СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Героический подвиг русского народа в войне 1812г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литературе на тему: "М.Ю.Лермонтов "Бородино". Героический подвиг русского народа в войне 1812г." Целью данного урока является знакомство учащихся с основными жизненными путями М.Ю.Лермонтова, определение идейного содержания стихотворения, развитие умения анализировать поэтический текст. Тип урока: чтение и изучение. 

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов "Бородино". Героический подвиг русского народа в войне 1812г.»

ТЕМА УРОКА: М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО». ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ РУССКОГО НАРОДА В ВОЙНЕ 1812 ГОДА.

(5 класс)

Цели урока: 1) обучающие: ознакомить учащихся с основными жизненными путями М.Ю.Лермонтова, определить идейное содержание стихотворения;

2) развивающие: развивать умение анализировать поэтический текст;

3) воспитательные: воспитывать уважения к великому прошлому России, гордость за русский народ.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный экран, проектор, выставка книг М.Ю.Лермонтова, карта России в период Отечественной войны 1812 года.

Действие учителя

Действие ученика

Оргмомент.

Вступительное слово учителя: Тема подвига русского народа волновала и волнует наших писателей и поэтов. Теме подвига и посвящается наш урок. Сегодня мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», написанным в 1837 году, более 170 лет назад.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших русских поэтов. Он родился в Москве 15 октября 1814 года, а погиб совсем молодым, ему не исполнилось и 27 лет в 1841 году.

За короткую жизнь Лермонтов создал много гениальных произведений. Но нет среди них более известного, чем стихотворение «Бородино», в котором он воспел подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия.

История Отечественной войны не раз будет изучаться вами: и на уроках истории России, и при изучении творчества В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого.

Историческая справка. Обратимся к карте России 1812 года. В 1812 году огромная французская армия под командованием императора Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа. Но вначале русская армия вынуждена была отступать под напором врага. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще слышались голоса:

– До каких же пор мы будем отступать?

– Где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения Родины?

Такой полководец в России был. Это Михаил Илларионович Кутузов – ученик великого Суворова. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать генеральное сражение.

В 125 км от Москвы, близ села Бородино, русские заняли оборону. Здесь должна была решиться судьба России и всей Европы.

Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года, именно здесь была сломлена мощь французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона.

Бородинскому сражению – важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 года – и посвятил своё стихотворение Лермонтов, назвав его кратко и выразительно «Бородино».


Усвоение новых знаний. Прежде чем прочитать это стихотворение, мы познакомимся с некоторыми словами, которые могут быть для вас непонятны.

  • Редут – полевое укрепление

  • Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии

  • Сеча – сражение, битва

  • Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

  • Бивак – стоянка войска под открытым небом

  • Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи

  • Бусурманы - иноземцы

  • Улан, драгун – солдаты кавалерийских частей

Знакомство со стихотворением: чтение учителем стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.


Беседа по содержанию стихотворения:

– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?




– В чем особенность построения стихотворения? Что оно собой представляет?








– Кто рассказывает о сражении?





– Почему рассказ о великом историческом событии доверен именно ему?









– Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы его представляете? Давайте нарисуем его словесный портрет.











– Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?



– От какого лица ведёт повествование старый солдат?

«я» - это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверной. Рядовой боец - скромный участник битвы.

Вывод: Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.



– В соответствии с выделенными частями попробуем составить простой план стихотворения. Что вначале изображает в своём рассказе старый солдат?

(Устное составление плана)

План:

  1. Отступление.

  2. Выбор место сражения.

  3. Ожидание боя.

  4. Ночь перед сражением.

  5. Клятва верности.

  6. Описание Бородинского сражения.

  7. Поле боя после сражения.

– А теперь попробуем перевести его в цитатный план, то есть словами из текста и записать в тетрадь. (Запись цитатного плана в тетрадях)

План:

  1. «Мы долго молча отступали…»

  2. «И вот нашли большое поле…»

  3. «Два дня мы были в перестрелке…»

  4. «Прилёг вздремнуть я у лафета…»

  5. «И умереть мы обещали…»

  6. «Вам не видать таких сражений…»

  7. «Тогда считать мы стали раны…»


– Определим тему этого стихотворения, о чём оно? Запишите в тетрадь.


– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.


Языковой анализ стихотворения:

– Перечитайте описание сражения. Лермонтов использует для описания выразительные средства языка. Найдите эпитеты, помогающие представить особенности боя и авторскую оценку.


– Приведите примеры сравнений, которые использует поэт для создания яркой картины.




– Приведите примеры гипербол (преувеличение)


Закрепление знаний

Работа в группах. Задание: выразительно прочитать, ответить на вопросы.

1 группа. 9 строфа «И молвил он, сверкнув очами». Какую клятву дали полковнику солдаты?

2 группа. 10 строфа «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий…». С чем солдат сравнивает французское войско? Как вы думаете, почему?

Вывод урока:

– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?


– Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение не только в художественной литературе, но и в изобразительном искусстве. Рассмотрим на слайдах репродукции картин русских художников, запечатлевших на своих полотнах эти героические события.


Подведение итога урока:

– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?



Домашнее задание.

Выучить наизусть 3 строфы (10 - 12, описание боя)




















































































Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России русского народа и суровом мужестве русских воинов – богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага.


Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «недаром помнит вся Россия».


Старый солдат, участник событий, артиллерист.


Это простой солдат, рядовой участник событий, испытавший на себе все тяготы войны, очевидец. Для придания достоверности изображаемому автор вводит этого рассказчика.


Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер. Это старый, опытный солдат. «Дядя» много повидал в жизни, он активный участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Он скромен сдержан, говорит спокойно, не торопясь.


Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них.


Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы».



































Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы


Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»



Дым летучий быстрый, лёгкий, застилающий всё поле

Бой удалый мастерский, автор восхищается

Протяжный вой – долгий, пронзительный

Гора кровавых тел – израненных, искалеченных, неприятное зрелище



Французы двинулись, как тучиогромное количество, грозная сила неприятеля

Носились знамена, как тенивсё потемнело, слилось в чёрную массу, стало серым


Гора кровавых тел

Смешались в кучу кони, люди





Дают клятву верности, готовы умереть за Родину.


Сравнивает с тучами, это, значит, обозначает огромное количество, грозная сила неприятеля



Более 170 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.







Сегодня мы познакомились со стихотворением Лермонтова М.Ю. «Бородино», с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!