Имя и фамилия ученика___________________________________
Класс___________________________________
Оценка____________________________________
Задание 1. Из примеров, приведенных из повести А.И. Куприна «Молох», выпишите обособленные обстоятельства вместе с опорным (поясняемым) словом (поместив его в круглые скобки), укажите их синтаксическую функцию в предложении, способ морфологического выражения, какой член предложения поясняют, семантическое значение и условия обособления. Используйте для выполнения задания образец.
Образец
Он стоял около сварочной печи, следя за работой.
(Стоял,) следя за работой – обособленное обстоятельство, выполняет функцию добавочного сообщения, выражено деепричастным оборотом, поясняет сказуемое, приближаясь к нему по смыслу (следил за работой), имеет семантическое значение образа действия (стоял как?), условия обособления: отсутствие тесной грамматической связи со сказуемым, наличие добавочной связи с подлежащим он.
1) Заводской гудок протяжно ревел, возвещая начало рабочего дня.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Пройдя полверсты, Бобров взобрался на пригорок.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Дальше, за этой природной террасой, глаза разбегались на том хаосе, который представляла собой местность, предназначенная для возведения пятой и шестой доменных печей.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно муравьи на разоренном муравейнике.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) Еще дальше, на самом краю горизонта, около длинного товарного поезда толпились рабочие, разгружавшие его.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Человеческий труд кипел здесь, как огромный, сложный механизм.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) Иногда, хотя и очень редко – раза три или четыре в год, у него являлось весьма странное, меланхолическое и вместе с тем раздражительное настроение духа.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2. Выпишите из повести А.И. Куприна «Молох» примеры с различными обособленными обстоятельствами (не менее 7), пронумеруйте их, а затем выполните их синтаксический анализ по предложенной схеме.
Схема синтаксического анализа обособленных обстоятельств
1) Смысловая функция в предложении (функция добавочного сообщения, функция уточнения, функция сравнения, уподобления).
2) Способ грамматического выражения (одиночное деепричастие, деепричастный оборот, существительное с производным предлогом – несмотря на, в силу, вопреки, согласно, вследствие, по причине, в результате, при условии и др., существительное с непроизводным предлогом, наречие, существительное с предлогом и пояснительным союзом именно, то есть, или (=то есть), существительное с предлогом или наречие со словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, причем, притом, в том числе, главным образом, да и и др.).
3) Грамматическое значение поясняемого слова (сказуемое, обстоятельство).
4) Семантика обстоятельства (обстоятельство образа действия, времени, причины, условия, уступки, цели, следствия, места).
5) Условия обособления (наличие глагольности и обозначение добавочного действия, наличие добавочной связи с подлежащим, возможность отделения от поясняемого слова, отсутствие тесной грамматической связи с поясняемым словом, позиция по отношению к поясняемому слову).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 3. Замените в примерах (из повести А.И. Куприна «Молох») обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, соответствующими придаточными предложениями. Укажите виды придаточных предложений и особенности их синтаксического значения.
Образец:
Пройдя машинально вслед за рабочими шагов пятьдесят, Андрей Ильич повернул назад, чтобы найти Митрофана и объехать завод с другой стороны. Ср.: Когда Андрей Ильич прошел машинально вслед за рабочими шагов пятьдесят, он повернул назад…
Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выполняет функцию добавочного сообщения, предшествующего основному сообщению с глаголом повернул; деепричастный оборот трансформируется в придаточное предложение обстоятельства времени, которое поясняет главное предложение в составе сложного; с помощью деепричастного оборота выражается временное значение последовательности действий.
