СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет полезная учителям 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов "Мцыри"»

Урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция" 

Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения;

  • Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: текст произведения, портрет писателя

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного материала.

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? (“Бородино”, “Песня про купца Калашникова”.)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

4. Слово учителя.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.

5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа ), формулировка цели.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог, 
Я променял бы, если б мог. 
М.Ю.Лермонтов “Мцыри”

6. Формирование знаний и умений.

А) История создания поэмы.

Как возник замысел поэмы «Мцыри» История создания произведения уходит корнями еще в юношеские годы Лермонтова. В семнадцатилетнем возрасте он оставил запись, в которой отмечал, что хотел бы посвятить одно из своих творений ровеснику, томившемуся в монастыре (он ассоциировался у поэта с тюрьмой) и мечтающему обрести свободу. Сам Лермонтов писал, что самым трудным для него в тот момент стал выбор идеалов. Пока они были непонятны в полной мере страстной натуре автора, произведение не удавалось. Все, что получалось написать (это поэмы 30-х годов «Исповедь» и «Боярин Орша»), являлось не тем, о чем мечтал молодой человек.

Герой-послушник имел родственные образы в более ранних произведениях поэта. В 1830 году была написана поэма «Исповедь». Ее основу составлял монолог молодого испанца-отшельника, попавшего в монастырь-тюрьму. Герой, приговоренный к смерти, ничуть не жалеет о своей участи. Напротив, он бунтует против жестоких законов и проявляет готовность к борьбе за человеческую любовь. О своих нереализованных мечтах и стремлениях он поведал старому монаху – в этом уже угадывается сюжетная основа «Мцыри».

Чуть позже история создания рассказа «Мцыри» получает свое развитие. В середине 30-х годов Лермонтов пишет другую поэму - «Боярин Орша». Действие в ней происходит в страшные годы правления Ивана Грозного. История жизни главного героя Арсения напрямую перекликается с судьбой испанца, а некоторые строки их пламенных речей практически полностью повторяются. В новой поэме сюжет становится более сложным и включает историю несчастной любви простого холопа и дочери знатного боярина. Позже основные идеи этих произведений (кстати, Лермонтов их так и не опубликовал) найдут воплощение в рассказе о Мцыри, что позволяет говорить об их прямой взаимосвязи. Таким образом, прошли годы, прежде чем юношеская идея М.Ю. Лермонтова нашла воплощение в сюжете известной романтической поэмы. Так история создания произведения «Мцыри» охватила несколько лет работы автора.

Очередным толчком к реализации задуманного для поэта стала первая ссылка. В 1837 году М.Ю. Лермонтов, следуя к месту «заточения», проезжал мимо одного из кавказских монастырей в Мцхете (так называлась в старые времена столица Грузии). Здесь и произошла его встреча с уже пожилым монахом, с образом которого сейчас и связывается история создания «Мцыри». Лермонтов, по свидетельству П. Висковатова, после состоявшейся беседы вспомнил о своей давней мечте.

Бэри (так в Грузии называли служителя монастыря) поведал грустную историю собственной жизни. Когда-то давно, еще шестилетним мальчиком, он попал в плен и был привезен русским генералом (по версии Лермонтова - Ермоловым) в эти края. Один из послушников монастыря Джавари отнесся к ребенку с сочувствием и оставил его у себя. Пленник сначала пытался протестовать, даже предпринимал побег, едва не закончившийся его гибелью. Однако со временем он полностью смирился со своей судьбой и навсегда остался жить среди монахов. Именно этот рассказ вдохновил Лермонтова на написание новой истории о вольнолюбивом и мятежном герое. Так судьба старого бэри и история создания поэмы «Мцыри» превратились в одно целое.

Вернувшись с Кавказа, поэт вернулся к своему давнему замыслу и органически объединил его с услышанным рассказом. Дикая и прекрасная кавказская природа, а точнее окрестности монастыря Джавари, расположенного рядом с местом слияния двух могучих рек, Куры и Арагвы, более всего подходила в качестве фона (особенность романтических поэм) для разворачивавшихся событий. Вспомнились и грузинские фольклорные произведения (например, легенда о диком барсе), услышанные Лермонтовым в предыдущие поездки на Кавказ. Они-то и повлияли существенным образом на характер Мцыри. История создания поэмы, таким образом, все больше привязывалась к хорошо знакомым особенностям жизни на Кавказе и личным впечатлениям, оставшимся от многократных посещений этих мест. В результате довольно скоро родился текст романтической поэмы: на ее рукописи сохранилась пометка автора, указывавшая на день завершения работы: 5 августа 1839 года. А на следующий год произведение было напечатано в сборнике со стихотворениями поэта.

