СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал по теме: "М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон»" представлен по плану:

  1. М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность.
  2. Рассмотрение «Донских рассказов» и «Лазоревой степи» как предыстории эпопеи «Тихий Дон».

Просмотр содержимого документа
«М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон».»

ЛЕКЦИЯ № 21

Раздел 5. Литература 30-х годов ХХ века.

Тема: М.А. ШОЛОХОВ. ЖИЗНЬ. ТВОРЧЕСТВО. ЛИЧНОСТЬ (ОБЗОР).

«Донские рассказы» и «Лазоревая степь»

как новеллистическая предыстория

эпопеи «Тихий Дон».

План:

  1. М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность.

  2. Рассмотрение «Донских рассказов» и «Лазоревой степи»

как предыстории эпопеи «Тихий Дон».


Форма контроля:

  1. Изучить внимательно материал лекции. Оформить тезисный конспект лекции по плану.

  2. Прочитать краткое содержание романа-эпопеи «Тихий Дон».

  3. Пройти онлайн тест https://kupidonia.ru/viktoriny/test-po-biografii-sholohova , сделать скриншот результата и отправить по адресу.

1. М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность.


В этом мире история донских казаков, русского крестьянства... вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны.

Е. А. Костин


24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской, Донецкого округа родился М. А. Шолохов. Мать — Анастасия Даниловна — состояла в это время в браке с Кузнецовым, уже пожилым казаком, но жила в доме Шолохова Александра Михайловича, с которым обвенчалась после смерти мужа в 1912 году. Тогда же Михаил был усыновлен своим отцом и получил фамилию Шолохов.

По другой версии, М. А. Шолохов родился в 1903 году, но в период работы в продотряде, попав под суд «за превышение власти», уменьшил свой возраст на два года, и мать его выхлопотала у священника новую справку о рождении. Это давало ему возможность избежать чересчур строгого наказания как несовершеннолетнему.

В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский, где Михаил в 1911 году начинает брать уроки у местного учителя.

В 1912 году поступает во второй класс начальной школы.

1914—1918 годы учится в гимназиях Москвы, Богучара и Вешенской. Окончил 4 класса гимназии. Вернулся к отцу на хутор.

1920—1921 годы Михаил участвует в переписи населения, работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. В автобиографии Шолохова можно прочитать: «С 1920 года служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами... Приходилось бывать в разных переплетах, но за нынешними днями все это забывается».

К. Потапов вспоминал: «Во время боя под хутором Коньковом подросток Шолохов был схвачен махновцами, допрошен самим Махно и не был расстрелян только по малости лет. Махно посулил ему в случае повторной встречи виселицу». Возможно, в это время и был изменен возраст Шолохова.

Октябрь 1922 года приезжает в Москву, чтобы поступить на рабфак. Не удается. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом.

1923 год. В комсомольской газете «Юношеская правда» публикует первый фельетон «Испытание» за подписью «М. Шолох». Работает над «Донскими рассказами».

1924 год. Женится на Марии Петровне Громославской, 25-летней казачке (ее отец принимал участие в белоказачьем движении).

Переезжает с женой в Москву. Продолжает сотрудничать с газетой «Юношеская правда» (позже «Молодой ленинец»). Здесь публикует и первое художественное произведение, рассказ «Родинка».

1925 год. В Государственном издательстве массовыми тиражами выходят первые книжки Шолохова: «Алешкино сердце», «Нахаленок» и другие.

1926 год. Выходит первый сборник М. Шолохова «Донские рассказы» с предисловием Серафимовича.

В этом же году (1926) выходит сборник рассказов «Лазоревая степь». Писатель начинает работу над проектом «Тихого Дона».

1928 год. В журнале «Октябрь» публикуется первая книга романа «Тихий Дон». В печати появились восторженные отзывы о романе.

1929 год. Продолжает работу над романом «Тихий дон». Печатаются 2 и 3-я книги. В Берлине роман издается на немецком языке.

С этого времени распространяется клевета о плагиате Шолохова (вопрос об авторстве романа «Тихий Дон» был закрыт только к 100-летию писателя).

1930 год. Работает над романом «Поднятая целина».

1931—1933 годы. Пишет очерки о жизни в деревне.

1935 год. В «Известиях» печатается первая глава из 4-й книги «Тихого Дона».

В этом же году на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в Париже избирается в Постоянное бюро Международной ассоциации писателей.

