СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов Мцыри как романтический герой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Мцыри как романтический герой" предназначена для учащихся 8 класса.

В работе предоставлен разнообразный материал, помогающий раскрыть полнее образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов Мцыри как романтический герой»

М. Ю. Лермонтов  (1814 – 1841)    МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841)

МЦЫРИ

КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Поэма «Мцыри»  … Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог Я променял бы, если б мог…  Лермонтов «Мцыри»

Поэма «Мцыри»

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог

Я променял бы, если б мог…

Лермонтов «Мцыри»

 « Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»  В.Г. Белин ский

« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»

В.Г. Белин ский

  В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом — «послушник», «неслужащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец» , прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек , не имеющий родственников, близких .

В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение:

в первом — «послушник»,

«неслужащий монах»,

а во втором — «пришелец», «чужеземец» , прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек , не имеющий родственников, близких .

Поэма «Мцыри» (1839 год)  История создания    В 1830 – 1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. «Написать записки молодого монаха 17 лет. – С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…»  В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю его жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.  Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

Поэма «Мцыри» (1839 год) История создания

В 1830 – 1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. «Написать записки молодого монаха 17 лет. – С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…»

В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю его жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.

Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

Немного лет тому назад,  Там, где, сливаяся, шумят,  Обнявшись, будто две сестры,  Струи Арагвы и Куры,  Был монастырь…

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…

Тема и идея поэмы «Мцыри »  Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, рвущейся на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.  Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу . Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.  Мцыри умирает, потому что не может примириться с безрадостной жизнью в монастыре.

Тема и идея поэмы «Мцыри »

Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, рвущейся на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.

Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу . Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.

Мцыри умирает, потому что не может примириться с безрадостной жизнью в монастыре.

Композиция поэмы «Мцыри» Вступление Краткий рассказ автора о жизни Мцыри Исповедь героя

Композиция поэмы «Мцыри»

  • Вступление
  • Краткий рассказ автора о жизни Мцыри
  • Исповедь героя

Жизнь Мцыри в монастыре   Подробного описания монастырской жизни Мцыри нет,но понятно, что для героя монастырь - символ неволи , тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо.

Жизнь Мцыри в монастыре

Подробного описания монастырской жизни Мцыри нет,но понятно, что для героя монастырь - символ неволи , тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество.

Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо.

 вынослив  горд недоверчив одинок могуч духом тоскует по родине жаждет свободы  МЦЫРИ

вынослив

горд

недоверчив

одинок

могуч духом

тоскует по родине

жаждет свободы

МЦЫРИ

Почему Мцыри убежал из монастыря? Не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул.  Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе  Я мало жил, и жил в плену.  Таких две жизни за одну,  Но только полную тревог,  Я променял бы, если б мог…

Почему Мцыри убежал из монастыря?

  • Не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул.
  • Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог…

3. Совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля».

3. Совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля».

 Что особенно поразило Мцыри на воле? Красота природы. Многоголосный мир звуков. Великолепие Кавказа.

Что особенно поразило Мцыри на воле?

Красота природы.

Многоголосный мир звуков.

Великолепие Кавказа.

Ты хочешь знать, что видел я Покинув тайный свой ночлег,  К востоку направляло бег -  На воле? - Пышные поля,  Холмы, покрытые венцом  Как будто белый караван  Дерев, разросшихся кругом,  Залетных птиц из дальних стран!  Шумящих свежею толпой, Вдали я видел сквозь туман,  Как братья в пляске круговой.  В снегах, горящих, как алмаз,  Я видел груды темных скал,  Седой незыблемый Кавказ;  Когда поток их разделял…  И было сердцу моему  Легко, не знаю почему.  Я видел горные хребты,  Мне тайный голос говорил,  Причудливые, как мечты,  Что некогда и я там жил  Когда в час утренней зари Курился, как алтари,  И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней...  Их выси в небе голубом,  И облачко за облачком,

Ты хочешь знать, что видел я

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Как будто белый караван

Дерев, разросшихся кругом,

Залетных птиц из дальних стран!

