выполняет функцию добавочного сообщения, предшествующего основному сообщению с глаголом повернул; деепричастный оборот трансформируется в придаточное предложение обстоятельства времени, которое поясняет главное предложение в составе сложного; с помощью деепричастного оборота выражается временное значение последовательности действий.

1) Хлопочет этот молодой человек о спорном наследстве и каждое утро, возвращаясь из присутственных мест, заходит в Летний сад посидеть четверть часа на скамеечке…

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) Вернувшись с завода и наскоро пообедав, Бобров вышел на крыльцо.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Фарватер, уже давно косившийся большим сердитым глазом на подходившего Боброва, начал плясать на месте, выгибая шею и разбрасывая задними ногами комья грязи.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) Бобров прыгал около него на одной ноге, стараясь вдеть ногу в стремя.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) Теперь, подъезжая к Шепетовке, уже заранее знал, что и как там будут говорить в том или ином случае, даже представлял себе выражение лиц.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) И уже после этого все они вместе чрезвычайно и очень громко изумятся, увидя входящего Андрея Ильича.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Подъезжая к своей квартире, Бобров заметил свет в окнах.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8) И долго доктор сидел возле него, гладя его по голове, как ребенка, и говоря ему первые попавшиеся ласковые, успокоительные слова.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 4. Объясните примеры с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Исправьте их.

Образец:

Встретившись с моей первой учительницей, мной овладело чувство грусти о прошедших школьных годах.

В этом безличном предложении в составе сказуемого нет инфинитива, поэтому в нем не может употребляться деепричастный оборот. Правильный вариант: При встрече с моей первой учительницей мной овладело чувство грусти о прошедших школьных годах или Когда встретился с моей первой учительницей…

1) Подходя к лесу, мне стало страшно.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) Выступая в поход, природа предвещала неудачу князю Игорю.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина появились присущие этому обществу навыки, привычки и взгляды.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) Прочитав рассказ, мне подумалось, что в нем правдиво отражены военные события.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) Читая роман, мне больше всех понравился главный герой.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) Однажды, возвращаясь домой, случилось со мной происшествие.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Прочитав письмо, Веру поразил его своеобразный стиль.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8) Глядя на бурное море, мне вспоминаются пушкинские строки.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 5. Найдите обособленные обстоятельства, укажите их синтаксическую функцию, способ морфологического выражения, опорное слово, семантическое значение и условия обособления.

Образец:

Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно – обособленное обстоятельство с функцией добавочного сообщения, выражено существительным с производным предлогом благодаря и распространяющими словами, поясняет группу сказуемого прошел незаметно, имеет семантическое значение причины, отвечает на вопрос почему?, обособляется благодаря смысловому весу, слабой связи с опорным словом, распространенности и расположению перед грамматической основой предложения.

1) Проценко, несмотря на уговоры Сабурова, сам поднялся на наблюдательный пункт. (К.Симонов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) Ехали только днем во избежание всяких дорожных случайностей. (М. Пришвин)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) В Коби мы расстались с Максим Максимычем: я поехал на почтовых, а он, по причине тяжелой поклажи, не мог за мной следовать. (М.Лермонтов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) Дома по случаю поста ничего не варили и не ставили самовара, и день поэтому казался очень длинным. (А.Чехов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) При неизбежности отступления, когда враг силен, надо отступать. (А.Первенцев)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло. (И.Тургенев)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Он смутился вследствие предположения, что Дарье Александровне будет неприятна помощь постороннего человека. (Л.Толстой)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8) Благодаря такому положению волосков насекомое легко заползает во внутренность цветка. (К.Тимирязев)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 6. Найдите уточняющие обстоятельства, укажите способ их морфологического выражения, опорное слово, семантическое значение и условия обособления.

Образец:

Внизу, у подножия насыпи, там, где обыкновенно с несмолкаемым грохотом день и ночь работал исполинский завод, была необычная, жуткая тишина. (А. Куприн)

(Внизу,) у подножия насыпи обособленное уточняющее обстоятельство, выражено существительным с непроизводным предлогом и распространяющим словом, поясняет опорное обстоятельство внизу, имеет семантическое значение места, отвечает на вопрос где именно?, обособляется благодаря слабой связи с опорным словом и расположению после поясняемого слова.

1) На улице, перед театром, поджидая господ, дремали кучера. (И.Эренбург) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) Жил я на Арбате, рядом с рестораном «Прага», в номерах гостиницы «Столица». (И.Бунин)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Во время каникул я, воспользовавшись данной воспитанникам свободой, отправился утром, после завтрака, в свой класс… (А.Сумароков)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) То и дело срываясь в колею, я шел тихо, почти на ощупь. 5) Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. (И.Тургенев)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) Пил он чай всегда подолгу, по-московски, стаканов по семи в один раз. (А.Чехов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Как-то в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже много лет калитку в глубине сада. (К.Паустовский)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8) Закончив обед поздно, часов в семь, мы с Гоголем ушли наверх, желая поговорить наедине. (С.Аксаков)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 7. Укажите пояснительные и присоединительные обстоятельства, способ их морфологического выражения, опорное слов, семантику и условия обособления.

Образец: К этому часу, то есть к семи часам вечера, все гости были в сборе.

(К этому часу), то есть к семи часам вечера – обособленное пояснительное обстоятельство, выражено количественно-именным сочетанием существительного с предлогом и распространяющим словом, вводится пояснительным союзом то есть, отвечает на вопрос когда?, поясняет опорное словосочетание – обстоятельство времени к этому часу, называет то же понятие, союз то есть уравнивает объемы поясняющего компонента и поясняемого, имеет семантическое значение времени, обособляется из-за слабой синтаксической связи с опорным словом и расположения после него.

Урок по зоологии прошел спокойно, и даже без единого замечания.

cпокойно, и даже без единого замечания обособленное присоединительное обстоятельство, отвечает на вопрос как именно?, выражено существительным с предлогом и распространяющим словом, вводится словами и даже, поясняет однотипное обстоятельство спокойно, содержит дополнительное разъяснение, обособляется из-за слабой связи с опорным словом и расположения после него.

1) Играя в русских пьесах, Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина «Недоросль» в роли госпожи Простаковой. (Н.Кукольник) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) К этому времени, то есть к началу танцев, я был уже в зале. (Е.Шварц)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Дом господский стоял в одиночку на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким бы только ни вздумалось подуть. (Н.Гоголь)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) Сын Хаджи-Мурата, восемнадцатилетний юноша Юсуф, сидел в темнице, то есть в глубокой, более сажени, яме. (Л.Толстой)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, вдоль и поперек темнело не что иное, как несколько сереньких бревенчатых изб. (Л.Толстой) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) В давнее время рябину заготовляли к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами, пользовались ею как лекарственным средством.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Высокая плотина этого пруда вся сплошь, без просветов, была покрыта огромной черной толпой, которая медленно подвигалась вперед и, казалось, кипела.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8) Иногда, и довольно-таки часто, я вставал рано поутру… (Л.Толстой)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 8. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, укажите их опорное слово, семантическое значение и условия обособления.

Образец:

Облака плыли по небу, как караван с хлопком.

(Плыли,) как караван с хлопком – обособленное обстоятельство с функцией сравнения, уподобления, выражено сравнительным оборотом с союзом как, поясняет опорный член – сказуемое (плыли), отвечает на вопросы как? каким образом?, имеет семантическое значение образа действия, обособляется в связи с передачей значения сравнения, уподобления, отделением от опорного слова и отсутствием тесной грамматической связи с ним.

1) Как два согнутые кинжала,/ Вонзились в небо тополя,/ И, как усопшая, лежала Кругом широкая земля. (В.Хлебников)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) Тишина покинутости стояла здесь, как прудовая вода. (А.Грин)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Табачный дым, словно дождевая туча, колыхался под потолком, оклеенным белой бумагой. (В.Брюсов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) Петр хватал кусок хлеба, ложку и снова заливался рассказами, словно щегленок песней. (М.Горький)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) Но синева, так же как и солнце, не изменяет таежной красы.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8) Гудок заревел, как всегда, требовательно и властно. (А.Куприн)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 9. Составьте пары предложений с одним и тем же подлежащим (например: небо, снег, глаза, собака, листья, березка, ветер), чтобы в одном предложении сравнительный союз присоединял обстоятельство образа действия, а в другом – сказуемое. Используйте союзы: как, будто, как будто, точно, словно, что( = как).

Образец:

Картошка жесткая, как будто сырая. Ср.: Картошка как будто сырая.

Примерные пары предложений для ответа:

1) Будто звезды, глаза твои светятся. Ср.: Глаза твои будто звезды.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) Березка, как белая птица, застыла на склоне холма. Ср.: Березка на склоне холма как белая птица.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Ветер, словно шалун, играет листьями. Ср.: Ветер словно шалун.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) Листья шелестят, как будто живые. Ср.: Листья как будто живые.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) Небо синеет, что морская гладь. Ср.: Небо что морская гладь.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) Собака зарычала, словно тигр. Ср.: Собака словно тигр.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Снег летит, как волшебный пух. Ср.: Снег как волшебный пух.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 10. Объясните условия обособления обстоятельств в следующих примерах.

Образец:

Видя мое смущение, Ярмола смягчился. (А.Куприн)

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется независимо от позиции, ввиду его слабой связи с опорным словом (сказуемым) и наличия связи с подлежащим.

1) Танцуя, она красиво и как будто беспомощно изгибала левую руку на плече своего кавалера. (А.Куприн)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) Размеренные звуки музыки непрерывными глухими ударами отзывались в его голове, причиняя раздражающую боль. (А.Куприн)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Благодаря недостатку служебного опыта он не мог ни собраться с духом, ни найти надлежащий, твердый тон. (И.Тургенев)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4) Вдруг далеко, в самой чаще, раздался лай Рябчика… (А.Куприн)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5) Ярмола привязался к барину, особенно за простое с ним обращение. (А.Куприн)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6) За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (М.Лермонтов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Город, несмотря на позднее время, был весь на ногах. (К.Паустовский)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8) Мы сидели в темноте, почти без воды и света. (К.Паустовский)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 11. Сравните два описания августовской погоды из повести А.Куприна «Гранатовый браслет» и рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки». Найдите обособленные обстоятельства, охарактеризуйте их структуру, способы морфологического выражения и условия обособления.

1) В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращая глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов, заблудившись в море, совсем не вернулись… (А.Куприн) 2) Вспоминается мне ранняя погожая осень… Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия… К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала… В темноте, в глубине сада сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням… И вдруг все это скользнет с яблони и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки… Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее, а над головой белеет Млечный путь… Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, будто уходя в землю… Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе. (И.Бунин)

1. Какие семантические типы обстоятельств использует каждый автор? Почему? Как это связано с основной идеей отрывков?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Какую роль играют обособленные обстоятельства в описании августа у каждого автора?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Что акцентируется в каждом описании? Какие черты августа важны для А.И. Куприна и И.А. Бунина? С помощью каких языковых средств это подчеркивается?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Чей август, на ваш взгляд, более привлекателен? Почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. К какому типу речи относятся данные отрывки? Использование каких средств образной выразительности характерно для данного типа речи?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 12. Найдите в отрывке из повести И.Бунина «Деревня» обособленные обстоятельства. Охарактеризуйте их с позиции особенностей функционирования в художественном тексте.

В воскресенье пошла Анисья к Абакумову. Абакумов зорко оглядел платок своими татарскими глазками, кликнул мать, сумрачную, толстую, отекшую старуху в ватной кофте и валенках.

– Что ж просишь? медленно выходя из избы, исподлобья оглядывая крыльцо и горбясь, неприветливо спросила старуха.

Анисья, чувствуя недоброе, стала хвалить платок, показывать товар лицом – накинула его на плечи, прошлась. Абакумов, подумав, положил «два орла» – гривенник; потом, усмехнувшись, прибавил

еще пятак – «за манеру». Анисья покачала головой и пошла домой, даже не сняв с себя платка. А дома, сидя в этом трауре, долго разглядывала его концы своим единственным глазом, что-то обдумывая. Потом облокотилась на стол, уже ничего не думая, а только слушая звон в ушах… Потом спрятала платок в укладку, легла на большие голые нары возле большой треснувшей печки, когда еще не смеркалось путем, говоря себе: надо поскорее заснуть, а то не дойдешь, надо выйти пораньше да уходя не забыть запереть укладку, закрыть трубу на случай грозы…

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Вариант учителя»

I. Теоретические сведения

Обособление – это интонационное и смысловое выделение членов предложения с целью придать им относительную самостоятельность, особую значимость в высказывании.

Обособленное обстоятельство может быть выражено одиночным деепричастием или деепричастным оборотом, а также существительным с производным предлогом, существительным с непроизводным предлогом, наречием, сравнительным оборотом.

1. Способы выражения

Обстоятельства, выраженные деепричастными конструкциями, имеют семантические значения образа действия, времени, причины, условия, уступки, цели и могут совмещать их. В целом деепричастные конструкции совмещают значения обстоятельства и второстепенного действия и могут заменяться придаточными предложениями, в результате чего возникают синонимы. Например: Дойдя до мостика, он остановился и задумался. (А.Чехов) Ср.: Когда он дошел до мостика, он остановился и задумался. Но в придаточном предложении обстоятельственное значение выражается четко, определенно, благодаря подчинительному союзу. В деепричастном обороте значение обстоятельства не обладает такой четкостью.

Чтобы не допускать ошибок при использовании деепричастных оборотов, нужно соблюдать правило о едином действующем лице (предмете) при основном действии, выраженном глаголом, и при второстепенном действии, выраженном деепричастием. Нарушение этого правила приводит к ошибкам типа: *Заботясь о маленьких горожанах, открываются новые детские сады; *Прочитав книгу, у нас возникает впечатление открытия.

Нельзя также употреблять деепричастные обороты в безличных предложениях, где нет инфинитива в составе сказуемого. Например: *Увидев друга, мне стало радостно; *Выполнив задание, у ученика оказалось много свободного времени.

Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами, имеют значения: условия, причины, времени, уступки, цели, следствия. Например: Несмотря на усталость, Анатолий был радостно возбужден (А.Фадеев). Ср.: Хотя Анатолий очень устал, он был радостно возбужден.

Обособленные обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом, имеют значение образа действия и семантику добавочного высказывания. Например: Сзади, точно исполинский костер, горел лесной склад (А.Куприн). Ср.: Сзади горел лесной склад, и этот пожар был похож на гигантский костер; Даже в больших городах в это время становится тихо, как в поле (К. Паустовский). Ср. в СПП с придаточной сравнительной частью, где есть грамматическая основа: Даже в больших городах в это время становится тихо, как это бывает в поле.

Уточняющие обстоятельства конкретизируют, ограничивают, сужают значения других обстоятельственных слов с обобщенным и неопределенным значением места, времени, образа действия и отвечают на вопросы: где именно? когда именно? куда именно? откуда именно? Как именно? Они имеют значения: места, времени, образа действия, цели. Уточняющее обстоятельство является тем же членом предложения, что и уточняемое. Например: Вчера, поздно вечером, я наконец добрался до дома лесника (когда именно?); При встрече мы тепло, по-дружески, побеседовали (как именно?). Он сделал это специально, назло.

2. На обособление обстоятельств влияют разные причины. В основном это увеличение семантической самостоятельности обособляемого обстоятельства и его позиция по отношению к опорному слову.

(Подробно условия обособления обстоятельств перечислены в «Схеме синтаксического анализа», приведенной ниже.)

Вне всяких условий обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, ввиду их слабой связи со сказуемым и наличием

другой связи в предложении – с подлежащим.

Одиночные деепричастия обособляются только в том случае, если сохраняют значение глагольности, обозначают добавочное действие, указывают на время действия, его причину, условие, образ действия.

Не обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, близкие по значению к наречиям образа действия, если они утрачивают значение добавочного действия. Например: До двух часов занятия должны были идти не прерываясь. (Л.Толстой)

Не обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями типа: стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др. (Курили молча; Ели нехотя).

Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, в состав которых входят деепричастия: слушать раскрыв рот, работать засучив рукава и др.

Не обособляются сравнительные обороты с союзом как:

– если сравнительный оборот входит в состав сказуемого (Наш двор как сад);

– если сравнительный оборот входит во фра-

зеологический оборот: бежит как угорелый, похожи как две капли воды, выскочил как ошпаренный (Сестры были похожи как две капли воды);

– если оборот имеет значение «в качестве» (Беру тебя как руководителя. Ср.: Беру тебя в качестве руководителя);

– если оборот со значением образа действия заменяется наречием или существительным в творительном падеже (Как тень стоишь передо мной. Ср.: Тенью стоишь передо мной).

