-на основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных;
- обучать выразительному чтению и пересказу текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль;
- закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ.
-планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.
-формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, пользоваться учебником, работать в паре;
- умение высказывать свою точку зрения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирующие УУД |
I. Первичный синтез | Психологический настрой. Прекрасно всё на небе, Слайд. Прекрасно на Земле, Прекрасно в нашем классе, Прекрасно всё во мне. -Ребята, давайте разомнём свой язычок. Дружно повторяйте за мной. Речевая разминка. Внезапный гость вломился в дверь- Пёс тут как тут, как хищный зверь! А званый гость явился в дом- Виляет добрый пёс хвостом. -А теперь проговорите грозно. -А теперь весело. -А теперь тихо, чтобы услышал только сосед по парте. -Ребята, какое животное сравнивается с хищным зверем? -Автор, с которым нам сегодня предстоит познакомиться, очень любил животных и много о них писал. -Зто известный писатель Михаил Михайлович Пришвин. (На доску вывешивается портрет писателя). - Пришвин много писал и много путешествовал по стране, часто менял места жительства. - Увлекался автомобилями, он очень любил автомобильные прогулки и брал с собой своих любимых собак во время поездок на природу. -Об одной из них он написал свой рассказ. -Ребята, у кого из вас есть домашние животные? Расскажите о них. - Как вы ухаживаете за своими животными? -Болели ли когда-нибудь ваши питомцы и как вы их лечили? -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и читать на уроке? -Посмотрите внимательно на доску и прочитайте запись. Мы в ответе за тех, кого приручили. -Почему мы в ответе за тех, кого приручили? -Правы вы или нет мы узнаем в конце урока. -Хотите узнать, каким ещё способом можно вылечить заболевшего питомца? -Тогда прочитаем рассказ. М.М. Пришвина «Глоток молока». | Позитивная картинка с изображением ясного солнечного дня. Первоначально проговаривают с учителем. Затем самостоятельно по заданному образцу. Ответы учащихся, основанные на личном опыте. О взаимоотношениях человека и животных. Агроном-специалист, который занимается выращиванием урожая. Воспринимают и запоминают информацию. | Снятие змоционального напряжения. Мотивация уч-ся. Развитие монологической речи. Развитие связной речи. Мотивация на дальнейшую деятельность. Восприятие информации. Ответы учащихся, актуализация имеющихся знаний. Актуализация имеющихся знаний. |
II. Анализ | Подготовка к первичному восприятию. -Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Как вы думаете, по ней можно узнать ответ на наш вопрос? -А теперь прочитайте название произведения. Как думаете, почему автор так назвал свой рассказ? Первичное восприятие. -Будем читать текст по частям, будьте внимательны. (текст читают хорошо читающие ученики, каждый по абзацу). ФИЗМИНУТКА Проверка первичного восприятия. -Какие чувства и эмоции вызвал у вас тот рассказ? -Какие из слов вам были непонятны? (забила прутом)Прочитайте предложение с этим словом. -Как вы думаете, что обозначает то слово? -Почему автор выбрал именно его? -Закройте глаза и представьте ту картину, что вы нарисовали? Совпала ли она с иллюстрацией в учебнике? ФИЗМИНУТКА | Ответы учащихся с обоснованием. Ответы учащихся. Следят за чтением, слушают. Чтение текста учащимися. Ответы учащихся. Дети находят и зачитывают это предложение из текста. Хвост собаки был длинный и прямой, как прут. | Учатся давать ответы на вопросы учителя, обосновывая и доказывая их. Учатся воспринимать произведение на слух. Развиваем связную монологическую речь. |
