СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Шолохов "Тихий Дон". Электронный навигатор для работы над содержанием романа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный электронный навигатор может помочь учащимся 11 класса разобраться в художественном своеобразии романа М.А.Шолохова "Тихий Дон", обратить внимание на ключевые эпизоды произведения.

Просмотр содержимого документа
«М.А.Шолохов "Тихий Дон". Электронный навигатор для работы над содержанием романа»

РЛ-11. М.А.Шолохов «Тихий Дон»


Электронный навигатор по тексту произведения

Комментарий


«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (со своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем — особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.

Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали. Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, - внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.

Действие «Тихого Дона» продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922 г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914 г. Между первой и второй книгами — временной перерыв, четвертая часть открывается словами «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь». Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год — до Октябрьской. Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918 г., изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».

В третьей книге (шестой части) художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г. - за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания». В значительной степени о том же и седьмая часть четвертой книги.

Наша задача — разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки вековых устоев, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.



Работаем над содержанием 1 книги романа


Цель: углубить представления о жанре романа-эпопеи; раскрыть истоки характера и духовного мира центрального героя романа; выявить важнейшие черты писательского мастерства Шолохова в создании пейзажей и массовых сцен, определить специфику системы персонажей романа.


Блок 1. Духовный мир донского казачества.

1. Труд на земле. Анализ сцены лугового покоса (кн.1, ч. 1, гл. IX).

  • Праздничное настроение эпизода и средства его создания (яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев, веселое лицо Дуняшки, выражающее общее настроение).

  • Радость от общения с землей, от труда на ней. Использование олицетворения в изображении земли («луг вздыхал»). Родство человека и земли.

2. Воинский долг. Какие эпизоды первой книги наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу?

  • Сборы на службу Петра и Григория Мелеховых,

  • признание Григория о невозможности ухода с Аксиньей накануне призыва («Опять же на службу мне на энтот год»);

  • история старшего урядника Пантелея Мелехова, получившего «на императорском смотру первый приз за джигитовку».

  • Эпизод получения Пантелеем Прокофьевичем письма о подвиге Григория (1-3- XVII). Гордость отца за сына, первым из татарцев получившего Георгиевский крест.

3. Отношения в семье. Анализ эпизода стычки Григория с отцом (1-1-Х). Непоколебимость понятий семейной чести, общности с земляками. «Культ стариков».

4. Анализ семейного портрета (1-1-1). Черты родового сходства.

5. Противоречивость жизненного уклада казаков. Примеры жестокости и нравственной развращенности казаков: расправа с женой Прокофия Мелехова, убийство батарейца Люшни (1-1-I), изнасилование Аксиньи отцом и гибель отца, избиение Степаном жены на следующий день после свадьбы (1-1-VII) и пр.


Обобщение. При всей жестокости нравов важнейшие составляющие духовного мира казака — земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень.


Блок 2. Характер Григория Мелехова.

Анализ ключевых эпизодов, раскрывающих характер героя накануне мировой войны.

1. Сцена лугового покоса (эпизод с утенком; 1-1-IX).

  • Григорий после убийства австрийца (1-3-Х).

= Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию. Роль портретной детали в раскрытии психологии героя.

2. Эпизод купания коня (1-1-III). Чувство нерасторжимой связи с окружающим миром. Своеобразие и роль пейзажа в эпизоде.

3. Сцена избиения Евгения Листницкого (1-3-XXIV). Страстность натуры Григория.

4. Осмотр лошадей перед призывом на воинскую службу (1-2-XXI). Огромная внутренняя сила героя.

5. Сцена у колодезя (1-3-II). Способность постоять за свое и за чужое достоинство (эпизод с Франей).

6. Как раскрывается характер Григория Мелехова во взаимоотношениях с Аксиньей и Натальей в эпизодах первой книги?

Стихийность натуры Григория Мелехова, честность и искренность героя.


Блок 3. Мировая война — центральное историческое событие первой книги романа.

1. Анализ пейзажа, предваряющего военные эпизоды («Сухое тлело лето...»; 1-3-I). Понятие об эпическом параллелизме.