3. Чтобы узнать, как ученики усвоили теоретический материал, можно предложить им ответить на следующие вопросы по теме урока:

1. Что такое обособление?

2. Какие члены предложения называются обособленными?

3. Какие второстепенные члены предложения бывают обособленными?

4. Что такое обособленное обстоятельство?

5. Чем выражаются обособленные обстоятельства?

6. Какими признаками характеризуются различные обособленные обстоятельства?

7. Назовите условия обособления обстоятельств.

8. Назовите условия необособления обстоятельств.


II. Практические задания с образцом выполнения

Задание 1. Из примеров, приведенных из повести А.И. Куприна «Молох», выпишите обособленные обстоятельства вместе с опорным (поясняемым) словом (поместив его в круглые скобки), укажите их синтаксическую функцию в предложении, способ морфологического выражения, какой член предложения поясняют, семантическое значение и условия обособления. Используйте для выполнения задания образец.

Образец

Он стоял около сварочной печи, следя за работой.

(Стоял,) следя за работой – обособленное обстоятельство, выполняет функцию добавочного сообщения, выражено деепричастным оборотом, поясняет сказуемое, приближаясь к нему по смыслу (следил за работой), имеет семантическое значение образа действия (стоял как?), условия обособления: отсутствие тесной грамматической связи со сказуемым, наличие добавочной связи с подлежащим он.

1) Заводской гудок протяжно ревел, возвещая начало рабочего дня. 2) Пройдя полверсты, Бобров взобрался на пригорок. 3) Дальше, за этой природной террасой, глаза разбегались на том хаосе, который представляла собой местность, предназначенная для возведения пятой и шестой доменных печей. 4) Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно муравьи на разоренном муравейнике. 5) Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе. 6) Еще дальше, на самом краю горизонта, около длинного товарного поезда толпились рабочие, разгружавшие его. 7) Человеческий труд кипел здесь, как огромный, сложный механизм. 8) Иногда, хотя и очень редко – раза три или четыре в год, у него являлось весьма странное, меланхолическое и вместе с тем раздражительное настроение духа.


Задание 2. Выпишите из повести А.И. Куприна «Молох» примеры с различными обособленными обстоятельствами (не менее 7), пронумеруйте их, а затем выполните их синтаксический анализ по предложенной схеме.

Схема синтаксического анализа обособленных обстоятельств

1) Смысловая функция в предложении (функция добавочного сообщения, функция уточнения, функция сравнения, уподобления).

2) Способ грамматического выражения (одиночное деепричастие, деепричастный оборот, существительное с производным предлогом – несмотря на, в силу, вопреки, согласно, вследствие, по причине, в результате, при условии и др., существительное с непроизводным предлогом, наречие, существительное с предлогом и пояснительным союзом именно, то есть, или (=то есть), существительное с предлогом или наречие со словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, причем, притом, в том числе, главным образом, да и и др.).

3) Грамматическое значение поясняемого слова (сказуемое, обстоятельство).

4) Семантика обстоятельства (обстоятельство образа действия, времени, причины, условия, уступки, цели, следствия, места).

5) Условия обособления (наличие глагольности и обозначение добавочного действия, наличие добавочной связи с подлежащим, возможность отделения от поясняемого слова, отсутствие тесной грамматической связи с поясняемым словом, позиция по отношению к поясняемому слову).


Задание 3. Замените в примерах (из повести А.И. Куприна «Молох») обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, соответствующими придаточными предложениями. Укажите виды придаточных предложений и особенности их синтаксического значения.

Образец:

Пройдя машинально вслед за рабочими шагов пятьдесят, Андрей Ильич повернул назад, чтобы найти Митрофана и объехать завод с другой стороны. Ср.: Когда Андрей Ильич прошел машинально вслед за рабочими шагов пятьдесят, он повернул назад…

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выполняет функцию добавочного сообщения, предшествующего основному сообщению с глаголом повернул; деепричастный оборот трансформируется в придаточное предложение обстоятельства времени, которое поясняет главное предложение в составе сложного; с помощью деепричастного оборота выражается временное значение последовательности действий.

