СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Фуко и теория эпистем как основа междисциплинарного поля исследования

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о Мишеле Фуко и его теории эпистем

Просмотр содержимого документа
«М. Фуко и теория эпистем как основа междисциплинарного поля исследования»

М. Фуко и теория эпистем  как основа междисциплинарного поля исследования Подготовила магистрант группы ИСТ-181 М  Спасюк Оксана

М. Фуко и теория эпистем

как основа междисциплинарного поля

исследования

Подготовила магистрант группы ИСТ-181 М

Спасюк Оксана

 Мишель Поль Фуко (15 октября 1926 Пуатье — 25 июня 1984 Париж) — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Польше, ФРГ и Швеции. Является одним из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века.  « Несомненно, если бы я мог знать о Франкфуртской школе, если бы я узнал вовремя, это избавило бы меня от большого количества работы, есть много глупостей, которых я бы не сказал, и много окольных путей, которых я бы не прошел, пытаясь следовать своему собственному чутью, в то время как дороги уже были открыты Франкфуртской школой» .

Мишель Поль Фуко (15 октября 1926 Пуатье — 25 июня 1984 Париж) — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Польше, ФРГ и Швеции. Является одним из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века.

« Несомненно, если бы я мог знать о Франкфуртской школе, если бы я узнал вовремя, это избавило бы меня от большого количества работы, есть много глупостей, которых я бы не сказал, и много окольных путей, которых я бы не прошел, пытаясь следовать своему собственному чутью, в то время как дороги уже были открыты Франкфуртской школой» .

 Согласно Фуко, предметом археологии знания являются объекты, вещи вне их контекста - своего рода «молчаливые монументы». Абстрагирование от субъекта, который, по его мнению, господствовал в социальных науках, начиная с ХIХ века, позволяет преодолеть субъективность «ангажированность» социально-гуманитарного знания. Если герменевтические науки исследовали то, что люди говорят, то Фуко акцент делает на изучении дискурса как практики.  В основе «археологии знания» ключевым является понятие эпистема.  «Археология знания» – специфическая теория анализа европейской культуры и науки , смысловым центром которой является проблематика языка.

Согласно Фуко, предметом археологии знания являются объекты, вещи вне их контекста - своего рода «молчаливые монументы». Абстрагирование от субъекта, который, по его мнению, господствовал в социальных науках, начиная с ХIХ века, позволяет преодолеть субъективность «ангажированность» социально-гуманитарного знания. Если герменевтические науки исследовали то, что люди говорят, то Фуко акцент делает на изучении дискурса как практики.

В основе «археологии знания» ключевым является понятие эпистема.

«Археология знания» – специфическая теория

анализа европейской культуры и науки , смысловым

центром которой является проблематика языка.

 Основная идея теории Мишеля Фуко заключается в том, что инструментом освоения окружающей действительности является речь, речевая практика людей, в ходе которой не только осваивается, «обговаривается» мир, но и складываются правила этого «обговаривания», правила самой речи, а значит, и соответствующие мыслительные конструкции.

Основная идея теории Мишеля Фуко заключается в том, что инструментом освоения окружающей действительности является речь, речевая практика людей, в ходе которой не только осваивается, «обговаривается» мир, но и складываются правила этого «обговаривания», правила самой речи, а значит, и соответствующие мыслительные конструкции.

Эпистема – это структура, исторически изменяющаяся и определяющая содержание наук и, в частности, теорий в тот или иной период развития науки и культуры; эпистема – образ мышления.

Эпистема – это структура, исторически изменяющаяся и определяющая содержание наук и, в частности, теорий в тот или иной период развития науки и культуры; эпистема – образ мышления.

