СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Урок 1. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» (Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

По традиции это произведение изучается в 5 классе, и на работу с ним отводится два часа. Предлагаемая разработка содержит подробный конспект уроков, дополнительные материалы для учителя и учащихся, варианты домашних заданий и проверочных работ.  В зависимости от того, по какой программе работает учитель, каков уровень литературной подготовки учащихся, задания могут варьироваться. Дополнительный иллюстративный материал учитель готовит самостоятельно.

Основные положения урока ученики фиксируют в рабочих листах, заранее подготовленных учителем, или в рабочих тетрадях. В качестве проверочной работы мы даёт три варианта тестовых заданий, приближенных к формату государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена по литературе.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов «Бородино». Урок 1. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» (Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»)»

М.Ю.Лермонтов «Бородино».

Урок 1. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

(Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»)


Методический комментарий:

По традиции это произведение изучается в 5 классе, и на работу с ним отводится два часа. Предлагаемая разработка содержит подробный конспект уроков, дополнительные материалы для учителя и учащихся, варианты домашних заданий и проверочных работ. В зависимости от того, по какой программе работает учитель, каков уровень литературной подготовки учащихся, задания могут варьироваться. Дополнительный иллюстративный материал учитель готовит самостоятельно.

Основные положения урока ученики фиксируют в рабочих листах, заранее подготовленных учителем, или в рабочих тетрадях. В качестве проверочной работы мы даёт три варианта тестовых заданий, приближенных к формату государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена по литературе.


Домашнее задание к уроку:

Индивидуальное задание «Военная терминология, использованная в стихотворении М.Лермонтова «Бородино» (толкование слов, может сопровождаться презентацией).



Цель урока: выявить историческую основу стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»; определить жанровые и композиционные особенности произведения; развивать навыки литературоведческого анализа, коммуникативную культуру личности, способствовать воспитанию патриотических чувств.


Оборудование:

Портрет М.Ю.Лермонтова, презентация учителя или картины, изображающие Бородинское сражение, карта-схема Отечественной войны 1812 года; рабочий лист для учащихся.


I. Подготовка к усвоению новых знаний (2 мин).

В 2012 году Россия отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года.

- Вспомните, что вы знаете об этом историческом событии из уроков истории?

В ходе беседы восстанавливаются основные события Отечественной войны 1812 года, при этом учитель может дополнить ответы учеников своим рассказом и презентацией.


II. Самостоятельная работа с текстом исторической справки, ответ на вопрос (5 мин)

Задание классу: самостоятельно прочитайте текст исторической справки (см.задание 1 рабочего листа) и ответьте на вопрос: «Почему Бородинское сражение стало главным событием Отечественной войны 1812 года?».

Бородинское сражение стало главным событием Отечественной войны 1812 года, потому что в этом сражении решалась судьба России. Наполеон хотел «поразить Россию в самое сердце». Несмотря на то, что после сражения было решено оставить Москву, чтобы сохранить русскую армию, французам под Бородино был нанесён сокрушительный удар. Русские люди показали пример высочайшего героизма и стойкости.


III. Постановка цели урока (2 мин).

Отечественной войне 1812 года посвятили свои произведения русские художники, поэты и писатели: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой.

- Вспомните, какое произведение русской литературы на тему войны 1812 года вы изучали?

- Как удалось автору в аллегорической форме представить события русской истории?

Речь идёт о басне И.А.Крылова «Волк на псарне». В аллегорической форме баснописец представил Наполеона, который вместе со своей армией был загнан в самую глубь России и побеждён.

История героического сражения 1812 года под Бородино легла в основу и стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», первый урок мы назовём словами из текста стихотворения «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

В ходе знакомства с произведением русского поэта мы постараемся ответить на вопрос: Как удалось М.Ю.Лермонтову в небольшом по объёму произведении показать историческую значимость Бородинского сражения?

Обратимся к истории создания этого стихотворения.


