СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. А. Шолохов. Слово о писателе. Композиция рассказа «Судьба человека»..

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по программе В.Я.Коровиной для общеобразовательной школы

Просмотр содержимого документа
«М. А. Шолохов. Слово о писателе. Композиция рассказа «Судьба человека»..»

ФИО: Елисеева Алена Анатольевна.

Должность:учитель

место работы: МБОУ

«Ключевская ООШ» Тюльганский район

Название предмета: литература

Класс:9

УМК  Литература, 9 класс, Коровина. Год публикации: 2013 

Уровень обучения: базовый

Тема урока: М. А. Шолохов. Слово о писателе. Композиция рассказа «Судьба человека»..

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок (из 2-х).

ЦелиПознакомить обучающихся с творчеством М.А. Шолохова, учить постигать идейный замысел произведения путём анализа его композиции.

Задачи:

1) Обучающие: познакомить с историей создания рассказа «Судьба человека»; дать биографические сведения о жизни М.А. Шолохова;

2) Развивающие: выявить композиционные особенности произведения, их роль в раскрытии идейного содержания рассказа;

3) Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, патриотизма.


Оборудование: выставка книг писателя, учебник-хрестоматия, презентация, аудиофайл.

 Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с биографией М.А. Шолохова, с историей написания рассказа М.А Шолохова « Судьба человека», раскрытие идейного содержания посредством выявленных особенностей его композиции ; владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, развитие речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  выявление заложенных в рассказе нравственных ценностей и их современного звучания, воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Техническое обеспечение урока: ноутбук с колонками с выходом в интернет, проектор, экран.


Содержание урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности (виртуальная экскурсия в музей-заповедник) .

  3. Слово о писателе (лекция учителя и индивидуальное домашнее задание).

  4. Динамическая пауза.

  5. История создания.

  6. Анализ произведения.

  7. Итог урока.

  8. Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Мы неоднократно убеждались с вами о том, что каждый человек индивидуален и неповторим по-своему. В чём проявляется ваша индивидуальность? (ребята отвечают, необходимо подвести их к тому, что индивидуальность человека проявляется ещё и в интерьере его комнаты). А вот у писателей индивидуальность очень ярко проявляется через идеи и стиль их произведений.

2. Мотивация учебной деятельности.

Виртуальная экскурсия

Сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию в музей-заповедник, вы должны определить, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема нашего урока. (http://vm1.culture.ru/vtour/tours/muzey_zapovednik_sholokhova/pano.php - Выбрать самостоятельный осмотр, зайти в рабочий кабинет писателя, малый кабинет, большой кабинет: посмотреть экспонаты, комната для гостей, можно посмотреть сад и гараж – на усмотрение педагога )


- Что мы можем сказать об индивидуальности писателя по интерьеру его комнаты?

- Догадались, в гостях у какого писателя мы побывали и какая будет тема урока?

(Учитель открывает выставку книг писателя, которая до этого была прикрыта.


Постановка целей урока и учебных задач.

Правильно, сегодня мы знакомимся с советским писателем М.Шолоховым. Знаем ли мы его биографию? (нет)

- Знаете ли вы фильмы, созданные по его произведениям? (да)

- О чём они?

- Как вы думаете, какие темы он затрагивает в своих произведениях?

- К сожалению, рамки урока не позволяют нам детально изучить произведения, представленные на выставке, но малое по жанру произведение (рассказ) мы на двух уроках проанализировать можем. Как вы думаете, какой это рассказ? («Судьба человека»).

- Конечно, дома вы самостоятельно уже с ним познакомились.

- Рассказ Шолохова «Судьба человека стал событием. А как восприняли его вы? (неравнодушно)

- В том и заключается мастерство писателя, чтобы воздействовать на души читателей. Причиной тому, что небольшое по объёму произведение не оставляет равнодушным, является и особенности его композиции.

- Итак, обобщая всё выше сказанное, определим цели урока.


3. Слово о писателе.


