СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М. Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».»

Тема: М. Ю.Ле рмонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХУI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Закрепление знаний учащихся о личности поэта; дать представление об исторической основе произведения; выявление фольклорных элементов в поэме.
    2) Выяснение смысла столкновения Калашникова и Кирибеевича; защиты Калашниковым человеческого достоинства; его готовности стоять за правду до конца.
    3)Развивать умение определять конфликт между личностью и властью.

Оборудовние:  

Компьютер, мультимедийный проектор

Репродукции картин художников И.Билибина В.Васнецова, Б.Кустодиева.

Компьютерные презентации:

1. «Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова»

2. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Изучение биографии Лермонтова. Сообщение обучающегося.

(Презентация 1)

Слайд 1-2.

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ.1814 - 1841

Слайд 3.

Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой.

Слайд 4.

После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками.

Слайд 5.

В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната – классная.

Слайд 6.

Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".

Слайд 7.

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.

В 1830-31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма "Странный человек" - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода

4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Слайд 8.

18 февраля 1837 г.М. Ю. Лермонтов был арестован: он написал стихотворение на смерть Пушкина «Смерть поэта». «Стихи Лермонтова переписывались, заучивались наизусть», - писал И. Панаев.

Вскоре Лермонтов был переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, и 19 марта он выехал на Кавказ через Москву.

Слайд 9.

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе!»

Слайд 10.

В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов) и гибели поэта.

Слайд11.

Дуэль состоялась между Лермонтовым и Мартыновым 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.

Слайд 12.

Первый в России памятник М. Ю. Лермонтову расположен в Пятигорске. Открыт 16 августа 1889 года за счёт народных пожертвований. Бронзовая статуя отлита в Санкт-Петербурге, а гранит для постамента завезён из Крыма.

Слайд 13.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел

III. Слово учителя. ( Презентация 2)

 Слайд1.

Сегодня мы приступаем к изучению великого произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Слайд 2.

Песня.." была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе. Это героическая гуслярная застольная песня, описывающая страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. Но в поэме автор не отразил те ужасные факты (казни людей, насильное пострижение в монахи, страшные пытки и издевательства, похищения красивых жён знатных людей). 16 век в изображении Лермонтова - высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются вне поля зрения поэта.

"Песня :" была написана в один год со "Смертью поэта" (1837г.), этим стихотворением поэт откликнулся на гибель Пушкина, пожертвовавшего жизнью ради чести своей семьи.1

Слайд 3.

Задание 1. Определите художественное время, художественное пространство поэмы, назовите главных героев произведения.

Слайд 4.

Художественное время – 16 век, годы опричнины (1565 – 1572).

Художественное пространство – Москва (царский дворец, торговые ряды, дом купца, площадь, где произошел кулачный бой).

Иван Грозный – историческая личность.

Герои произведения: царь Иван Грозный, купец Калашников, его жена Алена Дмитриевна, опричник Кирибеевич, московский люд.

Слайд 5. Задание 2.

В чем своеобразие жанра? Как мы узнаем о том, что происходит в произведении?

Определите эпизоды, соответствующие основным элементам сюжета.

Слайд6.

Сюжет:

экспозиция – пир у царя; завязка – встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем; кульминация – кулачный бой; развязка – победа Калашникова и его смерть.

Рассказчики – гусляры, ведут повествование – “песню”.

Особенности жанра песни: запев, припев, концовка. Тонический стих.

Слайд 7.

Исторические источники «Песни про купца Калашникова…» М. Ю.

Лермонтова:

  • «История государства Российского» Н. М. Карамзина.2

«Иоанн имел разум превосходный….»

«Хвалился милостью и щедростью…»

Но сей государь был тиран…»

  • У Карамзина есть рассказ о чиновнике Мясоеде Вислом и его красавице жене, обесчещенной опричниками.

(У Лермонтова Алёна Дмитриевна - жена купца, а Кирибеевич - один из опричников Ивана Грозного. )

Иногда, «Песню...» стремились связать с современными событиями, например,

  • а)с историей похищения гусаром жены московского купца;

  • б)видели в ней отражение и семейной драмы Пушкина.



Слайд 8.

Фольклорные источники «Песни про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова:

  • Песни о Мастрюке Темрюковиче, записанные Киришей Даниловым и П. В. Киреевским, и другие, в том числе разбойничьи песни.



Слайд 9.

У Карамзина Иван Грозный - деспот и тиран, жестокость которого объясняется извращённостью его натуры

В фольклоре, в частности в исторической песне о Мастрюке, царь стоит на стороне народа, справедливо соблюдая условия кулачного боя.



Слайд 10.

Иван Грозный - могучая натура, но искаженная безграничностью власти. Лермонтов не щадит своего героя: он страшен в гневе, болезненно мнителен и подозрителен. И в то же время есть в нем величественность, масштабность. 3

Слайд 11.