Шолохов всегда всей душой переживал за судьбу деревни. В 1937 году выступает на партийном собрании с речью о хлебных затруднениях в 1932—1933 годах.

Из письма Шолохова от 30 апреля 1933 года:

«...Я бы хотел видеть такого человека, который сохранил бы оптимизм и внимательность к себе и близким при условии, когда вокруг него сотнями мрут от голода люди, а тысячи и десятки тысяч ползают опухшие и потерявшие облик человеческий...

А вокруг творится страшное: на завтрашний день по всем северным районам план сева 30 % с немножким и 60—70 % тягла, которое лежит в борозде. Хуже этого ведь придумать нельзя. Край проваливается с громом и треском.

Я мотаюсь и гляжу с превеликой жадностью. А поглядеть есть на что. Хорошее: опухший колхозник, получающий 400 граммов хлеба пополам с мякиной, выполняет дневную норму. Плохое: один из хуторов, в нем 65 хозяйств. С 1-го февраля умерло около 150 человек. По сути — хутор вымер. Мертвых не заховают, а сваливают в погреба. Это в районе, который дал стране 2 300 000 пудов хлеба. В интересное время живем! До чего богатейшая эпоха!»

1939 год. Шолохов избирается действительным членом Академии наук СССР. Награждается орденом Ленина.

1940 год. Присуждена Государственная премия первой степени за роман «Тихий Дон».

1941—1945 годы. Служит в армии в качестве военного корреспондента. При бомбежке Вешенской погибла мать, сожжены дом и библиотека.

После войны продолжает литературную и общественную деятельность. Пишет рассказ «Судьба человека» (1957 год), заканчивает работу над романом «Поднятая целина».

1960 год. Шолохову присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина». Завершается издание собрания сочинений.

1965 год. Стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Из речи М. Шолохова: «На мой взгляд, авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века... Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу».

1965—1969 годы. Издается собрание сочинений в 9 томах. Появляется новая редакция незаконченного романа «Они сражались за Родину», работу над которым автор начал еще в 1944 году. 21 февраля 1984 года Шолохов умер.

В. Распутин писал в своем некрологе: «Высмотрев в своем народе, Россия не случайно подняла Шолохова до первого голоса, способного талантливо и доступно передать суровую правду о её нелегкой судьбе — он был плоть от плоти России и мысль от мысли ее».


2.Рассмотрение «Донских рассказов» и «Лазоревой степи»

как предыстории эпопеи «Тихий Дон»

Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

Украсить ее предстоит.

И только могильщики лихо

Работают. Дело не ждет!

И тихо, так Господи, тихо,

Что слышно, как время идет.

А.А. Ахматова 

«О какой эпохе идет речь?» Строки, написанные в 1940 году, можно отнести к событиям прошлого в истории нашего народа: к 30-м годам – периоду сталинских репрессий, к периоду Великой Отечественной войны и даже более ранним трагическим страницам XX века.

Первые два десятилетия XX века стали самыми жестокими в отношении ценности человеческой жизни. Завершилась эта эпоха самым кровавым конфликтом в стране – гражданской войной. Возникает вполне закономерный вопрос:

Во имя каких идеалов было принесено столько человеческих жертв, разорение в стране, насаждение вражды между гражданами одного государства?

История написания сборника «Донские рассказы»

Начиная с 1924 года в журналах появляются рассказы М. А. Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926): «Родинка» (первый рассказ М. А. Шолохова), «Червоточина», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Калоши», «Обида», «Продкомиссар», «Пастух» и др.

«Донские рассказы» написаны по горячим следам событий гражданской войны и заслуживают внимания как документы истории. «Донские рассказы» являются первым литературным опытом писателя. На них сразу же обвалился шквал критики, но вся она была исключительно положительная. «Донские рассказы» стали новеллистической предысторией «Тихого Дона»

По словам писателя К. Федина, «громадна заслуга Михаила Шоло­хова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не из­бегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изобра­жаемая. Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоя­щего».

«Сила правды его произведений такова, что горечь жизни, как бы даже она ужасна ни была, перевешивается, преодолевается волею к счастью, же­ланием достичь и радостью достижения».

