СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Шолохов. «Судьба человека»: автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок вкдючает в себя готовый материал.Интересная форма проведения, ссылки на фильм "Судьба человека"

Просмотр содержимого документа
«М.А.Шолохов. «Судьба человека»: автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа.»

Тема: М.А.Шолохов. «Судьба человека»: автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа.

Цель: познакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о М.А. Шолохове, обучить умению анализировать произведение; способствовать воспитанию духовности, учить состраданию, любви к другим людям.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

формировать познавательную и социальную мотивацию;

оценивать действия субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

устанавливать последовательность событий в тексте;

осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;

классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;

сотрудничать в совместном решении проблемы.

Ход урока.

1.Орг.момент

2. Работа с эпиграфом

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

3.Аналитическая беседа

- Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека? Как эти вопросы связаны с темой нашего урока?

3. Познакомьтесь со страницами жизни писателя.

Слово учителя:

Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.…  Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение. В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать. Все эти события легли в основу самых значимых его произведений: «Поднятая целина», «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Тихий Дон». За последний роман-эпопею писатель в 1965 году получает Нобелевскую премию.

4.История создания повести «Судьба человека».

В 1946 году во время охоты М.А. Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком, который рассказал ему историю своей жизни, приняв его за шофера. Шолохов долго работал над рассказом и только в 1956 году он был напечатан в газете «Правда». Люди писали письма, выражали свое сочувствие. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.

5.Работа над содержанием рассказа, выразительное чтение отдельных эпизодов, эвристическая беседа.

  1. Каково ваше впечатление от рассказа? Легко ли он прочитался? Каким показался язык произведения? Каков стиль произведения? (Автор пользуется особым композиционным приемом – рассказ в рассказе (кольцевая композиция), чтобы выразить свои мысли и чувства.Рассказ ведется не от лица главного героя, в начале и конце рассказа присутствует сам автор).

  2. Где происходят события? (На Верхнем Дону).  Зачем автор указывает конкретное место действия? (Чтобы подчеркнуть правдивость изображения событий). Чтение примеров, подтверждающих ответ на вопрос.

  3. На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова? (До войны, война, после войны).

  4. Какие основные события можно отнести к довоенному периоду? (Семья, Ирина, работа, дом). К периоду войны? (ранение, плен, побег, карцер, побег с «языком», госпиталь, отпуск, демобилизация)  К послевоенному? (пустота (воронка от дома), Ванюшка).

  5. Что помогло Андрею Соколову остаться человеком в нечеловеческих условиях? (Духовность).  «У меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину меня не превратили, как ни старались…». Андрей Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом.

  6. В каком эпизоде мы видим, что герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (Сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира).

  7. Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? (Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли).

  8. А о чем говорит тот момент, когда герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? ( Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям).

  9. Что помогло пережить, вынести все это? («На то  ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».Эта фраза – лейтмотив произведения).

  10. Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный. Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей.

  11. Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему?  (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).

  1. Подведение итогов урока.



6.Аналитическая беседа.

Как вы считаете, чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей?

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

- А весь ли рассказ ведётся от первого лица?

Что мы можем сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

Автор пользуется особым композиционным приёмом (кольцевая композиция) – рассказ в рассказе. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.

Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные этапы судьбы А.Соколова?

- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова? Запишите в тетради.

  • Довоенная жизнь

  • Уход на фронт и прощание с семьёй

  • Плен

  • Гибель семьи

  • Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

- Как жил до войны наш герой? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом

– Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

- Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? Как Соколов попал в плен? Найдите в тексте этот эпизод.

- Как ведёт себя герой?

- Давайте обратимся к сцене в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Солдат- христианин, взводный доктор, Крыжнёв? ( в эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают разные жизненные позиции.)

- Какая позиция ближе всего Соколову?

( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? -Почему Соколов решается на побег?

- Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

-С какой целью ввёл Шолохов описание плена?

- Какие испытания выпали на долю солдата Соколова в плену?

- За что его вызывают к коменданту лагеря Мюллеру?

- В чём символическое значение этого эпизода?

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

- Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

- Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

7.Просмотрите отрывок из кинофильма Сегрея Бондарчука « Судьба человека». Встреча Соколова с Ванюшкой.

https://www.youtube.com/watch?v=kNiJ8MFYt-Q

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3398897443989532788&text=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DkNiJ8MFYt-Q&path=wizard&parent-reqid=1586031209594987-352192327455731076600154-production-app-host-man-web-yp-37&redircnt=1586031235.1

-Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев?

- Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)

Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

8) Аналитическая беседа

Смысл названия рассказа- Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека , воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные «не одному какому – либо социальному слою, но – народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата», а «Судьба человека».)

-Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы.

9)Домашнее задание Творческое задание: продолжите одно из предложений:

1Рассказ Шолохова заставил меня задуматься о (….

  1. Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)(…

  2. Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в(…

Рефлексия. Что вы можете сказать об уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!