М. Ю. Лермонтов. Поэма «Демон».
Он был похож на вечер ясный
Ни день, ни ночь,
Ни мрак, ни свет
Пятнадцатилетний Лермонтов пишет стихотворение «Мой Демон». Демон стихотворения – это не Демон поэмы, это антипод Ангела-Хранителя поэта, у него власти столько же , если не больше., чем у ангела… Поэт предчувствует трудную жизнь и собирает все свои силы. И вот какова, как он думает, будет его жизнь:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья нико гда .
Какие ассоциации возникают у вас при слове «демон»?
Демон в литературной традиции
- Демон – это не дьявол, не сатана.
- «Демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа
- Демон – это вечная борьба человека между Христом и Антихристом, добром и злом
- Во времена Лермонтова Демон ассоциировался с разочарованным существом, пронизанным скептицизмом, титаном, равным самому Богу
Литературные источники
Кавказский фольклор
Библейская легенда о падшем ангеле
- Что совершил Демон, почему он был изгнан из рая?
- Он восстал против Бога, преисполненный гордыней
- Гордыня – это главный грех и причина трагедии Демона
Западноевропейские корни
Гёте «Фауст»
Байрон «Каин»
Мильтон «Потерянный рай»
воланд
Фауст и Мефистофель
«Демон»
Истоки написания поэмы:
- «Я не для ангелов и рая» (1831)
Унылый, мрачный
Зло – стихия
Я – чужой для мира и небес
Я – зла избранник
- «Молитва» («Не обвиняй меня всесильный, 1829)
Всесильный – бог
Я – грешник
Теснота мира
Соединение души с телом
Разочарование души на земле – печальные песни
История создания поэмы
- Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.
Образ демона
- Захватывает Лермонтова
- Проходит через все творчество от «Мой демон» до поэмы «Демон»
- Борьба между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным»
Композиция и сюжет
- На какие две части композиционно делится поэма?
- 1-ая – знакомство Демона и Тамары, 2-ая – любовь и смерть девушки
«Демон сидящий»
Чем Демон Врубеля отличается от Демона Лермонтова?
- Сколько ему лет, на ваш взгляд?
Во что он одет? Какого цвета его одежда? Что символизирует этот цвет?
Можем ли мы сказать,что он мрачный,немой? Какой он? Подберите эпитеты.
- Что в фигуре Демона говорит о том, что он печальный?
Что является фоном картины?
Это мозаичные скалы, неживые, каменные цветы, что тоже подчёркивает контраст с живым телом героя
Демон летящий
Демон в начале поэмы.
Каким мы его видим?
- "Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила обменяться с ним..."
В начале поэмы мы видим печального и одинокого Демона, летающего над «грешною землей». Он вспоминает о том времени, когда он жил в раю, «чистый херувим», «первенец творенья». Но ему было мало красоты и покоя, он жаждал познания. И вот теперь «отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».
Над вершинами Кавказа
Н
"И над вершинами Кавказа Изгнанник рая пролетал, Вдали Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял И, глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял. .."
Танец Тамары
Почему Демон полюбил Тамару?
И были все ее движенья
Так стройны,полны выраженья,
Так полны милой простоты.
И Демон видел…На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук-
И вновь постигнул он святыню
Любви,добра и красоты.
- Демон остро ощутил пленительность идеала и всеми силами устремился к нему
Жених Тамары.
Измучив доброго коня,
На брачный пир к закату дня
Спешил жених нетерпеливый.
Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал…
- "Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на скаку, Прислушается к ветерку Широко ноздри раздувая, То, разом землю ударяя, Шипами звонкими копыт, Взмахнув растрепанною гривой, Вперед без памяти летит..."
На нем есть всадник молчаливый!
Он бьется на седле порой,
Припав на гриву головой.
«Не плачь, дитя, не плачь напрасно…»
- Какие «золотые сны» навевает Демон на душу Тамары после устранения любимого ею жениха?
Демон искушает Тамару безоблачной небесной жизнью
Похоже это на праведную жизнь в раю? Рай ли это?
- "Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби меня!" - И он слегка Коснулся жаркими устами К её трепечущим губам... Соблазна полными речами Он отвечал ее мольбам. Могучий взор смотрел ей в очи, Он жёг ее во мраке ночи..."
Свидание Тамары и Демона
Зичи. Иллюстрации к поэме
Тамара в монастыре
И в монастырь уединенный ее родные отвезли
Под сводом сумрачного храма
Знакомый образ иногда
Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама;
Сиял он тихо,как звезда;
Манил и звал он…но-куда?...
«Ангел и Тамара»
Злой дух коварно усмехнулся;
Зарделся ревностию взгляд;
И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд.
«она моя!- сказал он грозно,-
Явился ты, защитник, поздно…»
- "Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Билей и чище покрывала Был томный цвет ее чела. Навек опущены ресницы... Но кто б, о небо, не сказал, Что взор под ними лишь дремал, И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль деницы..."
Тамара в гробу
Демон и ангел с душой Тамары
- "В пространстве синего эфира, Один из ангелов святых, Летел на крыльях золотых, И душу грешную от мира Он нес в объятиях своих. И сладкой речью упованья Ее сомненья разгонял, И след проступка и страданья С нее слезами он смывал. Издалека уж звуки рая К ним доносилися - как вдруг Свободный путь пересекая, Взвился из бездны адский дух."
Почему образ Демона так волновал Лермонтова? Боролся ли он со своей гордыней? Искал ли гармонии?
Ясно одно: как и его герой, поэт страдал.
Мотивы
- Очищения
- Прозрения
- Искушения
- Гордыни
Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»?
- Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…
- Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.
- В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:
- То не был ада дух ужасный, Порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...
И почему образ Демона проходит через все творчество автора?
- Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.
- Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями.
- М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:
- О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!
И почему образ Демона проходит через все творчество автора?
- Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.
- Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями.
- М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:
- О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!
Демоны близки духовному миру своего автора
Приятного чтения!