СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.И.Цветаева. "Если душа родилась крылатой": уникальность поэтического голоса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература  первой половины 20-го века.  "Серебряный век" русской поэзии.

 

Просмотр содержимого документа
«М.И.Цветаева. "Если душа родилась крылатой": уникальность поэтического голоса.»


11 литература Урок № 35 27.11 2017

Тема. М.И.Цветаева «Если душа родилась крылатой»: уникальность поэтического голоса.

Предварительная работа:

-оформление классной комнаты;

-подбор стихов, слайдов, песен.



Оборудование урока: - видеоаппаратура;

- плакат со словами Цветаевой;

-выставка книг о Цветаевой;

-портрет Цветаевой;

Цели и задачи:

- познакомить с биографией и творчеством М. Цветаевой; вызвать у учащихся интерес к поэзии серебряного века; научить учащихся сопереживать трагической судьбе поэтессы;

- на примере отрывков из знакомых кинофильмов показать задушевность и музыкальность стихотворений Марины Цветаевой;

- в процессе урока развивать устную речь учащихся, чувствовать и передавать в чтении наизусть то, что тревожит и волнует автора;

- развивать артистические, художественные способности ребят

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. Бытие, произраставшее из упорного подвижнического труда, побеждало быт. «Стихи – есть бытие», – так утверждала Марина Цветаева. И можно добавить: «Её бытие – в стихах».слайд 2

Слайд3 фото М.Цветаева в детстве.

«Красною кистью рябина зажглась»



ученик: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября 1892 года и прожила в ней большую часть жизни. Отец, Иван Владимирович Цветаев, в 29 лет был уже профессором Московского университета, создателем первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств.слайд 4

Мать, Мария Александровна Цветаева, талантливая пианистка и художница, была незаурядным человеком. Упоение музыкой, громадный талант, способность к языкам и, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью…..она открыла детям глаза на вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, дала им в руки лучшие в мире книги.Слайд 5,6 фото

Из воспоминаний матери: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?»слайд 7



Отец скончался 30 августа 1913 года, год и три месяца спустя после открытия музея. Слайд 8



«Кто создан из камня»



ученик: В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили.

 Макс Волошин знакомит Марину с Сергеем Эфроном. Они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу, семнадцатилетний Сергей и восемнадцатилетняя Марина. Она собирала камешки, он стал ей помогать – красивый юноша с поразительными в пол-лица глазами.

Заглянув в них, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых – и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.Слайд 9

«Я тебя отвоюю…»

Фото М.Цветаевой с С.Эфрономслайд 10

Звучит песня «Мне нравится…» из к/ф «Ирония судьбы..»слайд 11



ученик: первая дочь Цветаевой Аля – Ариадна Эфрон родилась 5 сентября 1912 года в половине шестого под звон колоколов.Слайд 12 фото



ученик: В годы первой мировой войны Цветаева голодала, к этому времени у нее было двое детей: Ариадна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где 2 марта 1920 года умирает от голода ее дочь Ирина.Слайд 13



«Две руки легко опущенные»

В 1922году Цветаева уезжает за границу, где находился её муж. В эмиграции она провела 17 лет.



За границей у Цветаевой рождается сын Георгий. Лишь в 1939году Цветаевой разрешили вернуться в СССР.Слайд 14

Песня из к/ф «Жестокий романс» Слайд 15



«Знаю, умру на заре»



ученик: Война. В 1941 году с сыном Цветаева ухала в Елабугу. Умирает в тюрьме муж Сергей Эфрон.



Мысли о муже, кризис, тоска, полное одиночество, полная депрессия. В Елабуге и настиг ее одиночества верховный час. 3 августа 1941 года Марина покончила с собой, повесившись в сенях.Слайд 16



«Если душа родилась крылатой…»

Сообщение учащегося.

