СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов "Тучи" 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов "Тучи" 6 класс (Меркин)»

М.Ю. Лермонтов «Тучи»

М.Ю. Лермонтов «Тучи»

ЦЕЛИ выявление значения мотивов странничества и изгнания в творчестве М.Ю. Лермонтова, смысла последних слов стихотворения, свидетельствующих об особенностях мировоззрения поэта, воспринимающего человеческую жизнь как «земное краткое изгнанье» совершенствование навыка многоуровневого анализа текста формирование нравственно-эстетических представлений

ЦЕЛИ

  • выявление значения мотивов странничества и изгнания в творчестве М.Ю. Лермонтова, смысла последних слов стихотворения, свидетельствующих об особенностях мировоззрения поэта, воспринимающего человеческую жизнь как «земное краткое изгнанье»
  • совершенствование навыка многоуровневого анализа текста
  • формирование нравственно-эстетических представлений
 Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоб ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоб ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Выявление первоначальных впечатлений Как вы представляете картину, нарисованную поэтом в стихотворении? Какие краски бы вы выбрали, рисуя иллюстрации к стихотворению?

Выявление первоначальных впечатлений

  • Как вы представляете картину, нарисованную поэтом в стихотворении?
  • Какие краски бы вы выбрали, рисуя иллюстрации к стихотворению?
История создания В стихотворении ярко выражены мотивы одиночества и странничества, которые являются сквозными для всего творчества М.Ю.Лермонтова. История создания этого произведения известна из воспоминаний современников поэта – оно было написано в день его отъезда из Петербурга на Кавказ. Кавказ был местом ссылки непокорного поэта, там ему пришлось встретить смерть.

История создания

В стихотворении ярко выражены мотивы одиночества и странничества, которые являются сквозными для всего творчества М.Ю.Лермонтова. История создания этого произведения известна из воспоминаний современников поэта – оно было написано в день его отъезда из Петербурга на Кавказ. Кавказ был местом ссылки непокорного поэта, там ему пришлось встретить смерть.

Лермонтов отправлялся в ссылку. И в доме у Карамзиных собрались друзья, чтобы проститься с поэтом перед разлукой. Это краткое стихотворение проникнуто мрачным предчувствиями, разочарованием и печалью. Поэт соотносит себя с тучками и хочет быть на них похожими не только свободой, но и холодностью, отстранённостью.

Лермонтов отправлялся в ссылку. И в доме у Карамзиных собрались друзья, чтобы проститься с поэтом перед разлукой.

Это краткое стихотворение проникнуто мрачным предчувствиями, разочарованием и печалью.

Поэт соотносит себя с тучками и хочет быть на них похожими не только свободой, но и холодностью, отстранённостью.

«Тучи» – стихотворение, написанное «на случай», как многие стихи Лермонтова, но оно поражает читателя своей глубиной и тонким психологизмом. В этот период жизни автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять своей жизнью и поступать так, как хочет, вызывало у Лермонтова чувство досады .

«Тучи» – стихотворение, написанное «на случай», как многие стихи Лермонтова, но оно поражает читателя своей глубиной и тонким психологизмом. В этот период жизни автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять своей жизнью и поступать так, как хочет, вызывало у Лермонтова чувство досады .

Речь идёт не о ссылке в родовой усадьбе в тени виноградников, а о пребывании в действующей армии, которая вела войну на Кавказе. Каждый день мог стать последним для поэта, все это понимали. Лермонтов действительно участвовал в боевых операциях и отдавался военному делу без трусости. Важно понимать, в последние годы поэт часто страдал от приступов чёрное меланхолии – был мрачен, язвителен, вспыльчив.

Речь идёт не о ссылке в родовой усадьбе в тени виноградников, а о пребывании в действующей армии, которая вела войну на Кавказе. Каждый день мог стать последним для поэта, все это понимали. Лермонтов действительно участвовал в боевых операциях и отдавался военному делу без трусости.

Важно понимать, в последние годы поэт часто страдал от приступов чёрное меланхолии – был мрачен, язвителен, вспыльчив.

Окружающие не понимали состояния Лермонтова и воспринимали его слова всерьёз. Спустя год после написания этого стихотворения поэт был убит на дуэли своим сослуживцем. Интересен тот факт, что сам Лермонтов настолько мало дорожил своей жизнью, что право первого выстрела никак не использовал – выпустил пулю в воздух. Поэтому стихотворение имеет пророческий настрой.