IV. Рассказ учителя об истории создания произведения (сопровождается презентацией) (5 мин).

Стихотворение «Бородино» было написано в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года, в 1837 году и впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник" уже после смерти А. С. Пушкина.

К теме Бородин­ского сражения Лермонтов обращался неоднократно в своем творчестве: сначала "Поле Бородино", затем "Бородино", "Воздушный ко­рабль", "Последнее новоселье".

- Как вы думаете, почему М. Ю. Лермонтов так часто обращался именно к этой теме?

Ученики высказывают предположение о том, что поэт интересовался историей, слышал рассказы очевидцев и участников Отечественной войны 1812 года.

Лермонтов родился в Москве в 1814 году, через два года после французского нашествия. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарха­ны, принадлежавшую его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там про­шли детские годы будущего поэта.

В Тарханах его окружали люди 1812-го года. В семье его кормилицы жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров, от которого будущий поэт мог слышать рассказы о долгой, боевой жизни. В доме Арсеньевой постоянно бывали во­енные, прежде всего братья Елизаветы Алексеевны - офицеры артиллерии (Дмитрий и Афанасии Столыпины). Именно от них узнал маленький Миша о роли артиллерии в Бородинском сражении. Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мо­сье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе вер­ность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государ­ственным деятелем.

Когда Мише было 6 лет, бабушка возила его в Москву, еще хранившую следы разрушений: на улицах - груды обгорелых камней, сожженные дворцы, взо­рванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. С юношеских лет Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдо­ва и Н.А.Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатав­шимся в журнале А.С. Пушкина "Современник".

В 1831 году Лермонтов пишет стихотворение «Поле Бородина», а в 1837 году, переработав свой юношеский на­бросок, создаёт замечательное стихотворение «Бородино».

Лермонтов старался воссоздать в стихотворении историческую битву, поэтому он использовал слова военной терминологией того времени.


V. Словарная работа. Индивидуальное задание с презентацией (3 мин).

Военная терминология, использованная в стихотворении М.Лермонтова «Бородино».

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

улан, драгун – солдаты конных полков;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

булат – оружие булатной стали, сабля;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

бивак – стоянка войск под открытым небом;


VI. Чтение учителем стихотворения (4 мин)

VII. Анализ текста (7 мин).

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Каким чувством оно проникнуто?

- О чём рассказывает автор в стихотворении?

В стихотворении показана любовь к Родине, гордость за соотечественников, желание защитить Родину ценой собственной жизни. Автор рассказывает о первых поражениях русских войск, о подготовке к Бородинскому сражению и о самом сражении.

- Если Лермонтов хотел рассказать нам о Бородинском сражении, то почему он выбрал не прозаическую, а поэтическую (стихотворную) форму?

Автору важно не только рассказать о событии, но и передать чувства и переживания героя, поэтому он выбирает форму, сочетающую в себе признаки и эпоса, и лирики.

Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» можно назвать балладой (запись определения).

Баллада – это стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.

Обратимся к художественным особенностям этой баллады. Стихотворение написано в необычной для лирического произведения форме – форме диалога.

- Кто участвует в этом диалоге?

- Почему автор выбирает такую форму организации повествования, как диалог, а не монолог?

- Почему право рассказывать о событиях войны 1812 года автор доверяет простому солдату, а не военачальнику?

- Как относится старый солдат к своему собеседнику? Почему? Как характеризует своё поколение? Почему сравнивает своих современников с богатырями?

- Почему молодые солдаты хотят знать о сражении под Бородином?

Стихотворение строится как диалог молодого солдата и пожилого участника Бородинского сражения. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя – это распространённое обращение к старшему по возрасту человеку. Срок службы в царской армии в прошлом составлял 25 лет, поэтому молодые и пожилые солдаты служили вместе. Благодаря диалогу, Лермонтов противопоставляет старшее поколение людей, отличавшееся мужеством, беззаветной преданностью своей Родине, молодому поколению, не закалённому в суровых испытаниях войны, а значит, лишенных лучших нравственных качеств патриотов, защитников страны: «Были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри – не вы!». В то же время интерес молодых к событиям 1812 года свидетельствует о том, что история хранит память о героических страницах прошлого. Право рассказа о событиях автор передаёт артиллеристу, участнику Бородинского сражения, чтобы придать достоверность событиям и подчеркнуть, что истинными героями были обыкновенные солдаты.


