СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»- поэма об историческом прошлом России. История создания поэмы. Сюжет и композиция.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»- поэма об историческом прошлом России. История создания поэмы. Сюжет и композиция.»

Тема: М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»- поэма об историческом прошлом России. История создания поэмы. Сюжет и композиция.

Цели урока: продолжение знакомства школьников с жанром поэмы, ее художественными особенностями; воспитание эмоциональной отзывчивости детей на события исторические и литературные.

Форма урока:урок чтения и анализа произведения.

Страшная сила России и ее народа делает то, что история западно-восточного колосса и биография его героев трагичны до крайности и в то же время не является удобной почвой для пессимизма.

В. Н. Ильин

Ход урока.

1. Актуализация знаний учащихся.

- Почему невеселым было детство Лермонтова?

- Сколько лет было поэте, когда он поступил в университетский Благородный пансион?

— Какими талантами одарила природа поэта и как они проявлялись в жизни и творчестве?

- Кому, по мнению современников, подражал Лермонтов?

- Почему покинул Университет и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров?

- Какое стихотворение принесло известсность юному поэту?

- Какова была реакция правительства?

2. Объявление темы и целей урока.

3. Работа над темой урока.

Рассказ о поэте.

М.Ю. Лермонтов относится к тем немногим гениям нашей литературы, которые очень быстро расцвели и за очень короткую жизнь создали целую эпоху в литературе.

Лермонтов родился в 1814 году. Как известно, на личность гениального поэта влияет окружение в раннем детстве. Мальчик рано потерял мать и воспитывался у бабушки Е.А.Арсеньевой в имении. Здесь он получил блестящее образование и, будучи 14 лет от роду поступил в Московский университетский благородный пансион. Переезд в Москву был вызван необходимостью начинать серьезное образование. Вскоре после приезда Лермонтов поступил в IV класс Московского благородного пансиона при Московском университете. Воспоминания преподавателя А. З. Зиновьева: «Миша учился прекрасно, вел себя благородно, особенные успехи оказывал в русской словесности. Он и прекрасно рисовал, любил фехтование, верховую езду, танцы».

Еще почти ребенком, за два года до переезда в Москву, он написал более шестидесяти стихотворений и, что особенно удивительно, начал писать поэму «Демон». В эти годы, участь в пансионе и отдыхал летом в Середникове, Лермонтов знакомится с рукописными стихами Пушкина, Рылеева, Полежаева. События 14 декабря 1825 г. осмысливаются им глубже.

Уже в детстве проявились его не дюжинные дарования: он свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно рисовал, писал стихи, музыцировал.

В 1830—1832 гг. Лермонтов — студент Московского университета. Многое интересует студента Лермонтова: новейшие течения в науке и история, игра актеров в Московских театрах и последние произведения Пушкина, концерты приезжих музыкантов и судьба поэта Байрона, погибшего за освобождение Греции.

Вместе с тем Лермонтов все больше убеждается, что лекции профессоров далеки от настоящей науки и от окружающей жизни. Знания давал ему не университет, а углубленное и разнообразное чтение.

Будучи студентом Московского университета, Лермонтов с головой окунается в ту атмосферу свободолюбия и независимости, которую тогда еще сохранял университет несмотря на николаевский режим. Здесь он пишет огромное количество стихотворений и поэм, пробует себя в прозе. Оппозиционность студента Лермонтова по отношению к реакционным профессорам, участие в «Маловской истории» привели к тому, что весной 1832 г. ему было «посоветано уйти» из Московского университета. Такая формулировка (фактически означавшая исключение) не дала возможности Лермонтову перейти на третий курс Петербургского университета.

В ноябре 1832 г. поэт принял решение поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, для того чтобы получить законченное образование. «... Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчения мне это причиняет, вы бы меня пожалели...»— пишет он в одном из писем. Очём же жалеть? Дело в том, что те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая, даже излишне строгая дисциплина, строжайший контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище — все это противоречило всему складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет, он с хорошим офицером «... в юнкерской школе он был хорош со всеми товарищами, хотя его не все любили...» — вспоминает один из его соучеников Меринский.

1832—1836 гг. Из письма М. Ю. Лермонтова А. М. Верещагиной: «... поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчения мне это причиняет, вы бы меня пожалели...». Казарменная дисциплина, муштра, отсутствие книг, однообразие повседневных занятий. Лермонтов назовет эти годы «страшными годами».

Воспоминание Меринского: «... В юнкерской школе Лермонтов был хорош со всеми товарищами, хотя не все его любили...».

Производство в офицеры внесло некое разнообразие в его жизнь. Кроме друзей, никто не знает, что он поэт, он еще только мечтает показать свои произведения Пушкину.

Но в 1837 году он откликается на смерть Пушкина стихотворением «Смерть поэта»

Погиб поэт, невольник чести!

Пал, оклеветанный молвой.

С свинцом в груди и жаждой мести

Поникнув гордой головой.

Это стихотворение, где автор прямо обвиняет в гибели великого поэта сильных мира сего, становится известным. В его жизни происходят огромные изменения. Стихи «Смерть поэта» сделали имя Лермонтова известным и возвестили России, что «Пушкин умер не без наследника». Возникает «дело о непозволительных стихах», окончившееся переводом поэта из гусарского в Нижегородский Драгунский полк и ссылкой на Кавказ.

Из ссылки он возвращается уже окончательно сложившимся поэтом, определившим свой стиль и свое место в литературе. К 1838 г. Лермонтов был автором «Бородина», «Песни про купца Калашникова...», большого количества стихотворений. Жить ему оставалось три года. И за эти три года он создал величайшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон», роман «Герой нашего времени», которые вошли в золотую сокровищницу нашей литературы.

