СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Урок литературы в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова. (Конспект урока, презентация, дополнительный материал)

Просмотр содержимого документа
«Вторая ссылка на Кавказ»

К уроку №25

Сообщение «Вторая ссылка М.Ю.Лермонтова на Кавказ».


Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». В стихотворении «Валерик» и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.

Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе.

Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость.

Первое издание романа было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил около 28 стихотворений.



Просмотр содержимого документа
«Последние годы жизни Лермонтова»

К уроку №25

Сообщение «Последние годы жизни М.Ю.Лермонтова».


В начале 1841 года, получив отпуск, Лермонтов последний раз побывал в Петербурге. «Пылкая молодость, жадная впечатлений бытия, самый род жизни, - вспоминал Белинский, - отвлекали его от мирных кабинетных занятий, от уединенной думы, столь любезной музам; но уже кипучая натура его начала устаиваться, в душе пробуждалась жажда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться в глубь жизни».

Однако характер Лермонтова вовсе не стал мягче и покладистее. В апреле поэт без приглашения появился на великосветском балу, на котором присутствовали высочайшие особы. Такой поступок опального офицера был оценен как в высшей степени неприличный и дерзкий. 10 апреля Лермонтова вызвали в Военное министерство и предложили в 48 часов отправиться в полк. Вечер у Карамзиных Лермонтов провел в крайне подавленном настроении. Он будто предчувствовал какие-то трагические события.

Вместе с Лермонтовым на Кавказ отправился его давний друг А. А. Столыпин. По пути в полк, вопреки предписанию начальства, друзья самовольно остановились в Пятигорске. В это время там находилось много раненых и отдыхающих офицеров. Среди них оказался Н.Мартынов, с которым Лермонтов когда-то учился в военной школе. Со свойственной ему бесцеремонностью и в то же время изощренностью Лермонтов постоянно вышучивал Мартынова.

13 июля в доме Верзилиных оскорбленный карикатурами и эпиграммами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль, которая и состоялась 15 (27) июля 1841 года у подножья горы Машук. Время шло к вечеру. Огромная черная туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Лермонтов не отказался от дуэли, но предупредил секундантов, что как когда-то в случае с Барантом, выстрелит в воздух. Когда подали знак сходиться, Лермонтов остался на месте, взвел курок и поднял пистолет дулом вверх. Мартынов целился так долго, что Столыпин, секундант Лермонтова, не выдержал и крикнул: «Стреляйте, или я разведу вас!»

Раздался выстрел. Лермонтов был убит наповал. Разразилась гроза с сильным ливнем, лишь к вечеру тело Лермонтова было перевезено в домик на окраине Пятигорска. Узнав о дуэли, Николай I приказал «майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту и предать церковному покаянию». Секунданты, впрочем, были прощены.

А в метрической книге Пятигорской Скорбященской церкви осталась короткая запись: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьев Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было». (Церковь в то время приравнивала смерть на дуэли к самоубийству.) В апреле 1842 года прах Лермонтова перевезли в Тарханы, где он и был погребен в часовне - фамильном склепе Арсеньевых.



Просмотр содержимого документа
«Смерть поэта»

К уроку №25


Чтение фрагмента стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта» наизусть от слов «А вы, надменные потомки...» до слов «...поэта праведную кровь!».

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!



Просмотр содержимого документа
«Ссылка на Кавказ»

К уроку №25


Сообщение «Ссылка на Кавказ».


19 марта 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга на Кавказ и затем в течение целого года был "в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом".

Дорогой на Кавказ Лермонтов простудился, из ставропольского военного госпиталя во второй половине мая его перевили в пятигорский госпиталь, и все лето до начала сентября он лечился на Кавказских минеральных водах в Пятигорске и Кисловодске.

В конце сентября Лермонтов получил предписания отправиться в Закавказье, в свой Нижегородский драгунский полк, стоявший около Тифлиса. В эту поездку, особенно на Военно-грузинской дороге, Лермонтов много рисовал. Поэт не был профессиональным художником, но талантливо рисовал, как многие писатели-современники с увлечением делал наброски карандашом и акварелью и писал маслом и пересылал друзьям в Москву и Петербург. Многие из его рисунков и картин сохранились и до наших дней.

Кавказские впечатления имели для творчества Лермонтова очень большое значение.

Между 8 и 10 октября 1837 г. Лермонтов встретился в Ставрополе с поэтом декабристом А.И. Одоевским, прибывшим вместе с декабристами Нарышкиным и Назимовым прибывшим из Сибири. От Одоевского он узнал много нового о восстании 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Лермонтову были близки взгляды и интересы Одоевского и он привязался к своему новому старшему другу.

В связи с пребыванием в Закавказье и на Кавказе Николая Первого, осенняя экспедиция против горцев в 1837г. была отменена. По собственному признанию, Лермонтов "слышал только 2-3 выстрела." Он "странствовал одетый по-черкесски с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов". Возникали планы поездки в Персию, в Мекку; Лермонтов хотел проситься в Хивинский поход с Перовским. Но 10 окт. Николай первый в Дидубе под Тифлисом сделал смотр войсковым частям кавказского корпуса, среди которых были 4 эскадрона Нижегородского Драгунского полка. Царь нашел их в хорошем состоянии, это косвенно повлияло на судьбу Лермонтова, который был переведен в Гродненский гусарский полк, стоявший недалеко от Новгорода. Лермонтов уже знал о с предстоящем возвращении на север, но высочайший приказ должен был дойти до Петербурга и оттуда, через военное министерство, вернуться в Грузию. Вот почему Лермонтов задержался в Закавказье.

Только 25 ноября Лермонтов был выключен из списков Нижегородского Драгунского полка. Но "прощение" не радовало его, на Кавказе дышалось вольнее.



Просмотр содержимого документа
«Урок 25»

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 25.

Тема. Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове.

Цель:

  • выявить этапы становления личности поэта, сущности сложных отношений с властью и обществом; создать установку на восприятие темы «Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова»;

  • формировать умение выделять главное в сообщениях учащихся и учителя, навыки выразительного чтения наизусть, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • воспитывать интерес к творчеству поэта.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала. Литературно-музыкальная композиция.

1.Вступительное слово учителя.

2.Подготовка к восприятию литературно-музыкальной композиции «Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть».

- Какие факты жизни поэта вам известны.


3.Обращение к ранним портретам М.Ю.Лермонтова.

Самый ранний портрет Лермонтова 3-4-летнего ребёнка, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик-то был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос. Честно говоря, создается впечатление милого, нежного малыша, просто душечка с ангельским голосочком и, думаю, характером тоже. У него собственный мир, в котором он главный герой, стоящий на страже добра, защитник своих друзей и близких, который ничего не просит взамен.

Почему Лермонтов в платье?

Смертность мальчиков выше, чем девочек, и малышей до 5-7 лет рядили в девчоночьи платья. Считалось, что таким образом можно обмануть судьбу, повысить шансы на выживание. Тем более что Лермонтов был очень болезненным ребенком. Подобная практика была широко распространена.

Второй детский портрет Лермонтова выполнен в 1820-22 гг. тоже, наверное, крепостным. На портрете мы видим шести-восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную военную курточку и синий костюм с золотым шитьём. В такую же военную форму одевались и его друзья, когда играли в траншеях на территории поместья. Бабушка очень хотела сделать из внука военного.


4. Знакомство с планом композиции.

  • 1828 г. - поступление на 4-й курс Благородного пансиона при Московском университете. Появление первых произведений.

  • 1830 г. – поступление на нравственно-политическое отделение Московского университета. Уволен из университета по собственному прошению. Начало интенсивной литературной деятельности; лирические стихи, поэмы, драмы.

  • 1832 г. – переехал в Петербург. Поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

  • 1834 г. – определён в лейб-гвардии Гусарский полк, стоящий в Царском Селе. 1835 г. – первое появление произведений Лермонтова в печати.

  • 1837 г. – гибель А.С.Пушкина, появление стихотворения «Смерть Поэта». Приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоящий в Новгороде. Лермонтов арестован. Представление Бенкендорфа о прощении Лермонтова. Мысль об отставке.

  • 1838 г. – в Петербурге. Возвращение в «большой свет». Опубликованы две поэмы – «Песня про…купца Калашникова» и «Казначейша».

  • 1840 г. – военный суд за дуэль (18 февраля) с Э.Барантом. Встреча с Белинским. Ссылка на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. Выходит в свет отдельным изданием роман «Герой нашего времени». Представление к награде. Участвует в боях как офицер-кавалерист, проявив исключительное бесстрашие.

  • 1841 г. – отпуск, возвращение в Петербург. В Пятигорске. Ссора с Н.Мартыновым. Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Гибель (15 июля 1841 г.)


5. Сообщение учащегося «Годы учения в Московском университетском Благородном пансионе и в Московском университете».

Осенью 1827 года Арсеньевы переехали в Москву. Историк и литератор А. З. Зиновьев и опытный педагог англичанин Виндсон превосходно подготовили Лермонтова к экзаменам: он сразу был зачислен в четвертый класс Университетского благородного пансиона.

В библиотеке в то время по вечерам собирались члены литературного общества, которым руководил довольно известный поэт С. Е. Раич. Здесь Лермонтов увлекся рисованием и музыкой, хотя главным его увлечением уже тогда была поэзия. Трудно поверить, но уже в пансионе он набросал первый вариант поэмы «Демон», написал поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник».

Стать лучшим учеником мешал Лермонтову скверный характер. Однажды на экзамене был задан вопрос, на который воспитанник начал отвечать не совсем то, чего от него ждали. «Я вам этого не читал, - довольно резко прервал Лермонтова профессор. - И желал бы, чтобы вы отвечали мне именно то, чему я вас учил». - «Это правда, господин профессор, - ответил Лермонтов. - Того, что я вам сейчас говорю, вы нам не читали и не могли читать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло. Я ведь пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабженной всем современным».

В марте 1830 года в Университетском благородном пансионе побывал царь Николай I. Он остался недоволен независимостью воспитанников. В результате последовал высочайший указ о преобразовании пансиона в казенную гимназию. Как многие воспитанники, Лермонтов не захотел продолжать образование в гимназии и получил свидетельство о том, что он «обучался в старшем отделении высшего класса разным языкам, искусствам и преподаваемым в оном нравственным, математическим и словесным наукам, с отличным прилежанием, похвальным поведением и с весьма хорошими успехами». Образование Лермонтов решил продолжить за границей, но этому категорически воспротивилась бабушка и он вынужден был подчиниться.


6. Сообщение учащегося «Годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров».

В 1830 году с Поволжья к Москве подступила холера. Занятия в Московском университете, куда поступил Лермонтов, на время прекратились. В стихах Лермонтова той поры часты всяческие упоминания смерти, народных бедствий, чумы и холеры. Только в январе 1831 года занятия в университете были возобновлены, но к этому времени Лермонтов к учебе сильно охладел, он был полностью занят сочинением поэмы «Измаил-Бей». В итоге ему посоветовали подать заявление об уходе, и в августе 1832 года поэт уехал в Петербург.


Но в Петербургском университете Лермонтову отказались зачесть предметы, сданные в Москве. Не имея желания начинать учебу заново, в ноябре 1832 года Лермонтов, поборов сопротивление бабушки, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. «До сих пор я жил для литературной карьеры, принес столько жертв своему неблагодарному кумиру, и вот теперь я – воин», - писал он в письме к своей знакомой.

Светская красавица Вера Бухарина оставила впечатляющий портрет Лермонтова того времени. «Он, - писала Бухарина, - кончил учение в пансионе при Московском университете и, к большому отчаянию бабушки, упорно хочет стать военным и поступил в кавалерийскую школу подпрапорщиков. Однажды к нам приходит старая тетушка Арсеньева вся в слезах. „Батюшка мой, Николай Николаевич! - говорит она моему мужу. - Миша мой болен и лежит в лазарете школы гвардейских подпрапорщиков!" Этот избалованный Миша был предметом обожания бедной бабушки, он последний и единственный отпрыск многочисленной семьи, которую бедная старуха видит угасающей постепенно.

Корпус школы подпрапорщиков находился тогда возле Синего моста; позднее его перевели в другое место. А громадное здание, переделанное снизу доверху, стало дворцом великой княгини Марии Николаевны. Мы отправились туда в тот же день на санях. В первый раз я видела будущего великого поэта Лермонтова. Должна признаться, он мне совсем не понравился. У него был злой и угрюмый вид, его небольшие черные глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка. Он был мал ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно».


7. Обращение к портрету «Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка». Художник Ф.О. Будкин. 1834.

Этот портрет, как свидетельствует A.M. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 г., сразу по производстве внука в корнеты. Поэт изображен в вицмундире лейб-гвардейского Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.


8. Слово учителя.

Как поэт Лермонтов прославился мгновенно: 28 января 1837 г., когда появился слух о смерти А. С. Пушкина (Пушкин скончался 29 января), Лермонтов написал «Смерть Поэта». Стихотворение при помощи его друга С.А. Раевского широко распространилось в списках. Первоначально заключавшееся строкой «И на устах его печать», оно вызвало спокойный едва ли не доброжелательный прием властей. Но в обществе и после смерти Пушкина продолжались толки о нем и о Дантесе, многие принимали сторону последнего. Среди них оказалась бабушка Лермонтова и двоюродный дядя камер-юнкер Н.А. Столыпин, который осуждал поведение Пушкина и, по словам С.А. Раевского, «в особенности настаивал, что дипломаты свободны от влияния законов, что Дантес и Геккерн не подлежат ни законам, они суду русскому». Ответом на эти слова явились дополнительные 16 строк «Смерти Поэта», где светским виновникам гибели Пушкина, придворным Лермонтов грозил «Божьим судом». В докладной записке А.Х.Бенкендорфа говорилось: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Николай I распорядился «старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он». Лермонтов был арестован.


9. Чтение подготовленным учащимся фрагмента стихотворения «Смерть Поэта» наизусть от слов «А вы, надменные потомки...» до слов «...поэта праведную кровь!».

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!


10. Обращение к портрету «Лермонтов в расстегнутом ментике с золотыми шнурками». П.Е. Заболотский. 1837.

Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837. Выполнен он П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Правду сказать, Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому.


11. Сообщение учащегося. «Ссылка на Кавказ».

19 марта 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга на Кавказ и затем в течение целого года был "в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом".

Дорогой на Кавказ Лермонтов простудился, из ставропольского военного госпиталя во второй половине мая его перевили в пятигорский госпиталь, и все лето до начала сентября он лечился на Кавказских минеральных водах в Пятигорске и Кисловодске.

В конце сентября Лермонтов получил предписания отправиться в Закавказье, в свой Нижегородский драгунский полк, стоявший около Тифлиса. В эту поездку, особенно на Военно-грузинской дороге, Лермонтов много рисовал. Поэт не был профессиональным художником, но талантливо рисовал, как многие писатели-современники с увлечением делал наброски карандашом и акварелью и писал маслом и пересылал друзьям в Москву и Петербург. Многие из его рисунков и картин сохранились и до наших дней.

Кавказские впечатления имели для творчества Лермонтова очень большое значение.