Лекция учителя с элементами беседы. (с показом презентации)

1 слайд

М. А. Шолохова можно без оговорок назвать человеком необычной судьбы. Он родился на хуторе Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского, на благодатной земле Тихого Дона. (2 слайд)

Но уже в детстве ему пришлось столкнуться со сложностями взрослой жизни. Казаки уважали только казаков; русских они называли «иногородними», считали мужиками, людьми низшего сорта. (3 слайд) Отец Шолохова, хотя и был предприимчивым и умелым человеком, был выходцем из Рязанской земли, не имел тех привилегий, которые были у казаков, и вынужден был наниматься на службу к ним. Мать Шолохова ее родители насильно выдали замуж за казака, но она ушла от него, что в те времена было необычайно смелым шагом, и сошлась с «иногородним», ставшим отцом писателя. Шолохов понимает необычность своего положения в казачьей среде. Позже это найдет отражение в

автобиографическом рассказе «Нахалёнок» (1925).

Шолохов начинает учиться (4 слайд) — сначала в приходском училище, потом в гимназии. Но революционные события, а затем Гражданская война прерывают учебу. «Поэты рождаются по- разному, — признавался писатель. — Я, например, родился из Гражданской войны на Дону». События эти неизгладимо отпечатались в его судьбе, им будут посвящены первые рассказы Шолохова и роман, принесший ему мировую славу, — «Тихий Дон».

А в 1920 году Шолохову 15 лет. Он грамотный — грамотных в селах мало — и работает учителем по ликвидации неграмотности, затем служащим в станичном ревкоме, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. О себе он пишет: «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, а банды гонялись за нами». (5 слайд). Однажды попал в плен к Махно и лишь чудом остался в живых. В «жестокие

годы», в 1921—1922 годах, работал на продразверстке. За «превышение власти» его приговорили к расстрелу, но затем разобрались, что он еще несовершеннолетний, и отпустили.

— Какой поэт был также отпущен из тюрьмы, будучи несовершеннолетним?

Недоучившийся в гимназии М. А. Шолохов очень остро чувствует недостаток образования. В те времена специально для рабочей молодежи при институтах были открыты рабфаки — рабочие факультеты, на которых бесплатно готовили к поступлению в институт. Но попасть туда можно было только по комсомольской путевке. В 17 лет Шолохов один приехал в Москву, чтобы поступить на рабфак. Но комсомольцем он не был и оказался в положении безработного. Он устраивается за грошовую оплату чернорабочим, затем работает в жилищном управлении. В институт ему попасть не удается, но зато на литературные вечера и творческие семинары группы «Молодая гвардия» он ходит постоянно, начинает печататься в газетах, но скоро понимает, что работа газетчика не для него. Газетчик, журналист пишет о сегодняшнем дне. В душе у Шолохова скопилось столько впечатлений и образов, его колоссальный

личный опыт так настойчиво требовал осмысления, что восемнадцатилетний Михаил осознает свою тягу к литературной работе. С 1923 по 1925 год в комсомольской периодике появляются рассказы Шолохова, которые в 1926 году составили сборник «Донские рассказы». (Можно порекомендовать ученикам прочитать «Донские рассказы» самостоятельно.)

В 20 лет Шолохов задумывает большой роман о путях казачества — «Тихий Дон». Он уезжает на родину и в тишине принимается за работу. Выходят первая и вторая книги,

высоко оцененные читателями и критикой. Параллельно начинает работу над «Поднятой целиной». «Тихий Дон» Шолохов заканчивает только в 1940 году и получает Сталинскую

премию 1- й степени. И во второй день войны перечисляет всю эту премию в Фонд обороны страны.

Но не будем забывать, что в 1940 году Шолохову всего лишь 35 лет! (6 слайд)

С начала войны Шолохов был призван в армию, направлен на фронт, работал в Совинформбюро, был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», сам участвовал в боях. (7 слайд)

Среди множества статей и очерков военных лет, написанных Шолоховым, самым известным стал рассказ «Наука ненависти» (1942). Герой этого рассказа лейтенант Герасимов говорит такие слова: «...И воевать научился по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: „В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань“, — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор,

пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков»

- Как вы понимаете эти слова?