1) Хлопочет этот молодой человек о спорном наследстве и каждое утро, возвращаясь из присутственных мест, заходит в Летний сад посидеть четверть часа на скамеечке…
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Вернувшись с завода и наскоро пообедав, Бобров вышел на крыльцо.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Фарватер, уже давно косившийся большим сердитым глазом на подходившего Боброва, начал плясать на месте, выгибая шею и разбрасывая задними ногами комья грязи.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Бобров прыгал около него на одной ноге, стараясь вдеть ногу в стремя.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Теперь, подъезжая к Шепетовке, уже заранее знал, что и как там будут говорить в том или ином случае, даже представлял себе выражение лиц.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) И уже после этого все они вместе чрезвычайно и очень громко изумятся, увидя входящего Андрея Ильича.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Подъезжая к своей квартире, Бобров заметил свет в окнах.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) И долго доктор сидел возле него, гладя его по голове, как ребенка, и говоря ему первые попавшиеся ласковые, успокоительные слова.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4. Объясните примеры с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Исправьте их.
Образец:
Встретившись с моей первой учительницей, мной овладело чувство грусти о прошедших школьных годах.
В этом безличном предложении в составе сказуемого нет инфинитива, поэтому в нем не может употребляться деепричастный оборот. Правильный вариант: При встрече с моей первой учительницей мной овладело чувство грусти о прошедших школьных годах или Когда встретился с моей первой учительницей…
1) Подходя к лесу, мне стало страшно.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Выступая в поход, природа предвещала неудачу князю Игорю.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина появились присущие этому обществу навыки, привычки и взгляды.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Прочитав рассказ, мне подумалось, что в нем правдиво отражены военные события.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Читая роман, мне больше всех понравился главный герой.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) Однажды, возвращаясь домой, случилось со мной происшествие.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Прочитав письмо, Веру поразил его своеобразный стиль.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) Глядя на бурное море, мне вспоминаются пушкинские строки.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 5. Найдите обособленные обстоятельства, укажите их синтаксическую функцию, способ морфологического выражения, опорное слово, семантическое значение и условия обособления.
Образец:
Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно – обособленное обстоятельство с функцией добавочного сообщения, выражено существительным с производным предлогом благодаря и распространяющими словами, поясняет группу сказуемого прошел незаметно, имеет семантическое значение причины, отвечает на вопрос почему?, обособляется благодаря смысловому весу, слабой связи с опорным словом, распространенности и расположению перед грамматической основой предложения.
1) Проценко, несмотря на уговоры Сабурова, сам поднялся на наблюдательный пункт. (К.Симонов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Ехали только днем во избежание всяких дорожных случайностей. (М. Пришвин)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) В Коби мы расстались с Максим Максимычем: я поехал на почтовых, а он, по причине тяжелой поклажи, не мог за мной следовать. (М.Лермонтов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Дома по случаю поста ничего не варили и не ставили самовара, и день поэтому казался очень длинным. (А.Чехов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) При неизбежности отступления, когда враг силен, надо отступать. (А.Первенцев)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло. (И.Тургенев)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Он смутился вследствие предположения, что Дарье Александровне будет неприятна помощь постороннего человека. (Л.Толстой)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) Благодаря такому положению волосков насекомое легко заползает во внутренность цветка. (К.Тимирязев)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 6. Найдите уточняющие обстоятельства, укажите способ их морфологического выражения, опорное слово, семантическое значение и условия обособления.
Образец:
Внизу, у подножия насыпи, там, где обыкновенно с несмолкаемым грохотом день и ночь работал исполинский завод, была необычная, жуткая тишина. (А. Куприн)
(Внизу,) у подножия насыпи – обособленное уточняющее обстоятельство, выражено существительным с непроизводным предлогом и распространяющим словом, поясняет опорное обстоятельство внизу, имеет семантическое значение места, отвечает на вопрос где именно?, обособляется благодаря слабой связи с опорным словом и расположению после поясняемого слова.
