СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».»

Тема урока: М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горького;

  • выявить авторскую позицию, основную идею произведения;

  • развивать творческое воображение.

                       Ход урока.

I. Вводное слово учителя.

         Имя М.Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.

II. Работа со статьей учебника.
Откройте учебник на стр. 138.

Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо , используемый при работе с текстом, с новой информацией.



Читаем статью учебника, применяя ИНСЕРТ, и делаем на полях пометки карандашом:
«v» - уже знал;
«+» - новое;
«?» - не понял, есть вопросы.      

III. Перейдите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Prp_DfYtjNY

Слушаем «Песню о Соколе».

Задание - определить ее эмоциональный настрой.

IV. Работа с литературоведческими понятиями.

- Итак, вы прослушали «Песню...», какой эмоциональный настрой преобладает в этом произведении (комический, трагический, героический)?

- Да, героический пафос пронизывает произведение.

СловарьПафос - эмоциональное звучание, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность.

V.Анализ «Песни о Соколе».

- Что вы услышали в « Песне…»? О чем она?

О бесстрашии и трусости, о подвиге и размеренно-тусклой жизни, жажде борьбы и стремлении к покою, готовности к самопожертвованию и страхе за свою шкуру.

- Обратите внимание на своеобразие короткого вступительного пейзажа.

« Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо…»

-Где происходит действие?Высоко в горах, в сыром ущелье)

-А что за пределами ущелья?

За пределами ущелья идет большая, яркая и красочная жизнь и все , что мы видим, что происходит в ущелье- его обстановка, столкновение Ужа и Сокола- соотнесено с картиной огромного, безбрежно-огромного мира, которую Горький мощными, резкими штрихами набрасывает в начале песни Рагима.

- В начале « Песни» перед нами один из героев. Кто?

Уж, который живет в сыром ущелье - это его обетованная земля.

-И вот на фоне гремящего моря, свободного неба является в « Песне…» Сокол, сраженный в бою.

« С коротким криком он пал на землю..»

Появился второй герой - Сокол, что, он испытывает?

Сокол пал на поле сражения. Он ранен в бою. Не отчаяние, не упадок воли испытывает он, а чувства гнева, жажду борьбы.

- В чем трагедия Сокола?

Трагедия Сокола - это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя.

- К чему стремится Сокол?

К свободе, которая выше жизни. Он ненавидит обывательский покой.

-Для чего вводит автор этих героев в « Песню»?

Под их образами подразумеваются люди. Сокол олицетворяет людей смелых, стремящихся к свободе. Он - борец.

Уж - стремиться к покою, к спокойной мещанской жизни.

Вспомните кого в исторических песнях, сказках называют « Ясными Соколами» ?

Ясными Соколами называют смелых, свободных людей.

Как ведет себя Сокол в ущелье?

Если для Ужа теплое и сырое ущелье - обетованная земля, то Сокол задыхается в мрачной и теплой сырости. Он тяжело переживает трагически закончившуюся битву, в первое мгновение он не замечает, куда его бросила судьба.

- Смог бы жить в такой обстановке Сокол?

Нет, жизнь без борьбы, эгоистическое, бесцветное существование для Сокола хуже смерти.

- О чем мечтает Сокол? ( О « счастье битвы»)

- О чем мечтает Уж?

О спокойной жизни, ему хорошо в своем ущелье.

- Как же находятся герои друг с другом?

В контрасте, антитезе. Герои противопоставлены в первой части, но еще больше во второй части.

- Что можете сказать об особенностях речи Ужа и Сокола?

Речь Ужа – самодовольно-рассудительная, пропитанная мещанской заботой о собственном благополучии, рабской привязанностью к клочку земли, по которому он ползает. Риторические вопросы. Они часто встречаются в речи Ужа: "Что, умираешь?.. Ну что де небо? Как мне там ползать? Зачем же гордость? Зачем укоры?»

Речь Сокола насыщена глубоким чувством. Она состоит из коротких восклицательных предложений, выражающих стремление к свободе, к свету.

- Итак, ребята, сделайте вывод, что хотел сказать нам М.Горький своим произведением. На чьей он стороне: поддерживает философию Сокола или Ужа.

ВЫВОД: Речь Сокола продолжается в речи автора. Сокол -символ смелого беззаветного подвига, в фольклоре Сокол "ясный", а Уж - змея, что-то пресмыкающееся, извивающееся, ползающее. "Рожденный ползать - летать не мажет", - говорит о нем автор. Сокол не мыслит существования без высокого, свободного неба, Уж - без темного, сырого ущелья. В небе Сокол находит своё счастье в битве с врагом. Уж находит удовлетворение в тепле и сырости ущелья. Следовательно, можно сделать вывод, что М.Горький на стороне Сокола, гордой птицы,

VI.Домашнее задание:

  1. Выучить отрывок текста наизусть.

2).Составить синквейн на тему «Сокол».




Е.В.Пужанская.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Первомайская ООШ№2»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!