Тема урока: М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».
Цели урока:
познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горького;
выявить авторскую позицию, основную идею произведения;
развивать творческое воображение.
Ход урока.
I. Вводное слово учителя.
Имя М.Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.
II. Работа со статьей учебника.
Откройте учебник на стр. 138.
Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо , используемый при работе с текстом, с новой информацией.
Читаем статью учебника, применяя ИНСЕРТ, и делаем на полях пометки карандашом:
«v» - уже знал;
«+» - новое;
«?» - не понял, есть вопросы.
III. Перейдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Prp_DfYtjNY
Слушаем «Песню о Соколе».
Задание - определить ее эмоциональный настрой.
IV. Работа с литературоведческими понятиями.
- Итак, вы прослушали «Песню...», какой эмоциональный настрой преобладает в этом произведении (комический, трагический, героический)?
- Да, героический пафос пронизывает произведение.
Словарь: Пафос - эмоциональное звучание, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность.
V.Анализ «Песни о Соколе».
- Что вы услышали в « Песне…»? О чем она?
О бесстрашии и трусости, о подвиге и размеренно-тусклой жизни, жажде борьбы и стремлении к покою, готовности к самопожертвованию и страхе за свою шкуру.
- Обратите внимание на своеобразие короткого вступительного пейзажа.
« Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо…»
-Где происходит действие? ( Высоко в горах, в сыром ущелье)
-А что за пределами ущелья?
За пределами ущелья идет большая, яркая и красочная жизнь и все , что мы видим, что происходит в ущелье- его обстановка, столкновение Ужа и Сокола- соотнесено с картиной огромного, безбрежно-огромного мира, которую Горький мощными, резкими штрихами набрасывает в начале песни Рагима.
- В начале « Песни» перед нами один из героев. Кто?
Уж, который живет в сыром ущелье - это его обетованная земля.
-И вот на фоне гремящего моря, свободного неба является в « Песне…» Сокол, сраженный в бою.
« С коротким криком он пал на землю..»
- Появился второй герой - Сокол, что, он испытывает?
Сокол пал на поле сражения. Он ранен в бою. Не отчаяние, не упадок воли испытывает он, а чувства гнева, жажду борьбы.
- В чем трагедия Сокола?
Трагедия Сокола - это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя.
- К чему стремится Сокол?
К свободе, которая выше жизни. Он ненавидит обывательский покой.
-Для чего вводит автор этих героев в « Песню»?
Под их образами подразумеваются люди. Сокол олицетворяет людей смелых, стремящихся к свободе. Он - борец.
Уж - стремиться к покою, к спокойной мещанской жизни.
- Вспомните кого в исторических песнях, сказках называют « Ясными Соколами» ?
Ясными Соколами называют смелых, свободных людей.
- Как ведет себя Сокол в ущелье?
Если для Ужа теплое и сырое ущелье - обетованная земля, то Сокол задыхается в мрачной и теплой сырости. Он тяжело переживает трагически закончившуюся битву, в первое мгновение он не замечает, куда его бросила судьба.
- Смог бы жить в такой обстановке Сокол?
Нет, жизнь без борьбы, эгоистическое, бесцветное существование для Сокола хуже смерти.
- О чем мечтает Сокол? ( О « счастье битвы»)
- О чем мечтает Уж?
О спокойной жизни, ему хорошо в своем ущелье.
- Как же находятся герои друг с другом?
В контрасте, антитезе. Герои противопоставлены в первой части, но еще больше во второй части.
- Что можете сказать об особенностях речи Ужа и Сокола?
Речь Ужа – самодовольно-рассудительная, пропитанная мещанской заботой о собственном благополучии, рабской привязанностью к клочку земли, по которому он ползает. Риторические вопросы. Они часто встречаются в речи Ужа: "Что, умираешь?.. Ну что де небо? Как мне там ползать? Зачем же гордость? Зачем укоры?»
Речь Сокола насыщена глубоким чувством. Она состоит из коротких восклицательных предложений, выражающих стремление к свободе, к свету.
- Итак, ребята, сделайте вывод, что хотел сказать нам М.Горький своим произведением. На чьей он стороне: поддерживает философию Сокола или Ужа.
ВЫВОД: Речь Сокола продолжается в речи автора. Сокол -символ смелого беззаветного подвига, в фольклоре Сокол "ясный", а Уж - змея, что-то пресмыкающееся, извивающееся, ползающее. "Рожденный ползать - летать не мажет", - говорит о нем автор. Сокол не мыслит существования без высокого, свободного неба, Уж - без темного, сырого ущелья. В небе Сокол находит своё счастье в битве с врагом. Уж находит удовлетворение в тепле и сырости ущелья. Следовательно, можно сделать вывод, что М.Горький на стороне Сокола, гордой птицы,
VI.Домашнее задание:
Выучить отрывок текста наизусть.
2).Составить синквейн на тему «Сокол».
Е.В.Пужанская.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Первомайская ООШ№2»