СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени". Фабула и сюжет. Смысл названия романа. Тема, проблематика.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени". Фабула и сюжет. Тема, проблематика. Смысл названия. Темы сочинений.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени". Фабула и сюжет. Смысл названия романа. Тема, проблематика.»

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени»

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени»

Сюжет и фабула Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении, именно в том порядке, как они идут в самом произведении . Фабула – последовательность событий в хронологическом (временном) порядке .

Сюжет и фабула

  • Сюжет
  • это последовательность событий в художественном произведении, именно в том порядке, как они идут в самом произведении .
  • Фабула
  • последовательность событий в хронологическом (временном) порядке .
Сюжет и фабула романа Назовите последовательность глав в сюжетном отношении. Как они выстраиваются в хронологической последовательности (т.е. фабульной)? 1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. Предисловие к «Журналу Печорина» 4. «Тамань» 5. «Княжна Мэри» 6. «Фаталист». Почему, по-вашему автор не следует фабульному повествованию? «Тамань» «Княжна Мэри»  «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» Предисловие к «Журналу Печорина»

Сюжет и фабула романа

Назовите последовательность глав в сюжетном отношении.

Как они выстраиваются в хронологической последовательности (т.е. фабульной)?

1. «Бэла»

2. «Максим Максимыч»

3. Предисловие

к «Журналу Печорина»

4. «Тамань»

5. «Княжна Мэри»

6. «Фаталист».

Почему, по-вашему автор не следует фабульному повествованию?

  • «Тамань»
  • «Княжна Мэри»
  • «Фаталист»
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • Предисловие

к «Журналу Печорина»

Сюжет и фабула романа Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина , героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.

Сюжет и фабула романа

Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина , героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.

Сюжет и фабула романа Как движется раскрытие характера Печорина в сюжетном отношении? Что дается в каждой части? 1 . «Бэла»: мы получаем первичное впечатление из уст другого человека - Максима Максимыча , человека полностью не понимающего поступков  Печорина (он из другого времени, он другого понимания, мышления) 2.  «Максим Максимыч»: Мы видим Печорина глазами автора – ровесника Печорина , человека более близкого по духу герою. Он дает его психологический портрет ( как и Печорин дает его всем окружающим ) 3. «Тамань»: Печорин рассказывает о своем приезде на юг, демонстрируя в своем повествовании свою любовь к авантюрам, признавая свое любопытство. Т.е. дает оценку своим поступкам . 4. «Княжна Мери»: Печорин честно раскрывает свою страсть к экспериментам и анализу своих поступков , описывает свои мотивы и мысли, как сторонний наблюдатель (т.е. занимается самоанализом ). 5. «Фаталист»: Печорин « наблюдает » не только за собой, но и за Судьбой, его анализу теперь не только он и люди вокруг поддается весь мир и жизнь в целом.

Сюжет и фабула романа

Как движется раскрытие характера Печорина в сюжетном отношении? Что дается в каждой части?

1 . «Бэла»: мы получаем первичное впечатление из уст другого человека - Максима Максимыча , человека полностью не понимающего поступков Печорина (он из другого времени, он другого понимания, мышления)

2. «Максим Максимыч»: Мы видим Печорина глазами автораровесника Печорина , человека более близкого по духу герою. Он дает его психологический портрет ( как и Печорин дает его всем окружающим )

3. «Тамань»: Печорин рассказывает о своем приезде на юг, демонстрируя в своем повествовании свою любовь к авантюрам, признавая свое любопытство. Т.е. дает оценку своим поступкам .

4. «Княжна Мери»: Печорин честно раскрывает свою страсть к экспериментам и анализу своих поступков , описывает свои мотивы и мысли, как сторонний наблюдатель (т.е. занимается самоанализом ).

5. «Фаталист»: Печорин « наблюдает » не только за собой, но и за Судьбой, его анализу теперь не только он и люди вокруг поддается весь мир и жизнь в целом.

Печорин К чему в итоге мы приходим? Мы движемся от сторонних наблюдений к сознанию и мыслям самого героя. Меняется ли наше мнения о Печорине в ходе такого сюжетного выстраивания? Мы постепенно приходим к мысли, что Печорин – не отрицательный персонаж , что он человек тонкой душевной организации , он один из немногих людей, кто честен перед собой, перед людьми, перед Миров в целом. Что чувствует в себе Печорин? «…я чувствую в душе моей силы необъятные . Но я не угадал этого назначени я, а увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как вы понимаете его слова о себе?

Печорин

К чему в итоге мы приходим?

Мы движемся от сторонних наблюдений к сознанию и мыслям самого героя.

Меняется ли наше мнения о Печорине в ходе такого сюжетного выстраивания?

Мы постепенно приходим к мысли, что Печорин – не отрицательный персонаж , что он человек тонкой душевной организации , он один из немногих людей, кто честен перед собой, перед людьми, перед Миров в целом.

Что чувствует в себе Печорин?

«…я чувствую в душе моей силы необъятные . Но я не угадал этого назначени я, а увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...»

Как вы понимаете его слова о себе?

Печорин и Онегин Похожи ли эти образы? Чем? Есть ли различия ? ЖИЗНЬ ГЕРОЯ ОНЕГИН  ПЕЧОРИН боится общественного мнения, принимая вызов Ленского   мстит «притворному» обществу в лице Грушницкого Дуэль Испыта- ния сам ищет приключений , любопытство жизни   плывёт по течению», занимает нейтральную позицию. Занятия чувствует в себе «силы необъятные»; не знает , зачем родился и зачем живёт ( пытался понять ).   не удовлетворяет карьера чиновника и помещика; не старается изменить свою жизнь. в жизни Эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к жалким потомкам , что скитаются по земле. «Непослушание» создание. Эгоист. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное. «Я»

Печорин и Онегин

Похожи ли эти образы? Чем? Есть ли различия ?

ЖИЗНЬ

ГЕРОЯ

ОНЕГИН

ПЕЧОРИН

боится общественного мнения, принимая вызов Ленского

  мстит «притворному» обществу в лице Грушницкого

Дуэль

Испыта-

ния

сам ищет приключений , любопытство жизни

  плывёт по течению», занимает нейтральную позицию.

Занятия

чувствует в себе «силы необъятные»; не знает , зачем родился и зачем живёт ( пытался понять ).

  не удовлетворяет карьера чиновника и помещика; не старается изменить свою жизнь.

в жизни

Эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к жалким потомкам , что скитаются по земле. «Непослушание» создание.

Эгоист. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное.

«Я»

Печорин Как вы можете охарактеризовать главного героя романа? Печорин - человек умный, одаренный, смелый , культурный, критически относящийся к окружающему обществу, любящий и чувствующий природу. Он прекрасно разбирается в людях , дает им точные и меткие характеристики. Как автор назвал Печорина и его поступки в предисловии? «…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения , в полном их развитии». «Будет и того, что болезнь указана , а как ее излечить — это уж бог знает!» Какое «лекарство» нашел автор? Убить героя. Избавить его и Мир от страданий и мучений. Почему Печорин «погибает»? Зачем его «убил» автор? Печорин погибает от того, что не смог реализовать себя и свои «силы необъятные». Его бесцельное существование привело его к гибели. «Своему времени» не нужен такой «герой». Обратите внимание, что автор точно не называет причину его смерти . Почему?

Печорин

Как вы можете охарактеризовать главного героя романа?

Печорин - человек умный, одаренный, смелый , культурный, критически относящийся к окружающему обществу, любящий и чувствующий природу. Он прекрасно разбирается в людях , дает им точные и меткие характеристики.

Как автор назвал Печорина и его поступки в предисловии?

«…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения , в полном их развитии». «Будет и того, что болезнь указана , а как ее излечить — это уж бог знает!»

Какое «лекарство» нашел автор?

Убить героя. Избавить его и Мир от страданий и мучений.

Почему Печорин «погибает»? Зачем его «убил» автор?

Печорин погибает от того, что не смог реализовать себя и свои «силы необъятные». Его бесцельное существование привело его к гибели. «Своему времени» не нужен такой «герой».

Обратите внимание, что автор точно не называет причину его смерти . Почему?

Тема и проблематика романа Как мы можем обозначить тему (сравните с темой «Евгения Онегина»)? Тема:  проблема взаимоотношения личности и современного ей общества ( 30-40х годов 19 века ). Какие проблемы пытает осветить автор в своем романе? На какие вопросы пытается ответить? Проблемы, поставленные в романе: В чем смысла жизни? Предназначение человека. Проблема счастья. Что есть добро и зло? Достоинство и честь человека. Свобода выбора и Судьба. Личность и общество. Индивидуализм: порок или достоинство?

Тема и проблематика романа

  • Как мы можем обозначить тему (сравните с темой «Евгения Онегина»)?
  • Тема: проблема взаимоотношения личности и современного ей общества ( 30-40х годов 19 века ).
  • Какие проблемы пытает осветить автор в своем романе? На какие вопросы пытается ответить?
  • Проблемы, поставленные в романе:
  • В чем смысла жизни?
  • Предназначение человека.
  • Проблема счастья.
  • Что есть добро и зло?
  • Достоинство и честь человека.
  • Свобода выбора и Судьба.
  • Личность и общество.
  • Индивидуализм: порок или достоинство?
Название романа Известно, что изначально Лермонтов дал название своему роману « Один из героев начала века », потом изменил на « Герой нашего времени ». В чем разница? « ГЕРОЙ нашел времени»: герой – то, к чему должны стремиться люди / некий участник ( 2 знач .) «Герой НАШЕГО времени»: обращение к читателю ; читатель – «соучастник». «Герой нашего ВРЕМЕНИ »: обозначение границ – бесконечность. Можем ли мы назвать Печорина «истинным» героем? Или это ирония автора? * На какую мысль (вопрос) нас толкает автор? Если таков один из лучших представителей общества, чего можно ждать от других людей?

Название романа

  • Известно, что изначально Лермонтов дал название своему роману « Один из героев начала века », потом изменил на « Герой нашего времени ». В чем разница?
  • « ГЕРОЙ нашел времени»:
  • герой – то, к чему должны стремиться люди / некий участник ( 2 знач .)
  • «Герой НАШЕГО времени»:
  • обращение к читателю ; читатель – «соучастник».
  • «Герой нашего ВРЕМЕНИ »:
  • обозначение границ – бесконечность.
  • Можем ли мы назвать Печорина «истинным» героем? Или это ирония автора? *
  • На какую мысль (вопрос) нас толкает автор?
  • Если таков один из лучших представителей общества, чего можно ждать от других людей?
ТЕМЫ СОЧИНЕИЙ Любовь в жизни Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дружба в жизни Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Смысл названия романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Тема Судьбы и «воли личности» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности компо зиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Г.А.Печорин: отрицательный или положительный герой? «Болезнь века» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

ТЕМЫ СОЧИНЕИЙ

  • Любовь в жизни Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  • Дружба в жизни Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  • Смысл названия романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  • Тема Судьбы и «воли личности» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  • Особенности компо зиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  • Г.А.Печорин: отрицательный или положительный герой?
  • «Болезнь века» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!