СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Шолохов. "Донские рассказы". Рассказ "Родинка".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

О "Донских рассказах" Шолохова: история создания, общая тема, проблематика. Анализ рассказа "Родинка": образы главных героев, общий мотив всех расскаов.

Просмотр содержимого документа
«М.А.Шолохов. "Донские рассказы". Рассказ "Родинка".»

Сборник «Донские рассказы» Впервые сборник «Донские рассказы» был опубликован в конце 1925 года . В сборник вошло 8 рассказов:  «Родинка» «Шибалково семя» «Председатель Реввоенсовета республики»   «Бахчевник» «Алёшкино сердце»  «Двухмужняя» «Пастух» «Коловерть» * Далее этот список пополняется, и «Донскими» рассказами зовут и другие , вошедшие в сборники «Лазоревая степь» и «Батраки»

Сборник «Донские рассказы»

  • Впервые сборник «Донские рассказы» был опубликован в конце 1925 года . В сборник вошло 8 рассказов: 
  • «Родинка»
  • «Шибалково семя»
  • «Председатель Реввоенсовета республики»
  •   «Бахчевник»
  • «Алёшкино сердце»
  • «Двухмужняя»
  • «Пастух»
  • «Коловерть»
  • * Далее этот список пополняется, и «Донскими» рассказами зовут и другие , вошедшие в сборники «Лазоревая степь» и «Батраки»

Общая тематика и идея Основной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова является описание жизни донских казаков периода гражданской войны . У Шолохова получилось правдиво и честно изобразить быт и характеры казаков, потому что он сам вырос и жил среди них. В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею : нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего . Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Общая тематика и идея

  • Основной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова является описание жизни донских казаков периода гражданской войны . У Шолохова получилось правдиво и честно изобразить быт и характеры казаков, потому что он сам вырос и жил среди них.
  • В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею : нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего . Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.
Критика о «Донских рассказах» В. Якерин : « Книга «Донские рассказы» займёт далеко не последнее место в литературе, посвящённой воспроизведению эпохи гражданской войны . В книге восемь небольших повестей. Все они трактуют о столкновении белого и красного казачества, причем здесь нет подкрашенных , что наиболее существенно: здесь «красный» действительно красен, а белый бел , и от перемены окраски рассказ не останется «на месте», как часто бывает у халтур-литераторов. Эти рассказы ценны еще и тем, что все они посвящены тихому Дону и, несмотря на это, не повторяются , и от каждого в отдельности веет своим, особым » .

Критика о «Донских рассказах»

  • В. Якерин : « Книга «Донские рассказы» займёт далеко не последнее место в литературе, посвящённой воспроизведению эпохи гражданской войны . В книге восемь небольших повестей. Все они трактуют о столкновении белого и красного казачества, причем здесь нет подкрашенных , что наиболее существенно: здесь «красный» действительно красен, а белый бел , и от перемены окраски рассказ не останется «на месте», как часто бывает у халтур-литераторов. Эти рассказы ценны еще и тем, что все они посвящены тихому Дону и, несмотря на это, не повторяются , и от каждого в отдельности веет своим, особым » .
Рассказ «Родинка»

Рассказ

«Родинка»

Образ Николки Расскажите о судьбе Николая (Николки). *Что вас особенно поражает в истории жизни юноши? Николке – командиру эскадрона* - всего лишь 18 лет . Юноша пережил пропажу отца на фронте Первой Мировой войны (« пропал в германскую войну », « как в воду канул ») и раннюю смерть матери (« мать померла »). Николка «не по летам выглядит», т.к. жизнь и сложное время уже потрепали его.  Что унаследовал Николка от отца (помимо родинки)? Николка «унаследовал любовь к лошадям ». Особенно любовь и сострадание к ним подчеркивается эпизодом, когда к Николке со срочным донесением прискакал взводной: «…лошадь, потом горячим облитую. Посреди двора упала та на передние ноги, потом — на бок, захрипела отрывисто . Потому издохла, что на пакете, привезенном нарочным, стояло три креста и с пакетом этим скакал сорок верст, не передыхая, нарочный.  Мимо издохшей лошади шел в конюшню, глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей, и отвернулся ». *Почему это особенно отмечает автор? *подразделение размером с роту, насчитывавшее 120-150 лошадей.