VIII. Самостоятельная работа по составлению плана 1-4 пункт. Работа над второй частью стихотворения предстоит на следующем уроке. (8 минут)

Давайте обратимся к рассказу старого артиллериста.

- О каких важных событиях Отечественной войны 1812 года он сообщает молодым?

- Какие слова, обороты речи использует в своём художественном произведении?

Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем составить план этого рассказа. (Задание 2 на рабочем листе).

(Ученикам можно предложить выполнить одну работу всем или по вариантам: одни учащиеся составляют простой план, другие – цитатный. Важно, чтобы ученики подобрали наиболее точную формулировку для простого плана и соответствующую ей яркую авторскую цитату).


IX. Анализ планов, работа с тексом стихотворения (7 мин)

В ходе проверки плана повторное чтение стихотворения учениками по частям и небольшой исторический комментарий учителя.

Учителю следует обратить внимание учеников на целый ряд выражений:

«Мы долго молча отступали…» - упоминание о первом этапе войны – отступлении русской армии, о трёхдневном кровопролитном сражении под Смоленском.

«Ворчали старики: / «Что ж мы на зимние квартиры»? - по правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.

«Забил заряд я в пушку туго» - солдат, рассказывающий о событиях, был артиллеристом. Работая над иллюстрацией учебника, учителю необходимо сказать, что артиллерист, забивающий снаряд, должен был выходить из укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам. Артиллерия, поставленная на подготовленных позициях, являлась опорой всего боевого порядка русских войск во время Бородинского сражения.

«Уж мы пойдём ломить стеною» - во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй и становились живой стеной.

«Два дня мы были в перестрелке. / Что толку в этакой безделке / Мы ждали третий день» - Военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа. Само сражение произошло 26 августа, то есть на третий день. В устах старого солдата выражение «Мы ждали третий день» звучит со сказочной интонацией, именно на третий день у богатырей происходили решающие битвы с врагами.


X. Заключительная беседа. (2 мин)

- Почему накануне сражения «ликовал француз», но «тих был наш бивак открытый»?

- Как вы понимаете эти выражения?

- Какие чувства испытывали солдаты?

- Какой художественный приём помогает автору противопоставить чувства русских и французов накануне сражения?

Антитеза помогает автору противопоставить настроение, отношение к битве русских и французских солдат. Французы были уверены в своей быстрой победе и заранее праздновали её; для русских это решающая битва, они сосредоточены и молчаливы, готовы отдать свою жизнь за Родину.

Предварительный вывод: В небольшом по объёму произведении М.Ю.Лермонтову удалось показать историческую значимость Бородинского сражения. Автор выбирает жанр баллады, строит своё произведение как воспоминания старого артиллериста, рядового участника Бородинского сражения, он рассказывает о мужестве, героической стойкости русских солдат и их беззаветной преданности Родине.


Домашнее задание ученикам дано на рабочем листе. Мы предлагаем достаточно объёмное задание, учитель может выбрать два из трёх предложенных или заменить одно из заданий ответами на вопросы учебника.



















Рабочий лист к уроку по произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!


1. Прочитайте историческую справку и ответьте на вопрос: «Почему Бородинское сражение стало главным событием Отечественной войны 1812 года?».

В июне 1812 г. французские войска переправились через реку Не­ман и вторглись в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву, он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце». Его военная сила почти втрое превосходила русские войска армии Барклая-де-Толи и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русскую армию еще на границе, но его план был сорван. Два месяца продолжалось отступление русских войск.

26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 110 км от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Главнокомандующим русской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага. «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад», - таков был приказ. Сражение было ожесточённым. Потери русских составили 45, 6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. Бородинское сражение надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. Вслед за генералом А.П.Ермолаевым мы можем с гордостью сказать: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Баллада


2. Перед вами два плана: простой и цитатный. Некоторые пункты плана пропущены. Восстановите их, пользуясь текстом стихотворения М.Лермонтова «Бородино».


Простой план

Цитатный план

1

Отступление

«Мы долго молча отступали»

2

Выбор места сражения




3



«Два дня мы были в перестрелке»

4

Ночь перед сражением




5

Клятва верности




6



«Вам не видать таких сражений»

7



«Тогда считать мы стали раны…»


Художественное противопоставление называется





Домашнее задание.

1. Завершите работу над планом стихотворения «Бородино» (пункты 5-7).

2. Познакомьтесь с юношеским стихотворением М.Ю.Лермонтова «Поле Бородина». Отметьте строки, которые впоследствии вошли в «Бородино». Чем отличается речь рассказчика в стихотворении «Бородино» от речи рассказчика в «Поле Бородина»?

Поле Бородина

               1

Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
     Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
     Товарищ не слыхал.

                2

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
     Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
     Мы в бородинский бой.

                3

Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
     Перекрестился я.
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
     Из моего ружья.

                4


Марш, марш! Пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
     В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
     Гора кровавых тел.

                5

Живые с мертвыми сравнялись;
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
     Противник отступил:
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе
     Я голову склонил.

                6

И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
     Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,

 

Чем в памяти сынов полночи
     Изгладится оно.

1830–1831



2. Расскажите о защитниках Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». В этом вам помогут приведённые ниже вопросы. Во время рассказа используйте, где необходимо, цитаты из текста.

  1. Какому событию посвящено стихотворение?

  2. Кто о нём рассказывает? Почему?

  3. Где находился рассказчик в момент сражения?

  4. Каким вы его себе представляете?

  5. Какими вы увидели старого артиллериста и других участников сражения в его рассказе? В каких строчках стихотворения раскрываются качества русских солдат: патриотизм, готовность пожертвовать жизнью за Отчизну; решительность; мужество?

  6. Какие чувства рождает у вас рассказ старого солдата?

Урок 2. Были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри…

(Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании батальных сцен.

Образы защитников Родины в стихотворении «Бородино»).


Цель урока: выявить художественное мастерство М.Ю.Лермонтова в воссоздании батальных сцен, создании образов защитников Родины; определить идейное содержание произведения; развивать навыки литературоведческого анализа, коммуникативную культуру личности, способствовать воспитанию патриотических чувств.


Оборудование:

Презентация учителя, фрагменты панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва».


I. Повторение изученного и постановка цели урока (3 мин).

На прошлом уроке вы познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Бородино».

- Вспомните, о каком событии отечественной истории оно рассказывает?

- К какому лиро-эпическому жанру можно отнести это произведение?

- Как удалось автору показать историческую значимость этого сражения, патриотические чувства русских солдат?

Мы продолжаем работу над стихотворением Лермонтова «Бородино».

В ходе урока мы ответим на вопрос: В чем проявилось художественное мастерство поэта в изображении Бородинской битвы и её участников?


II. Выразительное чтение стихотворения учащимися (читают несколько учеников по очереди, каждый по 2 строфы) (5 мин).


III. Анализ второй части стихотворения, проверка плана, составленного дома (12 мин).

- В какой части стихотворения раскрывается мужество, героизм участников Бородинской битвы?

- Как автор описывает начало сражения?

- Что можно сказать о ритме этих строк?

Перечитайте строчки, в которых рассказано о героической гибели полковника

- Каким чувством проникнуты эти строчки?

- Как характеризует рассказчик полковника?

- Какую клятву дали солдаты?