Между 8 и 10 октября 1837 г. Лермонтов встретился в Ставрополе с поэтом декабристом А.И. Одоевским, прибывшим вместе с декабристами Нарышкиным и Назимовым прибывшим из Сибири. От Одоевского он узнал много нового о восстании 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Лермонтову были близки взгляды и интересы Одоевского и он привязался к своему новому старшему другу.

В связи с пребыванием в Закавказье и на Кавказе Николая Первого, осенняя экспедиция против горцев в 1837г. была отменена. По собственному признанию, Лермонтов "слышал только 2-3 выстрела." Он "странствовал одетый по-черкесски с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов". Возникали планы поездки в Персию, в Мекку; Лермонтов хотел проситься в Хивинский поход с Перовским. Но 10 окт. Николай первый в Дидубе под Тифлисом сделал смотр войсковым частям кавказского корпуса, среди которых были 4 эскадрона Нижегородского Драгунского полка. Царь нашел их в хорошем состоянии, это косвенно повлияло на судьбу Лермонтова, который был переведен в Гродненский гусарский полк, стоявший недалеко от Новгорода. Лермонтов уже знал о с предстоящем возвращении на север, но высочайший приказ должен был дойти до Петербурга и оттуда, через военное министерство, вернуться в Грузию. Вот почему Лермонтов задержался в Закавказье.

Только 25 ноября Лермонтов был выключен из списков Нижегородского Драгунского полка. Но "прощение" не радовало его, на Кавказе дышалось вольнее.


12.Просмотр видеоролика на стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва».


13.Слово учителя.

На Кавказе в 1837 г. Лермонтову не пришлось участвовать в боевых действиях, но, как писал он осенью С.А.Раевскому, «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахети…» Дважды в своих путешествиях ему пришлось отстреливаться от горцев, притом один раз втроём от «шайки лезгин».


14.Обращение к портрету «Лермонтов. Автопортрет». Акварель. 1837 г.

В 1837-1838 гг. Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя на фоне гор в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе. Это один из лучших и достовернейших портретов.

Газырь (от тюркского «готовый»: карачаево-балкарский — хазыр, турецкий — hazır, адыгское (черкесское) произношение — хэзыр) — у кавказских народов — зарядец, герметично закрываемый цилиндрический пенальчик, вместилище для заранее отмеренного порохового заряда или бумажного патрона. Газыри носились или в сумке-газырнице, или, чаще, крепились в один ряд в нагрудных кармашках, выполняющих роль патронташа. В дальнейшем это стало декоративными элементами, являющимися неотъемлемой частью национальной одежды кавказских народов (XIX — начала XX века). Газыри обычно были костяными, а парадные изготавливались из серебра.


15.Экскурсия по выставке картин М.Ю.Лермонтова, посвящённых Кавказу.

15.1.Слово учителя.

Известно, что Лермонтов всю жизнь, до своей безвременной гибели, увлекался рисованием. Многие из его художественных работ не сохранились, но то, что дошло до наших дней, - более десятка работ маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков – даёт нам возможность оценить его художественное наследие.


15.2. Экскурсия, проводит ученик.

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом древнем городе. Так появилась одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса».

Одна из лучших живописных работ Лермонтова – «Крестовая гора» - написана под впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры в конце 1837 г.

В 1837 г. был написан пейзаж маслом «Вид Пятигорска».

На картине «Окрестности селения Караагач» Лермонтов изобразил окрестности имения, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображённая на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

На картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» Лермонтов изобразил места, воспетые им в поэме «Мцыри». Действие поэмы происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…».


16.Слово учителя.

Хлопоты бабушки и доброжелателей Лермонтова в этот раз увенчались успехом довольно скоро. Под Тифлисом 10 октября Николай I делал смотр частям Кавказского корпуса. Четыре эскадрона Нижегородское драгунского полка были найдены царем в отличном состоянии. Лермонтова тогда в Тифлисе не было, но косвенное влияние на его судьбу смотр мог оказать, так же как его официальный поэтический дебют: в мае в пушкинском «Современнике» было напечатано «Бородино», а весь этот год проходил под знаком 25-й годовщины Отечественной войны; император же любил, когда прославляли русское оружие.

В октябре царь принимает решение о переводе Лермонтова корнетом в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расквартированный среди новгородских военных поселений. Поэт прибыл туда, побывав в Пербурге, только 26 февраля 1838 г., а через месяц разрешено Лермонтову возвратиться в лейб-гвардии Гусарский полк, который стоял под Петербургом. (Его офицеры могли большую часть времени проводить в столице.) Но в письмах Лермонтова мысль об отставке, впервые высказанная осенью 1837 г., когда он находился в Тифлисе, становится устойчивым мотивом. Против отставки выступает Е.А. Арсеньева.

«Я пустился в большой свет, — сообщал Лермонтов М.А. Лопухиной конце 1838 г. — В течение месяца на меня была мода, меня буквально pазрывали... Все эти люди, которых я поносил в своих стихах, стараются осыпать меня лестью. Самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихов и хвастаются ими как триумфом. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ — отказали, не хотят даже, чтобы меня убили».


17.Обращение к портрету «Лермонтов». Художник А.И. Клюндер. 1838.

Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера — из коллекции князя В.А.Меншикова. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился.


18.Слово учителя.

В 1838 г. были опубликованы две поэмы Лермонтова без имени автора — «Песня про... купца Калашникова» и «Казначейша».

Под впечатлением от «Казачьей колыбельной песни» 9 февраля 1840 г. В.Г.Белинский пишет В.П. Боткину: «Черт знает — страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт и что Пушкин умер не без наследника». Названное стихотворение было напечатано в одной февральской книжке журнала «Отечественные записки» за 1840 г., а чуть позже двумя частям-томикам издан «Герой нашего времени». Это название предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен более аморфного авторского «Один из героев нашего века». В июне книгу прочитал Николай I и был раздражен: он поначалу решил, что «героем наших дней» будет непритязательный служака Максим Максимыч, а содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора (в письме к жене) следующие соображения: «Такими романами портят нервы и ожесточают характер»; «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!»


19.Обращение к портрету «Лермонтов в штатском сюртуке». Художник П.Е.Залототский. 1840 г.

Поэт одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837 г., выполнен опытным художником с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 г.

К тому времени его уже опять не было в Петербурге: 18 февраля Лермонтов дрался на дуэли с сыном французского посла Э.де Барантом. Хотя дуэль закончилась без жертв, Лермонтов был арестован и заключён в Ордонанс-гауз в Петербурге. Там его посетил Белинский.


20. Сообщение подготовленного учащегося «Вторая ссылка М.Ю.Лермонтова на Кавказ».

Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». В стихотворении «Валерик» и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.

Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе.

Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость.

Первое издание романа было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил около 28 стихотворений.


21. Обращение к репродукции «Лермонтов». Рисунок Д.П.Палена. 1840.

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 г. с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П.Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В.Россильона. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.


22. Обращение к акварели М.Ю.Лермонтова и Г.Г.Гагарина «Эпизод сражения на Влерике 11 июля 1840 г.».

Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.


23.Сообщение подготовленного учащегося «Последние годы жизни М.Ю.Лермонтова».

В начале 1841 года, получив отпуск, Лермонтов последний раз побывал в Петербурге. «Пылкая молодость, жадная впечатлений бытия, самый род жизни, - вспоминал Белинский, - отвлекали его от мирных кабинетных занятий, от уединенной думы, столь любезной музам; но уже кипучая натура его начала устаиваться, в душе пробуждалась жажда труда и деятельности, а орлиный взор спокойнее стал вглядываться в глубь жизни».

Однако характер Лермонтова вовсе не стал мягче и покладистее. В апреле поэт без приглашения появился на великосветском балу, на котором присутствовали высочайшие особы. Такой поступок опального офицера был оценен как в высшей степени неприличный и дерзкий. 10 апреля Лермонтова вызвали в Военное министерство и предложили в 48 часов отправиться в полк. Вечер у Карамзиных Лермонтов провел в крайне подавленном настроении. Он будто предчувствовал какие-то трагические события.

Вместе с Лермонтовым на Кавказ отправился его давний друг А. А. Столыпин. По пути в полк, вопреки предписанию начальства, друзья самовольно остановились в Пятигорске. В это время там находилось много раненых и отдыхающих офицеров. Среди них оказался Н.Мартынов, с которым Лермонтов когда-то учился в военной школе. Со свойственной ему бесцеремонностью и в то же время изощренностью Лермонтов постоянно вышучивал Мартынова.

13 июля в доме Верзилиных оскорбленный карикатурами и эпиграммами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль, которая и состоялась 15 (27) июля 1841 года у подножья горы Машук. Время шло к вечеру. Огромная черная туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Лермонтов не отказался от дуэли, но предупредил секундантов, что как когда-то в случае с Барантом, выстрелит в воздух. Когда подали знак сходиться, Лермонтов остался на месте, взвел курок и поднял пистолет дулом вверх. Мартынов целился так долго, что Столыпин, секундант Лермонтова, не выдержал и крикнул: «Стреляйте, или я разведу вас!»

Раздался выстрел. Лермонтов был убит наповал. Разразилась гроза с сильным ливнем, лишь к вечеру тело Лермонтова было перевезено в домик на окраине Пятигорска. Узнав о дуэли, Николай I приказал «майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту и предать церковному покаянию». Секунданты, впрочем, были прощены.

А в метрической книге Пятигорской Скорбященской церкви осталась короткая запись: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьев Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было». (Церковь в то время приравнивала смерть на дуэли к самоубийству.) В апреле 1842 года прах Лермонтова перевезли в Тарханы, где он и был погребен в часовне - фамильном склепе Арсеньевых.


24.Чтение учителем стихотворения А.Дементьева «Бабушка Лермонтова».


Елизавета Алексеевна Арсеньева

Внука своего пережила…


И четыре чёрных года

Тень его

Душу ей страдальческую жгла.


Как она за Мишеньку молилась!

Чтоб здоров был

И преуспевал.

Только Бог не оказал ей милость

И молитв её не услыхал.


И она на Бога возроптала,

Повелев убрать из комнат Спас.

А душа её над Машуком витала:

«Господи, почто его не спас?!»