Поэзия Цветаевой требует от читателя вдохновения, полнейшего эмоционального единства с её создателем, сопереживания, следования за её рвущимися, действительно лихорадочно-спешащими стихами. Её «космическая камерность», многокрасочная крылатой.

Цветаева упрекала «идущих мимо меня», не понимающих, «сколько тёмной и грозной тоски / В голове моей светловолосой», и нередко прощала их, не родившихся с крылатой душой.

- Интересные факты из жизни и творчества М.Цветаевой.

Сообщения учащихся.



Слово учителя: Итак, мы сегодня прикоснулись к трагической судьбе Марины Цветаевой. Прошло много лет со дня смерти поэтессы, но память о ней и ее стихах сохранилась до наших времен.

Д/З Написать мини-сочинение на тему «Образ «крылатой души» в лирике М.И.Цветаевой».

1 вариант – дать ответ на 3 вопрос, стр.283 учебника;

2 вариант – выполнить лингвистический анализ текста на стр.283-284.



Рефлексия

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕСТ Жизнь и творчество М.И.Цветаевой



  1. Основателем какого музея был отец М. Цветаевой:

А. Музея изобразительных искусств в Москве, Б. Русского Музея в Санкт-Петербурге, В. Третьяковской галереи

  1. Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала:

А. воспевание женской доли и женского счастья, Б. отстаивание высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность, В. стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном

  1. Для М. Цветаевой было характерно:

А. ощущение единства мыслей и чувства творчества, Б. отчужденность от реальности и погруженность в себя, В. отражение в поэзии мыслей, связанных с движением времени и изменением мира

  1. Лирический герой М. Цветаевой тождественен личности поэта:

А. да, Б. нет

  1. Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:

А. в противопоставлении себя, русской, всему нерусскому, Б. в противопоставлении себя Советской России, В. в непонимании и непринятии революции

  1. Кому из поэтов «серебряного века» посвящает цикл стихотворений М.Цветаева:

А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку

  1. Кому из поэтов посвящены строки «В певучем граде моем купола горят. / И Спаса светлого славит слепец бродячий. / И я дарю тебе свой колокольный град, / ..! и сердце свое в придачу»:

А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку

  1. Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенный отрывок: «Умирая, не скажу: была, / И не жаль, и не ищу виновных. / Есть на свете поважней дела / Страстных бурь и подвигов любовных»:

А. теме природы, Б. интимной лирике, В. к теме поэта и поэзии

  1. Марина Цветаева оказалась в эмиграции:

А. по политическим соображениям, Б. в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию, В. по другим причинам

  1. Марина Ивановна Цветаева:

А. умерла от неизлечимой болезни, Б. была убита во время Великой Отечественной войны, В. покончила жизнь самоубийством

  1. Укажите, какому литературному направлению принадлежало творчество Цветаевой:

А. акмеизм, Б. футуризм, В. вне течении

Лист самооценки ____________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Найти информацию самостоятельно

 

 

 

2

Выбрать самое основное для сообщения

 

 

 

3

Оформить работу

 

 

 

4

Оцени свой вклад в работу


Почти всё сделали меня

Всё сделали без меня

Без меня работа бы не получилась



ПРИЛОЖЕНИЕ

1. В 1910 г. М. И. Цветаева издала на собственные средства небольшой

сборник стихов. Как назывался этот сборник?

а) «Волшебный фонарь»

б) «Мечты и звуки»

в) «Вечерний альбом»

г) «Дон»

2. Какому русскому поэту адресованы следующие строки?

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ...

а) А. А. Фет

б) А. А. Блок

в) С. А. Есенин

г) Е. Гуро

3. Какой мотив звучит в любов


Приложение

1Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.



2Кто создан из камня, кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!







3Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были -  по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать – разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя моё в земле.



4Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!
С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…
– Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

5Если душа родилась крылатой -

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей - и что - Орда!

Два намиру у меня врага,

Два близнеца - неразрывно слитых:

Голод голодных - сытость сытых.









9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!