Тема: Особенности романтизма в рассказе М.Горького «Макар Чудра»
Цели урока:
- расширить понятие о романтизме, дать первоначальное представление о «неоромантическом герое», познакомить с новаторством М.Горького в развитии романтических традиций;
- совершенствовать навыки анализа художественного текста;
- воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет М.Горького, карточки с заданиями «Проверь себя».
Ход урока:
Организационный момент .
Сегодня на уроке нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят, как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Это Алексей Максимович Горький. (1слайд). Горький вошел в нашу литературу на рубеже 19-20 веков.
-Что мы знаем об этом периоде?
Тема нашего сегодняшнего урока: «Особенности романтизма в рассказе М.Горького «Макар Чудра». С эти направлением мы уже знакомы.
2.Углубление понятия «романтизм».
-Дайте определение романтизма.
В толковом словаре С.Ожегова у слова «свобода» несколько значений Зачитаем их.
- Как вы думаете, как это задание связано с темой сегодняшнего урока?
Действительно, слово «свобода» начертано на знамени романтизма, потому что для романтических героев она дороже всего.
-Какое из этих определений можно подобрать в качестве эпиграфа к нашему уроку?
( Вообще- отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь)
-Почему? (речь идёт о внутренней свободе)
Вспомните, когда в литературе появился романтизм? (18 век, В.А.Жуковский)
В ноябре этого же года Горький пришёл в Тифлис. А год спустя, 24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра».
Это первое печатное произведение автора. Подписано оно было псевдонимом – М. Горький, который остался за ним на всю жизнь.
- А герой Горького готов обойти весь мир в поисках счастья, он вечно следует за его ускользающей тенью. Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создаёт самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление называют неоромантизмом, т.е. новым романтизмом.
Запишите определение понятия в тетрадь.
- Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?
2. Работа по теме.
Посмотрим, как создаются образы романтических героев Горького на примере рассказа «Макар Чудра».
Вспомните, что такое композиция, и её роль в художественном произведении. (Композиция- это построение художественного произведения. Композиция подчинена одной цели- раскрыть наиболее полно образ главного героя)
В чём особенность композиции «Макара Чудры»? В каких произведениях встречалась подобная композиция?
(Композиция «Макара Чудры»-рассказ в рассказе. Этот приём часто встречается в литературе- «Братья-разбойники» А.С.Пушкин, «Мцыри» Лермонтов.)
Звучит шум моря. Учитель читает текст.
Образ морской стихии не только зримый, конкретный, но и символический. Каков традиционный символический образа морской стихии?
Море—отсутствие зримых границ—свобода.
Какую роль в романтических произведениях играет пейзаж?
(Одушевленность пейзажа в рассказе, его широта символизирует безграничность свободы героя)
Одним из героев является рассказчик. Можно ли его считать романтическим героем? Докажите.
Кто еще из действующих лиц является романтическим героем?
Как раскрываются в рассказе образы героев?(через портрет, поступки)
Как проявляются характеры героев в их поступках?(Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к магнату: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла, кем бы она стала?». Красота и гордость в этой героине- равновелики.
Какую роль в композиции рассказа играет портрет? В чем особенность портретов героев? ( портретные характеристики создают образы романтических героев.)
Какова главная цель романтических героев Горького?
(Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни)
Назовите основные черты характера главных героев.
Лойко-свобода, Радда- гордость.
Познакомимся с этой героиней поближе. Ученица читает монолог Радды.
- Прочитаем по тексту монолог Лойко.
Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?
-Что же отличает героев Горького от других романтических героев?
Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.
6. Заключение.
Герои Горького стремятся к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они-свободу.
Такие герои ,активные, гордые, смелые, стремящиеся переделать мир, получили в литературоведении название неоромантических героев. А направление- неоромантизм.
Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?
- А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».
7. Подведение итогов:
-Что нового появляется в характере романтического героя в произведении Горького?
8. Домашнее задание:
\\