Мужество и героизм участников Бородинской битвы раскрывается во второй части стихотворения. Начало боя динамично, стремительно, что подчёркивается сменой темпо-ритмового рисунка. Рассказчик описывает гибель полковника, который «рождён быть хватом», значит всё умел, был удалым, смелым человеком, верно служил царю, по-отечески заботился о простых солдатах. Учитель может рассказать ученикам и о том, что булат – сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью, из неё изготавливали холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова «сражён булатом» свидетельствуют о том, что полковник, подавая пример храбрости, участвовал в сражении наряду с солдатами и был убит в ближнем бою холодным оружием. Предсмертные слова полковника звучат торжественно, патриотично, придают его образу героический характер.

- Как передаёт автор движение войск французов?

- Какой приём художественной выразительности он использует?

- Понаблюдайте над звучанием этих строк. Какие гласные и согласные помогают автору передать напряжение, гул начавшегося сражения?

- Как описаны солдаты конных полков?

- Какова роль повтора слова «все» в последних двух строчках строфы?

Описывая нашествие французов, автор использует сравнение, звукопись. Стремительное движение в ожесточённом бою передано при помощи деталей: «пёстрые значки», «конские хвосты», а также повтора слова «все» в двух последних строчках строфы. Учитель вводит новые понятия или повторяет уже известные: аллитерация (стечение согласных), ассонанс (стечение гласных). Ученикам можно сказать, что единоначатие строк называется анафорой.

- Почему автор пишет: «Рука бойцов колоть устала…», а и не «руки бойцов колоть устали»?

- Приведите пример аллитерации и ассонанса в описании боя.

- Найдите эпитет.

- Подберите синоним к слову «изведал» в строчке «Изведал враг в тот день немало».

- Кого объединяет слово «наш»?

- С помощью какого сравнения передаёт автор вселенский масштаб этого сражения?

Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы не раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово «наш» объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ. «Земля тряслась – как наши груди; / Смешались в кучу кони, люди» - эти строки образно передают масштаб кровопролития, заставляет вспомнить о фольклорном образе земли: «Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались» (сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»). «Сырая земля» упоминается в эпизоде гибели полковника («…сражён булатом, он спит в земле сырой»).

- Какие планы вы составили по второй части стихотворения? (Проверка домашнего задания).


IV. Работа над фрагментами панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва» (3 мин)

Рассмотрите фрагменты панорамы «Бородинская битва» Ф.Рубо.

- Какие строки лермонтовского стихотворения можно соотнести с тем, что изобразил Ф.Рубо?


V. Анализ стихотворения (3 мин)

- Чем завершается стихотворение?

- Почему в конце повторяется строфа, которая уже звучала в начале рассказа солдата?

После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы. Следует подчеркнуть, что строфы повторяются не буквально, в завершающей строфе старый солдат отдаёт дань памяти и уважения всем защитникам страны «Могучее, лихое племя: богатыри».


VII. Сопоставительный анализ юношеского стихотворения «Поле Бородина» и «Бородино» (3 мин).

- Какие строки юношеского стихотворения были включены в более позднее – «Бородино»?

- Чем отличается речь рассказчика в стихотворении «Бородино» от речи рассказчика в «Поле Бородина»?

Очевидно, что стихотворение «Бородино» более совершенно в художественном плане. Автору удалось придать рассказу солдата простоту и выразительность народной речи.


VIII. Образ старого артиллериста (5 мин)

- Найдите в стихотворении разговорные, простонародные слова, обороты речи. Как они характеризуют рассказчика?

- Каким вы представляете себе рассказчика?

- Какие черты характера свойственны ему?

- Почему автор оставил героев стихотворения (старого артиллериста, полковника) безымянными?

- Какие слова рассказчика, характеризующие участников Бородинского сражения, могли бы стать темой нашего урока?