III. Вторичный синтез. | Обобщение по прочитанному. -Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем ,от чьего имени ведется рассказ? -На сколько частей можно разделить рассказ? -Перечислите главных героев рассказа. -Как вы представляете себе Ладу? Что с ней случилось? -Как вы понимаете слово отвёртывалась? Замените его другим словом. -Кого позвали к Ладе? -Как она отреагировала на появление хозяина? (зачитайте эти предложения). -Как вы понимаете выражение «забила прутом»?Когда собаки так делают? -Что значит «жизнь заиграла»? -Что значит залакала? Замените другим словом. -Что автор сказал Ладе? С какой интонацией то было сказано? Прочитайте. -Как она на них отреагировала? -От чьего имени ведётся рассказ? - В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется «уметь читать между строк». - Так что же помогло Ладе? В чём это проявилось? - Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно помогло собаке. -Как собака отреагировала на ласку хозяина? Зачитайте зти предложения. - Так в чём заключается основная мысль рассказа? Прочитайте то предложение. - Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? Работа в парах. -Перед вами карточки с пословицами. Выберите из них ту, которая отражает главную мысль рассказа. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает. Собаку палкой не учат. И собака помнит, кто ее кормит. -Как вы понимаете смысл двух других? Подведение итогов. Рефлексия. -А теперь вернёмся к вопросу, который мы задали в начале урока. -Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили? - Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни? - Прежде, чем завести себе друга – животного, о чём вы должны хорошо подумать? А вы знаете, что собакам во многих городах поставлены памятники? (слайд)Учитель рассказывает о памятниках-собакам в различных городах мира. -Чему вас научил сегодняшний урок? -Перечитайте рассказ дома и попробуйте нарисовать главную героиню- собаку Ладу. | Лада –собака. Она заболела. Хозяин собаки. В ласке и заботе хозяина. Отворачивалась. Её хозяина. Она подняла голову и забила прутом. Когда чему-то радуются. Глаза стали радостные. Попила. Что надо поесть. Завиляла хвостом и стала лакать молоко. От имени автора. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает. Ответы учащихся. Я погладил её. Что любовью и лаской тоже можно вылечить. Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Он внимательный, заботливый, любит животных. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает. Ответы учащихся. Потому, что о животных надо заботиться: кормить, играть с ними, лечить. Прямо как с детьми. Сможешь ли ты заботиться о животном. В Париже установлен памятник сенбернару Барри, который спас из снежных заносов в альпийских горах несколько десятков человек. На Аляске в городке Ном тоже есть памятник псу Балто, который во время смертельно опасной эпидемии дифтерии, вспыхнувшей в этой местности, доставил больным нужные лекарственные препараты В России тоже есть памятник собаке, Первой собакой побывавшей в космосе (более 50 лет назад) стала маленькая дворняжечка по имени Лайка. Именно ее памятник поставили в Москве. | Проводят работу над лексическим значением слова. Находят и зачитывают предложение. |
Личностные: контролировать и оценивать свою работу, работу товарищей.
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические - классифицируют объекты живой и не живой природы; устанавливают причинно- следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.
А) у учителя: презентация PowerPoint; интерактивная доска; учебник для 1 класса А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 часть; наглядные пособия по теме.
Б) у учеников: учебник для 1 класса А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 часть; рабочая тетрадь для 1 класса А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 часть; пенал (синяя ручка, простой карандаш, резинка, цветные карандаши).
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ: проблемное обучение; разноуровневое обучение, «дозированное» задание, опора на наглядность.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа у доски, работа по образцу учителя.
