СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Детские и юношеские годы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Детские и юношеские годы»

а

б

ч

д


18.11



Русский язык VIII класс



Тема урока: М. Ю. Лермонтов. Детские и юношеские годы.

Цель урока:

1. Обучающая: формировать знания о биографии поэта, о начале творческого пути, учить диалогической и монологической речи.

2. Воспитательная: гражданско-нравственное воспитание -воспитать любовь к Родине, к народу, к поэту.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: портрет Лермонтова, презентация о поэте, поле чудес, карточки

Ход урока:

1.Организационный момент: 1. Подготавливаю учеников к уроку.

2.Проверяю посещаемость урока и заполняю журнал (рапорт дежурного)

3. Проверяю форму, наличие учебника, дневника, тетрадей.

4.Сообщение темы и целей урока.

5. Беседа о соблюдении мер безопасности

6. Новости Туркменистана.

2.Опрос пройденного материала:


1.Ответы на вопросы по содержанию отрывка из главы «Сирота».Игра «Поле чудес»

Чтобы получить право крутить барабан, нужно отгадать загадку. Отгадавший крутит барабан и отвечает на вопросы.

Опишите образ Емельяна Пугачева.

Как напутствовал Петр Гринев своего сына?

Как поступил Емельян Пугачев с комендантом крепости?

Как назвал Швабрин Машу Миронову?

Назовите главные члены предложения.

Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

2.Чтение и пересказ отрывка из главы «Сирота».

Определить виды словосочетаний, выполнить синтаксический разбор словосочетаний.

Вкусный обед, рисовать карандашами, бежать быстро

Выполнить синтаксический разбор предложения.

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

3. Работа по карточкам






3.Опрос грамматического материала. Как называются главные члены предложения?

Что ставится в конце предложения?

Как подчеркивается подлежащее ( сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)? ( вопросы задаются в игре «Поле чудес»)

3.Обобщение пройденной темы: обобщение пройденной темы и переход к новой теме . Охарактеризуйте поведение Швабрина. Почему Емельяна Пугачева назвали самозванцем? Опишите встречу Гринева с Емельяном Пугачевым.

4.Объяснение нового материала:

План:

  1. Рассказ учителя о детских и юношеских годах М.Ю.Лермонтова, о

дуэли с Мартыновым, о произведениях великого поэта. ( показ презентации)



Михаил Юрьевич

Лермонтов

(1814 – 1841)



Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет в 1814 году в семье отставного офицера Юрия Петровича и представительницы знатного рода Марии Михайловны, которая скончалась, когда мальчику было два года.

Отец М.Ю.Лермонтова Мать М.Ю. Лермонтова


Бабушка по материнской линии Е. А. Арсеньева забрала мальчика к себе в имение, в Пензенскую губернию, село Тарханы.

Именно там прошло детство будущего поэта. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства владел французским и немецким языками. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству.

В десять лет Михаил Лермонтов впервые попал на Кавказ. С детских лет будущий поэт проникся особыми чувствами к этому краю. В нем рано проявились способности к стихосложению, сохранились стихи и даже поэмы, написанные им в 14-летнем возрасте.

В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Михаил Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского Благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Здесь в рукописном журнале увидела свет его первая поэма – «Индианка В сентябре 1830 года Михаил Лермонтов становится студентом Московского университета нравственно-политического, а затем словесного отделения, где учится менее двух лет.

В Московском университете Лермонтов не выдерживает публичных экзаменов: преподаватели не простили ему дерзкого поведения, а потому, чтобы не оставаться на том же курсе второй год, Михаил вместе с бабушкой приезжает в Петербург, надеясь перевестись в местный университет. Однако учеба в Москве не была принята во внимание, и ему предложили снова поступать на первый курс.

Следуя совету друга, М. Лермонтов 10 ноября 1832 года поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, где проводит, по его собственному выражению, «два страшных года», заполненных разгулом, низменными увлечениями, в которые окунулся со всей силой своей мятежной души. Окончив в ноябре 1834 году школу в звании корнета лейб-гвардии, Лермонтов был приписан к гусарскому полку, расположенному в Царском Селе.

Написанное в 1837 году на смерть А. С. Пушкина стихотворение «Смерть поэта» стало переломным моментом в его биографии. Общественности был явлен выдающийся литературный талант, а обличительный пафос произведения был воспринят как воззвание к революции. Следствием этого стала высылка в действующую армию на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк. Кавказский период знакомит автора с новыми людьми и жизнью, совершенно отличной от столичной светской. 1840 год – трагический для Лермонтова. Его тайные враги вручили сыну французского посла эпиграмму, которую поэт написал несколько лет назад и адресовал другому лицу. Но Баранта уверили в том, что это сделал Лермонтов. Состоялась дуэль. Лермонтова

признали виновным и предали военному суду. По указанию царя его перевели в пехотный полк на Кавказ. Лермонтова послали на верную гибель. Летом и осенью 1840 года он участвовал в кровопролитных боях. В перерывах между боями писал стихи.

В 1841 году Лермонтову дали кратковременный отпуск. Он едет в Петербург. Но Николай I распорядился немедленно выслать Лермонтова из столицы. Прощаясь с Петербургом, он пишет знаменитое стихотворение «Прощай, немытая Россия».

Михаил Юрьевич Лермонтов уехал к месту назначения, путь лежал через Пятигорск, где Лермонтов задержался. Он очутился в среде аристократов, которые поссорили Лермонтова с отставным майором Мартыновым. 15 июля 1841 года у подножия горы Машук между ними состоялась дуэль; Лермонтов был убит. Позднее его бабушка Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы и погребла в родовом склепе, рядом с могилами предков.




2.Словарная работа.

Заниматься усердно- заниматься усиленно

Пансионат- учебное заведение

♦ помещица – mülkdar aýal

пансион – ýapyk okuw-terbiýeçilik jaýy

разноликий – здесь: разный – dürli

а) запись новых слов в словарях

б) составление словосочетаний или предложений с новыми словами

3.Комментированное чтение краткой биографии М.Ю.Лермонтова учителем.

4.Объяснение грамматической темы



Должны знать: пересказывать, отвечать на вопросы,

Уметь: правильно оформлять прямую речь. правильно определять виды связи слов в словосочетаниях, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

5.Закрепление пройденного материала:

Устные задания:

1.Чтение биографии Лермонтова учащимися. Стр 66

2.Ответы на вопросы по содержанию биографии Лермонтова. Стр 67

1. В какой семье родился Михаил Лермонтов?

2. Почему бабушка забрала его в своё имение?

3. Какими талантами обладал маленький Миша?

4. Почему он чувствовал себя одиноким?

5. Зачем бабушка возила мальчика на Кавказ и чем он привлёк Лермонтова?

6. Где учился юный Лермонтов?

7. В качестве кого он заканчивает последнее учебное заведение?

3.Выполнение заданий 3 на стр.68.

Письменные задания:

Б-3. Составьте и запишите предложения с нижеуказанными словами. Выделите главные члены предложения. 1. Очень, у мальчика, память развита, была

6.Задание на дом: читать и пересказать биографию Лермонтова, упр 4 стр 68

7.Обобщение пройденной темы и выставление оценок учащимся:

обобщение новой темы и выставление оценок учащимся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!