Во гробу свинцовом, во тяжёлом

Возвращался Лермонтов домой.

По российским побелевшим сёлам

Он катился чёрною слезой.


И откуда ей достало силы –

Выйти на порог его встречать…

Возле гроба бабы голосили.

«Господи, дай сил не закричать…»


Сколько лет он вдалеке томился,

Забывал между забот и дел.

А теперь навек к ней возвратился.

Напоследок бабку пожалел.


III. Подведение итогов урока.

Обмен мнениями, ответ на вопрос: «Каким я представляю себе поэта?»


IV. Домашнее задание.

1.Прочитать статью учебника «Для вас, любознательные!» об альбоме, принадлежавшем М.А. Шан-Гирей.

2.Подготовить рассказ о поэте с использованием материалов хронологической таблицы, заполненной на уроке, и учебника.

9


Просмотр содержимого документа
«Учёба в пансионе и университете»

К уроку № 25

Сообщение «Годы учения в Московском университетском Благородном пансионе и в Московском университете».


Осенью 1827 года Арсеньевы переехали в Москву. Историк и литератор А. З. Зиновьев и опытный педагог англичанин Виндсон превосходно подготовили Лермонтова к экзаменам: он сразу был зачислен в четвертый класс Университетского благородного пансиона.

В библиотеке в то время по вечерам собирались члены литературного общества, которым руководил довольно известный поэт С. Е. Раич. Здесь Лермонтов увлекся рисованием и музыкой, хотя главным его увлечением уже тогда была поэзия. Трудно поверить, но уже в пансионе он набросал первый вариант поэмы «Демон», написал поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник».

Стать лучшим учеником мешал Лермонтову скверный характер. Однажды на экзамене был задан вопрос, на который воспитанник начал отвечать не совсем то, чего от него ждали. «Я вам этого не читал, - довольно резко прервал Лермонтова профессор. - И желал бы, чтобы вы отвечали мне именно то, чему я вас учил». - «Это правда, господин профессор, - ответил Лермонтов. - Того, что я вам сейчас говорю, вы нам не читали и не могли читать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло. Я ведь пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабженной всем современным».

В марте 1830 года в Университетском благородном пансионе побывал царь Николай I. Он остался недоволен независимостью воспитанников. В результате последовал высочайший указ о преобразовании пансиона в казенную гимназию. Как многие воспитанники, Лермонтов не захотел продолжать образование в гимназии и получил свидетельство о том, что он «обучался в старшем отделении высшего класса разным языкам, искусствам и преподаваемым в оном нравственным, математическим и словесным наукам, с отличным прилежанием, похвальным поведением и с весьма хорошими успехами». Образование Лермонтов решил продолжить за границей, но этому категорически воспротивилась бабушка и он вынужден был подчиниться.



Просмотр содержимого документа
«Учёба в школе гвардейских подпрапорщиков»

К уроку №25


Сообщение «Годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров».


В 1830 году с Поволжья к Москве подступила холера. Занятия в Московском университете, куда поступил Лермонтов, на время прекратились. В стихах Лермонтова той поры часты всяческие упоминания смерти, народных бедствий, чумы и холеры. Только в январе 1831 года занятия в университете были возобновлены, но к этому времени Лермонтов к учебе сильно охладел, он был полностью занят сочинением поэмы «Измаил-Бей». В итоге ему посоветовали подать заявление об уходе, и в августе 1832 года поэт уехал в Петербург.

Но в Петербургском университете Лермонтову отказались зачесть предметы, сданные в Москве. Не имея желания начинать учебу заново, в ноябре 1832 года Лермонтов, поборов сопротивление бабушки, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. «До сих пор я жил для литературной карьеры, принес столько жертв своему неблагодарному кумиру, и вот теперь я – воин», - писал он в письме к своей знакомой.

Светская красавица Вера Бухарина оставила впечатляющий портрет Лермонтова того времени. «Он, - писала Бухарина, - кончил учение в пансионе при Московском университете и, к большому отчаянию бабушки, упорно хочет стать военным и поступил в кавалерийскую школу подпрапорщиков. Однажды к нам приходит старая тетушка Арсеньева вся в слезах. „Батюшка мой, Николай Николаевич! - говорит она моему мужу. - Миша мой болен и лежит в лазарете школы гвардейских подпрапорщиков!" Этот избалованный Миша был предметом обожания бедной бабушки, он последний и единственный отпрыск многочисленной семьи, которую бедная старуха видит угасающей постепенно.

Корпус школы подпрапорщиков находился тогда возле Синего моста; позднее его перевели в другое место. А громадное здание, переделанное снизу доверху, стало дворцом великой княгини Марии Николаевны. Мы отправились туда в тот же день на санях. В первый раз я видела будущего великого поэта Лермонтова. Должна признаться, он мне совсем не понравился. У него был злой и угрюмый вид, его небольшие черные глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка. Он был мал ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно».



Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по выставке картин»

К уроку №25


Экскурсия по выставке картин М.Ю.Лермонтова, посвящённых Кавказу.


Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом древнем городе. Так появилась одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса».

Одна из лучших живописных работ Лермонтова – «Крестовая гора» - написана под впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры в конце 1837 г.

