СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Темы вольности и одиночества в лирике.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворений "Молитва", "Парус", "Нет, я не Байрон...", "И скучно  и грустно..."

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Темы вольности и одиночества в лирике.»

1829 г.

1829 г.

Анализ стихотворения К какому периоду творчества принадлежит это стихотворение? Что мы можем определить по этому? Обратите внимание на построение текста? В чем его особенность (русский язык)? Композиция: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения . В чем особенность первой части? Для чего автор использует такой синтаксический прием? Какой эффект этим создается? Повторяется конструкция « За то, что… ». Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи , порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом , не характерным для молитвы. На что похожа первая часть стихотворения? Первая часть напоминает исповедь . Лирический герой осознает свое несовершенство, свои грехи , но не признает их за ошибки. Ведь он просто ЧЕЛОВЕК.

Анализ стихотворения

  • К какому периоду творчества принадлежит это стихотворение? Что мы можем определить по этому?
  • Обратите внимание на построение текста? В чем его особенность (русский язык)?
  • Композиция: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения .
  • В чем особенность первой части? Для чего автор использует такой синтаксический прием? Какой эффект этим создается?
  • Повторяется конструкция « За то, что… ». Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи , порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом , не характерным для молитвы.
  • На что похожа первая часть стихотворения?
  • Первая часть напоминает исповедь . Лирический герой осознает свое несовершенство, свои грехи , но не признает их за ошибки. Ведь он просто ЧЕЛОВЕК.
Анализ стихотворения Какой самый «страшный грех» лирического героя перед Богом? Зачитайте. Как вы это понимаете? И часто звуком грешных песен  Я, боже, не тебе молюсь. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью. (ОТРЕЧЕНИЕ ОТ БОГА) Что из себя представляет вторая строфа ? Что в ней содержится? Просьбы во второй строфе, больше похожи на условия договора . Если « Всесильный » выполнит пожелания, тогда герой вступит на « тесный путь спасения ». Что значит для лирического героя «вернуться к Богу», что для этого нужно сделать с сбой, чтобы стать смиренным перед высшей силой? Нужно « угасить сей чудный пламень », « превратить сердце в камень ».

Анализ стихотворения

  • Какой самый «страшный грех» лирического героя перед Богом? Зачитайте. Как вы это понимаете?
  • И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь.
  • Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью. (ОТРЕЧЕНИЕ ОТ БОГА)
  • Что из себя представляет вторая строфа ? Что в ней содержится?
  • Просьбы во второй строфе, больше похожи на условия договора . Если « Всесильный » выполнит пожелания, тогда герой вступит на « тесный путь спасения ».
  • Что значит для лирического героя «вернуться к Богу», что для этого нужно сделать с сбой, чтобы стать смиренным перед высшей силой?
  • Нужно « угасить сей чудный пламень », « превратить сердце в камень ».
Анализ стихотворения Что такое молитва? Совпадает ли понимание этого слова со стихотворением? В чем сходства и различия? Произведение содержит формальные признаки жанра , оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя . Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит канонам (законам), но подрывает их . «Молитва» — искренняя попытка, без смирения и покаяния. поговорить с Богом на равных Определите тип лирического героя в стихотворении? Какими качества он обладает? Лирический герой – сильный духом человек, мятежный , дерзновенный. * Обратите внимание на слово ТЕСНЫЙ . Сколько раз употребляется и по отношению к чему? Эпитет « тесный » звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного пути . (« За то, что мир земной мне тесен..», «Тогда на тесный путь спасенья/  К тебе я снова обращусь». )

Анализ стихотворения

  • Что такое молитва? Совпадает ли понимание этого слова со стихотворением? В чем сходства и различия?
  • Произведение содержит формальные признаки жанра , оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя . Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит канонам (законам), но подрывает их . «Молитва» — искренняя попытка, без смирения и покаяния. поговорить с Богом на равных
  • Определите тип лирического героя в стихотворении? Какими качества он обладает?
  • Лирический герой – сильный духом человек, мятежный , дерзновенный.
  • * Обратите внимание на слово ТЕСНЫЙ . Сколько раз употребляется и по отношению к чему?
  • Эпитет « тесный » звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного пути . (« За то, что мир земной мне тесен..», «Тогда на тесный путь спасенья/ К тебе я снова обращусь». )
Анализ стихотворения Внутренний конфликт (проблема): Внутренний конфликт : лирический герой нуждается в поддержке светлого Высшего начала и одновременно осознает самоценность личности , стремящейся к свободе и творчеству. Тема: Воля человека (творческой личности) и Высшие силы . Идея: Всякий человек не просто создание Бога, он также личность со своими идеалами и стремлениями . Человеку (особенно творческому) трудно оставаться в пределах божественного дозволения, он всегда невольно будет выходить за его пределы.

Анализ стихотворения

  • Внутренний конфликт (проблема):
  • Внутренний конфликт : лирический герой нуждается в поддержке светлого Высшего начала и одновременно осознает самоценность личности , стремящейся к свободе и творчеству.
  • Тема:
  • Воля человека (творческой личности) и Высшие силы .
  • Идея:
  • Всякий человек не просто создание Бога, он также личность со своими идеалами и стремлениями . Человеку (особенно творческому) трудно оставаться в пределах божественного дозволения, он всегда невольно будет выходить за его пределы.
1832 г.

1832 г.