«Донские рассказы» – это не прощание, а встреча с оружием, это стихия ожесточения. Молодой писатель воссоздал притихшую после Врангеля и Колчака Донщину, но раздул угасающие огоньки вражды, превращая мелкие банды в целые воюющие армии. Основным сюжетом являются сцены кровопролитий, братоубийств на почве всяческого классового размежевания, книгу переполняют иллюстрированные образы «богачей» и «бедноты»

М. А. Шолохов поддерживает гражданскую войну и революцию. В рассказе он ориентируется на героизацию гражданской войны, господствующую в то время. Считалось, что война – это праздник трудящихся и эксплуатируемых, месть богачам и угнетателям.

Писатель умело передаёт мироощущение героев, понимает и раскрывает их глубину, показывая порой совсем неожиданные стороны.

Шолохов о трагедиях и конфликтах, вызванных кровавым противостоянием: «В «Донских рассказах» я старался писать правду жизни, писать о том, что более всего волновало меня, что было злобой дня для народа».

Начиная с 1924 года в журналах появляются рассказы М. А. Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926): «Родинка» первый рассказ М. А. Шолохова), «Червоточина», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Калоши», «Обида», «Продкомиссар», «Пастух» и др.

«Донские рассказы» написаны по горячим следам событий гражданской войны и заслуживают внимания как документы истории. «Донские рассказы» являются первым литературным опытом писателя. На них сразу же обвалился шквал критики, но вся она была исключительно положительная. «Донские рассказы стали новеллистической предысторией «Тихого Дона»

План рассмотрения

главной темы

сборника

М. Шолохова

«Донские рассказы»


1.Рассказ «Лазоревая степь»




№ п/п

1-я точка зрения –

кровавый кон­фликт

2-я точка зрения –

отражает ре­альность трагедии

1.

Рассказ «Лазоревая степь» - произведение, в котором Шолохов пре­дельно ясно и четко расставил все ключевые цитаты. Главный герой дед Захар, сын крепостного, рассказал об ужасных «забавах» хо­зяина-пана и его сына, который «в папашу выродился» и в детстве развлекался тем, что «щенят, бывалоча, живьем свежует – обдерет и пустит».

а)

Кульминация рассказа – сцена казни сыновей Захара, Семена и Аникея, выступивших на стороне красноармейцев и взятых в плен после схватки с казаками под ко­мандованием панского сына. «Поди к своему пану и скажи ему: мол, дед Захар на коленях всю жизнь полозил, и сын его по­лозил, а внуки уже не хочут».

На глазах отца казаки расстрели­вают Семена вместе с привязан­ной к нему недоуздком женой, а раненого Аникушку, прошитого тремя пулями, паныч приказы­вает выбросить на дорогу, по ко­торой «ехала сотня казаков, при них две пушки».

«Лошади, они имеют Божью ис­кру, ни одна на Аникушку не ступнула, сигают через…»

б)

«Думал, помрет Аникей от смертной боли, а он хоть бы крикнул, хоть бы стон уронил… лежит, голову плотно прижал, землю с дороги пригоршнями в рот пихает… Землю жует и смот­рит на пана, глазом не сморгнет, а глаза ясные, светлые, как не­бушко…»

Цена, которую платит Аникей, этот истинный мученик, за свою мечту и веру в лучшее будущее, - собственная жизнь.

в)

Облик пана Томилина под пером Шолохова утрачивает человеческое. Даже животные ведут себя несравненно более милосердно. Зато че­ловек к человеку беспощаден: «Колеса пушки попали на ноги Ани­кею… Захрустели они, как ржаной сухарь на губах, измялись в то­ненькие трощинки…»

1.1.

1) Как изображает Шолохов противостояние двух враждебных сил?

2) Во имя какой идеи погибают сыновья деда Захара? А жена Се­мена?

3)Какие описания природы свидетельствуют об усилении конфликта между белыми и красными? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

1.2.

Историческая справка:

  • летом 1918 года был введен классовый паек, по мере обесценива­ния денег заработную плату выдавали все чаще продуктами: в 1918 году – 47,4% заработка; в 1919 году – 79,3%; в 1920 году – 92,6%;

Выхода не было – голод гнал в дорогу, а различия в ценах сулили ба­рыш. Продовольствие в Петрограде стоило в 15 раз дороже, чем в Симбирске, в 24 раза дороже, чем в Саратове.

1.3.

Главная идея рассказа раскрывает неравенство людей, основанное на социальной принадлежности, а отсюда строительство новой жизни осуществлялось на насилии, кровопролитии, жестокости.

1.4.

Вывод: по мнению писателя, война – трагедия народа, она приносит невосполнимые потери, калечит души, губительна для обеих сторон.