В 1837 г. был написан пейзаж маслом «Вид Пятигорска».

На картине «Окрестности селения Караагач» Лермонтов изобразил окрестности имения, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображённая на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь.

На картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» Лермонтов изобразил места, воспетые им в поэме «Мцыри». Действие поэмы происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…».



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «Заболотовская СОШ» Ольховатского района Воронежской области Бурлуцкой Е.А.

Краткие

сведения

о М.Ю.Лермонтове

Презентация

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Заболотовская СОШ»

Ольховатского района Воронежской области

Бурлуцкой Е.А.

Родители М.Ю.Лермонтова Мария Михайловна Лермонтова  (Арсеньева) Юрий Петрович Лермонтов

Родители М.Ю.Лермонтова

Мария Михайловна Лермонтова

(Арсеньева)

Юрий Петрович Лермонтов

Бабушка поэта Е.А.Арсеньева В возрасте «полугоду» родители привезли М.Ю.Лермонтова из Москвы в Тарханы. Детство провел он в имении бабушки Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии.

Бабушка поэта Е.А.Арсеньева

В возрасте «полугоду» родители привезли М.Ю.Лермонтова из Москвы в Тарханы.

Детство провел он в имении бабушки

Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии.

По свидетельству современника,

По свидетельству современника, " в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано

для пользы и удовольствия ее внука ".

Ранние портреты М.Ю.Лермонтова Самый ранний портрет Лермонтова 3-4 -летнего ребёнка, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик-то был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками.

Ранние портреты М.Ю.Лермонтова

Самый ранний портрет Лермонтова 3-4 -летнего ребёнка, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик-то был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками.

Второй детский портрет Лермонтова выполнен в 1820-22 гг. тоже, наверное, крепостным. На портрете мы видим шести восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную военную курточку и синий костюм с золотым шитьём. В такую же военную форму одевались и его друзья, когда играли в траншеях на территории поместья. Бабушка очень хотела сделать из внука военного.

Второй детский портрет Лермонтова выполнен в 1820-22 гг. тоже, наверное, крепостным. На портрете мы видим шести восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную военную курточку и синий костюм с золотым шитьём. В такую же военную форму одевались и его друзья, когда играли в траншеях на территории поместья. Бабушка очень хотела сделать из внука военного.

Учёба в Благородном пансионе при Московском университете  « Святое место! Помню я, как сон, Твои кафедры, залы, коридоры, Твоих сынов заносчивые споры О Боге, о Вселенной…»

Учёба в Благородном пансионе

при Московском университете

« Святое место!

Помню я, как сон,

Твои кафедры, залы, коридоры,

Твоих сынов заносчивые споры

О Боге, о Вселенной…»

Годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров В 1832 году поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где принимал участие в составлении рукописного журнала

Годы учения в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

В 1832 году поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где принимал участие в составлении рукописного журнала "Школьная заря", в котором были помещены его юнкерские поэмы "Гошпиталь", "Петергофский праздник", "Уланша" и юнкерские стихи.

Этот портрет, как свидетель-ствует A.M. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 г., сразу по производстве внука в корнеты. Поэт изображен в вицмундире лейб-гвардейского Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. «Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка». Художник Ф.О. Будкин. 1834.

Этот портрет, как свидетель-ствует A.M. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 г., сразу по производстве внука в корнеты. Поэт изображен в вицмундире лейб-гвардейского Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке.

«Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка».

Художник Ф.О. Будкин. 1834.

Стихотворение «Смерть Поэта» Как поэт Лермонтов прославился мгновенно: 28 января 1837 г., когда появился слух о смерти А. С. Пушкина (Пушкин скончался 29 января), Лермонтов написал «Смерть Поэта». Стихотворение при помощи его друга С.А. Раевского широко распространилось в списках.

Стихотворение «Смерть Поэта»

Как поэт Лермонтов прославился мгновенно: 28 января 1837 г., когда появился слух о смерти А. С. Пушкина (Пушкин скончался 29 января), Лермонтов написал «Смерть Поэта». Стихотворение при помощи его друга С.А. Раевского широко распространилось в списках.

Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837. Выполнен он П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Правду сказать, Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому . «Лермонтов в расстегнутом ментике с золотыми шнурками». П.Е. Заболотский. 1837.

Этот портрет Лермонтова относится к январю – февралю 1837. Выполнен он П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу

Е.А. Арсеньевой. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Правду сказать, Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении

к портретируемому .

«Лермонтов в расстегнутом ментике с золотыми шнурками».

П.Е. Заболотский. 1837.

Ссылка на Кавказ

Ссылка на Кавказ

М.Ю.Лермонтов. «Перестрелка в горах Дагестана». Масло.1840-41 г На Кавказе в 1837 г. Лермонтову не пришлось участвовать в боевых действиях, но, как писал он осенью С.А.Раевскому, «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахети…» Дважды в своих путешествиях ему пришлось отстреливаться от горцев, притом один раз втроём от «шайки лезгин».

М.Ю.Лермонтов.

