СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Горький "Макар Чудра"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с романтическими произведениями писателя

Просмотр содержимого документа
«М.Горький "Макар Чудра"»

Тема: Особенности романтизма в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

Цели урока:

- расширить понятие о романтизме, дать первоначальное представление о «неоромантическом герое», познакомить с новаторством М.Горького в развитии романтических традиций;

- совершенствовать навыки анализа художественного текста;

- воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

Оборудование: мультимедийный проектор, портрет М.Горького, карточки с заданиями «Проверь себя».

Ход урока:

  1. Организационный момент .

Сегодня на уроке нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят, как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Это Алексей Максимович Горький. (1слайд). Горький вошел в нашу литературу на рубеже 19-20 веков.

-Что мы знаем об этом периоде?

Тема нашего сегодняшнего урока: «Особенности романтизма в рассказе М.Горького «Макар Чудра». С эти направлением мы уже знакомы.


2.Углубление понятия «романтизм».

-Дайте определение романтизма.

В толковом словаре С.Ожегова у слова «свобода» несколько значений Зачитаем их.

- Как вы думаете, как это задание связано с темой сегодняшнего урока?

Действительно, слово «свобода» начертано на знамени романтизма, потому что для романтических героев она дороже всего.

-Какое из этих определений можно подобрать в качестве эпиграфа к нашему уроку?

( Вообще- отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь)

-Почему? (речь идёт о внутренней свободе)

Вспомните, когда в литературе появился романтизм? (18 век, В.А.Жуковский)

В ноябре этого же года Горький пришёл в Тифлис. А год спустя, 24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра».

Это первое печатное произведение автора. Подписано оно было псевдонимом – М. Горький, который остался за ним на всю жизнь.

- А герой Горького готов обойти весь мир в поисках счастья, он вечно следует за его ускользающей тенью. Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создаёт самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление называют неоромантизмом, т.е. новым романтизмом.

Запишите определение понятия в тетрадь.

- Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?


2. Работа по теме.

Посмотрим, как создаются образы романтических героев Горького на примере рассказа «Макар Чудра».

  1. Вспомните, что такое композиция, и её роль в художественном произведении. (Композиция- это построение художественного произведения. Композиция подчинена одной цели- раскрыть наиболее полно образ главного героя)

  2. В чём особенность композиции «Макара Чудры»? В каких произведениях встречалась подобная композиция?

(Композиция «Макара Чудры»-рассказ в рассказе. Этот приём часто встречается в литературе- «Братья-разбойники» А.С.Пушкин, «Мцыри» Лермонтов.)

  1. Звучит шум моря. Учитель читает текст.

Образ морской стихии не только зримый, конкретный, но и символический. Каков традиционный символический образа морской стихии?

Море—отсутствие зримых границ—свобода.

  1. Какую роль в романтических произведениях играет пейзаж?

(Одушевленность пейзажа в рассказе, его широта символизирует безграничность свободы героя)

  1. Одним из героев является рассказчик. Можно ли его считать романтическим героем? Докажите.

  2. Кто еще из действующих лиц является романтическим героем?

  3. Как раскрываются в рассказе образы героев?(через портрет, поступки)

  4. Как проявляются характеры героев в их поступках?(Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к магнату: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла, кем бы она стала?». Красота и гордость в этой героине- равновелики.

  5. Какую роль в композиции рассказа играет портрет? В чем особенность портретов героев? ( портретные характеристики создают образы романтических героев.)

  6. Какова главная цель романтических героев Горького?

(Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни)

  1. Назовите основные черты характера главных героев.

Лойко-свобода, Радда- гордость.

Познакомимся с этой героиней поближе. Ученица читает монолог Радды.

- Прочитаем по тексту монолог Лойко.

Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?

-Что же отличает героев Горького от других романтических героев?

Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.


6. Заключение.

Герои Горького стремятся к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они-свободу.

Такие герои ,активные, гордые, смелые, стремящиеся переделать мир, получили в литературоведении название неоромантических героев. А направление- неоромантизм.

Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

- А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».


7. Подведение итогов:

-Что нового появляется в характере романтического героя в произведении Горького?


8. Домашнее задание:

\\



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс