СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«М.И. Глинка – отец русской музыки» сценарий музыкальной гостиной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий музыкальной гостиной «М.И. Глинка – отец русской музыки» для детей старшего дошкольного возраста.

 

Просмотр содержимого документа
««М.И. Глинка – отец русской музыки» сценарий музыкальной гостиной»












Сценарий музыкальной гостиной

«М.И. Глинка – отец русской музыки»









Автор:

Тимофеева Ирина Михайловна














Пояснительная записка

Актуальность.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста это, прежде всего, воспитание любви и уважения к Родине, к месту, где ты родился, гордости за свою страну и защита Отечества. Музыкальная педагогика сегодня, как никогда, богата инновациями методического, информационного, психологического характера. Но, вместе с тем, нельзя забывать о традициях, на которых основывается любой педагогический процесс. Воспитание патриотизма всегда было одной из основополагающих задач педагогики в нашей стране. Русская классическая музыка обладает замечательными достоинствами: создает в произведениях глубокий образ героев, тонко передавая их душевные состояния; способна вызывать у слушателей радость и боль за происходящие события; самобытна в богатстве русских традиций и фольклора русского народа. Таким образом, дети с душой проникаются историей Отечества.


Цель: Прививать детям интерес к классической музыке, к творчеству М. И. Глинки. Формировать чувство патриотизма путем приобщения к русской культуре, к истории России.

Задачи:

- расширять кругозор детей познакомить с биографией и творчеством композитора М.И. Глинки;

- формировать музыкальный вкус;

- воспитывать чувство патриотизма и личностно-ценностное отношение к русской музыкальной культуре.







 Целевая аудитория. Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

Принципы и подходы к формированию содержания:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;

  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;

  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;

  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;

  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

      Планируемые результаты:

- возрос интерес к русской классической музыке;

- получены, расширены знания о творчестве М.И. Глинки;

- продемонстрированы особенности игры на различных музыкальных инструментах;

- сформировано чувство патриотизма и личностно-ценностное отношение к русской музыкальной культуре.












Содержание

Оформление зала: на центральной стене портрет М. И. Глинки.

Выставка «Наш великий земляк – М.И. Глинка»

Предварительная работа: Знакомство детей с творчеством М.И. Глинки. Разучивание репертуара гостиной. Знакомство со страницами истории России.

С волшебной палочкой в руке –

Отец всей музыки российской –

Он замер в строгом сюртуке, Недосягаемый и близкий.

Роман Великовский.

Эти строчки посвящены великому русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке.

Ребята, мы собрались сегодня в музыкальной гостиной, чтобы поближе познакомиться с творчеством этого композитора.

Кто такой композитор? (Ответ детей).

Композитор – автор музыкальных произведений. Латинское слово «композитор» обозначает «составитель», «сочинитель». Люди создавали музыку с незапамятных времен. Но впервые обозначать имена композиторов стали лишь с той поры, когда научились записывать музыку на нотной бумаге.

Михаил Иванович Глинка – первый русский композитор, музыку которого признал весь мир, основоположник русской классической музыки (показывает портрет композитора). Давайте вспомним, где же он родился. (Ответы детей)

Он наш земляк, потому что родился на Смоленской земле, в селе Новоспасском близ города Ельни. Там прошли его детские годы. С самого раннего детства Миша слушал музыку – играл ли крепостной оркестр или музицировали приезжие гости. Сам он тоже учился играть на фортепиано и немного на скрипке, но больше всего любил слушать музыку. «Музыка – душа моя», – сказал маленький Глинка своему учителю.

Что помогло маленькому мальчику «превратиться» с годами в великого музыканта? Прежде всего – детские впечатления о природе родного края.

Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Больше всего увлекали юного Глинку знакомые "грустно-нежные звуки" народных песен. Впоследствии эти впечатления отразились, словно в музыкальном зеркале, в произведениях композитора. Например, в его обработке р. н. песни «Среди долины ровныя». Давайте сначала послушаем старинную русскую песню «Среди долины ровныя», а затем вариации композитора.

Показ слайдов русской природы

Слушание старинной русской песни «Среди долины ровныя» в исполнении Светланы Страусовой

Слушание «Вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя» М.И. Глинки

Беседа по содержанию.

Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родное село, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.