«Перестрелка в горах Дагестана». Масло.1840-41 г

На Кавказе в 1837 г. Лермонтову не пришлось участвовать в боевых действиях, но, как писал он осенью С.А.Раевскому, «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахети…» Дважды в своих путешествиях ему пришлось отстреливаться от горцев, притом один раз втроём от «шайки лезгин».

В 1837-1838 гг. Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя на фоне гор в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе. Это один из лучших и достовернейших портретов. «Лермонтов. Автопортрет».  Акварель. 1837 г.

В 1837-1838 гг. Лермонтов создаёт свой автопортрет.

Он изобразил себя на фоне гор

в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске

с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке,

с шашкой на поясе.

Это один из лучших и достовернейших портретов.

«Лермонтов. Автопортрет».

Акварель. 1837 г.

М.Ю.Лермонтов-художник Известно, что Лермонтов всю жизнь, до своей безвременной гибели, увлекался рисованием. Многие из его художественных работ не сохранились, но то, что дошло до наших дней, - более десятка работ маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков – даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

М.Ю.Лермонтов-художник

Известно, что Лермонтов всю жизнь, до своей безвременной гибели, увлекался рисованием. Многие из его художественных работ не сохранились, но то, что дошло до наших дней, - более десятка работ маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков – даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

«Вид Тифлиса». Масло.1837 г.

«Вид Тифлиса». Масло.1837 г.

«Крестовый перевал». Масло.1837- 38 гг.

«Крестовый перевал». Масло.1837- 38 гг.

«Вид Пятигорска». Масло. 1837 г.

«Вид Пятигорска». Масло. 1837 г.

«Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами)». Масло.1837- 38г г.

«Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами)». Масло.1837- 38г г.

На картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» Лермонтов изобразил места, воспетые им в поэме «Мцыри». Действие поэмы происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…». «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».1837 г.

На картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» Лермонтов изобразил места, воспетые им в поэме «Мцыри». Действие поэмы происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…».

«Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».1837 г.

М.Ю.Лермонтов в Петербурге «Я пустился в большой свет, — сообщал Лермонтов М.А. Лопухиной конце 1838 г. — В течение месяца на меня была мода, меня буквально pазрывали... Все эти люди, которых я поносил в своих стихах, стараются осыпать меня лестью. Самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихов и хвастаются ими как триумфом. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ — отказали, не хотят даже, чтобы меня убили».

М.Ю.Лермонтов в Петербурге

«Я пустился в большой свет, — сообщал Лермонтов М.А. Лопухиной конце 1838 г. — В течение месяца на меня была мода, меня буквально pазрывали... Все эти люди, которых я поносил в своих стихах, стараются осыпать меня лестью. Самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихов и хвастаются ими как триумфом. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ — отказали, не хотят даже, чтобы меня убили».

Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера — из коллекции князя В.А.Меншикова. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился. «Лермонтов». Художник А.И. Клюндер. 1838.

Это наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера — из коллекции князя В.А.Меншикова. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился.

«Лермонтов». Художник А.И. Клюндер. 1838.

Поэт одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837 г., выполнен опытным художником с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 г. «Лермонтов в штатском сюртуке». Художник П.Е.Залототский. 1840 г.

Поэт одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837 г., выполнен опытным художником с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта

в начале 1840 г.

«Лермонтов в штатском сюртуке». Художник П.Е.Залототский. 1840 г.

Вторая ссылка на Кавказ

Вторая ссылка на Кавказ

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 г. с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П.Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В.Россильона. Это – единствен-ный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. «Лермонтов». Рисунок Д.П.Палена. 1840.

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 г.

с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П.Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В.Россильона. Это – единствен-ный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.

«Лермонтов». Рисунок Д.П.Палена. 1840.

Акварель М.Ю.Лермонтова и Г.Г.Гагарина «Эпизод сражения на Влерике 11 июля 1840 г.»

Акварель М.Ю.Лермонтова и Г.Г.Гагарина «Эпизод сражения на Влерике 11 июля 1840 г.»

Последние годы жизни М.Ю.Лермонтова Н.С. Мартынов 1815-1875 Пятигорск. Дом Верзилиных, где произошла ссора М.Ю. Лермонтова с Мартыновым

Последние годы жизни М.Ю.Лермонтова

Н.С. Мартынов

1815-1875

Пятигорск. Дом Верзилиных,

где произошла ссора М.Ю. Лермонтова

с Мартыновым

Выписка из метрической книги Пятигорской Скорбященской церкви

Выписка из метрической книги Пятигорской Скорбященской церкви

Место дуэли М.Ю.Лермонтова у подножия горы Машук. г.Пятигорск

Место дуэли М.Ю.Лермонтова у подножия горы Машук. г.Пятигорск

Часовня на могиле М.Ю.Лермонтова. с.Лермонтово (Тарханы)

Часовня на могиле М.Ю.Лермонтова. с.Лермонтово (Тарханы)

В апреле 1842 года прах Лермонтова перевезли в Тарханы, где он и был погребен в часовне - фамильном склепе Арсеньевых .  

В апреле 1842 года прах Лермонтова перевезли в Тарханы, где он и был погребен в часовне - фамильном склепе Арсеньевых .

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!