СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

Цели:  познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой; раскрыть своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой; воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: портрет М.И. Цветаевой, презентация, приложение (для раб. в группах).

Ход урока

  1. Оргмомент. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.
  2. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1. Учащимся представляется портрет М. Цветаевой на фоне романса «Мне нравится…»

Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но, наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

            Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

  1. Объявление темы и целей урока. Запишите:  Тема нашего урока…
  2. Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Это слова Цветаевой. Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие»?
  1. Лексическая работа.

Бытие (книжное) – 1. Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Слайд 3. Запишите в тетради нужный нам вариант значения.

Почему они избранны в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Предполагается ответ, что стихи есть отражение жизни автора).

Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества, проследим, как в стихах отразилась ее судьба. На доске записаны вопросы, ответы на которые вы сформулируете в конце урока.

Просмотр содержимого документа
«tvorchestvo_m._tsvetaevoy_kak_liricheskiy_dnevnik_epohi»



Практикум для групповой работы

1 группа: 5 человек



Книги в красном переплете 

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

- Уж поздно! – Мама, десять строк! ..

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки ...

Как хорошо за книгой дома

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Tома.

Темнеет ... В воздухе свежо ...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры ... Кладбище... Вещий крик совы....

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона...

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

"Позвольте, я наследник трона!"

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!



Задания для работы в группе

Вид деятельности

анализ

Предмет деятельности

Стихотворение «Книги в красном переплете» - 1908-1910г

С какими чувствами героиня стихотворения вспоминает о своем детстве?


Какой цвет использует Цветаева для изображения прошлых лет? Что может обозначать этот цвет?


Какими вам показались отношения матери и дочери? Домашняя атмосфера в стихотворении?


Назовите литературные произведения и их авторов, которые упоминаются в стихотворении.


Назовите фамилии композиторов, упомянутых в стихотворении? Почему именно они близки сердцу автора?


Определите в тексте слова, предложения, средства пунктуации, которые указывают на сильные эмоции и переживания?


Групповая работа



2 группа: 5 человек



Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим,

И, наконец, - чтоб всем было известно! -

Что ты любим! любим! любим! любим! -

Расписывалась - радугой небесной.

Как я хотела, чтобы каждый цвел

В веках со мной! под пальцами моими!

И как потом, склонивши лоб на стол,

Крест-накрест перечеркивала - имя...

Но ты, в руке продажного писца

Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!

Непроданное мной! внутри кольца!

Ты - уцелеешь на скрижалях.



Задания для работы в группе

Вид деятельности

анализ

Предмет деятельности

Стихотворение «Писала я на аспидной доске» - 1920

Кому посвящено стихотворение «Писала я на аспидной доске»?


Перечислите образы – символы, что они обозначают?


Укажите тему стихотворения?


Какой изображена любовь в данном стихотворении?


Найдите в тексте слово, которое является главным доказательством любви лирической героини.


Каким изобразительно-выразительным средством выражает свою любовь героиня?


Характеристика любви в данном стихотворении.





Просмотр содержимого документа
«конспект»

Учитель Тетерядченко Н.Ю.

11 класс литература

Тема. М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

Цели:  познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой; раскрыть своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой; воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: портрет М.И. Цветаевой, презентация, приложение (для раб. в группах).

Ход урока

  1. Оргмомент. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1. Учащимся представляется портрет М. Цветаевой на фоне романса «Мне нравится…»

Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но, наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

    Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

  1. Объявление темы и целей урока. Запишите:  Тема нашего урока…

  2. Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Это слова Цветаевой. Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие»?

  1. Лексическая работа.

Бытие (книжное) – 1. Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Слайд 3. Запишите в тетради нужный нам вариант значения.

Почему они избранны в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Предполагается ответ, что стихи есть отражение жизни автора).

Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества, проследим, как в стихах отразилась ее судьба. На доске записаны вопросы, ответы на которые вы сформулируете в конце урока.

