Урок 31
Тема. Внеклассное чтение. М. Горький. Рассказ «Макар Чудра»
Цель урока:
Формировать понятие о новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой».
Развивать умение анализировать эпическое произведение, отрабатывать умение рассуждать и доказывать собственную точку зрения, умение делать вывод о нравственных уроках произведения.
Воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.
Методы и приемы: работа с текстом учебника, эвристическая беседа.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом М. Горького «Макар Чудра». Это первый написанный Горьким рассказ. Именно с этого произведения начинает он путь писателя. С чем решил Горький вступить в русскую литературу? О чём хотел сказать читателю? Чем хотел поделиться с ним?
Время создания произведения (1892 г.) – трагическое, переломное, канун потрясений, которые вскоре обрушатся на Россию.
II. Работа над выбором эпиграфа к уроку
- Что вы понимаете под словом свобода? (Ответы учащихся.)
В «Толком словаре русского языка» С. Ожегова у слова свобода несколько лексических значений.
1. В философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.
3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.
- Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной нитью проходит тема свободы? (Романтизм).
- Слово «свобода» начертано на знамени романтизма, потому что для романтического героя она дороже всего. Исходя из этого, выберите то значение, которое можно было бы оставить в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку.
3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.
- Почему? (Речь идет о внутренней свободе)
III. Определение темы урока. Постановка целей
- Рассказ какого автора вы читали к этому уроку? (М.Горького)
- Как называется рассказ, который вы прочитали? («Макар Чудра»)
- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Запись темы урока на доске и в тетрадях)
- Чтобы нам успешно проанализировать этот рассказ, что мы должны сделать? (Озвучить цели урока.
Учитель. Цель нашей работы – отметить черты романтизма в рассказе Горького. Наше внимание мы сосредоточим на образе главного героя, средствах его создания. Кроме того, мы должны выявить авторскую позицию в данном произведении и через это сделать вывод о нравственных уроках рассказа.)
IV. Знакомство с понятием «неоромантизм».
- Отлично. Теперь непосредственно обратимся к рассказу «Макар Чудра».
- Какое впечатление сложилось после чтения рассказа? Что оказалось непонятным, удивительным? (Рассказ в рассказе, очень интересные, яркие герои)
- Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Макар Чудра» присутствует тема свободы? В каком литературном направлении главное место занимает свобода? (Да, романтизм)
- Что такое романтизм? (Романтизм – литературное направление в европейских литературах, в том числе и в России, в начале 19 века.)
- Рассказ «Макар Чудра» был впервые опубликован в 1892 году. Это уже далеко не начало 19 века.
- Направление, в духе которого написаны ранние произведения М. Горького, литературоведы называют неоромантизмом. О чем говорит нам приставка нео? (т.е. новый, возрожденный романтизм).
- Давайте запишем определение в тетрадь. (Неоромантизм – возрожденный, новый романтизм)
Как вы думаете, черты неоромантизма совпадают с чертами романтизма? (Да, совпадают, но есть и новаторство авторов).
- С какими романтическими произведениями вы встречались на уроках литературы? («Мцыри», «Цыганы», «Старуха Изергиль»).
- Давайте вспомним основные характерные черты романтизма (с. 18 учебника.)
- Для того чтобы определить черты романтизма, обратимся к тексту рассказа «Макар Чудра». Давайте откроем рассказ и начнём его читать с самого начала.
Пейзаж в рассказе
(В записи звучит шум моря, учитель читает текст.)
«С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»
- Почему так начинает Горький свой рассказ? Что вы увидели в этом пейзаже? Каковы его функции?
- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?
(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)
Первая черта романтизма – необычная, экзотическая природа, олицетворенная, живая стихия, необычное место действия.
V. Анализ рассказа «Макар Чудра»
- Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?
- Дома вы должны были прочитать рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра – романтический герой? (Ответы учащихся).
- Море, степь связаны с образом рассказчика. Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя? (Море и степь – необычная природа, экзотическая, будто живая; море и степь безграничны; олицетворение свободы главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)
- Как Макар Чудра относится к людям, несвободным по его мнению? Найдите слова в тексте.
«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»
Вторая черта романтизма – герой свободолюбив, независим. Гордая, сильная личность, отрешенная от внешнего мира.
Портрет героя
- Давайте попробуем составить портрет героя. Есть ли развёрнутый портрет в тесте рассказа? (Нет)
- Почему? (Развёрнутого описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир героя, поэтому больше внимания он уделяет другим характеристикам, в частности, речи героя.)
- Кто в рассказе ещё из действующих лиц является романтическим героем? (Радда и Лойко)
- В тексте есть подробное описание портрета героев? (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.)
Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе.
Третья черта романтизма – внимание ко внутреннему миру героя, к его душевным переживаниям.
Речь героя
-Давайте составим речевую характеристику Макара Чудры. Что вы услышали в речи героя? Как она его характеризует?