Жить ему остается четыре года.

(О дуэли Лермонтова и Мартынова, которая закончилась гибелью поэта, при необходимости, нужно сказать, что, несмотря на внешнее сходство с пушкинской дуэлью, во многом она была следствием сложного характерасамого поэта, трудного состояния души в это время, которое выражено, например, в стихотворении «И скучно, и грустно...»—

И скучно, и грустно

И некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья... Что пользы напрасно желать?

А годы проходят, все лучшие годы...

История создания произведения.

«Песня...» ниписана в Пятигорске в 1837 году и опубликована в 1838 г.. царская цензура посчитала совершенно невозможным публикацию произведения опального опэта. Только благодаря хлопотам заботливого В.А.Жуковского, который был «в великом востоге от нее», она была напечатала – без указания имени автора.

- Какой эпохе посвящено произведение?

«Песня...» рассказывает о временах правления Ивана Грозного. Это было трудное время для России.

Историческая справка.

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. Он принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором.

“Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. С этого времени вся Русь разделилась на две части: “земщину”, где продолжали существовать старинные государственные учреждения и “опричнину” – здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на “земских” ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.

Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей).” [ 1]

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.

Видео «Опричнина» (03.00 - 07.00)

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

Обратимся к названию произведения. Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?

Какие ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Каким предстает в произведении царь? Расскажите об образе Ивана Грозного.

Кто является настоящим героем “Песни” и почему? Кто главный герой произведения? Аргументируйте свой ответ.

Работа над 1 частью.

— Кто ведет повествование? («Гусляры, будто бы собирающиеся потешить боярина и боярыню.)

Зачитайте описание царского пира, назвать отрицательное сравнение. («Тучки синие» — недовольство, угроза царя, быстро сменяющие его улыбку и «закрывающие» «солнце красное» (радость, веселье).)

— Кто остался равнодушен к угощению царя? (Лишь один из них из опричников...)

— Как царь отреагировал на его отказ? («Вот нахмурил ... пробил оконечником». Мгновенно царь закипает неудержимым гневом, подозревая слугу своего в измене, зависти, и грозит расправой. Сравнение — «словно ястреб» на «голубя сизокрылого» «взглянул».)

Как Кирибеевич объясняет царю свою грусть? Прочитайте отрывок.

— Что предлагает ему царь? («И сказал, смеясь... не прогневайся». Царю грубому и развращенному властью чуждо представление о любовных переживаниях, о страданиях, которые приносит безответная любовь. Царь предлагает драгоценности, он уверен, что ни одна красавица не устоит перед ними.)

— В последней строфе гусляры проявляют сочувствие герою; какие это строчки? (Ох ты гой еси... христианскому (I ч., с. 122). Не отказывают гусляры опричнику в мужестве, смелости, отваге, в искренности любви. Он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову. Иногда герой кажется излишне хвастливым («Не родилась та рука... соболем отороченную».))

— Всю ли правду сказал Кирибеевич царю? («Обманул ... по закону ... христианскому...» Он скрыл правду: боялся осуждения. Против семейных устоев, против норм («Домострой» — «и что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию»)бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти.)

Расскажите о Кирибеевиче. Что мы узнаем о нем из 1 части?

Виноват ли Кирибеевич в своем чувстве к Алене Дмитриевне? Что говорит по этому поводу автор поэмы? ( ответ - конец 1 части)

Вывод. Любовь — замечательное чувство, но она не должна приносить горе окружающим, настоящая любовь неподкупна.

Работа над содержанием 2 части.

— Расскажите, кто такой Степан Калашников.

— Каким вы его себе представляете?

— Где в Москве располагались торговые ряды? Как они назывались? Почему?

— Где живет Степан Парамонович? Почему не около торговых рядов?

— Как описывается домашний уклад купеческой семьи во второй части? Можно ли здесь говорить о реалистичности изображения?

— Каковы взаимоотношения купца Калашникова и его супруги Алены Дмитриевны? Что является главным в их отношениях? (Уважение, преданность, забота.)

— Какие патриархальные нравы описывает здесь автор?

- По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?

- Что заставило “смутиться думою крепкою” Калашникова, вернувшегося домой?

- В чем подозревает купец свою жену? Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену? («Уж ты где жена, жена шаталася?» и т.д.). Что вы помнить о домострое?

- Как объясняет Алена Дмитриевна свое долгое отсутствие? Чтение отрывка.

— Как характеризует сцена у церкви Алену Дмитриевну и Кирибеевича?

— Почему за нее не заступились соседушки?

— Отчего так сначала была робка́ Алена Дмитриевна? Откуда в ней возникли протест и желание противостоять Кирибеевичу? Правильно ли она поступила?

Как в характере Алены отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?

— Охарактеризуйте Кирибеевича как определенный тип человека. Можно ли утверждать, что такие люди есть и сегодня?

- Как она реагирует на обвинение мужа?

— Почему за честь семьи должен был заступиться именно Степан Парамонович?

— Какие напутствия дает он своим младшим братьям?

— Что отвечают братья? Почему?

— Вызывает ли Кирибеевич ваши симпатии? Почему?

4. Итоги урока. Рефлексия.

Кто в этой части вам более всех симпатичен? Почему?

А на чьей стороне симпатии автора поэмы? Докажите это.

Вывод. Под покровом суровости и угрюмости мы видим в Калашникове черты доброты, гуманности. Он не похваляется своей статью («купец — статный молодец») и силой, но, когда придет час, не задумываясь ни на минуту, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца.

5. Домашнее задание: стр. 135- 136 – вопрос 5 (письменно) аргументируйте ответ.









4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!