Окружающие не понимали состояния Лермонтова и воспринимали его слова всерьёз. Спустя год после написания этого стихотворения поэт был убит на дуэли своим сослуживцем. Интересен тот факт, что сам Лермонтов настолько мало дорожил своей жизнью, что право первого выстрела никак не использовал – выпустил пулю в воздух. Поэтому стихотворение имеет пророческий настрой.

Первая строфа Открывается стихотворение ярким динамическим пейзажем : Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Настроение создаётся уменьшительно-ласкательным суффиксом в слове тучки, эпитетом небесные, изысканным сочетанием цвета – жемчуг на фоне ярко-голубого неба. Лермонтов изображает характерное для него художественное пространство , образуемое вертикалью земля – небо . Вместо с поэтом читатель оказывается в безбрежной «лазурной степи».

Первая строфа

Открывается стихотворение ярким динамическим пейзажем :

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Настроение создаётся уменьшительно-ласкательным суффиксом в слове тучки, эпитетом небесные, изысканным сочетанием цвета – жемчуг на фоне ярко-голубого неба. Лермонтов изображает характерное для него художественное пространство , образуемое вертикалью земля – небо . Вместо с поэтом читатель оказывается в безбрежной «лазурной степи».

Но не вид природной гармонии создаёт эмоциональный тон, а вторгающееся в этот небесный пейзаж земное слово странники, которое усилено эпитетом вечные. От лазурного неба и белоснежных облаков особенно контрастен переход к ощущению бесприютности. В произведении создан аллегорических образ туч, которые, подобно поэту-изгнаннику , мчатся «с милого севера в сторону южную».

Но не вид природной гармонии создаёт эмоциональный тон, а вторгающееся в этот небесный пейзаж земное слово странники, которое усилено эпитетом вечные. От лазурного неба и белоснежных облаков особенно контрастен переход к ощущению бесприютности. В произведении создан аллегорических образ туч, которые, подобно поэту-изгнаннику , мчатся «с милого севера в сторону южную».

Кто такой странник? Тот, у кого нет дома, кто бесприютен и одинок. Мотив странничества важен для творчества М.Ю. Лермонтова и связан с образом дороги. Его герой постоянно находится в поиске истины и не надеется на возвращение.
  • Кто такой странник?

Тот, у кого нет дома, кто бесприютен и одинок. Мотив странничества важен для творчества М.Ю. Лермонтова и связан с образом дороги. Его герой постоянно находится в поиске истины и не надеется на возвращение.

Вторая строфа Почему поэт вынужден расстаться со своей родиной? Причины его изгнания объясняет цепочка риторических вопросов: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоб ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Риторические вопросы расположены по мере увеличения глубины и тяжести перечисленных причин. Самая горькая из них – «друзей клевета ядовитая», потому что настоящие друзья не предают. А значит, лирический герой одинок – у него нет друзей. Он попытался сравнить себя с тучками, решив, что их объединяет изгнанничество .

Вторая строфа

  • Почему поэт вынужден расстаться со своей родиной?

Причины его изгнания объясняет цепочка риторических вопросов:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоб ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Риторические вопросы расположены по мере увеличения глубины и тяжести перечисленных причин. Самая горькая из них – «друзей клевета ядовитая», потому что настоящие друзья не предают. А значит, лирический герой одинок – у него нет друзей. Он попытался сравнить себя с тучками, решив, что их объединяет изгнанничество .

Третья строфа Третья строфа начинается с прямого отрицания возникшего вначале сравнения. Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Никто не гонит тучки – они свободны. Свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны – им попросту наскучили холодные северные края. Нет у них родины – не может им быть и изгнания. Поэтому названо стихотворение не «Тучки», а более отчуждённо и сдержанно – «Тучи».

Третья строфа

Третья строфа начинается с прямого отрицания возникшего вначале сравнения.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Никто не гонит тучки – они свободны. Свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны – им попросту наскучили холодные северные края. Нет у них родины – не может им быть и изгнания. Поэтому названо стихотворение не «Тучки», а более отчуждённо и сдержанно – «Тучи».

В судьбе тучек и в судьбе поэта есть только видимое сходство – различия между ними гораздо важнее. Только у человека, каким бы он ни был независимым, есть «корни»: дом, семья, друзья – всё то, что называется родиной. Несмотря на то что поэт гоним злой судьбой, в душе его нет безысходного трагизма. Он многого лишён, но у него есть любовь к родине и сердце, отзывающееся на всё, что происходит в мире. И судьба изгнанника в системе ценностей жизни оказывается выше свободы холодных туч. Внутреннее развитие мысли и настроения в стихотворении совершается стремительно – от светло-печальных тонов вступительной части к трагической теме во второй строфе .