История создания поэмы «Мцыри» включает и рассказ С. Аксакова о том, как в мае 1840 года поэт лично читал главу «Бой с барсом» на именинах писателя Н.В. Гоголя. Писатель сам не присутствовал на вечере, но общался с бывшими там гостями. По его словам, новое «детище» Лермонтова было встречено с восторгом и вызвало живой отклик. Другие воспоминания о знакомстве с поэмой оставил А.Н. Муравьев. Он писал, что в 1839 году посетил Царское Село, где в тот момент находился поэт. В один из вечеров он навестил Лермонтова, который пребывал в возбужденном состоянии и прочитал ему от начала до конца новую «великолепную» поэму под названием «Мцыри». Формирование сюжетной основы Обработка услышанного рассказа и соотнесение его с идейным замыслом произведения - это тоже история создания «Мцыри». Лермонтов не сразу придумал такое название. В черновом варианте поэма именовалась «Бэри». По мере работы и воплощения творческого замысла заголовок произведения изменился. Слово «бэри» в переводе на русский язык означает «монах». Но герой Лермонтова еще не прошел обряд пострига, поэтому для его названия больше подходило «мцыри». Кроме того, в грузинском языке это слово имело еще одно значение – чужеземец, человек одинокий, без родни и друзей. Это в полной мере характеризует главного героя поэмы. Зов страстной души Судьбы у старца из Джавари, беседовавшего с поэтом, и юноши из поэмы сложились по-разному - это был принципиально авторский подход. Первый смирился со своей участью и дожил в монастыре до старости. Второй желает любым способом обрести свободу. В своем стремлении он не боится выступить против незнакомого, но такого близкого ему мира природы. Она является символом вольной жизни для Мцыри. История создания поэмы включает и подобную трансформацию жизни юного пленника – образ старца в большей мере определил дух героя, родившегося на Кавказе. Почему Мцыри погибает Финал поэмы трагичен. Мцыри, так стремившийся обрести единение с природой, погибает. По законам романтизма герой не находит единения ни с живущими рядом с ним на протяжении нескольких лет и желающими ему добра монахами, ни с естественными стихиями природы. Первые чужды Мцыри по духу. Вторые одерживают верх над монашеским воспитанием героя. Идейный замысел «Мцыри», история создания поэмы свидетельствуют о бунтарском духе самого поэта, задыхавшегося в атмосфере бездушия, царившего в России в 30-е годы 19 века. Это его мечта об «исполинской натуре», стремящейся к борьбе и готовой идти в своем стремлении до конца. –

Б) Эвристическая беседа по поэме.

По жанру Мцыри – поэма. Вспомните определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

К какому направлению вы отнесли бы поэму “Мцыри” и почему?

(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)

В) Проверочная работа.

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.

Г) Индивидуальное задание. (сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).

ЛЕГЕНДА О ЦАРЕ САУЛЕ И ЕГО ПРОРОКЕ САМУИЛЕ

Первый израильский царь Саул, происходивший из знатного рода, выделялся среди окружающих высоким ростом и красотой, к тому же он прекрасно владел оружием. Через пророка Самуила Господь всячески помогал ему. Однако за годы правления и после многих побед над врагами Саул возгордился, стал чрезмерно тщеславен и самонадеян. После смерти пророка Самуила он растерялся, не знал, у кого спросить совета. Накануне ответственного сражения против филистимлян, давних врагов израильского народа, Саул решил обратиться к Аэндорской волшебнице, чтобы попросить ее вызвать дух пророка Самуила и узнать его совет. Согласно Библии, до Саула израильским народом управляли судьи, но они оказались неспособны объединить народ и дать достойный отпор врагам, в первую очередь филистимлянам. Предыдущий пророк Илий также не сумел привнести новые законы, чтобы общество могло жить по справедливости. А его сыновья и того хуже - полностью скомпрометировали себя и во время одной из битв с филистимлянами потеряли ковчег Завета - главную еврейскую святыню, а также каменные скрижали с десятью заповедями Господа, сосуд с манной небесной и посох Аарона. Ковчег Завета служил символом единства израильского народа и Бога, и его не стало. Народ потребовал у Самуила поставить над ними царя, который правил бы ими и вернул святыню. Бог предложил избрать царем Саула и поручил пророку Самуилу всячески его опекать. В Библии записано, что Господь пошлет многие блага для людей и для их царя, если все они будут слушаться повеления Господа. Но если они не будут слушать гласа Господня, то Он накажет и народ и их правителя. Первые годы своего правления Саул показывал себя достойным божеского избрания, поступал по воле верховного повелителя. Многими победами над врагами израильского народа он приобрел любовь и всяческое почитание не только приближенных, но и простых людей. Самуил провозглашает Саула царем Однажды Саул пошел наперекор повелению Всевышнего Бог приказал ему наказать амаликитян, кочевое племя идумейского происхождения, которые нападали на израильский народ во время его перехода из Египта в Ханаанскую землю. Саул напал на амаликитян, но не уничтожил их, а разогнал, к тому же пощадил царя. Затем он забрал все стадо амаликитян и лучших волов и овец погнал к себе, якобы для того, чтобы иметь возможность совершить жертвоприношение Господу. Пророк Самуил был очень рассержен таким поступком Саула. Он сказал ему, что послушание Богу и есть лучшая жертва, а неповиновение есть отрицание Божьей воли и повлечет за собой наказание. И объявил ему волю Господа - Саул потеряет Израильское царство, и впереди его потомство ждет гибель. С этого времени Саул страшно озлобился, царские почести больше не радовали его. Пророк же Самуил повинился перед Всевышним за Саула. Тогда Господь отправил его в Вифлеем для выбора нового царя. Им оказался Давид, его Самуил тайно помазал на царство. Давид был небольшого роста, но красив, умел играть на арфе и прекрасно пел. Его решили отправить во дворец Саула, чтобы своим пением он развлекал мрачного царя. Однако после смерти пророка Самуила Саул еще больше возомнил о себе, стал самонадеянным. Он думал, что все блага, которые совершил для народа, это заслуга его одного и перестал выполнять повеления Господа. За проявленную дерзость он должен был быть наказан. Дух Божий тотчас оставил его. Саул почувствовал, что он лишился высшей поддержки, и сделался мрачным, нелюдимым, стал проявлять жестокость по отношению к близким людям.

– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”. 
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

Д) Создание проблемной ситуации.

– Как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.

  – В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.)
– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом композиция рамочная

– Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

А) Групповая работа (в парах)

– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции

Б) Аналитическая беседа.

(Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

8. Рефлексия.

9. Организация домашнего задания:

раскрыть значение слова свобода по словарю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!