Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени»
Сюжет и фабула
- это последовательность событий в художественном произведении, именно в том порядке, как они идут в самом произведении .
- последовательность событий в хронологическом (временном) порядке .
Сюжет и фабула романа
Назовите последовательность глав в сюжетном отношении.
Как они выстраиваются в хронологической последовательности (т.е. фабульной)?
1. «Бэла»
2. «Максим Максимыч»
3. Предисловие
к «Журналу Печорина»
4. «Тамань»
5. «Княжна Мэри»
6. «Фаталист».
Почему, по-вашему автор не следует фабульному повествованию?
- «Тамань»
- «Княжна Мэри»
- «Фаталист»
- «Бэла»
- «Максим Максимыч»
- Предисловие
к «Журналу Печорина»
Сюжет и фабула романа
Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина , героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.
Сюжет и фабула романа
Как движется раскрытие характера Печорина в сюжетном отношении? Что дается в каждой части?
1 . «Бэла»: мы получаем первичное впечатление из уст другого человека - Максима Максимыча , человека полностью не понимающего поступков Печорина (он из другого времени, он другого понимания, мышления)
2. «Максим Максимыч»: Мы видим Печорина глазами автора – ровесника Печорина , человека более близкого по духу герою. Он дает его психологический портрет ( как и Печорин дает его всем окружающим )
3. «Тамань»: Печорин рассказывает о своем приезде на юг, демонстрируя в своем повествовании свою любовь к авантюрам, признавая свое любопытство. Т.е. дает оценку своим поступкам .
4. «Княжна Мери»: Печорин честно раскрывает свою страсть к экспериментам и анализу своих поступков , описывает свои мотивы и мысли, как сторонний наблюдатель (т.е. занимается самоанализом ).
5. «Фаталист»: Печорин « наблюдает » не только за собой, но и за Судьбой, его анализу теперь не только он и люди вокруг поддается весь мир и жизнь в целом.
Печорин
К чему в итоге мы приходим?
Мы движемся от сторонних наблюдений к сознанию и мыслям самого героя.
Меняется ли наше мнения о Печорине в ходе такого сюжетного выстраивания?
Мы постепенно приходим к мысли, что Печорин – не отрицательный персонаж , что он человек тонкой душевной организации , он один из немногих людей, кто честен перед собой, перед людьми, перед Миров в целом.
Что чувствует в себе Печорин?
«…я чувствую в душе моей силы необъятные . Но я не угадал этого назначени я, а увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...»
Как вы понимаете его слова о себе?
Печорин и Онегин
Похожи ли эти образы? Чем? Есть ли различия ?
ЖИЗНЬ
ГЕРОЯ
ОНЕГИН
ПЕЧОРИН
боится общественного мнения, принимая вызов Ленского
мстит «притворному» обществу в лице Грушницкого
Дуэль
Испыта-
ния
сам ищет приключений , любопытство жизни
плывёт по течению», занимает нейтральную позицию.
Занятия
чувствует в себе «силы необъятные»; не знает , зачем родился и зачем живёт ( пытался понять ).
не удовлетворяет карьера чиновника и помещика; не старается изменить свою жизнь.
в жизни
Эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к жалким потомкам , что скитаются по земле. «Непослушание» создание.
Эгоист. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное.
«Я»
Печорин
Как вы можете охарактеризовать главного героя романа?
Печорин - человек умный, одаренный, смелый , культурный, критически относящийся к окружающему обществу, любящий и чувствующий природу. Он прекрасно разбирается в людях , дает им точные и меткие характеристики.
Как автор назвал Печорина и его поступки в предисловии?
«…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения , в полном их развитии». «Будет и того, что болезнь указана , а как ее излечить — это уж бог знает!»
Какое «лекарство» нашел автор?
Убить героя. Избавить его и Мир от страданий и мучений.
Почему Печорин «погибает»? Зачем его «убил» автор?
Печорин погибает от того, что не смог реализовать себя и свои «силы необъятные». Его бесцельное существование привело его к гибели. «Своему времени» не нужен такой «герой».
Обратите внимание, что автор точно не называет причину его смерти . Почему?
Тема и проблематика романа
- Как мы можем обозначить тему (сравните с темой «Евгения Онегина»)?
- Тема: проблема взаимоотношения личности и современного ей общества ( 30-40х годов 19 века ).
- Какие проблемы пытает осветить автор в своем романе? На какие вопросы пытается ответить?
- Проблемы, поставленные в романе:
- В чем смысла жизни?
- Предназначение человека.
- Проблема счастья.
- Что есть добро и зло?
- Достоинство и честь человека.
- Свобода выбора и Судьба.
- Личность и общество.
- Индивидуализм: порок или достоинство?
Название романа
- Известно, что изначально Лермонтов дал название своему роману « Один из героев начала века », потом изменил на « Герой нашего времени ». В чем разница?
- « ГЕРОЙ нашел времени»:
- герой – то, к чему должны стремиться люди / некий участник ( 2 знач .)
- обращение к читателю ; читатель – «соучастник».
- обозначение границ – бесконечность.
- Можем ли мы назвать Печорина «истинным» героем? Или это ирония автора? *
- На какую мысль (вопрос) нас толкает автор?
- Если таков один из лучших представителей общества, чего можно ждать от других людей?
ТЕМЫ СОЧИНЕИЙ
- Любовь в жизни Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
- Дружба в жизни Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
- Смысл названия романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
- Тема Судьбы и «воли личности» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
- Особенности компо зиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
- Г.А.Печорин: отрицательный или положительный герой?
- «Болезнь века» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»