В судьбе тучек и в судьбе поэта есть только видимое сходство – различия между ними гораздо важнее. Только у человека, каким бы он ни был независимым, есть «корни»: дом, семья, друзья – всё то, что называется родиной. Несмотря на то что поэт гоним злой судьбой, в душе его нет безысходного трагизма.

Он многого лишён, но у него есть любовь к родине и сердце, отзывающееся на всё, что происходит в мире. И судьба изгнанника в системе ценностей жизни оказывается выше свободы холодных туч. Внутреннее развитие мысли и настроения в стихотворении совершается стремительно – от светло-печальных тонов вступительной части к трагической теме во второй строфе .

Изгнанничество в мире Лермонтова является вариантом мотива странничества. Быть изгнанным для него – быть избранным, исключительным, т.е. это путь к внутренней свободе. Благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение.

Изгнанничество в мире Лермонтова является вариантом мотива странничества. Быть изгнанным для него – быть избранным, исключительным, т.е. это путь к внутренней свободе. Благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение.

«Тучи» – это лирическое стихотворение-размышление, близкое к элегии, т.к. наполнено грустью и печалью. Написано в форме обращения лирического героя к тучам. Но это всего лишь форма. На самом деле – это рассуждение героя о собственной жизни.

«Тучи» – это лирическое стихотворение-размышление, близкое к элегии, т.к. наполнено грустью и печалью. Написано в форме обращения лирического героя к тучам. Но это всего лишь форма. На самом деле – это рассуждение героя о собственной жизни.

Основная тема стихотворения – изгнание . Герой, как и тучи, вынужден покинуть северный край ради южного, но причины у них разные. Тучи идут своим ходом по воле ветра, а герой изгнан из родного дома из-за злобы клеветы людей. Он не может выбрать свой путь, не может быть холоден и равнодушен, как тучи. В этом его трагедия. Тема родины - север мил поэту, потому что эти бесплодные нивы – его Родина, которую ничто не заменит.

Основная тема стихотворения – изгнание . Герой, как и тучи, вынужден покинуть северный край ради южного, но причины у них разные. Тучи идут своим ходом по воле ветра, а герой изгнан из родного дома из-за злобы клеветы людей. Он не может выбрать свой путь, не может быть холоден и равнодушен, как тучи. В этом его трагедия.

Тема родины - север мил поэту, потому что эти бесплодные нивы – его Родина, которую ничто не заменит.

Проблема свободы не менее значима. Тучи свободны, но они холодны, бесчувственны и лишены родины. Такова цена независимости, которую герой не может заплатить. Проблема противопоставления себя обществу . Лермонтов видит причины своего изгнания в злобе людей и предательстве друзей. Настроение стихотворения печальное. Мы ощущаем тоску изгнанника, вынужденного покидать родимый край по воле злого рока.

Проблема свободы не менее значима. Тучи свободны, но они холодны, бесчувственны и лишены родины. Такова цена независимости, которую герой не может заплатить.

Проблема противопоставления себя обществу . Лермонтов видит причины своего изгнания в злобе людей и предательстве друзей. Настроение стихотворения печальное. Мы ощущаем тоску изгнанника, вынужденного покидать родимый край по воле злого рока.

Средства художественной выразительности Эпитеты: «тучки небесные», «вечные странники», «зависть тайная», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные», «вечно холодные, вечно свободные». Олицетворения: «мчитесь вы», «вам наскучили». Риторические вопросы: «Судьбы ли решение?», «Зависть ли тайная?»

Средства художественной выразительности

Эпитеты: «тучки небесные», «вечные странники», «зависть тайная», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные», «вечно холодные, вечно свободные».

Олицетворения: «мчитесь вы», «вам наскучили».

Риторические вопросы: «Судьбы ли решение?», «Зависть ли тайная?»

Составление синквейна 1 вариант: Тучи 2 прилагательных 3 глагола Предложение Синоним к слову тучи 2 вариант: Лирический герой 2 прилагательных 3 глагола Предложение Синоним к слову лирический герой.

Составление синквейна

1 вариант:

  • Тучи
  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • Предложение
  • Синоним к слову тучи

2 вариант:

  • Лирический герой
  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • Предложение
  • Синоним к слову лирический герой.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!