М. Фуко в своем проекте «археологии знания» на основании отношения между знанием и вещами выделяет следующие эпистемы:  1. Ренессансная эпистема (XVI в.) отличается тем, что язык здесь не обособился в самостоятельную инстанцию знаков, а он рассеян среди вещей мира. 2. Классическая эпистема (XVII-XVIIIвв.)характеризуется обретением языком автономности. Язык становится равен мышлению и знанию. Отныне он являет собой некий ключ к пониманию наук и культуры.   3. Современная эпистема (XIX-XX вв.) – это эпистема систем, что связано с появлением ранее не бывших наук: биологии, лингвистики, политэкономии. Язык становится строгой системой формальных элементов, что приводит к замыканию его на самом себе. Язык – предмет для изучения, вместилище традиций

М. Фуко в своем проекте «археологии знания» на основании отношения между знанием и вещами выделяет следующие эпистемы:

1. Ренессансная эпистема (XVI в.) отличается тем, что язык здесь не обособился в самостоятельную инстанцию знаков, а он рассеян среди вещей мира.

2. Классическая эпистема (XVII-XVIIIвв.)характеризуется обретением языком автономности. Язык становится равен мышлению и знанию. Отныне он являет собой некий ключ к пониманию наук и культуры.

3. Современная эпистема (XIX-XX вв.) – это эпистема систем, что связано с появлением ранее не бывших наук: биологии, лингвистики, политэкономии. Язык становится строгой системой формальных элементов, что приводит к замыканию его на самом себе. Язык – предмет для изучения, вместилище традиций

Методы исследования дискурсивных практик Мишеля Фуко Деконструкция дискурса на составляющие его компоненты Индукция от конкретных дискурсов к обобщённой эписистеме

Методы исследования дискурсивных практик Мишеля Фуко

Деконструкция дискурса на составляющие его компоненты

Индукция от конкретных дискурсов

к обобщённой эписистеме

Основные принципы археологии знаний: аааа 1)археология знания не имеет дело с мыслями, представлениями, образами, а исследует дискурсы сами по себе, как практики, построенные по пределенным правилам. Археология не интерпретивная теория, и она не пытается найти другой, латентный смысл;  2) археология знания не стремится к тому, чтобы выявить генезис дискурса. Её цель состоит в определении специфичности конкретного дискурса.      4) археология знания «стремится к систематическому описанию дискурсивного объекта» 3) археологию знания не интересуют творческие произведения конкретных писателей художников. Её задача - выявить типовые правила, используемые в произведениях писателей, художников, ученых;

Основные принципы археологии знаний:

аааа

1)археология знания не имеет дело с мыслями, представлениями, образами, а исследует дискурсы сами по себе, как практики, построенные по пределенным правилам. Археология не интерпретивная теория, и она не пытается найти другой, латентный смысл;

2) археология знания не стремится к тому, чтобы выявить генезис дискурса. Её цель состоит в определении специфичности конкретного дискурса.

 

 

4) археология знания «стремится к систематическому описанию дискурсивного объекта»

3) археологию знания не интересуют творческие произведения конкретных писателей художников. Её задача - выявить типовые правила, используемые в произведениях писателей, художников, ученых;

 Формы «эпистем», как считает Фуко, непосредственно связаны с  характером общественных укладов, определяют особенности всех других сфер жизнедеятельности людей.

Формы «эпистем», как считает Фуко, непосредственно связаны с характером общественных укладов, определяют особенности всех других сфер жизнедеятельности людей.

Гуманитарные науки находят свое место между естественными науками, филологией и политэкономией. Взаимодействие гуманитарных наук с обозначенными исследовательскими полями дают психологический, социологический и культурологический срез исследования. Данным полям присущи категории: функции объекта, правила его  функционирования, система обозначения.   Содержание этих категорий формирует междисциплинарное исследовательское  поле.
  • Гуманитарные науки находят свое место между естественными науками, филологией и политэкономией.
  • Взаимодействие гуманитарных наук с обозначенными исследовательскими полями дают психологический, социологический и культурологический срез исследования.
  • Данным полям присущи категории: функции объекта, правила его функционирования, система обозначения.

Содержание этих категорий формирует междисциплинарное исследовательское поле.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!