Запись, сделанная ранее на доске:

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2. Какие темы звучат в ее поэзии? В каких стихотворениях?

  1. Биография поэтессы.

А начать рассказ о жизни поэтессы предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из ее автобиографии:

Слайд 4 (читает ученик)

«Кто создан из камня,

Кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена,

Мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская…»

Марина Цветаева – эффектно, даже вычурно. Похоже на псевдоним, но за цветочным именем – душа скитальца в бесконечности страстей. Везде – не дома, всегда – небогато. В общем – то не слишком удачлива.

Слайд 5 (читает ученик)

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов…

Учитель: у Цветаевых была большая библиотека, и любовь к книгам проявилась у Марины очень рано. Это была первая и пожизненная любовь.

Слайд 6 В печати произведения М. Цветаевой появились в 1910 году, когда она в 18 лет издала на собственные средства свою первую книгу стихов «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость. Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

Слайд 7,8 5 мая 1911 года, Цветаева приехала в Коктебель в гости к поэту Максимилиану  Волошину. На берегу Черного моря Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь.

Слайд 9 Семейное счастье было недолгим, его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой армией эмигрировал, Цветаева осталась в Москве одна с двумя дочерями. Это были тяжелейшие годы в жизни Цветаевой. Её томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы спасти от голода, но голод был везде. При одной мысли о гибели мужа её пронизывал ужас. Так она жила, каждый день, ожидая развязки.

Слайд 10 В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции.

Слайды 11,12 В 1937 году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед за мужем и дочерью Ариадной  возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же

39-м году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована.

Слайд 13 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели.  

Чтение предсмертной записки. Записка сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".

Записка Асеевым: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!".

Записка «эвакуированным»: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте". Слайд 14

  1. Физкультминутка.

  2. Выполнение групповой работы (анализ стихотворений по плану)

(Приложение)

  1. Проверка дом. задания Особенности поэзии Цветаевой

Запись в тетрадь. Особенности поэзии Цветаевой

1. Эмоциональная напряженность

2. Сжатость мысли

3. Исповедальность

4. Богатство интонации

5. Своеобразное использование тропов

6. Образность, необычный синтаксис: авторские знаки, парцелляция, обилие риторических вопросов, обращений и восклицаний

Отличительная особенность поэзии М.И.Цветаевой - её стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора и эпохи соответственно.

Таким образом, поэзия М. Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя.

  1. Итоги урока.

Ответы на вопросы, которые были заданы в начале урока.

  1. Домашнее задание.

Ответить письменно на вопрос: «Как я воспринимаю стихи М. Цветаевой после изучения её биографии?».  









Просмотр содержимого презентации
«prezentatsiya_tvorchestvo_m._tsvetaevoy_kak_liricheskiy_dnevnik_epohi»

Тема урока. М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Стихи – есть бытие.  М. Цветаева

Тема урока.

М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический

дневник эпохи.

Стихи – есть бытие. М. Цветаева

Бытие (книжное) – 1. Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества.

Бытие (книжное) – 1. Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества.

Мари́на Ива́новна Цвета́ева ( 26 сентября (8 октября) 1892, Москва. «Кто создан из камня, Кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, Мне имя – Марина, Я –бренная пена морская…»

Мари́на Ива́новна Цвета́ева ( 26 сентября (8 октября) 1892, Москва.

«Кто создан из камня,

Кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена,

Мне имя – Марина,

Я –бренная пена морская…»

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений»  Н. Гумилёв

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность).

«Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений»

Н. Гумилёв

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге.  Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови.  Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно-бесполезны! – Под крыльями распахнутых бровей – Две бездны.  … В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена - Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Я с вызовом ношу его кольцо

Да, в вечности жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями распахнутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем тем, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы- и идут на плаху.

3 июня 1914

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет.

Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева

с 1914 по 1922 год

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж.

Мур (Георгий Сергеевич Эфрон),

сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е.

М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево).

Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну).

Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева

Посмертная записка сыну

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!