1.5.

Описания природы в рассказе усиливают противостояние между бе­лыми и красными.


2. Рассказ «Алешкино сердце»

№ п/п

1-я точка зрения –

кровавый кон­фликт

2-я точка зрения –

отражает ре­альность трагедии

1.

Старый мир – воплощение без­нравственности, любое его про­явление – это почти всегда звер­ское преступление.


Трагедия Алешки, начавшаяся с детских лет, продолжалась и в момент сиротства: работал на Ивана Алексеева, батрачил, пуп надрывал, и пошел в отряд крас­ноармейцев вместе с «очкастым» банду уничтожать.

а)

Зачитать эпизод «На этот же день Полька, старшая сестра Алешки, доглядела, когда богатая соседка, Макарчиха по прозвищу, ушла за речку полоть огород… и тороп­ливо прикинула землей»

Зачитать эпизод – «Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина… услышал Алешка грохочущий гул»

1.1.

1) В чем проявилась жестокость старого мира в период голода?

2) Почему Алешка – красноармеец, с детства переживший нищету и социальный гнет, в решительный момент, когда увидел выходящую из осажденной хаты женщину с ребенком, не смог, хотя и обязан был, убивать?

3) Прочитайте начало рассказа, объясните, как описания природы связаны с основным сюжетом?

1.2.

Главный смысл рассказа заключен в торжестве гуманистической ценности человеческой жизни.

1.3.

Вывод: Гражданская война – трагедия народа, заключающаяся в са­мой постановке борющимися сторонами бескомпромиссного во­проса: жизнь или смерть. Подвергалась сомнению сама идея о физи­ческом существовании человека, которая приводила к истреблению друг друга. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства.

1.4.

Окружающая природа сиротливо застыла в ожидании неизбежности голода, а значит – смертельного разрушения всего живого.



3. Рассказ «Смертный враг»

№ п/п

1-я точка зрения –

кровавый кон­фликт

2-я точка зрения –

отражает ре­альность трагедии

1.

Брезгливо убив двух взятых их логова «шершавеньких и беспо­мощных» волчат, Игнат подбра­сывает их во двор Ефима. При­шедшая туда по следам волчица режет овец и корову.

Ефим отправляется на двор к Игнату. Разговор вначале идет о собаке, за которую тот «заплатил корову с телком». «Ефим протя­нул руку к топору, и, почесывая кобеля за ушами, переспросил: «Корову, говоришь?» Коротко взмахнув топором, Ефим разва­лил череп собаки надвое. На Иг­ната брызнула кровь и комья го­рячего мозга».

а)

«С весны прошлого года, когда Ефим подал в станичный комитет заявление на кулаков, укрывав­ших посев от налогообложения, Игнат – прежний заправила всего хутора – затаил на Ефима злобу».

Эта смерть бессмысленна: Ефим убивает животное преда­тельски подло. Мотивировка ге­роя такова: «У тебя восемь коров. Одну потерять – убыток малый. А у меня волчица последнюю заре­зала, дите без молока осталось!»

1.1.

1) Почему непримиримость противоборствующих сторон основана на нечеловеческой жестокости «бывших» и оправдана классовой нена­вистью «своих»?

2) К какому выводу приходит М. Шолохов, показывая враждебную непримиримость Игната Борщева и Ефима Озерова?

1.2.

Финал рассказа свидетельствует о свирепом нечеловеческом безу­мии, которое принесло бесчисленные неоправданные жертвы…

1.3.

Вывод: Оба героя существуют в трагической ситуации распада ис­конных крестьянских моральных ценностей, ситуации, обусловлен­ной социально исторически. Писатель высказал свое отношение: не­допустимо аморально, когда люди, разумные существа, приходят к самоистреблению и варварству.

1.4.

Природа застыла в оцепенении перед человеческим безумием, затаи­лась перед очередным столкновением враждующих сторон



4. Рассказ «Родинка»

№ п/п

1-я точка зрения –

кровавый кон­фликт

2-я точка зрения –

отражает ре­альность трагедии

1.

Гражданская война ставит лицом к лицу 18-летнего Николая Коше­вого, который «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира», и его отца, «пропав­шего в германскую войну», впо­следствии атамана одной из банд.

а) «От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку»

б) «Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен герман­ский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, ту­рецкая фелюга со смолистым со­леным крылом, камыши кубан­ские, султанские и - банда»

а)

Было в отце, когда он водил банду, ходил по бездорожью что-то волчье: «На стременах при­встает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона».