1) Хлопочет этот молодой человек о спорном наследстве и каждое утро, возвращаясь из присутственных мест, заходит в Летний сад посидеть четверть часа на скамеечке… 2) Вернувшись с завода и наскоро пообедав, Бобров вышел на крыльцо. 3) Фарватер, уже давно косившийся большим сердитым глазом на подходившего Боброва, начал плясать на месте, выгибая шею и разбрасывая задними ногами комья грязи. 4) Бобров прыгал около него на одной ноге, стараясь вдеть ногу в стремя. 5) Теперь, подъезжая к Шепетовке, уже заранее знал, что и как там будут говорить в том или ином случае, даже представлял себе выражение лиц. 6) И уже после этого все они вместе чрезвычайно и очень громко изумятся, увидя входящего Андрея Ильича. 7) Подъезжая к своей квартире, Бобров заметил свет в окнах. 8) И долго доктор сидел возле него, гладя его по голове, как ребенка, и говоря ему первые попавшиеся ласковые, успокоительные слова.


Задание 4. Объясните примеры с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Исправьте их.

Образец:

Встретившись с моей первой учительницей, мной овладело чувство грусти о прошедших школьных годах.

В этом безличном предложении в составе сказуемого нет инфинитива, поэтому в нем не может употребляться деепричастный оборот. Правильный вариант: При встрече с моей первой учительницей мной овладело чувство грусти о прошедших школьных годах или Когда встретился с моей первой учительницей…

1) Подходя к лесу, мне стало страшно. 2) Выступая в поход, природа предвещала неудачу князю Игорю. 3) Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина появились присущие этому обществу навыки, привычки и взгляды. 4) Прочитав рассказ, мне подумалось, что в нем правдиво отражены военные события. 5) Читая роман, мне больше всех понравился главный герой. 6) Однажды, возвращаясь домой, случилось со мной происшествие. 7) Прочитав письмо, Веру поразил его своеобразный стиль. 8) Глядя на бурное море, мне вспоминаются пушкинские строки.


Задание 5. Найдите обособленные обстоятельства, укажите их синтаксическую функцию, способ морфологического выражения, опорное слово, семантическое значение и условия обособления.

Образец:

Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно – обособленное обстоятельство с функцией добавочного сообщения, выражено существительным с производным предлогом благодаря и распространяющими словами, поясняет группу сказуемого прошел незаметно, имеет семантическое значение причины, отвечает на вопрос почему?, обособляется благодаря смысловому весу, слабой связи с опорным словом, распространенности и расположению перед грамматической основой предложения.

1) Проценко, несмотря на уговоры Сабурова, сам поднялся на наблюдательный пункт. (К.Симонов) 2) Ехали только днем во избежание всяких дорожных случайностей. (М. Пришвин) 3) В Коби мы расстались с Максим Максимычем: я поехал на почтовых, а он, по причине тяжелой поклажи, не мог за мной следовать. (М.Лермонтов) 4) Дома по случаю поста ничего не варили и не ставили самовара, и день поэтому казался очень длинным. (А.Чехов) 5) При неизбежности отступления, когда враг силен, надо отступать. (А.Первенцев) 6) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло. (И.Тургенев) 7) Он смутился вследствие предположения, что Дарье Александровне будет неприятна помощь постороннего человека. (Л.Толстой) 8) Благодаря такому положению волосков насекомое легко заползает во внутренность цветка. (К.Тимирязев)


Задание 6. Найдите уточняющие обстоятельства, укажите способ их морфологического выражения, опорное слово, семантическое значение и условия обособления.

Образец:

Внизу, у подножия насыпи, там, где обыкновенно с несмолкаемым грохотом день и ночь работал исполинский завод, была необычная, жуткая тишина. (А. Куприн)

(Внизу,) у подножия насыпи обособленное уточняющее обстоятельство, выражено существительным с непроизводным предлогом и распространяющим словом, поясняет опорное обстоятельство внизу, имеет семантическое значение места, отвечает на вопрос где именно?, обособляется благодаря слабой связи с опорным словом и расположению после поясняемого слова.