1) На улице, перед театром, поджидая господ, дремали кучера. (И.Эренбург) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Жил я на Арбате, рядом с рестораном «Прага», в номерах гостиницы «Столица». (И.Бунин)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Во время каникул я, воспользовавшись данной воспитанникам свободой, отправился утром, после завтрака, в свой класс… (А.Сумароков)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) То и дело срываясь в колею, я шел тихо, почти на ощупь. 5) Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. (И.Тургенев)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) Пил он чай всегда подолгу, по-московски, стаканов по семи в один раз. (А.Чехов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Как-то в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже много лет калитку в глубине сада. (К.Паустовский)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) Закончив обед поздно, часов в семь, мы с Гоголем ушли наверх, желая поговорить наедине. (С.Аксаков)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 7. Укажите пояснительные и присоединительные обстоятельства, способ их морфологического выражения, опорное слов, семантику и условия обособления.
Образец: К этому часу, то есть к семи часам вечера, все гости были в сборе.
(К этому часу), то есть к семи часам вечера – обособленное пояснительное обстоятельство, выражено количественно-именным сочетанием существительного с предлогом и распространяющим словом, вводится пояснительным союзом то есть, отвечает на вопрос когда?, поясняет опорное словосочетание – обстоятельство времени к этому часу, называет то же понятие, союз то есть уравнивает объемы поясняющего компонента и поясняемого, имеет семантическое значение времени, обособляется из-за слабой синтаксической связи с опорным словом и расположения после него.
Урок по зоологии прошел спокойно, и даже без единого замечания.
cпокойно, и даже без единого замечания – обособленное присоединительное обстоятельство, отвечает на вопрос как именно?, выражено существительным с предлогом и распространяющим словом, вводится словами и даже, поясняет однотипное обстоятельство спокойно, содержит дополнительное разъяснение, обособляется из-за слабой связи с опорным словом и расположения после него.
1) Играя в русских пьесах, Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина «Недоросль» в роли госпожи Простаковой. (Н.Кукольник) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) К этому времени, то есть к началу танцев, я был уже в зале. (Е.Шварц)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Дом господский стоял в одиночку на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким бы только ни вздумалось подуть. (Н.Гоголь)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Сын Хаджи-Мурата, восемнадцатилетний юноша Юсуф, сидел в темнице, то есть в глубокой, более сажени, яме. (Л.Толстой)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, вдоль и поперек темнело не что иное, как несколько сереньких бревенчатых изб. (Л.Толстой) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) В давнее время рябину заготовляли к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами, пользовались ею как лекарственным средством.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Высокая плотина этого пруда вся сплошь, без просветов, была покрыта огромной черной толпой, которая медленно подвигалась вперед и, казалось, кипела.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) Иногда, и довольно-таки часто, я вставал рано поутру… (Л.Толстой)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 8. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, укажите их опорное слово, семантическое значение и условия обособления.
Образец:
Облака плыли по небу, как караван с хлопком.
(Плыли,) как караван с хлопком – обособленное обстоятельство с функцией сравнения, уподобления, выражено сравнительным оборотом с союзом как, поясняет опорный член – сказуемое (плыли), отвечает на вопросы как? каким образом?, имеет семантическое значение образа действия, обособляется в связи с передачей значения сравнения, уподобления, отделением от опорного слова и отсутствием тесной грамматической связи с ним.
1) Как два согнутые кинжала,/ Вонзились в небо тополя,/ И, как усопшая, лежала Кругом широкая земля. (В.Хлебников)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Тишина покинутости стояла здесь, как прудовая вода. (А.Грин)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Табачный дым, словно дождевая туча, колыхался под потолком, оклеенным белой бумагой. (В.Брюсов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Петр хватал кусок хлеба, ложку и снова заливался рассказами, словно щегленок песней. (М.Горький)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) Но синева, так же как и солнце, не изменяет таежной красы.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) Гудок заревел, как всегда, требовательно и властно. (А.Куприн)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 9. Составьте пары предложений с одним и тем же подлежащим (например: небо, снег, глаза, собака, листья, березка, ветер), чтобы в одном предложении сравнительный союз присоединял обстоятельство образа действия, а в другом – сказуемое. Используйте союзы: как, будто, как будто, точно, словно, что( = как).
Образец:
Картошка жесткая, как будто сырая. Ср.: Картошка как будто сырая.