2. Сцена мобилизации (1-3-IV). Шолоховские приемы построения массовых сцен. Художественная функция многоголосого диалога, соединения коллективного и индивидуального портрета.

3. Военный пейзаж («Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды...»; 1-3-Х). Характер метафор и олицетворений. Авторская позиция по отношению к войне.

4. Портреты казаков, однополчан Григория Мелехова. Связь пейзажа и портретов. Усталость и разочарование героев, участвующих в войне.

5. Григорий Мелехов в системе персонажей. Чубатый и Гаранжа. Бесчеловечность жизненной философии Чубатого («Человека руби смело»; 1-3-XII), неприемлемость его позиции для Григория даже в условиях войны. Знакомство с Гаранжой. Политические идеи Гаранжи (1-3-XXIII). Усталость и разочарование героя в прежних ценностях как благодатная почва для семян «большевистской правды», ниспровергающей казавшиеся ранее непоколебимыми представления о царе, войне, казачьем воинском долге.

Начало трагического пути Григория Мелехова к народной правде.



Работаем над содержанием 2 книги романа


Цель: закрепить представления о системе персонажей романа, о приемах создания массовых сцен; выявить авторскую позицию по отношению к важнейшим историческим событиям, определить нравственную проблематику романа (проблема выбора, правды, революционного насилия и пр.)


Блок 1. Характер Григория Мелехова (продолжение).


Григорий Мелехов во второй книге романа.

1. Изменения в характере Мелехова в период войны и их отражение в портрете (2-4-IV).

2. Григорий в 1917-м году.

  • Как влияет на Григория общение с Извариным и Полтелковым? (2-5-II).

  • Стремление Григория найти правду, найти свое место в жизни: «Сам ищу выхода»

    (2-5-XII).


Блок 2. Донское казачество в революции.

  • Проанализируйте и сопоставьте массовые сцены из четвертой части романа (гл. VIII, XV, XVII, XIX); опираясь на проведенный анализ, ответьте на вопрос: как изображает Шолохов изменения в настроении казаков-фронтовиков в период от февраля до октября 1917 года?

  • Революционизация казаков-фронтовиков и восприятие революции в казачьей станице (2-5-I). Раскол казачьего мира. Выбор, перед которым встает главный герой.


Блок 3. Поиски правды и проблема революционного насилия.

1. Анализ сцены расправы над чернецовцами (2-5-XII). Поведение Подтелкова и Чернецова, наглядно воплощающее силу ненависти и вражды, которая расколола Дон. Роль портретов в эпизоде. Стремление Григория защитить безоружного врага от кровавой расправы. Наделение казнимых офицеров запоминающимися портретными деталями, подчеркивающими их человеческую индивидуальность, как психологическое оправдание поступка Григория. Реплика Минаева: «А ты думал — как?» - попытка оправдать жестокость и насилие «высшими» интересами, интересами революции, победившего класса, попытка утверждения «революционного гуманизма».

2. Стремление героя уйти от войны, вернуться к мирному труду на земле (2-5-XIII). Портреты детей Григория, выделение в них черт родового сходства как подтверждение святости семейного очага. Двойственность положения героя в родном хуторе, вынужденная служба в белоказачьих частях.

3. Эпизод казни подтелковцев (2-5-ХХХ). Восприятие Григорием казни как справедливого возмездия и невозможность для героя участвовать в расправе над безоружными людьми. Уход Григория с площади. Сцена казни подтелковцев как «зеркальное отражение» эпизода расстрела пленных под Глубокой. Значение двух казней для дальнейшей судьбы главного героя романа.

Обобщение. Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде он видит только обман и жестокость, которой, казалось бы, можно найти оправдание, но которую отвергает сама человеческая природа Григория Мелехова.


Блок 4. Герои, нашедшие правду.


Образ Бунчука.

Работа с основными ключевыми эпизодами

  • Что привело Бунчука к большевикам (2-4-XVII)?

  • В каких эпизодах 4-й части романа с наибольшей силой раскрывается преданность Бунчука большевистской партии (2-4-XVII)?

  • Каким образом Шолохову удается избежать схематизма в образе героя-большевика?

  • Что отличает отношения Анны и Бунчука от любви главных героев романа?

  • Что эти герои ставят выше личного счастья?

  • Как портрет раскрывает душевное состояние Бунчука в период его службы в ревтрибунале (2-5-ХХ)?

  • Почему герой не отказывается от порученной ему работы?

  • Как связаны для него надличная цель и стремление к личному счастью?

  • Почему неспокойная совесть Бунчука, казалось бы, убежденного в правоте своего дела?

  • Почему ему вспоминается рука одного из казненных?

  • Почему мечты Бунчука на рождение сына оказались несбыточными?

  • Как повлияла на Бунчука гибель Анны?

  • Как раскрывает Шолохов состояние Бунчука после гибели любимой женщины (2-5-XXVI)?

  • Каким изображен Бунчук перед казнью (2-5-ХХХ)? Каковы его последние желания? Какую роль играет в эпизоде казни образ женщины с ребенком?


Блок 5. Проблема авторской позиции


  • Финальный пейзаж 2-го тома и его символическое значение (2-5-ХХХI).

  • Политическая тенденциозность и общечеловеческое звучание романа.

  • Гуманизм авторской позиции.







Работаем над содержанием 3 книги романа


Цель: закрепить представление о приемах создания и функциях шолоховского пейзажа, о языке писателя; выявить авторскую позицию по отношению к событиям гражданской войны и их нравственным последствиям.

Блок 1. Шолоховский пейзаж.

1. Своеобразие и роль пейзажей в романе (на примере одного из фрагментов третьей книги, напр. гл. VI, VIII, X , XIII, XIX, XXIV, XLIII, XLVI, L, LI, LIX и др.).

Углубление понятий о эпическом и психологическом параллелизме, о лиризме в эпическом произведении. Своеобразие языка писателя.

2. Жизнь людей и жизнь природы. Символика названия романа.

Блок 2. Проблема «общей» и «частной» правды в романе.

1. Разговор Григория с Иваном Алексеевичем Котляровым и Мишкой Кошевым (3-6-ХХ). Позиции героев по отношению к советской власти. Горячая поддержка советской власти сельским пролетарием Иваном Алексеевичем, которому она дала на себе почувствовать, что такое равенство, и бедняком Кошевым, которому новая власть дает землю. Глубокие сомнения Григория Мелехова в справедливости новой власти, не только не отвечающей коренным интересам основной массы казачества, но и не реализующей декларированные ею идеалы равенства, братства и социальной справедливости. Стремление героя найти общую правду, а не правду для одного себя.

2. Служение частной правде.

  • Характер и судьба Мишки Кошевого.

  • Характер и судьба Митьки Коршунова.

Мишка и Митька — антиподы и двойники. Служение частной правде — путь к разрушению человеческих связей: родовых, семейных, соседских, дружеских. «Зеркальность» композиционных решений в романе.

3. Борьба за «казачью правду». Исторические причины Вешенского восстания и их отражение в романе. Притеснение и искоренение казачества представителями новой власти (поведение красноармейца Тюрникова в курене Мелеховых, расстрел татарцев, жестокость комиссара Малкина и пр.; 3-6-XVI, XXIV, XXII, XXXIX).

Обоюдная жестокость противоборствующих сторон (расправа повстанцев с командиром карательного отряда Лихачевым, расстрел Мишкой Кошевым Петра Мелехова, казнь двадцати семи красноармейцев Григорием Мелеховым в отместку за смерть брата, издевательства над пленными, месть Дарьи Ивану Алексеевичу и отношение к ее поступку в семье Мелеховых; 3-6-XXXI, XXXIII, XXXV, LIV, LVI).

4. Нравственные последствия участия человека в братоубийственной войне.

  • Как раскрывает Шолохов изменения в характере Григория во время восстания (3-6-XXVIII, XXXVII, XLVI)?

  • Роль внутреннего монолога, несобственно-прямой речи, авторской характеристики и самохарактеристики героя.