1) На улице, перед театром, поджидая господ, дремали кучера. (И.Эренбург) 2) Жил я на Арбате, рядом с рестораном «Прага», в номерах гостиницы ≪Столица≫. (И.Бунин) 3) Во время каникул я, воспользовавшись данной воспитанникам свободой, отправился утром, после завтрака, в свой класс… (А.Сумароков) 4) То и дело срываясь в колею, я шел тихо, почти на ощупь. 5) Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. (И.Тургенев) 6) Пил он чай всегда подолгу, по-московски, стаканов по семи в один раз. (А.Чехов) 7) Как-то в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже много лет калитку в глубине сада. (К.Паустовский) 8) Закончив обед поздно, часов в семь, мы с Гоголем ушли наверх, желая поговорить наедине. (С.Аксаков)


Задание 7. Укажите пояснительные и присоединительные обстоятельства, способ их морфологического выражения, опорное слов, семантику и условия обособления.

Образец: К этому часу, то есть к семи часам вечера, все гости были в сборе.

(К этому часу), то есть к семи часам вечера – обособленное пояснительное обстоятельство, выражено количественно-именным сочетанием существительного с предлогом и распространяющим словом, вводится пояснительным союзом то есть, отвечает на вопрос когда?, поясняет опорное словосочетание – обстоятельство времени к этому часу, называет то же понятие, союз то есть уравнивает объемы поясняющего компонента и поясняемого, имеет семантическое значение времени, обособляется из-за слабой синтаксической связи с опорным словом и расположения после него.

Урок по зоологии прошел спокойно, и даже без единого замечания.

cпокойно, и даже без единого замечания обособленное присоединительное обстоятельство, отвечает на вопрос как именно?, выражено существительным с предлогом и распространяющим словом, вводится словами и даже, поясняет однотипное обстоятельство спокойно, содержит дополнительное разъяснение, обособляется из-за слабой связи с опорным словом и расположения после него.

1) Играя в русских пьесах, Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина «Недоросль» в роли госпожи Простаковой. (Н.Кукольник) 2) К этому времени, то есть к началу танцев, я был уже в зале. (Е.Шварц) 3) Дом господский стоял в одиночку на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким бы только ни вздумалось подуть. (Н.Гоголь) 4) Сын Хаджи-Мурата, восемнадцатилетний юноша Юсуф, сидел в темнице, то есть в глубокой, более сажени, яме. (Л.Толстой) 5) У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, вдоль и поперек темнело не что иное, как несколько сереньких бревенчатых изб. (Л.Толстой) 6) В давнее время рябину заготовляли к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами, пользовались ею как лекарственным средством. 7) Высокая плотина этого пруда вся сплошь, без просветов, была покрыта огромной черной толпой, которая медленно подвигалась вперед и, казалось, кипела. 8) Иногда, и довольно-таки часто, я вставал рано поутру… (Л.Толстой)


Задание 8. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, укажите их опорное слово, семантическое значение и условия обособления.

Образец:

Облака плыли по небу, как караван с хлопком.

(Плыли,) как караван с хлопком – обособленное обстоятельство с функцией сравнения, уподобления, выражено сравнительным оборотом с союзом как, поясняет опорный член – сказуемое (плыли), отвечает на вопросы как? каким образом?, имеет семантическое значение образа действия, обособляется в связи с передачей значения сравнения, уподобления, отделением от опорного слова и отсутствием тесной грамматической связи с ним.

1) Как два согнутые кинжала,/ Вонзились в небо тополя,/ И, как усопшая, лежала Кругом широкая земля. (В.Хлебников) 2) Тишина покинутости стояла здесь, как прудовая вода. (А.Грин) 3) Табачный дым, словно дождевая туча, колыхался под потолком, оклеенным белой бумагой. (В.Брюсов) 4) Петр хватал кусок хлеба, ложку и снова заливался рассказами, словно щегленок песней. (М.Горький) 5) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев) 6) Но синева, так же как и солнце, не изменяет таежной красы. 8) Гудок заревел, как всегда, требовательно и властно. (А.Куприн)


Задание 9. Составьте пары предложений с одним и тем же подлежащим (например: небо, снег, глаза, собака, листья, березка, ветер), чтобы в одном предложении сравнительный союз присоединял обстоятельство образа действия, а в другом – сказуемое. Используйте союзы: как, будто, как будто, точно, словно, что( = как).

