СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - жизнь и подвиг»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

              - раскрыть образ Мцыри, показать жизнь и подвиг, проникнув в замысел автора;

              - развивать эмоциональную увлеченность творчеством поэта;

              - воспитывать чувство любви к Родине.

Просмотр содержимого документа
«« М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - жизнь и подвиг»»


Урок по литературе в 8 классе

разработан Ивлевой Е.В., учителем русского языка и литературы

СШ №6 г. Лабинска Лабинского района


Тема урока: « М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - жизнь и подвиг»

Цель урока:

- раскрыть образ Мцыри, показать жизнь и подвиг, проникнув в замысел автора;

- развивать эмоциональную увлеченность творчеством поэта;

- воспитывать чувство любви к Родине.

Наглядность:

портреты М.Ю.Лермонтова, сборник поэм, репродукции рисунков и картин Лермонтова, рисунки учащихся.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер.

«…что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!»

В.Г.Белинский.

Ход урока

Слайд 1

- Сегодня мы продолжим разговор о самой романтической и завораживающей поэме Лермонтова.

Каждый писатель настойчиво ищет в окружающей жизни того героя, который стал бы его идеалом, воплотив лучшие черты передовых людей своего времени.


Слайд 2

- Неудивительно, что в поисках идеального героя Лермонтов обращается к литературе романтизма.

Мцыри – романтический герой, и его жизнь, проведенная на воле, заканчивается смертью.


Слайд 3

- Обратили ли вы внимание на то, что в датах рождения и смерти поэта одинаковые цифры?


Слайд 4

- (1814 – 1841) Это наводит на мысль о предопределенности, о роковой неизбежности судьбы.


Слайд 5

- Эпиграфом этого урока были взяты слова В.Г.Белинского: «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»


Слайд 6

Работа над образом Мцыри. (Беседа по тексту поэмы)

Слайд 7

Лермонтов рассказывает в своей поэме о судьбе шестилетнего мальчика – горца, попавшего в плен к русским. По пути мальчик заболел, и его оставили на излечении монахам. Так Мцыри попал в монастырь и стал готовиться к пострижению в монахи.

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от человеческой личности. Главное условие жизни в монастыре – послушание.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).

Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость. Он вынослив («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетел»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов.

- Полностью характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет почти всю поэму.

Слайд 7

Однажды осенней ночью юноша исчезает. Три дня его ищут, потом «без чувств, в степи нашли». Мцыри слаб, худ, и бледен. «И близок стал его конец, когда пришел к нему чернец». Он исповедуется, объясняя причину своего побега. Она проста


Слайд 8 «Я мало жил и жил в плену,

Таких две жизни за одну

Я променял бы, если б мог»

Слайд 9

Причина побега – стремление обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, познать самого себя.

Слайд 10

«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил – и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней…»

Слайд 11

Мцыри рассказывает, что он видел на воле – пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой родины.


Слайд 12

Спускаясь к горному потоку, чтобы утолить жажду, Мцыри видит прекрасную грузинку. Сбившись с дороги, на поляне встречает барса, вступает с ним в бой, побеждает его.

Бегство из монастыря во время грозы дало Мцыри наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость ( ему «было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов…»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь! И если в начале поэмы говориться о герое, как о пленнике, жившем в монастыре. Но уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый любовью к родине и свободе.


Слайд 13

Мцыри понимает, что ему суждено погибнуть. Он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Мцыри просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ».

- Открывшийся мир ошеломил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой.

- Какова же роль пейзажа в поэме?


Слайд 14

Пейзаж в поэме играет существенную роль. Для героя он привлекателен тем, что это первое утро на воле. С него начинается познание мира. Поэтому Мцыри сравнивает вольную жизнь и дикую природу с раем. Картины природы родственны герою, и зов свободы оказывается неотделимым, как зов природы. «Как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» но чужд людей. И напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря. Мцыри убегает во время грозы.

Природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.

Слайд 15

Слайд 16

Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.

     Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию.

Некоторые из его работ являлись предвестниками его очередного литературного произведения. Так поэт Лермонтов данным ему природой талантом художника запечатлел тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.

      Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.

Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа.

«Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ…»


Слайд17
     Великолепие гор, развалины монастыря воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».

    Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, которые не только взволновали его, но и рождали новые поэтические образы. По существу для него это были памятные записки, ведь рисовались они раньше, чем поэт создавал свои литературные произведения. Хотя многие картины и рисунки Лермонтова могли служить иллюстрациями к его стихам и поэмам.

- Природа – великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому – жизнь Мцыри.

- Невольно задаешься вопросом: почему же Мцыри, обладавший волей, отвагой, целеустремленностью, выносливостью, все же не смог «пройти в родную страну»?

- Что помешало ему?


Слайд 18

Над этим вопросом задумывается и сам герой. Он не щадит себя, называя «цветком темничным», а свою «пламенную страсть» жаром бессильным и пустым».

Герой не прав в своем осуждении. У него были все качества, необходимые для победы, но обстоятельства, в которых он оказался, лишили его связи с близкими людьми, обрекли на одиночество. На первый взгляд, кажется, что Мцыри потерпел поражение под ударом судьбы. Но уже одно то, что он бросил вызов судьбе, обрекшей его на монастырское существование, и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел – в борьбе, в стремлении к свободе, - говорит о том, что в поединке с судьбой он одержал нравственную победу.

Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.


Слайд 19

- Смысл жизни и подвига Мцыри – в преодолении духовной тюрьмы, в том, что через всю свою короткую жизнь он сумел пронести могучую страсть к борьбе и свободе. Подвиг Мцыри внушает мысль о необходимости изменить жизнь к лучшему, попытаться стать хозяином, а не рабом своей судьбы.


Слайд 20

- Поэма - страстный призыв к борьбе за свободу.

- В поэме ставится вопрос о судьбе и правах личности, о смысле жизни.

- Поэма приводит к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее лучше.


Слайд 21

- Полученные знания на уроке, проверим с помощью теста, в результате чего каждый получит оценку. Выполнение теста.


ТЕСТ

1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былин в) древнерусских летописей

б) Библии г) стихотворения Горация 2. Определите жанр произведения

а) баллада в) поэма-исповедь

б) элегия г) притча

3. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

а) сентиментализм в) романтизм

б) реализм г) классицизм

4. Что можно назвать символом свободы в поэме?

а) степь в) барса

б) Кавказ г) девушку-грузинку

5. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря в) бой с барсом

б) встречу с грузинкой г) гибель Мцыри

6. В чем заключается основная идея произведения?

а) отрицание смирения

б) тоска по воле

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

г) призыв к борьбе


Слайд 22

Проверка теста и выставление оценок.


Домашнее задание. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!