5. Раскрытие характера через поступок, действие героя. Использование драматургических принципов в эпическом произведении. Анализ эпизода рубки матросов (3-6- XLIV). Особый драматизм эпизода, его предельная эмоциональная напряженность. Динамичный ритм повествования. Использование коротких, неполных предложений. Замена глаголов прошедшего времени глаголами настоящего времени или пропуск глаголов. Резкий контраст в поведении Мелехова.

6. Нравственный тупик как результат отстаивания частной казачьей правды; попытки выхода из тупика (3-6-XLII XLV). Разочарование в восстании, осознание того, что казачество — игрушка в руках господ (3-6-XXXVIII, LVIII).




Работаем над содержанием 4 книги романа

Цель: закрепить представления о своеобразии и роли шолоховского портрета, раскрыть своеобразие женских характеров в романе, выявить истоки и сущность трагедии центрального героя; подвести итог размышлениям об авторской позиции в романе; отработать навык анализа крупного эпического произведения.

Блок 1. Трагедия Григория Мелехова.

1. Роль портретных зарисовок в раскрытии духовного мира Григория Мелехова в эпизодах четвертой книги (напр., 4-7-I, VIII, XXV, 4-8-VI, XVII, XVIII).

Психологизм и эмоциональная окрашенность портрета. Отражение в портрете страданий, душевного опустошения и ожесточения героя. Мотив преждевременного старения.

Как раскрывается характер Григория Мелехова в эпизодах, связанных с бандой Фомина (4-8-XI – XVI)?

Участие в банде как трагический тупик на жизненном пути человека, не нашедшего правды ни у одной из враждующих сторон. Осознание Григорием бессмысленности заговора, тяга к дому, к природе, невозможность привыкнуть к смерти, смелость в бою, стремление навести порядок в отряде, недопустимость предательства. Образ волка (бирюка) и его символическое значение.

Истоки и сущность трагедии героя. Многообразие трактовок характера Мелехова в литературоведении.

Неразрешимый конфликт личности, наделенной глубочайшим гуманизмом, великой способностью любить, и эпохой, требующей жестокости и ненависти. Стремление героя найти правду, которая объединила бы всех, и необходимость делать выбор в пользу одной из противоборствующих сторон. Исключительная цельность героя, неспособного ни пойти против своей человеческой природы, ни отказаться от борьбы. Проблема ответствености истории перед личностью.

4. Анализ финальных эпизодов романа. Гибель Аксиньи (4-8-XVII). Невозможность простого человеческого счастья в эпоху классовых битв. Символическое значение образа «черного солнца». Возвращение героя к родному куреню. Непреходящее значение вечных ценностей (семьи, родного очага), осознанное в результате их утраты.

Блок 2. Тема разрушения Дома в романе.

  • Как изображает Шолохов разрушение мелеховского семейства?

  • Гибель Петра, Натальи, Дарьи, Полюшки;

  • утрата Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме и его смерть «в отступе»;

  • одиночество и смерть Ильиничны;

  • отчуждение Дуняшки от семьи и ее открытый бунт;

  • приход в дом «нового хозяина» Мишки Кошевого;

  • разрушение хозяйства.

  • Типичность судьбы мелеховского куреня («У всех одинаково все рухнулось»).

Блок 3. Женские характеры в романе.

  • Своеобразие женских характеров, приемы создания образов, место женских образов в сюжетно-композиционной структуре романа, их связь с проблематикой произведения.

  • Наталья как воплощение любви-долга, любви-закона, любви-семьи и любви-жалости. Величие Натальи и ее духовная ограниченность. Любовь Григория к Наталье как воплощение тяги героя к норме, покою, семейному очагу.

  • Аксинья как воплощение любви-страсти. Любовь Григория к Аксинье как выражение его стремления к разрушению нормы, к свободе, нежелания подчиняться косным патриархальным законам.

  • Тема материнства в романе. Ильинична как воплощение объединяющей правды материнства, высшей из многочисленных правд, сталкивающихся в романе.

Обобщение. Гуманистический пафос романа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!