СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Нравственный поединок героев поэмы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Нравственный поединок героев поэмы.»

Тема: М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Нравственный поединок героев поэмы.

Цели урока: Образовательная: освоение художественного текста в единстве формы и содержания; Развивающая: развитие речевых навыков; совершенствование навыков сравнительно — сопоставительного анализа; закрепление теоретико — литературных понятий; Воспитательная: воспитание чести и достоинства учащихся через восприятие художественного текста поэмы М. Ю. Лермонтова.


Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Объявление темы и целей урока.

3. Работа над темой урока.

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. Работа над содержанием 3 части.

Чтение начала третьей части

— Какой образ Москвы рисует перед читателем М. Ю. Лермонтов?

- Выделите фольклорные приемы в описании зари над Москвой перед кулачным боем (инверсию и олицетворение):

— Разнится ли облик средневековой Москвы во всех трех частях произведения?

— Чувствуем ли мы любовь автора к этому городу? В чем она проявляется? Найдите в тексте эпитеты и метафоры, характеризующие авторское восприятие древней Москвы.

- Как готовится поле к кулачному бою?

— Что запрещали правила кулачного боя?

Почему купец Калашников решает идти биться с Кирибеевичем?

Где ищет помощи Калашников?

Почему Лермонтов наделяет правом Калашникова вершить суд над Кирибеевичем?

— Перечитаем сцену кулачного боя. Как ведут себя оба бойца перед схваткой? Как это их характеризует? На чьей стороне авторская симпатия? Как вы это почувствовали? Какие слова из текста об этом говорят?

— Отчего Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снега? Почему именно снег осенний, а не зимний? Кирибеевич — известный боец, храбрый опричник. Почему тогда «бойки очи его затуманились, между сильных плеч пробежал мороз»? Чего или кого испугался опричник?

— Как вы думаете, почему купец Калашников не открыл всю правду царю русскому? Чей суд он признает?

— На чьей стороне симпатия народа — на стороне царя Ивана Грозного, Кирибеевича или купца Калашникова? Почему?

— Что защищал, кроме чести своей семьи, Степан Парамонович?

(Честь и достоинство простого человека, независимо от его звания; вековые семейные устои и православные традиции, обряды, правила поведения.)

— За что бился в кулачных боях Кирибеевич? (За похвалу царя, за собственную славу и материальное вознаграждение.)

На чьей стороне симпатии автора в этой сцене?

Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок.

Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введен грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд? Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?

Почему Калашников не открыл ему всей правды?

Почему конфликт Кирибеевича и Калашникова не мог разрешиться мирно?

Кто и почему победил в поединке?

— Что вы можете сказать о поведении Ивана Грозного до и после поединка? Почему он велел казнить купца, хотя по правилам его стоило бы наградить и отпустить восвояси?

— За что тогда царь жалует жену, детей и младших братьев Калашникова? Нет ли здесь противоречия? Стр. 135 вопрос 4.

— Зачитайте эпилог поэмы. Какова его главная мысль?

“А как в жизни?..”

1. Разрешите ситуацию.

Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М.Лермонтова?

2. Разрешите ситуацию.

Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?

3. Разрешите ситуацию.

По мнению учёных-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: “Я топор велю наточить-навострить…”

Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Разрешите ситуацию.

Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.


— Что вы можете сказать об идее произведения (его главной мысли)? Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?

(Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг., не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. О своем поколении Лермонтов писал: «Перед опасностью малодушны и перед властию – презренные рабы».)

Учитель дает характеристику эпохи 30-х гг. ХIХв. А.И. Герцен писал об этом времени: «Нужно было иметь другую закалку, чтобы дышать воздухом этой зловещей эпохи. Надобно было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с горчайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надобно было с самого детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а напротив, — дать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, кандалами на руках и ногах, высоко держать голову».)

— Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине?

(Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры.)

— Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?

— В 1840 г. вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался «Песней...». Как вы думаете, почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни...»?

Жанровая специфика произведения.

— В чем особенность поэмы Лермонтова? (Поэма рассказывает об историческом прошлом Руси XVI в., царствовании Ивана Грозного, времени опричнины. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами для «боярина и боярыни его белолицей». Близость к фольклору не только придает достоверность характерам и картинам, изображенным в поэме, но и позволяет автору показать народный идеал, выразить народное понимание правды, чести, героизма, справедливости.)

— Какой жанр устного народного творчества «Песня...» напоминает? (Былину. Былинное обращение «Ох ты гой еси (возглас)...» введение историзмов: «князья», «бояре», «опричник», «трапеза». Эпитеты: солнце красное, тучи синие, златой венец, золоченый ковш, очи темные, брови черные, черный соболь, заря алая, стена белокаменная... — белый, черный, красный, синий, алый — совершенно в духе народной поэзии, не любящей полутонов и полутеней. Символ — алая заря — в народной поэзии предвещала трагические события. Лермонтов, по словам Белинского, вошел, в царство народности, как ее полный властелин. Архаизмы: лютая, али; просторечия: «твово», супротив; напевный ритм, антитеза (противопоставление); троекратные повторения (клич 3 раза «кликали»; повествование ведут гусляры.)

Можем ли мы доказать, что «Песня… про купца Калашникова» — поэма, а не историческая песня? Аргументируйте свой ответ.

4. Итоги урока. Рефлексия.

«Песня... В народной традиции царь предстаёт перед народом справедливым, грозным и милостивым одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа .

– Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста. «Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям: «Помолитесь сами в церкви Божией Вы за душу мою грешную». В поэме простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.

– Какова нравственная проблема, поднятая М.Ю. Лермонтовым в поэме? Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.

