Тема: М.И. Цветаева «Наши царства»
Цель: Знакомство с творчеством Цветаевой
Задачи: познакомить с творчеством М. Цветаевой; раскрывать мир поэзии, учить читать стихи выразительно; развивать память, речь; воспитывать любовь к чтению.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать i m слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил и взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Что вы помните о Цветаевой?
III. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
— Научитесь читать загадку О. Дружковой скороговоркой. Отгадайте ее.
Сестренки-близняшки
По лесу бегают,
В прятки играют:
То под куст спрячутся,
То к дороге свернут. (Тропинки.)
— Как вы думаете, почему в речевую разминку урока включена именно эта загадка?
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой
— Сегодня мы закрепим знания о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.
2.. Работа над стихотворением «Наши царства»
— Прочитайте стихотворение самостоятельно на с. 73 учебника.
— От чьего имени ведется рассказ?
— О каких царствах идет речь? Как вы их себе представляете?
— Какие два мира противопоставляет автор? (Мир взрослых и детства. Взрослые не понимают детей.)
— Как меняются девочки и их жизнь, когда они попадают в волшебные царства?
— Приготовьтесь читать выразительно.
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?
— Чем понравилось стихотворение?
Домашнее задание
Найти и прочитать другие стихи М. Цветаевой.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии М.И. Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве и семье искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени Л.С. Пушкина). Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве, и Тарусе и отчасти за границей. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (на русском, французском и немецком языках), печататься — с шестнадцати, а в 1910 г. тайком от семьи она выпустила сборник «Вечерний альбом», замеченный и одобренный В. Брюсовым, Н. Гумилевым, М. Волошиным. Затем последовали «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913).
Годы Первой мировой войны, революций и Гражданской войны были временем стремительного творческого роста М.И. Цветаевой. Она много писала, но мало печаталась и в литературной среде держалась особняком. В 1922 г. Марина Ивановна с дочерью уехала за границу к мужу, бывшему офицеру Добровольческой армии; жила в Берлине, 11 pare, а с 1925 г. — в Париже. За границей ее сначала охотно публиковали, i ю М.И. Цветаева не стала своей для белой эмиграции, и ситуация быстро переменилась. Если в 1922—1923 гг. поэтессе удалось издать пять книг, к) в 1924 г. — только одну.
А потом наступил перерыв до 1928 г., когда вышел в свет ее последний прижизненный сборник «После России» со стихами 1922—1925 гг. М.И. Цветаеву это не слишком волновало, она была убеждена, что ее читатель остался в России. В 1939 г. поэтесса восстановила советское гражданство и возвратилась с сыном на родину. Но личные обстоятельства сложились трагично: муж и дочь, вернувшиеся в СССР раньше, были репрессированы. М.И. Цветаева поселилась в Москве, замялась переводами, готовила сборник избранных стихов.
В начале Великой Отечественной войны она оказалась в эвакуации в Татарии. Здесь, бесконечно одинокая и измученная, 31 августа 1941 г. М.И. Цветаева покончила с собой. Наследие поэтессы велико: его лирика, 17 поэм, 8 стихотворных драм и проза.