Эта фраза с такой точностью передаёт настроение народа в период ВОВ, что стала крылатой.

Во время войны Шолохов начинает роман «Они сражались за Родину». Тема войны не отпускает его и после ее окончания. В 1957 году он пишет рассказ «Судьба человека».


Индивидуальное домашнее задание (сообщение учащегося).

(Получение Нобелевской премии за роман «Тихий Дон». Последние годы жизни М. А. Шолохова. Его писательская и общественная деятельность.)

(слайды 8-14)


4. Динамическая пауза.

Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату» в исполнении Марка Бернеса.

5. История создания.

- О чём эта песня?

- В каком произведении изображена похожая семейная трагедия?

История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (Сообщение ученика.)

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.           
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ.: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ. Рассказ появился в конце 1956 года, под самый Новый год, в газете «Правда». Это было событием в жизни страны. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель. Писали люди, которые пережили все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие писатели хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, человеческим сочувствием.

6. Анализ произведения.

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?( О судьбе героя мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе.)

- А весь ли рассказ ведётся от первого лица? (Нет. В начале и конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

- Что мы можем сказать о композиции этого произведения? (рассказ в рассказе)

- Почему же автор сам не пересказывает историю, услышанную от Андрея Соколова? Для чего это нужно было автору? (Автор-повествователь не просто слушатель, он сам переживает за судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего )

- Что по-вашему утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором? (Исчезла бы острота, эмоциональность событий. Герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам, он будто заново переживает всё. Рассказ от первого лица создаёт впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности)

- Как начинается и чем заканчивается рассказ? (Мужчина и мальчик в начале рассказа подходят к автору, а в конце уходят)


Учитель: Автор пользуется особым композиционным приёмом (кольцевая композиция) – рассказ в рассказе. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.


- Где происходят события? (На Верхнем Дону). 

- Зачем автор указывает конкретное место действия? (Чтобы подчеркнуть правдивость изображения событий).

Чтение примеров, подтверждающих ответ на вопрос.

- Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные этапы судьбы А.Соколова?

(До войны, война, после войны).


Работа по группам. Первая группа называет довоенные события в жизни главного героя, вторая группа – события, произошедшие во время войны, третья – послевоенные события.


- На следующем уроке мы более подробно остановимся на каждом этапе жизни героя. А какой этап в жизни героя занимает большую часть в рассказе и почему?

- Так о чём же этот рассказ? (о войне)

Правильно, о том, какой страшной трагедией является война, как она ломает и калечит судьбы и души людей.

- Как вы думаете, какова же идея рассказа? В каких строках произведения она звучит (читаем предпоследний абзац)

7. Итог урока.

Анализируя композицию рассказа М. А.Шолохова, мы определили идею произведения.

-Какие композиционные особенности имеет рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека?»

- В начале урока мы с вами говорили об индивидуальности каждого человека, в чём, на ваш взгляд, индивидуальность Шолохова, как писателя и как человека?

Хотелось бы произнести слова Шолохова из нобелевской лекции: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

- Как вы думаете, удалось ли это автору?

Раскатывалось эхо над полями

И сизый дым коптил небесный свод...

От боли землю грыз солдат зубами,

Но шёл  вперед, спасая свой народ.

Там, где оставил след сапог солдата,

Сегодня вырос беленький цветок...

Храните память о войне, ребята,

Чтоб вновь не встала на порог!..

  1. Домашнее задание.

1. Найти цитаты, которые подтверждают стойкость и мужество главного героя.

Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом. Поэтому домашним заданием (по желанию) будет – подготовить рассказ о судьбе вашего родственника или односельчанина, в жизни которого глубокий след оставила война.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!