В 1812 году началась Отечественная война. Французская армия во главе с Наполеоном напала на нашу страну. Весь русский народ встал на борьбу с врагом и отважно сражался. Маленькому Мише было всего 8 лет, когда началась война. Спасаясь от наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение в Смоленской губернии. Но рассказы о героизме партизан, услышанные в детстве, запали глубоко в душу будущего композитора. Они в дальнейшем послужили толчком к созданию оперы «Жизнь за царя».

В ней Глинка прославил героический подвиг простого русского крестьянина Ивана Сусанина, который пожертвовал своей жизнью во имя Родины. В опере рассказывается о событиях 1612 года, которые связаны с походом польской шахты на Москву. Когда поляки заблудились, дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завел врагов в болото, в котором погиб вместе с ними. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты. Михаил Иванович показал героизм русского народа в борьбе с врагами, беззаветную любовь к своему Отечеству. Главная идея оперы – героизм и патриотизм русского народа – наиболее ярко воплощена в хоре эпилога «Славься». Это – гимн-марш, выражающий народную радость, ликование от победы над врагом.

Оркестр «Славься» муз. М.И. Глинки

В нашем городе есть памятник, посвященный героям Отечественной войны 1812 года. Его еще называют памятник с орлами. Давайте найдем на нашей выставке этот памятник и рассмотрим его.

Беседа о памятнике.

Приглашаю послушать песню «Смоленские орлы» в исполнении вокальной группы «Улыбка»

Песня «Смоленские орлы» муз. В. Михеенкова, сл. Р. Великовского

  1. Когда огонь был до вершины башен,

Спекались яблоки, не снятые с ветвей,

И грудью каменной встречали стены наши

Нашествие непрошенных гостей.

Припев: Отлиты в бронзу, как живые,

На самом на краю скалы.

Свое гнездо – гнездо России

Хранят смоленские орлы.

  1. Мы в новых временах взрослеем скоро.

Хоть стужи с ветром не дают передохнуть.

Кресты злаченые успенского собора

Нас по-отцовски осеняют в путь.

Припев:

  1. Смоленск любимый! Славой боевою

Тебя Отечество венчало много раз.

В былинных песнях и в твоей Звезде Героя

Российская история сошлась.

Припев:

За свою творческую жизнь М.И. Глинка создал множество замечательных произведений и стал основателем русской классической композиторской школы. Он писал оперы, симфонические произведения, камерно-инструментальные сочинения, романсы и песни. Композитор отразил в своих произведениях величие России, её героическую историю и эпос. Он глубоко понял особенности русской народной песни, раскрыл её своеобразие и самобытную красоту.

Дети:

1. Великий русский композитор Глинка,

Чьё имя с гордостью внимает слух!

Его «Камаринская» - русская картинка,

А в операх – великий русский дух!

2.В его романсах – звуки русских песен,

Душевная протяжность и тоска…

Он – патриот. И этим интересен.

В нём связь с народом крепнет на века!

В память о нашем земляке в Смоленске в центре города в парке на Блонье стоит памятник великому композитору.

Мы с вами будем продолжать знакомство с творчеством великого композитора. А сейчас я предлагаю завершить нашу встречу исполнением песни на слова смоленского поэта Романа Великовского «Здесь Русью милой все полно…»

Песня «Здесь Русью милой все полно…»

муз. И Трушкина, сл. Р. Великовского

    1. На Блонье клены шелестят,

Друг с другом шепчутся травинки,

И ноты в памяти звучат

Живою музыкою Глинки.

    1. С волшебной палочкой в руке –

Отец всей музыки российской –

Он замер в строгом сюртуке,

Недосягаемый и близкий.

    1. И кажется, что через миг

Он дирижерским взмахом легким

Разбудит дивных звуков мир.

И грянет «Славься» хором звонким.

    1. Здесь на душе светлым-светло

От волшебства мелодий Глинки,

И Русью милой все полно

До самой махонькой былинки.



Список литературы:

  1. Р. Великовский «На Мамаевом кургане»

  2. С. Чхаидзе. М.И. Глинка. Изд.»Планета» Москва 1984

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

1.https://www.chitalnya.ru/work/1710797/Изба-читальня

2.https://www.culture.ru/materials/195206/istoki-russkoi-muzyki истоки русской музыки

3. https://pandia.ru/text/78/251/96490.php Детям о Глинке


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!