1.Что вы испытываете, когда смотрите на этот портрет? Почему возникают такие чувства?

2.Что особенно поражает в лице Иоанна?

  1. Какой представляется вам жизнь этого человека?

Слайд 12.

Иван IV ( Иоанн IV), Иван Васильевич по прозвищу Грозный родился в 1530 г.Великий князь Всея Руси в 1533-1547 гг.Первый русский царь в 1547-1584 гг.

Иван Грозный – сын великого князя Всея Руси Василия III. Потерял отца в 3 года. За малолетнего Ивана правили разные группы бояр. Митрополит Макарий и Боярская Дума венчали великого князя на царство, не ожидая от него большой самостоятельности. Но постепенно одаренный государь вышел из-под контроля олигархии и сосредоточил в своих руках фбсолютную власть. За годы правления Ивана IV московское государство превратилось в настоящее царство: к Москве были присоединены Казанское и Астраханское ханства,заселен Центрально-Черноземный район,завоеваны Северный и Центральный Урал, а также Западная часть Сибири.

Иван Васильевич провел важные административные реформы: принял Судебник – первый свод законов Московского государства, разделенный на параграфы, создал профессиональную армию, государственные ведомства, ввел наказания для чиновников.3



Слайд 13.

Для расправы над видными представителями знати было создано государство в государстве – Опричнина.

Среди опричников были и князья и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Целью их становилось- приблизиться к трону, власти, богатству.

Обещая народу « устроить на земле Царствие Божие» во главе с ним, «помазанником божьим», Грозный начал с кровавого утверждения власти самодержца. Себя он именовал «игуменом»; опричников – «монашеской братьею», которая в церквях по ночам, одетая в черное, совершала кощунственные ритуалы. Символом службы опричников царю стали песья голова и метла, что означало «выгрызть и вымести измену».

Связанные суровой дисциплиной и общими преступлениями опричники, орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно исполняли приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной властью. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Часто они не удовлетворялись простой казнью: отрезали головы, разрезали людей на куски, сжигали живьем. Опалы и казни становились повседневным явлением.

Насилие породило страх, царя стали называть Грозным. В конце концов царь сам обличил опричников как изуверов и уничтожил их.3


Слайд 14.

Опричнина просуществовала до 1572 года.

Митрополит Филипп открыто выступил против карательной политики царя, а в 1568 году в знак протеста уехал в монастырь.

В 1571 году на русскую земле вторглись войска Девлет-Гирея и была сожжена Москва. Опричное войско оказалось не способным противостоять этому нашествию. И лишь ополчение с земщины, созданное в помощь опричникам, смогло разгромить войска Девлет-Гирея.

В этом же году опричнина была преобразована в “государев двор”.3

Слайды 15-19.

  • Какое событие, отображенное на иллюстрации В.Васнецова, происходит в I части «Песни…»?

- Как гусляры поют об опричнике в первой главе? Во второй?

  • Что можно сказать о характере героя?

  • Почему скрыл правду от царя?

  • С чем связаны советы царя?

  • О каких вечных законах забыл опричник?

  • Какие законы мы можем назвать обязательными для исполнения и царям, и купцам, и простым смертным?



Слайд 20.

Не убий!

Не укради!

Не прелюбодействуй!

Не возжелай жены ближнего своего!

Не богохульствуй!

Не сотвори себе кумира!

Почитай отца и мать!

Возлюби ближнего своего!



Слайд 21.

-Как опричник говорит о своей любви к Алене Дмитриевне?

- Настоящая ли его любовь?

-Все ли нравственные законы соблюдает Кирибеевич?

Слайд 22-23

- Каким чувством проникнуто описание смерти опричника?

- Как говорят гусляры о нем в третьей главе?

- А как Лермонтов относится к участи своего героя?





Слайд 24. Пройдет стар человек—

перекрестится,

Пройдет молодец—приосанится,

Пройдет девица—пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.4



IV. Итог урока. "Какими изобразил своих героев автор и кого из героев можно назвать центральным?"

"Кто является в поэме "настоящим" героем и почему?"

Класс делится на 4 группы и готовит рассказ о своём герое по плану. Группа должна не только представить своего героя, но и попытаться найти в нём и хорошее, и плохое, дать оценку его поступкам, поведению (объяснить мотивы).

  • Калашников

  • Кирибеевич

  • Иван Грозный

  • Алёна Дмитревна

9. Домашняя работа.

  • Ответьте письменно на вопрос: "В чём "правда" купца Калашникова?" "

  • Выполнить презентацию "Образы главных героев в цитатах



. Список использованных источников:

    1. 1.http://www.feb-web.ru/feb/feb/c19.htm

    2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

    3. .collection.edu.ru/catalog/search/?text

    4. http://www.klassika.ru/stihi/lermontov

    5. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200303504

    6. http://www.museum-online.ru

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!