Анализ стихотворения К какому периоду творчества принадлежит это стихотворение? Что мы можем определить по этому? Какие образы возникают в стихотворении? Что они могут собой символизировать? Образ Паруса – символ человека (« парус одинокий…»). Образ Моря – символ бескрайней неизведанной жизни (« в тумане моря голубом ») Какое изобразительно-выразительное средство лежит в основе стихотворения? Метафора: жизнь человека и бескрайнее море жизни. * Творческий пересказ . Перескажите это стихотворение от лица человека , который попал в подобную жизненную ситуацию неопределенности и одиночества. Что будет ощущать такой человек? Определите тему и идею. Тема : тема одиночества и свободы. Идея: человек всегда будет находиться в поиске себя и своего места в мире . К сожалению, в этом поиске каждый человек будет одинок .

Анализ стихотворения

  • К какому периоду творчества принадлежит это стихотворение? Что мы можем определить по этому?
  • Какие образы возникают в стихотворении? Что они могут собой символизировать?
  • Образ Паруса – символ человекапарус одинокий…»).
  • Образ Моря – символ бескрайней неизведанной жизнив тумане моря голубом »)
  • Какое изобразительно-выразительное средство лежит в основе стихотворения?
  • Метафора: жизнь человека и бескрайнее море жизни.
  • * Творческий пересказ . Перескажите это стихотворение от лица человека , который попал в подобную жизненную ситуацию неопределенности и одиночества. Что будет ощущать такой человек?
  • Определите тему и идею.
  • Тема : тема одиночества и свободы.
  • Идея: человек всегда будет находиться в поиске себя и своего места в мире . К сожалению, в этом поиске каждый человек будет одинок .
1832 г.

1832 г.

Анализ стихотворения К какому периоду творчества принадлежит это стихотворение? Что мы можем определить по этому? Кто такой Байрон*? Го́рдон Ба́йрон ( 1788 - 1822 г.г.)  — английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим « мрачным эгоизмом ». Мода на байронизм продолжалась и после смерти Байрона. Поэт принял участие в Греческой войне за независимость (признан национальным героем Греции). Поэт заболел там лихорадкой, но продолжал экспедиции. Поэт долго боролся с болезнью, но умер. Почему лирический герой отрицает свою схожесть с этим поэтом? Что он говорит о себе? Что это значит? Можете ли вы сказать, что это стихотворение было пророческим для самого Лермонтова? В чем это пророчество? Лирический герой понимает, что он также будет обречен на одиночество , как и Байрон.

Анализ стихотворения

  • К какому периоду творчества принадлежит это стихотворение? Что мы можем определить по этому?
  • Кто такой Байрон*?
  • Го́рдон Ба́йрон ( 1788 - 1822 г.г.)  — английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим « мрачным эгоизмом ». Мода на байронизм продолжалась и после смерти Байрона. Поэт принял участие в Греческой войне за независимость (признан национальным героем Греции). Поэт заболел там лихорадкой, но продолжал экспедиции. Поэт долго боролся с болезнью, но умер.
  • Почему лирический герой отрицает свою схожесть с этим поэтом? Что он говорит о себе? Что это значит?
  • Можете ли вы сказать, что это стихотворение было пророческим для самого Лермонтова? В чем это пророчество?
  • Лирический герой понимает, что он также будет обречен на одиночество , как и Байрон.
Анализ стихотворения Но волнует ли лирического героя его одиночество? Что его беспокоит больше? Для лирического героя гораздо печальнее осознавать тот факт, что все его усилия изменить мир к лучшему наткнутся на глухую стену непонимания. И, возможно, сквозь десятилетия будут оценены другими поколениями, но насладиться собственным триумфом поэт уже не сможет. (« Я – или бог – или никто! ») Определите тему и идею: Тема: одиночество. Идея:  человека не всегда ждет понимание и со стороны окружающих. личность может быть воспринята совсем не так, как нужно. А когда наступит осознание и понимание, возможно, будет уже поздно. Тема 2: Творческая воля человека. Идея 2: каждая творческая личность неповторима. Только ей известны ее замыслы и «думы». Никто кроме нее не может их понять до конца, только «Я» или «Бог», «или никто».

Анализ стихотворения

  • Но волнует ли лирического героя его одиночество? Что его беспокоит больше?
  • Для лирического героя гораздо печальнее осознавать тот факт, что все его усилия изменить мир к лучшему наткнутся на глухую стену непонимания. И, возможно, сквозь десятилетия будут оценены другими поколениями, но насладиться собственным триумфом поэт уже не сможет. (« Я – или бог – или никто! »)
  • Определите тему и идею:
  • Тема: одиночество.
  • Идея: человека не всегда ждет понимание и со стороны окружающих. личность может быть воспринята совсем не так, как нужно. А когда наступит осознание и понимание, возможно, будет уже поздно.
  • Тема 2: Творческая воля человека.
  • Идея 2: каждая творческая личность неповторима. Только ей известны ее замыслы и «думы». Никто кроме нее не может их понять до конца, только «Я» или «Бог», «или никто».

1840 г.

1840 г.

Домашнее задание. Выполните небольшой анализ стихотворения  «И скучно и грустно…», ответив последовательно на вопросы. Определите, в какой период стихотворение написано. О чем это говорит? Обратите внимание на синтаксис. В чем его особенность? В чем значение? На какую форму речи (высказывания) похоже это стихотворение? Почему вы так решили? Какие проблемы ставит перед собой лирический герой? На какие вопросы бытия он пытается ответить? К какому выводу приходит герой? Какова тема и идея стихотворения?

Домашнее задание. Выполните небольшой анализ стихотворения «И скучно и грустно…», ответив последовательно на вопросы.

  • Определите, в какой период стихотворение написано. О чем это говорит?
  • Обратите внимание на синтаксис. В чем его особенность? В чем значение?
  • На какую форму речи (высказывания) похоже это стихотворение? Почему вы так решили?
  • Какие проблемы ставит перед собой лирический герой? На какие вопросы бытия он пытается ответить?
  • К какому выводу приходит герой?
  • Какова тема и идея стихотворения?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!