Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме
«М.Ю.Лермонтов. «Бородино»: историческая основа, патриотический пафос
М.Ю. Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос.
Цели урока: анализ стихотворения “Бородино»; развитие умения работать с дополнительными источниками, анализировать художественное произведение, навыков монологической речи и выразительного чтения; воспитание у учащихся уважения к великому прошлому России.
Форма проведения – заседание круглого стола
Оборудование: список непонятных слов, историческая карта “Отечественной войны 1812 года”, репродукции картин П.Заболотского “Старый солдат”, С. Герасимов “М.И.Кутузов под Бородином”, А.Туба “Бородинская битва”,Ф.Рубо “Панорама Бородинской битвы”, иллюстрации к стихотворению: Н.В.Кузьмин “Рука бойцов колоть устала”, А.В.Кондратьев “Скажи-ка, дядя, ведь недаром…”.
Звуковое оформление : С.С.Прокофьев “Вставайте, люди русские!” (из кантаты “Александр Невский”)
Москва, Москва, люблю тебя,
как сын,
Как русский, - сильно,
пламенно и нежно!
М.Ю.Лермонтов
У Бородино французская
армия разбилась о русскую.
А.П.Ермолов
Ход урока
Ⅰ. Оргмомент.
Ⅱ. Работа с эпиграфами урока. Объявление темы урока. (Звучит “Вставайте, люди русские…” С.С.Прокофьева. )
- Прочитайте эпиграфы нашего урока. О чем они? Какова их основная мысль?
- Именно о Бородинской битве, ее изображении в балладе М.Ю.Лермонтова, его отношении к славе русского оружия мы и будем говорить сегодня.
Ⅲ. Целеполагание . Объявление формы работы. Постановка проблемного вопроса:
«Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»
Ⅳ. Работа по изучению баллады «Бородино».
1.Защита групповых мини-исследований.
1.1. Сообщение историков «Историческая основа баллады».
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию.
Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км. от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей матери. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага.
“За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад” - таков был приказ.
“Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в этом сражении.
Многие из сражавшихся побросали свои ружья, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятьях и вместе падали мёртвыми. Конница скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском.” Так вспоминал один из очевидцев сражения.
Потери русских составили 45, 6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов - вся гвардия.( 19 тысяч человек) Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все “за” и “против”, желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время, Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. Мы вслед за генералом А.П.Ермолаевым можем с гордостью повторить: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую”.
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
1.2. Беседа
- Какие исторические события положены в основу баллады М.Ю.Лермонтова?
- Почему поэт изображает лишь Бородинское сражение?
1.3. Сообщение литературоведов «Изображение войны в балладе М.Ю.Лермонтова». (Реализация д/з)
К теме Бородинской битвы М.Ю. Лермонтов обращался не один раз в своих стихотворениях. Первое из них – “Поле Бородина” было написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет. Стихотворение же “Бородино” М.Ю. Лермонтов пишет через 25 лет после сражения. Главное в нём не изображение хода битвы, а изображение чувств и мыслей простых солдат и слитых с ними чувств и мыслей поэта, его размышления о роли народа в победе и о значении Бородинской битвы, о судьбе личности и возможности ее единения с народом, о том, какой ценой добывается слава Родины.
Сам поэт горячо любил Москву, где прошла его юность, простой народ, людей отважных, готовых бороться за свободу. Он смело выступал в своих стихах против царя и вельмож, за что был сослан на Кавказ, где тогда шла война. Лермонтов участвовал в сражениях и проявил себя храбрым воином.
И стихотворение “Бородино” - смелый поступок, потому что в нем поэт воспевает не царя-победителя, а простой народ, русских солдат.
Автор выступает в стихотворении не от своего имени, а от лица рассказчика – старого солдата, участника событий. Это простой человек, рядовой солдат, вместе со всем русским войском вынесший на плечах всю тяжесть битвы. И вместе с тем он частица русского народа, хорошо понимающего, за что он борется.
1.4.Прослушивание баллады М.Ю.Лермонтова в грамзаписи.
1.5. Беседа по первичному восприятию стихотворения.
–Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
- Все ли вам было понятно ?
1.6. Лексическая работа .(Работа с Толковым словарем С.Ожегова в группах)
- Определите значения записанных слов , оформив записи в тетрадях
редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лефет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
улан, драгун – солдаты конных полков;
басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
2. Анализ стихотворения. Работа с текстом
- Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?
- Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?
- Каким вы представляете себе старого воина?
- Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?
- Кто герои рассказа ветерана войны?
- С какими чувствами старый воин вспоминает о них? Как он их называет? С каким чувством надо читать эти строки? Зачитайте.
- Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя? Найдите и зачитайте строки из текста. Какие чувство мы должны передать в этом эпизоде?
- Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата? Зачитайте.
- Как меняется тональность речи старого воина от момента описания отступления до подготовки к бою и при описании самого боя?
- Какими вы увидели участников сражения?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?
3. Физкультминутка.
4. Самостоятельная работа исследовательского характера. (У слабых учащихся на столах лежат карточки-подсказки «Терминологический словарь»)
- В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни. Речь Лермонтова богата эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Выпишите их.
5. Терминологическая работа
- Какие звуки помогают нам услышать бой, свист ядер, звон оружия?
Этот прием в литературе называется звукописью, а точнее аллитерация.(Записывают термины в теради)
6. Сообщение искусствоведов «Война 1812 года в живописи и кинематографии». (Реализация д/з)
- Как соотносятся живописные полотна с балладой Лермонтова?
- Какие эпизоды баллады они иллюстрируют? Передают ли они чувства героев?
Ⅴ. Обобщение.
- В каких видах искусства и как показана война 1812 года?
- Что же открыл нам поэт в “Бородино”?
- Почему до сих пор вся Россия помнит «про день Бородина»?
Ⅵ. Итоги.
Ⅶ.Д/з: выразительное чтение по ролям; составление плана (для сильных учащихся – цитатного плана) эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.
Ⅷ. Рефлексия.