Герою-рассказчику свойственны простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность Родине. Как правило, ученики предлагают для названия урока слова «Были люди в наше время, / Могучее, лихое племя: / Богатыри. Автор оставляет героев безымянными, придавая их образам обобщённый, героический характер. Учитель может рассказать ребятам о том, что у героев стихотворения были прототипы. Вероятнее всего, что «дядя», рассказывающий о сражении - это унтер-офицер лейб-гвардии пехотного полка Андреев. Лермонтов хорошо знал этого человека. В 1836 году, когда художник П.Заболотский писал портрет ветерана, исполняя заказ к грядущему 25-летию Отечественной войны 1812 года, Михаил Юрьевич брал уроки живописи у этого художника и часто посещал его мастерскую. Из рассказов Андреева он узнал о том, как смертельно раненый подполковник Шварц, не пожелавший покинуть поле боя, несомый солдатами на ружьях, вёл их в атаку. «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой...» - подобные слова произнес полковник Федор Федорович Монахтин, в день битвы исполнявший обязанности начальника штаба 6 пехотного корпуса русской армии. Многие исследователи считают его наиболее вероятным прототипом лермонтовского «слуги царю, отца солдатам». Ученики предлагают варианты названия урока.

IX. Рассказ о защитниках Родины в стихотворении «Бородино». Проверка домашнего задания (8 мин).


X. Обобщение и выводы по уроку (3 мин).

- Как вы думаете, какую идею хотел донести до нас поэт в стихотворении «Бородино»?

- Почему и сегодня, спустя 200 лет, нас не перестаёт волновать стихотворение Лермонтова?

Основная идея стихотворения – любовь к Родине, пробуждение у читателей разных поколений патриотических чувств. Бородинское сражение является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить «вся Россия».

Домашнее задание:

  1. Выполнить тестовые задания (по вариантам).

  2. Выучить наизусть отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Бородино».


Тестовые задания


Вариант 1


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание


Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"


И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.


Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!


Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.


Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.


Ответом к заданиям В1-В7 является слово или сочетание слов


В1.Какое историческое событие, ставшее суровым испытанием для всего русского народа, произошло в начале XIX века?

В2.Назовите основные темы первой части баллады Лермонтова «Бородино»

В3. Из второй строфы выпишите простародные выражения, характеризующие речь рассказчика.

В4. Как называются художественные определения, помогающие автору выразить своё отношение к предмету: «грозная сечь», «ночная тень»?

В5. Из последней строфы выпишите слова военной терминологии времён Отечественной войны 1812 года.

В6.Как называется приём художественного противопоставления в произведении?

В7. Какой приём художественной выразительности помогает автору передать наступление ночи перед сражением: «Ночная пала тень»?


Ответ на задание С1-С2 должен быть объёмом 3-5 предложений

С1. Почему для рассказа о Бородинском сражении автор выбирает форму баллады, сочетающую в себе признаки и эпоса, и лирики.

С2. Как характеризует рассказчика, старого артиллериста, его речь?


Вариант 2


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание


И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.


И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.


Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.


Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.


Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...


Ответом к заданиям В1-В6 является слово или сочетание слов


В1. Назовите жанр стихотворения исторического, героического или фантастического содержания.

В2. Кто участвует в диалоге о Бородинском сражении?

В3. Как называются художественные определения, помогающие автору выразить своё отношение к предмету: «дым летучий», «бой удалый»?

В4. Слова какой части речи помогают автору передать динамику, стремительность сражения?

В5. Какой приём художественной выразительности использует автор: «Земля тряслась - как наши груди»?

В6. Какой приём звукописи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков, использует автор: «И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»?

В7. Как называются созвучия окончаний стихотворных строк?


Ответ на задание С1 должен быть объёмом 3-5 предложений

С1. Какими предстают перед нами защитники Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

С2. Как приёмы художественной выразительности помогают автору передать масштаб этой ожесточённой битвы?

Ответы

Вариант 1

В1

Отечественная война 1812 года

В2

Отступление русских войск, подготовка к Бородинскому сражению

В3

Есть разгуляться где на воле; у наших ушки на макушке; французы тут как тут

В4

Эпитет

В5

Лафет, бивак, кивер, штык

В6

Антитеза

В7

Метафора


Вариант 2

В1

Баллада

В2

Участник сражения, старый артиллерист, и молодой солдат

В3

Эпитет

В4

Глаголы

В5

Сравнение

В6

Аллитерация

В7

Рифма





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!