СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Е.Салтыков–Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по литературе в 7 классе - М.Е.Салтыков–Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков». 

Просмотр содержимого документа
«М.Е.Салтыков–Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков».»

Внеклассное занятие по литературе в 7а классе

В данном классе 28 учащихся, возрастная группа от 12 до 14 лет.

Предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной разработана в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Особенностью данной УМК является то, что в каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему. Так, в 7 классе – этой проблемой является изучение особенностей труда писателя. Тема данного занятия: «М.Е.Салтыков–Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков».

Тема является продолжением изучения творчества М.Е.Салтыкова–Щедрина. Сказка «Дикий помещик» входит в список рекомендованных к прочтению произведений в данной возрастной группе, но не включена в основной список литературы.

Форма занятия: урок внеклассного чтения с применением ИКТ.

Цель: анализируя текст сказки «Дикий помещик», подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина;

Задачи:

- воспитывать интерес к литературе через внимание к художественному слову;

- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

- формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

- развивать умение находить способы выражения отношения автора к изображаемому (гипербола, насмешка, парадокс, сарказм, ирония, сатира, гротеск);

- выявить связь авторской сказки с народной сказкой и особенности стиля писателя;

- развивать умение характеризовать героев и события на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;

- формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование:

- компьютер, интерактивная доска;

- презентация к уроку;

- карточки с заданиями для учащихся;

-сигнальные карточки;

-словарь литературных терминов.

Предварительная работа:

-под стульями наклеены разного цвета стикеры (5 цветов) и карточки этих цветов с заданиями;

-на рабочей доске – кроссворд, вопросы на отдельных листах спрятаны под партами.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Артикуляционная разминка (по очереди дети самостоятельно готовят скороговорку для разминки)

2. Формулирование темы (цели и задач) урока.

–– Мы с вами недавно изучили сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». А дома вы прочитали ещё одну сказку этого автора «Дикий помещик». И чтобы нам начать работу нужно разгадать кроссворд. Мне кажется, что чего-то не хватает. Как вы думаете чего? Правильно, у вас нет вопросов. Их нужно найти, так как я их спрятала где-то в классе. (Дети ищут карточки с вопросами).

-Теперь мы можем разгадать наш кроссворд. (актуализация знаний - работа с кроссвордом).

-Молодцы. Посмотрите, а что за слово у нас оказалось в центре? (порок)

- Верно, как и в центре нашего кроссворда, в центре литературного творчества М.Е.Салтыкова–Щедрина находится изображение людских пороков. Давайте подумаем, как совместить тему пороков и сказку «Дикий помещик»? (формулирование темы – «М.Е.Салтыков–Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков»).

-А каким образом мы будем раскрывать тему занятия (целеполагание)

- Посмотрите, как много у нас с вами задач на сегодня. Как вы думаете, как лучше всего построить наше занятие, чтобы достичь всего запланированного? (прогнозирование)

-Верно, нам нужно распределиться на группы. А чтобы побыстрее это сделать, посмотрите у себя под стулом какого цвета стикер там находится, и в соответствии с этим цветом пересядьте в группы. (рассадка по группам)

-И чтобы начать нашу работу капитанам нужно по очереди подойти к моему столу и выбрать задание. (Распределение ролей внутри группы, работы с заданиями)

-На всю работу у вас 10 минут. По истечению времени на основную работу, вы по очереди выходите и защищаете свою группу. Время на защиту – 2 минуты. Т.е. ответ должен быть максимально кратким. Если возникает вопрос вы поднимаете сигнальную карточку. Напомните мне правила работы, в группах и поведение при защите работ. Помните, ваша общая задача обличить пороки. (Учащиеся высказываются. Самоконтроль)

Дети поделились на 4 группы: 1. История создания – работа с литературной статьёй, оформление схемы на плакате. Их задача изучить статью, выделить главную информацию, касающуюся темы и кратко записать. 2. Цитатный план – работа с текстом. Учащиеся готовят краткий пересказ, он должен быть максимально кратким без «воды» пространных описаний. На плакате оформляется цитатный план, которым учащиеся будут пользоваться при защите) 3. Сходство и различие сказки с народной. Здесь дети ищут признаки народной и авторской сказки. Работа строится на знании композиции сказок и литературных терминов. Дети оформляют на плакате сравнительную таблицу. 4.Литературные приемы в сказке - работа с текстом. Учащиеся ищут примеры иронии, гротеска, гиперболы, сарказма, метафоры и т.п. работа оформляется в виде схемы на плакате.

(Дети работают в группах. Учитель следит за временем, консультирует, если возникают вопросы).

-Итак, время вышло. Давайте попробуем защитить свои работы. Несколько человек (или как вы решите) представляют свою группу. Время – 2 минуты. Если возник вопрос или появилось дополнение – поднимаете сигнальную карточку.

Защита работ. После каждого выступления учитель задаёт наводящий вопрос, если в ответе не будет назван порок (Примерные вопросы: к 1-й группе – Исходя из истории создания цикла сказок, какой социальный порок свойственен изображенным сословиям? (Невежество, глупость). К 2-й – Как ведёт себя помещик по отношению к мужикам? (Грубо, зло) К 3-й - Что хотел донести до читателя автор, доводя до абсурда состояние помещика, который из-за своего упрямства и невежества превращается в дикого? (Лень, нежелание принимать новое, временная отсталость). К 4-й – М.Е. Салтыкову-Щедрину приходилось писать в условиях цензуры, и, чтобы донести свои мысли до читателя, он использует различные приемы. Мы, как образованные люди, должны понимать, какие образы кроются за сказочными чиновниками и помещиком, который вредит сам себе. Как это можно описать с точки зрения духовности? (Нравственная неполноценность).

-Мы рассмотрели 4 доклада, каждый из которых подсказал нам, какой порок обличил автор. Таким образом, мы изучили тему. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока, и достигли ли мы задуманного? (Ответы. Сравнение результата с целью)

-Отлично, мы справились.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!