(демонстрируется фрагмент кинофильма «Табор уходит в небо»)
- Совпало ли ваше представление о герое с экранным образом? Если да, то в чём?
(Притчевая, фольклорная речь Макара Чудры, который часто называет собеседника соколом:« — Эге! Было, сокол...», « — Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы.
В рассказе Чудры часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь...», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила...», «На всю степь гаркнул Лойко...».)
Композиция рассказа
- Давайте, обратимся к композиции произведения. Читая рассказ, вы должны были обратить внимание на ещё одно средство создания образа главного героя. Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе? (прием вставного рассказа или рассказа в рассказе).
- Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и Лойко Зобаре? Если бы легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа было бы иным. Для чего использован этот прием? (Автор заставляет героя рассказывать легенду и таким образом задает определенную систему человеческих ценностей, по которой можно судить и о самом рассказчике. Легенда служит средством раскрытия образа Макара Чудры.)
- Давайте вспомним легенду о Радде и Лойко Зобаре. (Подготовленное сообщение «Забар и Радда – романтические герои».)
- Перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (Ответы детей).
Обратимся к «Толковому словарю» С. Ожегова.
ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
- А теперь давайте вернемся к эпиграфу: СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.
- Что произошло с главными героями? (Они полюбили друг друга и оказались перед выбором между любовью и свободой, гордостью).
- Но что для каждого важнее? (Лойко – свобода и независимость, Радда – гордость.)
-Давайте обратимся к монологу Радды и последнему обращению к товарищам Зобара Лойко.
Монолог Радды
(Монолог может прочитать заранее подготовленная учащаяся, накинув цветной платок).
Я Радда, дочь Данилы-солдата. Говорят, красива я очень. И словами-то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому. Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.
Радда: «Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…»
- Что для нее важнее? (Гордость, воля, свобода)
Монолог Зобара
(Монолог Зобара Лойко может прочитать заранее подготовленный учащийся).
…Смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею!
А что важнее для Зобара? (Любовь, но и свободу терять он не хочет.)
- Итак, друг без друга герои не могут, потерять свободу не хотят. Какой же выход они находят? (Выхода не нашли… на компромисс не пошли, Лойко поставил свою гордость выше любви, Радда – свою свободу.)
- Подумайте, идя навстречу Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)
- А Лойко предчувствовал собственную смерть?
- Что же отличает героев Горького от других романтических героев?
Вывод: Внутренняя свобода героев зависит от свободы внешней, поэтому они не хотят связывать себя ничем, даже любовью. Это и отличает героев Горького от других романтических героев Лермонтова, Пушкина. Неоромантический герой стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.
Отношение героя к поступкам других
- Какой конфликт представляют эти герои и как он разрешается? (Любовь и свобода, по Горькому, взаимоисключают друг друга, желание безграничной свободы, индивидуализм приводят к взаимному уничтожению.)
- Как Макар Чудра смотрит на эту историю любви? (Он любуется героями, восхищается их красотой и другими достоинствами.)
Внимательно прочитайте финал, выясните его смысловую роль в разрешении конфликта произведения.
«Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками.
А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей, и из-под них капали частые, холодные и крупные слезы…
Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы.
А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.»
- Почему именно этой картиной заканчивается рассказ? Каков смысл последнего предложения? (Даже после смерти герои не примиряются)
- А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите. (Не согласен с ней. Уже в начале рассказа прослеживается скептицизм повествователя к словам Макара Чудры. Диалог построен в форме монолога, «продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его слова». Макар Чудра восхищается красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств. А автор понимает бесплодность такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.)
-А где ещё мы встречали ситуации, в которых автор и рассказчик занимали разные позиции в оценке героев, поступков, ситуаций и др.?
VI. Создание сочинений-миниатюр
- Совместимы ли понятия любовь и свобода?
- Идея рассказа М. Горького «Макар Чудра» заключается в том, чтобы показать героя, ….(какого?)
Чтение нескольких сочинений.
VII. Подведение итогов
Ребята, давайте подведем итоги.
Что мы сегодня узнали?
Давайте сделаем выводы. Но не будем забывать, что в литературном произведении не всё бывает так просто, тем более, в произведении М. Горького.
- Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?
- Что хотел сказать нам автор своим рассказом?
- Чем рассказ Горького, написанный в конце XIX века, интересен нам, читателям XXI века? Какие нравственные уроки извлекаем мы из данного произведения?
- По-вашему, совместимы понятия любви и свободы? Нужно ли выбирать? (Как бы прекрасны ни были герои в своем стремлении к абсолютной свободе, их жизнь бесплодна и призрачна, уподоблена теням, в которые превратились герои.)
- А теперь задайте вопросы. Что осталось невыясненным, непонятным в рассказе?
- А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».
VIII. Домашнее задание
Ребята, дома читать с. 188-194, устно ответить на вопросы на с. 190.