Урок по литературе в 8 классе
разработан Ивлевой Е.В., учителем русского языка и литературы
СШ №6 г. Лабинска Лабинского района
Тема урока: « М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - жизнь и подвиг»
Цель урока:
- раскрыть образ Мцыри, показать жизнь и подвиг, проникнув в замысел автора;
- развивать эмоциональную увлеченность творчеством поэта;
- воспитывать чувство любви к Родине.
Наглядность:
портреты М.Ю.Лермонтова, сборник поэм, репродукции рисунков и картин Лермонтова, рисунки учащихся.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер.
«…что за огненная душа, что за могучий дух,
что за исполинская натура у этого Мцыри!»
В.Г.Белинский.
Ход урока
Слайд 1
- Сегодня мы продолжим разговор о самой романтической и завораживающей поэме Лермонтова.
Каждый писатель настойчиво ищет в окружающей жизни того героя, который стал бы его идеалом, воплотив лучшие черты передовых людей своего времени.
Слайд 2
- Неудивительно, что в поисках идеального героя Лермонтов обращается к литературе романтизма.
Мцыри – романтический герой, и его жизнь, проведенная на воле, заканчивается смертью.
Слайд 3
- Обратили ли вы внимание на то, что в датах рождения и смерти поэта одинаковые цифры?
Слайд 4
- (1814 – 1841) Это наводит на мысль о предопределенности, о роковой неизбежности судьбы.
Слайд 5
- Эпиграфом этого урока были взяты слова В.Г.Белинского: «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»
Слайд 6
Работа над образом Мцыри. (Беседа по тексту поэмы)
Слайд 7
Лермонтов рассказывает в своей поэме о судьбе шестилетнего мальчика – горца, попавшего в плен к русским. По пути мальчик заболел, и его оставили на излечении монахам. Так Мцыри попал в монастырь и стал готовиться к пострижению в монахи.
Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от человеческой личности. Главное условие жизни в монастыре – послушание.
Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).
Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость. Он вынослив («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетел»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов.
- Полностью характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет почти всю поэму.
Слайд 7
Однажды осенней ночью юноша исчезает. Три дня его ищут, потом «без чувств, в степи нашли». Мцыри слаб, худ, и бледен. «И близок стал его конец, когда пришел к нему чернец». Он исповедуется, объясняя причину своего побега. Она проста
Слайд 8 «Я мало жил и жил в плену,
Таких две жизни за одну
Я променял бы, если б мог»
Слайд 9
Причина побега – стремление обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, познать самого себя.
Слайд 10
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…»
Слайд 11
Мцыри рассказывает, что он видел на воле – пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой родины.
Слайд 12
Спускаясь к горному потоку, чтобы утолить жажду, Мцыри видит прекрасную грузинку. Сбившись с дороги, на поляне встречает барса, вступает с ним в бой, побеждает его.
Бегство из монастыря во время грозы дало Мцыри наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость ( ему «было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов…»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь! И если в начале поэмы говориться о герое, как о пленнике, жившем в монастыре. Но уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый любовью к родине и свободе.
Слайд 13
Мцыри понимает, что ему суждено погибнуть. Он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Мцыри просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ».
- Открывшийся мир ошеломил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой.
- Какова же роль пейзажа в поэме?
Слайд 14
Пейзаж в поэме играет существенную роль. Для героя он привлекателен тем, что это первое утро на воле. С него начинается познание мира. Поэтому Мцыри сравнивает вольную жизнь и дикую природу с раем. Картины природы родственны герою, и зов свободы оказывается неотделимым, как зов природы. «Как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» но чужд людей. И напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря. Мцыри убегает во время грозы.
Природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.
Слайд 15
Слайд 16
Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.
Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию.
Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.
Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.
Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа.
«Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ…»
Слайд17
Великолепие гор, развалины монастыря воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».
Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, которые не только взволновали его, но и рождали новые поэтические образы. По существу для него это были памятные записки, ведь рисовались они раньше, чем поэт создавал свои литературные произведения. Хотя многие картины и рисунки Лермонтова могли служить иллюстрациями к его стихам и поэмам.
- Природа – великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому – жизнь Мцыри.
- Невольно задаешься вопросом: почему же Мцыри, обладавший волей, отвагой, целеустремленностью, выносливостью, все же не смог «пройти в родную страну»?
- Что помешало ему?
Слайд 18
Над этим вопросом задумывается и сам герой. Он не щадит себя, называя «цветком темничным», а свою «пламенную страсть» жаром бессильным и пустым».
Герой не прав в своем осуждении. У него были все качества, необходимые для победы, но обстоятельства, в которых он оказался, лишили его связи с близкими людьми, обрекли на одиночество. На первый взгляд, кажется, что Мцыри потерпел поражение под ударом судьбы. Но уже одно то, что он бросил вызов судьбе, обрекшей его на монастырское существование, и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел – в борьбе, в стремлении к свободе, - говорит о том, что в поединке с судьбой он одержал нравственную победу.
Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.
Слайд 19
- Смысл жизни и подвига Мцыри – в преодолении духовной тюрьмы, в том, что через всю свою короткую жизнь он сумел пронести могучую страсть к борьбе и свободе. Подвиг Мцыри внушает мысль о необходимости изменить жизнь к лучшему, попытаться стать хозяином, а не рабом своей судьбы.
Слайд 20
- Поэма - страстный призыв к борьбе за свободу.
- В поэме ставится вопрос о судьбе и правах личности, о смысле жизни.
- Поэма приводит к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее лучше.
Слайд 21
- Полученные знания на уроке, проверим с помощью теста, в результате чего каждый получит оценку. Выполнение теста.
ТЕСТ
1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:
а) былин в) древнерусских летописей
б) Библии г) стихотворения Горация 2. Определите жанр произведения
а) баллада в) поэма-исповедь
б) элегия г) притча
3. К какому литературному направлению можно отнести поэму?
а) сентиментализм в) романтизм
б) реализм г) классицизм
4. Что можно назвать символом свободы в поэме?
а) степь в) барса
б) Кавказ г) девушку-грузинку
5. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
а) побег из монастыря в) бой с барсом
б) встречу с грузинкой г) гибель Мцыри
6. В чем заключается основная идея произведения?
а) отрицание смирения
б) тоска по воле
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
г) призыв к борьбе
Слайд 22
Проверка теста и выставление оценок.
Домашнее задание. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы.