СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Лермонтов Поэма "Демон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М. Лермонтов Поэма "Демон"»

ПОЭМА «ДЕМОН» Образ демонического героя

ПОЭМА «ДЕМОН»

Образ демонического героя

С отрочества и до конца жизни работал Лермонтов над поэмой «Демон». Он рос духовно вместе с ней. Начало ей было положено, когда поэту было 15 лет. Известно 8 редакций поэмы. Опубликована она была впервые в Германии в 1856 году (через 15 лет после смерти поэта), в России в 1860г.
  • С отрочества и до конца жизни работал Лермонтов над поэмой «Демон». Он рос духовно вместе с ней. Начало ей было положено, когда поэту было 15 лет. Известно 8 редакций поэмы. Опубликована она была впервые в Германии в 1856 году (через 15 лет после смерти поэта), в России в 1860г.
Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые разнообразные человеческие порывы-стремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое» сопряжено с познанием самого себя. Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, взбунтовавшемся против Бога. Демон как дух отрицания в средневековых легендах, в стихотворениях.
  • Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые разнообразные человеческие порывы-стремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое» сопряжено с познанием самого себя.
  • Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, взбунтовавшемся против Бога. Демон как дух отрицания в средневековых легендах, в стихотворениях.
Самые известные образы Демона Сатана (поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона) Люцифер (драма «Каин» Джорджа Байрона) Мефистофель (трагедия «Фауст» Гёте) Воланд (роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова)

Самые известные образы Демона

  • Сатана (поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона)
  • Люцифер (драма «Каин» Джорджа Байрона)
  • Мефистофель (трагедия «Фауст» Гёте)
  • Воланд (роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова)
Печальный Демон, дух изгнанья,  Летал над грешною землей,  И лучших дней воспоминанья  Пред ним теснилися толпой;  Тех дней, когда в жилище света  Блистал он, чистый херувим,  Когда бегущая комета  Улыбкой ласковой привета  Любила поменяться с ним,  Когда сквозь вечные туманы,  Познанья жадный, он следил  Кочующие караваны  В пространстве брошенных светил;  Когда он верил и любил,  Счастливый первенец творенья!  Не знал ни злобы, ни сомненья,  И не грозил уму его  Веков бесплодных ряд унылый…  И много, много… и всего  Припомнить не имел он силы!
  • Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много… и всего Припомнить не имел он силы!
Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).
  • Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).

Давно отверженный блуждал  В пустыне мира без приюта:  Вослед за веком век бежал,  Как за минутою минута,  Однообразной чередой.  Ничтожной властвуя землей,  Он сеял зло без наслажденья,  Нигде искусству своему  Он не встречал сопротивленья —  И зло наскучило ему.
  • Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта: Вослед за веком век бежал, Как за минутою минута, Однообразной чередой. Ничтожной властвуя землей, Он сеял зло без наслажденья, Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья — И зло наскучило ему.
Противоречивость, пугающее равнодушие, мир небесной гармонии и красоты чужд ему, земля представляется «ничтожной», весь Божий мир он окидывает презрительным оком. Демон безразличен и к цели, сущности бытия
  • Противоречивость, пугающее равнодушие, мир небесной гармонии и красоты чужд ему, земля представляется «ничтожной», весь Божий мир он окидывает презрительным оком. Демон безразличен и к цели, сущности бытия
Дальними горами  Уж спрятан солнца полукруг;  В ладони мерно ударяя,  Они поют — и бубен свой  Берет невеста молодая.  И вот она, одной рукой  Кружа его над головой,  То вдруг помчится легче птицы,  То остановится, глядит —  И влажный взор ее блестит  Из-под завистливой ресницы;  То черной бровью поведет,  То вдруг наклонится немножко,  И по ковру скользит, плывет  Ее божественная ножка;  И улыбается она,  Веселья детского полна,  Но луч луны, по влаге зыбкой  Слегка играющий порой,  Едва ль сравнится с той улыбкой,  Как жизнь, как молодость, живой.
  • Дальними горами Уж спрятан солнца полукруг; В ладони мерно ударяя, Они поют — и бубен свой Берет невеста молодая. И вот она, одной рукой Кружа его над головой, То вдруг помчится легче птицы, То остановится, глядит — И влажный взор ее блестит Из-под завистливой ресницы; То черной бровью поведет, То вдруг наклонится немножко, И по ковру скользит, плывет Ее божественная ножка; И улыбается она, Веселья детского полна, Но луч луны, по влаге зыбкой Слегка играющий порой, Едва ль сравнится с той улыбкой, Как жизнь, как молодость, живой.
И Демон видел… На мгновенье  Неизъяснимое волненье  В себе почувствовал он вдруг,  Немой души его пустыню  Наполнил благодатный звук —  И вновь постигнул он святыню  Любви, добра и красоты!
  • И Демон видел… На мгновенье Неизъяснимое волненье В себе почувствовал он вдруг, Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук — И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!
«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!  Твоя слеза на труп безгласный  Живой росой не упадет:  Она лишь взор туманит ясный,  Ланиты девственные жжет!  Он далеко, он не узнает,  Не оценит тоски твоей;  Небесный свет теперь ласкает  Бесплотный взор его очей;  Он слышит райские напевы…  Что жизни мелочные сны,  И стон и слезы бедной девы  Для гостя райской стороны?  Нет, жребий смертного творенья,  Поверь мне, ангел мой земной,  Не стоит одного мгновенья  Твоей печали дорогой!
  • «Не плачь, дитя! не плачь напрасно! Твоя слеза на труп безгласный Живой росой не упадет: Она лишь взор туманит ясный, Ланиты девственные жжет! Он далеко, он не узнает, Не оценит тоски твоей; Небесный свет теперь ласкает Бесплотный взор его очей; Он слышит райские напевы… Что жизни мелочные сны, И стон и слезы бедной девы Для гостя райской стороны? Нет, жребий смертного творенья, Поверь мне, ангел мой земной, Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!
Демон призывает Тамару забыть всё земное, быть беспечной, ничего не чувствовать, он опьяняет её «сладкой песней», «золотыми снами»). Невыразимое смятенье  В ее груди; печаль, испуг,  Восторга пыл — ничто в сравненье.  Все чувства в ней кипели вдруг;  Душа рвала свои оковы,  Огонь по жилам пробегал,  И этот голос чудно-новый,  Ей мнилось, все еще звучал.
  • Демон призывает Тамару забыть всё земное, быть беспечной, ничего не чувствовать, он опьяняет её «сладкой песней», «золотыми снами»).
  • Невыразимое смятенье В ее груди; печаль, испуг, Восторга пыл — ничто в сравненье. Все чувства в ней кипели вдруг; Душа рвала свои оковы, Огонь по жилам пробегал, И этот голос чудно-новый, Ей мнилось, все еще звучал.
Тоской и трепетом полна,  Тамара часто у окна  Сидит в раздумье одиноком  И смотрит вдаль прилежным оком,  И целый день, вздыхая, ждет…  Ей кто-то шепчет: он придет!  Недаром сны ее ласкали,  Недаром он являлся ей,  С глазами, полными печали,  И чудной нежностью речей.
  • Тоской и трепетом полна, Тамара часто у окна Сидит в раздумье одиноком И смотрит вдаль прилежным оком, И целый день, вздыхая, ждет… Ей кто-то шепчет: он придет! Недаром сны ее ласкали, Недаром он являлся ей, С глазами, полными печали, И чудной нежностью речей.
Тоску любви, ее волненье  Постигнул Демон в первый раз;  Он хочет в страхе удалиться…  Его крыло не шевелится!  И, чудо! из померкших глаз  Слеза тяжелая катится…  Поныне возле кельи той  Насквозь прожженный виден камень  Слезою жаркою, как пламень,  Нечеловеческой слезой!..
  • Тоску любви, ее волненье Постигнул Демон в первый раз; Он хочет в страхе удалиться… Его крыло не шевелится! И, чудо! из померкших глаз Слеза тяжелая катится… Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень, Нечеловеческой слезой!..
Любовь пробуждает в Демоне человеческую сущность, он пытается обрести новый смысл жизни, поверить, что счастье возможно. Его стремление к недостижимой мечте обусловлено концепцией романтизма : как только мечта может быть достигнута, она перестанет быть таковой. В Тамаре герой мечтает обрести все, что утратил, отпав от Бога: земную радость, желание творить добро, приятие мира как Дара. Парадокс в том, что, подчинив себе земную девушку, он губит ее бессмертную душу
  • Любовь пробуждает в Демоне человеческую сущность, он пытается обрести новый смысл жизни, поверить, что счастье возможно. Его стремление к недостижимой мечте обусловлено концепцией романтизма : как только мечта может быть достигнута, она перестанет быть таковой. В Тамаре герой мечтает обрести все, что утратил, отпав от Бога: земную радость, желание творить добро, приятие мира как Дара. Парадокс в том, что, подчинив себе земную девушку, он губит ее бессмертную душу
« Она моя! — сказал он грозно, —  Оставь ее, она моя!  Явился ты, защитник, поздно,  И ей, как мне, ты не судья.  На сердце, полное гордыни,  Я наложил печать мою;  Здесь больше нет твоей святыни,  Здесь я владею и люблю!»
  • « Она моя! — сказал он грозно, — Оставь ее, она моя! Явился ты, защитник, поздно, И ей, как мне, ты не судья. На сердце, полное гордыни, Я наложил печать мою; Здесь больше нет твоей святыни, Здесь я владею и люблю!»
Клянусь блаженством и страданьем,  Клянусь любовию моей:  Я отрекся от старой мести,  Я отрекся от гордых дум;  Отныне яд коварной лести  Ничей уж не встревожит ум;  Хочу я с небом примириться,  Хочу любить, хочу молиться,  Хочу я веровать добру.
  • Клянусь блаженством и страданьем, Клянусь любовию моей: Я отрекся от старой мести, Я отрекся от гордых дум; Отныне яд коварной лести Ничей уж не встревожит ум; Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру.
Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется ни разу. Но его присутствие безусловно, именно к нему обращает свой бунт Демон
  • Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется ни разу. Но его присутствие безусловно, именно к нему обращает свой бунт Демон
И он слегка  Коснулся жаркими устами  Ее трепещущим губам;  Соблазна полными речами  Он отвечал ее мольбам.  Могучий взор смотрел ей в очи!  Он жег ее. Во мраке ночи  Над нею прямо он сверкал,  Неотразимый, как кинжал.  Увы! злой дух торжествовал!  Смертельный яд его лобзанья  Мгновенно в грудь ее проник.  Мучительный ужасный крик  Ночное возмутил молчанье.  В нем было все: любовь, страданье,  Упрек с последнею мольбой  И безнадежное прощанье —  Прощанье с жизнью молодой,

И он слегка Коснулся жаркими устами Ее трепещущим губам; Соблазна полными речами Он отвечал ее мольбам. Могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее. Во мраке ночи Над нею прямо он сверкал, Неотразимый, как кинжал. Увы! злой дух торжествовал! Смертельный яд его лобзанья Мгновенно в грудь ее проник. Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье. В нем было все: любовь, страданье, Упрек с последнею мольбой И безнадежное прощанье — Прощанье с жизнью молодой,

Любовь Демона открывает Тамаре «пучину гордого познанья», она отлична от «минутной» любви человека. Клятва героя пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».
  • Любовь Демона открывает Тамаре «пучину гордого познанья», она отлична от «минутной» любви человека. Клятва героя пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».
От имени Бога в поэме действует Ангел, бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Отныне (или изначально) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе. Страшен его образ, лишённый поэтического ореола, после «посмертной измены» Тамары: Каким смотрел он злобным взглядом, Как полон был смертельным ядом Вражды, не знающей конца, И веяло могильным хладом От неподвижного лица.

От имени Бога в поэме действует Ангел, бессильный на земле, он побеждает Демона на небе.

Отныне (или изначально) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе. Страшен его образ, лишённый поэтического ореола, после «посмертной измены» Тамары:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

Противоречивость, гордость, возвышение себя, одиночество, равнодушие как к добру, так и к злу, разочарованность, знание тайн человеческой души и умение воздействовать на души людей  Мотив демонизма, демонической личности доминирует в творчестве Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными людьми, играющий «демоническую»роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.
  • Противоречивость, гордость, возвышение себя, одиночество, равнодушие как к добру, так и к злу, разочарованность, знание тайн человеческой души и умение воздействовать на души людей 
  • Мотив демонизма, демонической личности доминирует в творчестве Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными людьми, играющий «демоническую»роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.
Почему образ Демона привлекателен для людей?

Почему образ Демона привлекателен для людей?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!