Образ Николки

  • Расскажите о судьбе Николая (Николки). *Что вас особенно поражает в истории жизни юноши?
  • Николке – командиру эскадрона* - всего лишь 18 лет . Юноша пережил пропажу отца на фронте Первой Мировой войны (« пропал в германскую войну », « как в воду канул ») и раннюю смерть материмать померла »). Николка «не по летам выглядит», т.к. жизнь и сложное время уже потрепали его.
  • Что унаследовал Николка от отца (помимо родинки)?
  • Николка «унаследовал любовь к лошадям ». Особенно любовь и сострадание к ним подчеркивается эпизодом, когда к Николке со срочным донесением прискакал взводной: «…лошадь, потом горячим облитую. Посреди двора упала та на передние ноги, потом — на бок, захрипела отрывисто . Потому издохла, что на пакете, привезенном нарочным, стояло три креста и с пакетом этим скакал сорок верст, не передыхая, нарочный. Мимо издохшей лошади шел в конюшню, глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей, и отвернулся ».
  • *Почему это особенно отмечает автор?

*подразделение размером с роту, насчитывавшее 120-150 лошадей.

Образ Николки О чем думает Николка перед отъездом за бандой белых? « Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Военком стыдит: мол, слова правильно не напишешь, а еще эскадронный… Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он… А тут банда… Опять кровь , а я уж умерялся так жить … Опостылело все…»  О чем думы юноши? ЧТо он чувствует? Усталость, разочарование  Непонимание цели борьбы  Желание всё бросить, уехать  Осознание надобности учения  Ненависть к происходящему * Почему же он не бросит своего дела? Какова цель Жизни Николки?

Образ Николки

  • О чем думает Николка перед отъездом за бандой белых?
  • « Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Военком стыдит: мол, слова правильно не напишешь, а еще эскадронный… Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он… А тут банда… Опять кровь , а я уж умерялся так жить Опостылело все…» О чем думы юноши? ЧТо он чувствует?

Усталость, разочарование

Непонимание цели борьбы

Желание всё бросить, уехать

Осознание надобности учения

Ненависть к происходящему

  • * Почему же он не бросит своего дела? Какова цель Жизни Николки?
Образ отца-атамана Что нам известно о жизни отца Николки? « Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанистые, и — банда». Какие чувства его обуревают? Что запивает ? « Зачерствела душа у него . Боль , чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном» Какое чувство их «объединяет» с Николкой? Усталость , непонимание цели происходящего . * Почему же он не бросит своего дела? Не сбежит куда-нибудь? Какова цель жизни отца Николки?

Образ отца-атамана

  • Что нам известно о жизни отца Николки?
  • « Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанистые, и — банда».
  • Какие чувства его обуревают? Что запивает ?
  • « Зачерствела душа у него . Боль , чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном»
  • Какое чувство их «объединяет» с Николкой?
  • Усталость , непонимание цели происходящего .
  • * Почему же он не бросит своего дела? Не сбежит куда-нибудь? Какова цель жизни отца Николки?
Отец и сын Как описана стычка атамана и молодого командира? Зачитаем . Как атаман понял, кого убил? «оглянулся и присел сапоги снять хромовые с мертвяка.  Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо». Что он испытал в этот момент? «Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, ? «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…» «Да скажи же хоть слово! Как же это, а ?»  К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот …» * Каким неразрешимым вопросом задается атаман? Почему убивает себя? Вопрос «Как же это,а?» звучит трагично. Этим вопросом задается любой участник Гражданской войны. Это время , которое было по-настоящему страшным : разрушены связи не только между гражданами, но и между ближайшими родственниками. Потеряв эту сязи не остается цели жить дальше.

Отец и сын

  • Как описана стычка атамана и молодого командира? Зачитаем .
  • Как атаман понял, кого убил?
  • «оглянулся и присел сапоги снять хромовые с мертвяка. Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо».
  • Что он испытал в этот момент?
  • «Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, ? «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…» «Да скажи же хоть слово! Как же это, а ?» К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот …»
  • * Каким неразрешимым вопросом задается атаман? Почему убивает себя?
  • Вопрос «Как же это,а?» звучит трагично. Этим вопросом задается любой участник Гражданской войны. Это время , которое было по-настоящему страшным : разрушены связи не только между гражданами, но и между ближайшими родственниками. Потеряв эту сязи не остается цели жить дальше.
Домашнее задание Сообщение об одном из «Дорнских рассказов» (буктрейлер, презентация и пр.) Читать «Тихий дон».

Домашнее задание

  • Сообщение об одном из «Дорнских рассказов» (буктрейлер, презентация и пр.)
  • Читать «Тихий дон».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!