М. Фуко и теория эпистем
как основа междисциплинарного поля
исследования
Подготовила магистрант группы ИСТ-181 М
Спасюк Оксана
Мишель Поль Фуко (15 октября 1926 Пуатье — 25 июня 1984 Париж) — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Польше, ФРГ и Швеции. Является одним из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века.
« Несомненно, если бы я мог знать о Франкфуртской школе, если бы я узнал вовремя, это избавило бы меня от большого количества работы, есть много глупостей, которых я бы не сказал, и много окольных путей, которых я бы не прошел, пытаясь следовать своему собственному чутью, в то время как дороги уже были открыты Франкфуртской школой» .
Согласно Фуко, предметом археологии знания являются объекты, вещи вне их контекста - своего рода «молчаливые монументы». Абстрагирование от субъекта, который, по его мнению, господствовал в социальных науках, начиная с ХIХ века, позволяет преодолеть субъективность «ангажированность» социально-гуманитарного знания. Если герменевтические науки исследовали то, что люди говорят, то Фуко акцент делает на изучении дискурса как практики.
В основе «археологии знания» ключевым является понятие эпистема.
«Археология знания» – специфическая теория
анализа европейской культуры и науки , смысловым
центром которой является проблематика языка.
Основная идея теории Мишеля Фуко заключается в том, что инструментом освоения окружающей действительности является речь, речевая практика людей, в ходе которой не только осваивается, «обговаривается» мир, но и складываются правила этого «обговаривания», правила самой речи, а значит, и соответствующие мыслительные конструкции.
Эпистема – это структура, исторически изменяющаяся и определяющая содержание наук и, в частности, теорий в тот или иной период развития науки и культуры; эпистема – образ мышления.
М. Фуко в своем проекте «археологии знания» на основании отношения между знанием и вещами выделяет следующие эпистемы:
1. Ренессансная эпистема (XVI в.) отличается тем, что язык здесь не обособился в самостоятельную инстанцию знаков, а он рассеян среди вещей мира.
2. Классическая эпистема (XVII-XVIIIвв.)характеризуется обретением языком автономности. Язык становится равен мышлению и знанию. Отныне он являет собой некий ключ к пониманию наук и культуры.
3. Современная эпистема (XIX-XX вв.) – это эпистема систем, что связано с появлением ранее не бывших наук: биологии, лингвистики, политэкономии. Язык становится строгой системой формальных элементов, что приводит к замыканию его на самом себе. Язык – предмет для изучения, вместилище традиций
Методы исследования дискурсивных практик Мишеля Фуко
Деконструкция дискурса на составляющие его компоненты
Индукция от конкретных дискурсов
к обобщённой эписистеме
Основные принципы археологии знаний:
аааа
1)археология знания не имеет дело с мыслями, представлениями, образами, а исследует дискурсы сами по себе, как практики, построенные по пределенным правилам. Археология не интерпретивная теория, и она не пытается найти другой, латентный смысл;
2) археология знания не стремится к тому, чтобы выявить генезис дискурса. Её цель состоит в определении специфичности конкретного дискурса.
4) археология знания «стремится к систематическому описанию дискурсивного объекта»
3) археологию знания не интересуют творческие произведения конкретных писателей художников. Её задача - выявить типовые правила, используемые в произведениях писателей, художников, ученых;
Формы «эпистем», как считает Фуко, непосредственно связаны с характером общественных укладов, определяют особенности всех других сфер жизнедеятельности людей.
- Гуманитарные науки находят свое место между естественными науками, филологией и политэкономией.
- Взаимодействие гуманитарных наук с обозначенными исследовательскими полями дают психологический, социологический и культурологический срез исследования.
- Данным полям присущи категории: функции объекта, правила его функционирования, система обозначения.
Содержание этих категорий формирует междисциплинарное исследовательское поле.
Спасибо за внимание!