В стычке с красноармейцами атаман шашкой зарубил собст­венного сына. Трагедия разруше­ния человека свидетельствует о полной деградации «господ ста­риков».

1.1.

1) В чем состоит смысл противоборства отца и сына?

2) Какой смысл вкладывает писатель в трагедию разрушения чело­века?

3) Какую роль в художественном содержании рассказа играют вос­поминания атамана и связанные с ними описания природы родного края?

1.2.

Главный герой рассказа – обнаженная правда войны, когда ценность человеческой жизни становится минимальной. Автор описывает не только трагедию Николки – сына, не узнанного собственным отцом и убитого им, но и размышляет над трагедией атамана.

1.3.

Вывод: О «неизмеримо большом и высоком» пришлось задуматься даже озверевшему атаману. Ненависть, слепая, холодная, нерассуж­дающая, приводит к необратимым последствиям. Война поставила людей, родных по крови, по разные стороны баррикад.

Драматизм повествования в рассказе доведен до крайности. Насилие оставляет кровавые следы, противостояние приводит к тому, что отцы убивают сыновей, те расправляются с отцами, брат идет на брата, сосед против соседа. Льется кровь. Инстинкт самоистребления становится неуправляемым.

1.4.

Описания родных мест не дают покоя атаману.



5. Рассказы «Шибалково семя» и «Продкомиссар»

№ п/п

1-я точка зрения –

кровавый кон­фликт

2-я точка зрения –

отражает ре­альность трагедии

1.

Рассказ «Шибалково семя»

Драматичная история рождения новой жизни – смерть Дарьи и рождение сына, отец которого обрек его на сиротство.

«Тебя, Дарья, я должен убить, потому что ты есть контра нашей Советской власти». Смерть Дарьи становится неизбежной: герой рассказа оказывается в ситуации выбора между «чувством» и «долгом» - т.е. между личным и индивидуальным, и социально-классовым. Он выбирает «долг», как его понимает: «Отступил я два шага назад, винтовку снял, а она мне ноги обхватила и це­лует».

Участь «шибалкова семени» не­завидна так же, как и судьба его матери. «За ноги его, да об ко­лесо! Что ты с ним страдаешь, Шибалок?»

Отношение героя к своему сыну совсем иное, но оно опять-таки обусловлено тем, «во имя чего» уничтожена его мать.

Свое новое пристанище «ши­балково семя» находит в детском доме, куда приносит его отец. Последняя сцена имеет символи­ческий смысл – она свидетельст­вует об окончательном прощании и расставании.


1.1.

1) Как изображает писатель процесс защиты Советской власти? Как понимает свой долг главный герой Шибалок?

2) Можно ли, по вашему мнению, отказаться от убийства? Зачем уби­вать мать?

3) Определите нравственную суть в поведении Шибалка в отношении сына. Почему чувство сострадания не проявил он в отношении его матери?

2.

Выводы:

Рассказ «Продкомиссар»

Конфликт отца с сыном из се­мейного перерастает в социаль­ный, а затем и политический. Встреча с отцом усиливает ост­роту конфликта между красными и белыми: отец уверен, что нажил добро своим горбом, а сын обязан исполнить долг коммуниста, ру­ководствуясь только приказом свыше: «Злостно укрывающих – расстреливать!»

Жесткость и жестокость идут рука об руку в сцене расстрела старика-отца. Злобное «Ты мне не сын!» звучит как выстрел, как удар колокола. Идейные расхож­дения, а потом и требование вре­мени поставили родных людей по крови по разные стороны проти­воборства.

2.1.

  1. Как решает писатель проблему воспитания в семье?

  2. В чем состоит идея торжества жизни над силами смерти?

3) Перечитайте последнюю сцену рассказа. В чем состоит главный смысл спасения жизни замерзающего ребенка?


Литература

Базовая:

  • Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. // Под ред. В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2016

  • Литература: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /

[Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; подред. Г.А. Обернихиной. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 272.

Дополнительная (информационные ресурсы):

https://infourok.ru/urok-literaturi-istoricheskaya-shirota-i-masshtabnost-sholohovskoy-prozi-sbornik-donskie-rasskazi-klass-y-kurs-3352549.html

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/17/donskie-rasskazy-ma-sholokhova

https://www.proza.ru/2011/02/25/1185








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!