Примерные пары предложений для ответа:
1) Будто звезды, глаза твои светятся. Ср.: Глаза твои будто звезды.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Березка, как белая птица, застыла на склоне холма. Ср.: Березка на склоне холма как белая птица.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Ветер, словно шалун, играет листьями. Ср.: Ветер словно шалун.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Листья шелестят, как будто живые. Ср.: Листья как будто живые.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Небо синеет, что морская гладь. Ср.: Небо что морская гладь.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) Собака зарычала, словно тигр. Ср.: Собака словно тигр.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Снег летит, как волшебный пух. Ср.: Снег как волшебный пух.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 10. Объясните условия обособления обстоятельств в следующих примерах.
Образец:
Видя мое смущение, Ярмола смягчился. (А.Куприн)
Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется независимо от позиции, ввиду его слабой связи с опорным словом (сказуемым) и наличия связи с подлежащим.
1) Танцуя, она красиво и как будто беспомощно изгибала левую руку на плече своего кавалера. (А.Куприн)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) Размеренные звуки музыки непрерывными глухими ударами отзывались в его голове, причиняя раздражающую боль. (А.Куприн)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Благодаря недостатку служебного опыта он не мог ни собраться с духом, ни найти надлежащий, твердый тон. (И.Тургенев)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4) Вдруг далеко, в самой чаще, раздался лай Рябчика… (А.Куприн)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Ярмола привязался к барину, особенно за простое с ним обращение. (А.Куприн)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6) За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (М.Лермонтов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Город, несмотря на позднее время, был весь на ногах. (К.Паустовский)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8) Мы сидели в темноте, почти без воды и света. (К.Паустовский)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 11. Сравните два описания августовской погоды из повести А.Куприна «Гранатовый браслет» и рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки». Найдите обособленные обстоятельства, охарактеризуйте их структуру, способы морфологического выражения и условия обособления.
1) В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращая глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов, заблудившись в море, совсем не вернулись… (А.Куприн) 2) Вспоминается мне ранняя погожая осень… Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия… К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала… В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням… И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки… Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее, а над головой белеет Млечный путь… Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, будто уходя в землю… Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе. (И.Бунин)
1. Какие семантические типы обстоятельств использует каждый автор? Почему? Как это связано с основной идеей отрывков?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Какую роль играют обособленные обстоятельства в описании августа у каждого автора?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Что акцентируется в каждом описании? Какие черты августа важны для А.И. Куприна и И.А. Бунина? С помощью каких языковых средств это подчеркивается?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Чей август, на ваш взгляд, более привлекателен? Почему?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. К какому типу речи относятся данные отрывки? Использование каких средств образной выразительности характерно для данного типа речи?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 12. Найдите в отрывке из повести И.Бунина «Деревня» обособленные обстоятельства. Охарактеризуйте их с позиции особенностей функционирования в художественном тексте.
В воскресенье пошла Анисья к Абакумову. Абакумов зорко оглядел платок своими татарскими глазками, кликнул мать, сумрачную, толстую, отекшую старуху в ватной кофте и валенках.
– Что ж просишь? – медленно выходя из избы, исподлобья оглядывая крыльцо и горбясь, неприветливо спросила старуха.
Анисья, чувствуя недоброе, стала хвалить платок, показывать товар лицом – накинула его на плечи, прошлась. Абакумов, подумав, положил «два орла» – гривенник; потом, усмехнувшись, прибавил
еще пятак – «за манеру». Анисья покачала головой и пошла домой, даже не сняв с себя платка. А дома, сидя в этом трауре, долго разглядывала его концы своим единственным глазом, что-то обдумывая. Потом облокотилась на стол, уже ничего не думая, а только слушая звон в ушах… Потом спрятала платок в укладку, легла на большие голые нары возле большой треснувшей печки, когда еще не смеркалось путем, говоря себе: надо поскорее заснуть, а то не дойдешь, надо выйти пораньше да уходя не забыть запереть укладку, закрыть трубу на случай грозы…
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).
Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)