Шумящих свежею толпой,

Вдали я видел сквозь туман,

Как братья в пляске круговой.

В снегах, горящих, как алмаз,

Я видел груды темных скал,

Седой незыблемый Кавказ;

Когда поток их разделял…

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Я видел горные хребты,

Мне тайный голос говорил,

Причудливые, как мечты,

Что некогда и я там жил

Когда в час утренней зари

Курился, как алтари,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней...

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце Мцыри? (13 глава) Почему Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод? (Он преследует одну цель – вернуться на родину. … Я цель одну – Пройти в родимую страну, Имел в душе – и превозмог Страданья голода, как мог.
  • Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце Мцыри? (13 глава)
  • Почему Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод?

(Он преследует одну цель – вернуться на родину.

Я цель одну –

Пройти в родимую страну,

Имел в душе – и превозмог

Страданья голода, как мог.

Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом.  Я ждал. И вот в тени ночной  Врага почуял он, и вой  Протяжный, жалобный как стон  Раздался вдруг... и начал он  Сердито лапой рыть песок,  Встал на дыбы, потом прилег,  И первый бешеный скачок  Мне страшной смертью грозил...  Но я его предупредил.  Удар мой верен был и скор.  Надежный сук мой, как топор,  Широкий лоб его рассек...  Он застонал, как человек,  И опрокинулся. Но вновь,  Хотя лила из раны кровь  Густой, широкою волной,  Бой закипел, смертельный бой!

Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный как стон

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил...

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

 качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом  Мужество Воля к победе Презрение к опасности  Уважение к достойному противнику

качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом

Мужество

Воля к победе

Презрение к опасности

Уважение к достойному противнику

 Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

 Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ? Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Раскаялся ли Мцыри в побеге? Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен

Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ?

Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи.

Раскаялся ли Мцыри в побеге?

Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен

 Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она ни закончилась .

Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она ни закончилась .

Задание: составьте синквейн .  Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:  1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
  • Задание: составьте синквейн .

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
 Выразительные средства поэмы «Мцыри» Эпитеты (« пышные поля», « свежею толпой», «объятья каменны е», « тайный ночлег», « бурное сердце»), «упрямая груда камней»); метафоры (« венцом дерев», при встрече с барсом сердце Мцыри «зажглось жаждой борьбы», Мцыри даёт себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди … родной»); олицетворени я ( «думы скал»); сравнения («деревья, как братья в пляске круговой» ; «в снегах, горящих, как алмаз» ; «горные хребты, причудливые, как мечты» ; «курилися, как алтари , их выси»; «облака, как будто белый караван залётных птиц»); аллитераци я («г р уды, го р ные х р ебты, ку р илися, как алта р и» («р»).

Выразительные средства поэмы «Мцыри»

Эпитеты пышные поля», « свежею толпой», «объятья каменны е», « тайный ночлег», « бурное сердце»), «упрямая груда камней»);

метафоры венцом дерев», при встрече с барсом сердце Мцыри «зажглось жаждой борьбы», Мцыри даёт себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди … родной»);

олицетворени я ( «думы скал»);

сравнения («деревья, как братья в пляске круговой» ; «в снегах, горящих, как алмаз» ; «горные хребты, причудливые, как мечты» ; «курилися, как алтари , их выси»; «облака, как будто белый караван залётных птиц»);

аллитераци я («г р уды, го р ные х р ебты, ку р илися, как алта р и» («р»).

Источники 1 . ru. wikipedia. org. images. yandex. ru С.М. Флоринская «Русская литература» Москва 1955 Учебник – хрестоматия для 8-го класса. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2008

Источники

1 . ru. wikipedia. org.

  • images. yandex. ru
  • С.М. Флоринская «Русская литература» Москва 1955
  • Учебник – хрестоматия для 8-го класса. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2008


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!