Образец:

Картошка жесткая, как будто сырая. Ср.: Картошка как будто сырая.

Примерные пары предложений для ответа:

1) Будто звезды, глаза твои светятся. Ср.: Глаза твои будто звезды.

2) Березка, как белая птица, застыла на склоне холма. Ср.: Березка на склоне холма как белая птица.

3) Ветер, словно шалун, играет листьями. Ср.: Ветер словно шалун.

4) Листья шелестят, как будто живые. Ср.: Листья как будто живые.

5) Небо синеет, что морская гладь. Ср.: Небо что морская гладь.

6) Собака зарычала, словно тигр. Ср.: Собака словно тигр.

7) Снег летит, как волшебный пух. Ср.: Снег как волшебный пух.


Задание 10. Объясните условия обособления обстоятельств в следующих примерах.

Образец:

Видя мое смущение, Ярмола смягчился. (А.Куприн)

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется независимо от позиции, ввиду его слабой связи с опорным словом (сказуемым) и наличия связи с подлежащим.

1) Танцуя, она красиво и как будто беспомощно изгибала левую руку на плече своего кавалера. (А.Куприн) 2) Размеренные звуки музыки непрерывными глухими ударами отзывались в его голове, причиняя раздражающую боль. (А.Куприн) 3) Благодаря недостатку служебного опыта он не мог ни собраться с духом, ни найти надлежащий, твердый тон. (И.Тургенев) 4) Вдруг далеко, в самой чаще, раздался лай Рябчика… (А.Куприн) 5) Ярмола привязался к барину, особенно за простое с ним обращение. (А.Куприн) 6) За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (М.Лермонтов) 7) Город, несмотря на позднее время, был весь на ногах. (К.Паустовский) 8) Мы сидели в темноте, почти без воды и света. (К.Паустовский)


Задание 11. Сравните два описания августовской погоды из повести А.Куприна «Гранатовый браслет» и рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки». Найдите обособленные обстоятельства, охарактеризуйте их структуру, способы морфологического выражения и условия обособления.

1) В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращая глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов, заблудившись в море, совсем не вернулись… (А.Куприн) 2) Вспоминается мне ранняя погожая осень… Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия… К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала… В темноте, в глубине сада сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням… И вдруг все это скользнет с яблони и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки… Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее, а над головой белеет Млечный путь… Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, будто уходя в землю… Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе. (И.Бунин)

1. Какие семантические типы обстоятельств использует каждый автор? Почему? Как это связано с основной идеей отрывков?

2. Какую роль играют обособленные обстоятельства в описании августа у каждого автора?

3. Что акцентируется в каждом описании? Какие черты августа важны для А.И. Куприна и И.А. Бунина? С помощью каких языковых средств это подчеркивается?

4. Чей август, на ваш взгляд, более привлекателен? Почему?

5. К какому типу речи относятся данные отрывки? Использование каких средств образной выразительности характерно для данного типа речи?


Задание 12. Найдите в отрывке из повести И.Бунина «Деревня» обособленные обстоятельства. Охарактеризуйте их с позиции особенностей функционирования в художественном тексте.

В воскресенье пошла Анисья к Абакумову. Абакумов зорко оглядел платок своими татарскими глазками, кликнул мать, сумрачную, толстую, отекшую старуху в ватной кофте и валенках.

– Что ж просишь? медленно выходя из избы, исподлобья оглядывая крыльцо и горбясь, неприветливо спросила старуха.

Анисья, чувствуя недоброе, стала хвалить платок, показывать товар лицом – накинула его на плечи, прошлась. Абакумов, подумав, положил «два орла» – гривенник; потом, усмехнувшись, прибавил

еще пятак – «за манеру». Анисья покачала головой и пошла домой, даже не сняв с себя платка. А дома, сидя в этом трауре, долго разглядывала его концы своим единственным глазом, что-то обдумывая. Потом облокотилась на стол, уже ничего не думая, а только слушая звон в ушах… Потом спрятала платок в укладку, легла на большие голые нары возле большой треснувшей печки, когда еще не смеркалось путем, говоря себе: надо поскорее заснуть, а то не дойдешь, надо выйти пораньше да уходя не забыть запереть укладку, закрыть трубу на случай грозы…

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!