СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов "Мцыри" как романтическая поэма.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов "Мцыри" как романтическая поэма.»

8 класс


Тема

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма.

Цели:

  1. познакомить учащихся с историей создания поэмы ”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения; провести идейно-тематический анализ лирического произведения; актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера, выявить способы раскрытия романтического характера в поэме;

  2. создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе;

  3. воспитывать интерес к творчеству поэта, учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений; прививать любовь к Родине; развивать ценностные представления (свобода – неволя, сила духа)

Планируемые результаты

учащиесяопределяют идейную направленность поэмы, структурные особенности произведения; характеризуют образ юноши-Мцыри,извлекают необходимую информацию из литературного текста и переводят её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);координируют личную деятельность с другими участниками в совместной работе; интерпретируют текст согласно предложенным заданиям, выражают личностное отношение к образу поэмы

Тип урока:

урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Оборудование:

текст поэмы, тетрадь

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

- Подготовка к восприятию. Притча.

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: 
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся: 
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. 
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил: 
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку. 

  • Определите ключевые слова притчи.

  • Как они связаны с поэмой Лермонтова?

  1. Совместное целеполагание.


Приветствуют учителя.

Прослушивают притчу, определяют ключевые слова.

Записывают тему урока и эпиграф.

«Узнать:для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?»

Формулируют цели урока.


  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.


1.Б. Композиция

А. Главная, обобщающая мысль в худ.произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

2.А. Тема

Б. Построение художественного произведения

3. Г.Идея

В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

4. В.Сюжет

Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенных в системе данного художественного мира (то, о чем пишет автор)


запись терминов


  1. Операционно-деятельный этап

  1. Создание проблемной ситуации.


рукопись

поэма

«Бэри» - по-грузински «монах»

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде послушника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.

Слово учителя

Романтическая поэма Лермонтова «Мцыри» посвящена теме сильной, свободолюбивой личности.

Главным героем является послушник грузинского монастыря. Он оказался здесь еще в детстве, когда попал в плен к русскому генералу. В пути он заболел, и генерал оставил его в монастыре. Монахи выходили и вырастили Мцыри. Он не смог принять монашескую судьбу, его душа стремилась на волю. Он скучал по родным местам, по родителям.

Однажды юноша покинул монастырь, через три дня его нашли едва живого и принесли в монастырь. Его рассказ об этих трех днях лежит в основе поэмы. Он понимает, что жить ему осталось недолго, но такая жизнь ему не дорога. Пришедшему монаху он исповедуется перед смертью. Мцыри с упоением повествует о том, как встретил девушку, дрался с барсом, как прекрасны горные реки, сады. Суть исповеди заключается в том, что эти три дня значили для него больше, чем вся жизнь в монастыре. Он просит монаха вынести его умирать в сад, чтобы видеть Кавказ, где в горах живет его семья.


Мцыри – это человек, готовящийся стать монахом, послушник, заточенный в монастырских стенах не по своей воле. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями.Ему чужда созерцательная жизнь в монастыре, поэтому он совершает отчаянный побег.

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Учащиеся высказывают предположения о замене названия и эпиграфа, на основе рассуждений формулируют идею поэмы. Поэма «Мцыри» изначально должна была иметь название «Бери» (означает «монах») . Но, поскольку герой, созданный Лермонтовым, не собирался становится монахом и вообще, мысль о дальнейшей жизни в монастыре ему была просто чужда, то появилось название «Мцыри» (так называют в Грузии послушников).





  1. Чтение поэмы «Мцыри».


Работа с классом.

Учитель читает, дети следят.


  1. Образ романтического героя.

- Сегодня мы познакомились со сложным типом человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»

- Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Запись в тетрадь.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.

3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.

4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.

5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

Обсуждают образ

героя.













Записывают в тетрадь.

  1. Рефлексивно-оценочный этап


  1. Метод «Займи позицию»

- Определите свое отношение к прочитанной поэме. На листах записать 5 предложений, которые показывают отношения учащихся к прочитанной поэме. (Понравилась – почему? не понравилась – почему?)

Индивидуальная работа.

Формулируют свое отношение к поэме письменно

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!