– Сохранились ли эти ценности в настоящее время?» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы людей.

«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить «честь жены и свое благородное имя».

Поэма заставляла задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности». (И. Андроников.)

5. Домашнее задание: 1) выучить наизусть понравившийся фрагмент поэмы (по выбору учащихся, можно, восход зари.).

2) сочинение-рассуждение 1. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?

2. Над чем меня заставила задуматься “Песня про купца Калашникова…”?




Литература:

Интернет-ресурсы


Вариант I

1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.

1) ХIV в. 2) ХVI в. 3) XVII в. 4) ХV в.

2. Кто стоит на пиру позади царя?

1) Стольники. 2) Охранники. 3) Сводники. 4) Собачники.

3. Что Кирибеевич попросил у царя?

1) Женить его. 2) Дать должность при дворе. 3) Дать надел земли. 4) Отпустить сражаться с

басурманами.

4. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?

1) Елисеевна 2) Еремеевна. 3) Евгеньевна. 4) Елизаровна.

5. Кому перед боем не поклонился Калашников?

1) Жене 2) Царю. 3) Богу. 4) Сопернику.

6. Какая вещь Алены Дмитриевны, оказалась у Кирибеевича?

1) Кольцо 2) Фата 3) Серьга. 4) Кулон.

7. Сколько лет было Лермонтову, когда он сочинил эту поэму?

1) 18. 2) 50. 3) 23. 4) 38.

8. Какого цвета традиционно была рубаха палача?

1) Белого 2) Черного. 3) Красного. 4) Не носил рубахи.

9.Где происходят события в первой части поэмы?

1) В доме купца 2) В Кремле. 3) В Коломенском. 4) В Белом доме.

10. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?

1) Царского суда 2) Немилости мужа 3) Людской молвы. 4) Лютой смерти.


Вариант II

1. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?

1) Владимирская 2) Киевская. 3) Суздальская. 4) Рижская.

2. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?

1) Отец 2) Младший брат. 3) Старший брат. 4) Сестра.

3. С кем гусляры сравнивают царя?

1) С ястребом. 2) С соколом. 3) Скречетом. 4) С вороном.

4. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

1) С яхонтом 2) С алмазом 3) С яшмой. 4) С жемчугом.

5. Какой особый знак принадлежал опричникам?

1) Черная лента 2) Метла и собачья голова. 3) Знак ястреба.4) Шапка с изображением волка.

6. На какую глубину вошел в пол наконечник царского посоха?

1) На дюйм. 2 ) На полчетверти. 3) Напол-аршина. 4) На 10 сантиметров.

7. Где происходят события второй части поэмы?

1) В Лефортове. 2) В Коломенском. 3) В Замоскворечье. 4) В Царицыно.

8. Куда уходила из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?

1) В лавку 2) В церковь. 3) В гости. 4) На свидание.

9. Где в Москве происходили кулачные поединки?

1) На Красной площади 2) На Москве-реке 3) НаКаменном мосту. 4) В Александровском саду.

10. Какую беду молодого опричника не предполагал царь?

1) Кончились деньги 2) Конь захромал. 3) Любовь приключилась. 4) Заболел.


Вариант III

1. Что сделал Калашников перед поединком?

1) Надел рукавицы 2) Снял рукавицы3) Надел кольчугу. 4) Снял шапку.

2. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?

1) Еду 2) Шелковые. 3) Кондитерские. 4) Контрабандные.

3. Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти?

1) Уехать за границу. 2) Закрыть лавку 3) Тайно убить злодея. 4) Выйти на поединок.

4. Из какой семьи родом Кирибеевич?

1) Сигизмунда 2) Бориса Годунова. ) Малюты Скуратова. 4) Василия Шуйского.

5. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?

1) Отсутствие еды 2) Присутствие гостя 3) Присутствие жены. 4) Отсутствие жены.

6. В описании чего автор ошибся?

1) Красной площади. 2) Кремлевских стен. 3) Купеческой лавки. 4) Царских палат.

7. Сколько ударов нанесли друг другу противники в бою?

1) Три. 2) Пять. 3) Два. 4) Много.

8. Какой крест поставили на могиле Калашникова?

1) Кленовый 2) Осиновый 3) Дубовый. 4) Еловый.

9. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?

1) Казнить. 2) Лишить купеческого звания.

3) Разрешить беспошлинную торговлю. 4) Пристроить при дворе.

10. Что такое аргамак?

1) Оружие. 2) Конь. 3) Одежда 4) Еда.



Вариант I

— Какое значение имеют картины ХVI века для раскрытия характера Калашникова?

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы в условиях деспотизма и террора отважиться защищать свою честь перед всем народом?

— Как Лермонтов описывает Калашникова?

— Как ведет себя Калашников в семье?

— Почему Калашников просит братьев «помолиться за его душу грешную»? В чем его грех?

— Почему «Песня...» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?


Вариант II

— Как описывается в начале «Песни...» Кирибеевич? Какие образы использовали гусляры?

— Почему гусляры, описывая внешность, сближают Калашникова и Кирибеевича, сравнивая их с героями былин? Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы?

— Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?

— Как вы понимаете слова Белинского о конце Кирибеевича:«Ужасное торжество совести в глубокой натуре»?

— С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича и почему?


Вариант III

— Вспомните характеристики царя Ивана IV из истории.

— В чем отличаются, а в чем совпадают историческая характеристика и описания Лермонтова?

— Предстает ли царь в поэме обычным человеком или чем-то недосягаемым?

— Каково отношение царя к Калашникову и Кирибеевичу?

— Справедливо ли поступает царь, казня купца? Почему?

— В чем проявляется царская справедливость?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!