михаил юрьевич лермонтов
стихи
Школа России
3 класс
михаил
юрьевич лермонтов
1814-1841
В последние месяцы жизни поэт создал стихотворения «Родина», «Спор», «Утес» и другие. Мы сегодня познакомимся с одним из них, произведением М.Ю. Лермонтова «Утес».
Сам Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывал, что с детских лет он разлюбил игрушки и начал мечтать: «В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку...».
О писателе
Работа по теме урока
Правила работы
с книгой
• Не берите книги грязными руками.
• Читайте, сидя за удобным столом.
• Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.
• Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой
• Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
• Не читайте на ходу и при движении транспорта.
• Не читайте до усталости.
• Через 30-40 минут делайте перерыв в чтении.
• Храните книги на закрытых полках.
Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.
Утес
словарь
Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Морщина – расщелина.
Утес – высокая скала.
- Прочтите в парах стихотворение.
- Как вы понимаете слово «утёс»?
-Как называет его автор?
-Почему тучка золотая?
-Что за грудь у утеса?
- Подберите синонимы к этому слову.
- Прочтите слова, которыми автор передаёт чувства «утёса».
- Как называется приём наделения неодушевлённых предметов свойствами живых существ?
- Что можно сказать о человеке – Лермонтове после прочтения его стихотворений?
Олицетворение - стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку.
-Почему тучка "золотая"?
Она из золота?
- Почему "на груди утёса - великана"?
- почему "по лазури, играя"?
- Почему остался "влажный след в морщине"?
- Почему "тихонько плачет он в пустыне"?
Много ли контрастов в этом стихотворении?
ночь - утро,
весёлость - грусть,
великан - утёс - маленькая тучка.
Вывод: Мы видим пейзажную зарисовку и одновременно угадываем рассказ о человеческих отношениях.
Юные легкомысленны, изменчивы. Старые люди мудры, но часто одиноки.
читаем в парах
Нарисуй свою иллюстрацию к стихотворению или
придумай обложку к стихотворению.
Горные вершины
-Какое настроение возникает при чтении стихотворения?
-Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно. Что для этого надо?
-Что представили?
- Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать?
Найдите рифмующиеся слова.
- Как надо читать это стихотворение? Почему?
- прочитайте выразительно , как для себя.
- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях?
словарь
Тьма – отсутствие света, освещения; мрак, темнота.
Долина – низменность, межгорье, природная впадина различного вида на земле.
Мгла – сумрак, тьма.
1 четверостишье:
Объясните смысл выражения «горные вершины спят во тьме ночной».
– С кем сравнивает поэт горные вершины?
– Найдите в 1-м четверостишии рифмы.
2 четверостишье
- Какие глаголы употребил М.Ю. Лермонтов?
-Здесь найдите слова, которые рифмуются.
-Какой звук чаще всего употребляется в стихотворении?
Попробуем словами нарисовать иллюстрацию к этому тихотворению.
– Какие элементы будут главными в картине?
– Какими словами описаны горные вершины?
– Что мы расположим в центре картины? Почему?
– Где расположим остальные элементы?
– Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?
– Какой цвет будет основным?
– Закройте глаза, представьте себе картину.
– Опишите словами, что вы увидели.
на севере диком
словарь
РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении;
УТЕС – высокая скала.
- Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
- Какое настроение вызывает это стихотворение? Значит, как его надо читать?
- Прочитайте стихотворение «про себя», передавая настроение.
- Прочитайте вслух выразительно, как для себя.
- Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?
- А какое у него настроение?
- Какие открытия вы сделали, познакомившись с этим стихотворением?
Рефлексия
- С творчеством, какого поэта познакомились сегодня на уроке?
– Какое стихотворение вам больше всех понравилось?
Дерево успеха
Я молодец, работал
хорошо!
Я стараюсь, но у меня
не всё получается.
Я мало работаю на уроке, мне надо
работать лучше.
Спасибо за урок!