11 литература Урок № 35 27.11 2017
Тема. М.И.Цветаева «Если душа родилась крылатой»: уникальность поэтического голоса.
Предварительная работа:
-оформление классной комнаты;
-подбор стихов, слайдов, песен.
Оборудование урока: - видеоаппаратура;
- плакат со словами Цветаевой;
-выставка книг о Цветаевой;
-портрет Цветаевой;
Цели и задачи:
- познакомить с биографией и творчеством М. Цветаевой; вызвать у учащихся интерес к поэзии серебряного века; научить учащихся сопереживать трагической судьбе поэтессы;
- на примере отрывков из знакомых кинофильмов показать задушевность и музыкальность стихотворений Марины Цветаевой;
- в процессе урока развивать устную речь учащихся, чувствовать и передавать в чтении наизусть то, что тревожит и волнует автора;
- развивать артистические, художественные способности ребят
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. Бытие, произраставшее из упорного подвижнического труда, побеждало быт. «Стихи – есть бытие», – так утверждала Марина Цветаева. И можно добавить: «Её бытие – в стихах».слайд 2
Слайд3 фото М.Цветаева в детстве.
«Красною кистью рябина зажглась»
ученик: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября 1892 года и прожила в ней большую часть жизни. Отец, Иван Владимирович Цветаев, в 29 лет был уже профессором Московского университета, создателем первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств.слайд 4
Мать, Мария Александровна Цветаева, талантливая пианистка и художница, была незаурядным человеком. Упоение музыкой, громадный талант, способность к языкам и, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью…..она открыла детям глаза на вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, дала им в руки лучшие в мире книги.Слайд 5,6 фото
Из воспоминаний матери: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?»слайд 7
Отец скончался 30 августа 1913 года, год и три месяца спустя после открытия музея. Слайд 8
«Кто создан из камня»
ученик: В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили.
Макс Волошин знакомит Марину с Сергеем Эфроном. Они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу, семнадцатилетний Сергей и восемнадцатилетняя Марина. Она собирала камешки, он стал ей помогать – красивый юноша с поразительными в пол-лица глазами.
Заглянув в них, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых – и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.Слайд 9
«Я тебя отвоюю…»
Фото М.Цветаевой с С.Эфрономслайд 10
Звучит песня «Мне нравится…» из к/ф «Ирония судьбы..»слайд 11
ученик: первая дочь Цветаевой Аля – Ариадна Эфрон родилась 5 сентября 1912 года в половине шестого под звон колоколов.Слайд 12 фото
ученик: В годы первой мировой войны Цветаева голодала, к этому времени у нее было двое детей: Ариадна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где 2 марта 1920 года умирает от голода ее дочь Ирина.Слайд 13
«Две руки легко опущенные»
В 1922году Цветаева уезжает за границу, где находился её муж. В эмиграции она провела 17 лет.
За границей у Цветаевой рождается сын Георгий. Лишь в 1939году Цветаевой разрешили вернуться в СССР.Слайд 14
Песня из к/ф «Жестокий романс» Слайд 15
«Знаю, умру на заре»
ученик: Война. В 1941 году с сыном Цветаева ухала в Елабугу. Умирает в тюрьме муж Сергей Эфрон.
Мысли о муже, кризис, тоска, полное одиночество, полная депрессия. В Елабуге и настиг ее одиночества верховный час. 3 августа 1941 года Марина покончила с собой, повесившись в сенях.Слайд 16
«Если душа родилась крылатой…»
Сообщение учащегося.
Поэзия Цветаевой требует от читателя вдохновения, полнейшего эмоционального единства с её создателем, сопереживания, следования за её рвущимися, действительно лихорадочно-спешащими стихами. Её «космическая камерность», многокрасочная крылатой.
Цветаева упрекала «идущих мимо меня», не понимающих, «сколько тёмной и грозной тоски / В голове моей светловолосой», и нередко прощала их, не родившихся с крылатой душой.
- Интересные факты из жизни и творчества М.Цветаевой.
Сообщения учащихся.
Слово учителя: Итак, мы сегодня прикоснулись к трагической судьбе Марины Цветаевой. Прошло много лет со дня смерти поэтессы, но память о ней и ее стихах сохранилась до наших времен.
Д/З Написать мини-сочинение на тему «Образ «крылатой души» в лирике М.И.Цветаевой».
1 вариант – дать ответ на 3 вопрос, стр.283 учебника;
2 вариант – выполнить лингвистический анализ текста на стр.283-284.
Рефлексия
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕСТ Жизнь и творчество М.И.Цветаевой
Основателем какого музея был отец М. Цветаевой:
А. Музея изобразительных искусств в Москве, Б. Русского Музея в Санкт-Петербурге, В. Третьяковской галереи
Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала:
А. воспевание женской доли и женского счастья, Б. отстаивание высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность, В. стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном
Для М. Цветаевой было характерно:
А. ощущение единства мыслей и чувства творчества, Б. отчужденность от реальности и погруженность в себя, В. отражение в поэзии мыслей, связанных с движением времени и изменением мира
Лирический герой М. Цветаевой тождественен личности поэта:
А. да, Б. нет
Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:
А. в противопоставлении себя, русской, всему нерусскому, Б. в противопоставлении себя Советской России, В. в непонимании и непринятии революции
Кому из поэтов «серебряного века» посвящает цикл стихотворений М.Цветаева:
А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку
Кому из поэтов посвящены строки «В певучем граде моем купола горят. / И Спаса светлого славит слепец бродячий. / И я дарю тебе свой колокольный град, / ..! и сердце свое в придачу»:
А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку
Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенный отрывок: «Умирая, не скажу: была, / И не жаль, и не ищу виновных. / Есть на свете поважней дела / Страстных бурь и подвигов любовных»:
А. теме природы, Б. интимной лирике, В. к теме поэта и поэзии
Марина Цветаева оказалась в эмиграции:
А. по политическим соображениям, Б. в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию, В. по другим причинам
Марина Ивановна Цветаева:
А. умерла от неизлечимой болезни, Б. была убита во время Великой Отечественной войны, В. покончила жизнь самоубийством
Укажите, какому литературному направлению принадлежало творчество Цветаевой:
А. акмеизм, Б. футуризм, В. вне течении
Лист самооценки ____________________________________
№ п\п | Критерии оценивания | Оценка |
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) |
1 | Найти информацию самостоятельно | | | |
2 | Выбрать самое основное для сообщения | | | |
3 | Оформить работу | | | |
4 | Оцени свой вклад в работу | Почти всё сделали меня Всё сделали без меня Без меня работа бы не получилась |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. В 1910 г. М. И. Цветаева издала на собственные средства небольшой
сборник стихов. Как назывался этот сборник?
а) «Волшебный фонарь»
б) «Мечты и звуки»
в) «Вечерний альбом»
г) «Дон»
2. Какому русскому поэту адресованы следующие строки?
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ...
а) А. А. Фет
б) А. А. Блок
в) С. А. Есенин
г) Е. Гуро
3. Какой мотив звучит в любов
Приложение
1Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
2Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
3Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую из тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
4Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!
С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…
– Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
5Если душа родилась крылатой -
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей - и что - Орда!
Два намиру у меня врага,
Два близнеца - неразрывно слитых:
Голод голодных - сытость сытых.
9