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) | ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | ДОСКА И ОБОРУДОВАНИЕ |
Организационный момент | Дети,настройтесь на урок, проверьте, все ли готово – учебник, тетрадь, пенал с принадлежностями (ручка, карандаш, линейка, стирательная резинка). | Приветствуют учителя стоя слева от парты, все принадлежности у уроку лежат в левой части парты. | |
Актуализация новых/необходимых знаний | - Нарисуйте, какое настроение у вас в начале урока? - Какой день недели? Загадка Муравьишки. «Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом братцы ходят друг за другом. (Дни недели) Проведём игру: «Неделька, стройся!» Какой вчера был день недели? Какой будет завтра? По каким дням недели вы не ходите в школу? Расположите картинки в правильной последовательности, объясните, как вы догадались где какое время? Оцените свою работу по этой теме под 1) Работа со словарём.- «Семь пятниц на неделе»? Это значит, что у человек нет твердого мнения о чем-то и он меняет свои мнения семь раз в неделю. | - Окружающего мира. - Вторник. - Дни недели. Дети строятся по порядку. Понедельник. Среда. Суббота, Воскресенье. Отвечают на вопросы | |
Самоопределение к деятельности. | Солнце печет, липа цветёт, день прибывает, когда это бывает? - Когда приходит лето? - Какие еще знаете времена года? | После весны. Зима, осень, весна. | |
Объявление темы урока | - О чём же пойдёт речь на уроке? - Итак, тема нашего урока «Когда приходит лето?» | | |
5. Определение целей урока | - Каковы цели урока? Рассмотрите цели на с. 10 учебника. - Правильно. Кроме этого, мы узнаем, что бывает в разное время года и как их друг от друга отличать. | Хорошо читающий ученик читает: «Узнаем, в какой последовательности сменяются времена года. Научимся соотносить времена года и месяцы». | |
6. «Открытие» новых знаний детьми. | 1) Продолжение знакомства с календарями. Слайды 1 - 7. -Для чего нужны человеку календари? 2)Отгадайте загадки: -Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зима) -Тает снежок, ожил лужок , день прибывает, когда это бывает? (Весна ) -Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает? (Лето) - Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осень) 3)Обобщение: - Сколько времён года? По каким признакам их узнаём? - Времена года идут друг за другом и образуют годовой круг. - Какое сейчас время года? Найдите на годовом круге в учебнике на с.10. 4) Проблемная ситуация:- Почему происходит смена времён года? Земля, сохраняя постоянный наклон оси, освещается Солнцем по-разному. Когда к Солнцу обращено северное полушарие, оно больше получает тепла и света – здесь лето. В Южном полушарии в это время - зима. | Чтобы определять день недели, чтобы отмечать там важные события и не забыть про них. Зима. - Осень. Отвечают на вопросы. | Слайды 1 - 7 |
7. Физминутка | Две сороки - белобоки Дружно делали уроки И читали, и писали И поэтому устали Встали по порядку, Сделали зарядку…. | Делают зарядку. | |
Применение новых знаний (коррекция знаний при необходимости). | - Вывод Мудрой Черепахи, с.11 учебника. Работа в тетради с. 9-10. №2- самостоятельная работа. Проверка. Оцените себя под 2) №3- работа в парах. Оцените себя под 3) №4- работа в парах. Оцените себя под 4) | Читает хорошо читающий ученик: «Зима, весна, лето, осень – четыре времени года. В году – 12 месяцев. Первый январь. Последний - декабрь. № 2 : Думают, в какое время года Муравьишка носит такую одежду. Рисуют свою одежду, подходящую ко времени года. № 3: Определяют, к какому времени года относятся месяцы. Придумывают значок. № 4: С помощью учебника нумеруют месяцы по порядку. | |
Первичное закрепление | В каком месяце у вас День рождения? Какое это время года? -В какое время года носят такую одежду? Слайды 8-11. Продолжи цепочки: – Времена года… -Весенние месяцы… -Зимние месяцы… -Летние месяцы… -Осенние месяцы… | | Слайды 8-11 |
10. Вывод – примерное решение учебной проблемы | -Что нового узнали на уроке? -Что вызвало затруднение? -Где в жизни применяем полученные знания? - Как сменяются времена года? - Назовите месяцы к каждому времени года. | Отвечают на вопросы. | |
11. Рефлексия | -Нарисуйте, какое у вас настроение в конце урока. - Достигли ли мы поставленных целей? - Что было для вас сегодня легко? -Оцените себя при помощи смайликов! - Какую цель поставили на следующий урок? | Отвечают на вопросы. | |
Тема | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Педагогическая цель | Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Планируемые результаты (предметные) | Ученик овладевает первоначальными знаниями о нормах русского языка и пишет слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок. |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения. |
Универсальные учебные действия ( метапредметные ) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства её осуществления. Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические- устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий. |
Дидактический материал | Знаки «Буквята» ( в бумажном варианте) – ж, ш, ч, щ, и, а, у; бейджики трёх цветов ( для каждой группы свой цвет) по количеству детей с названием «роли» в группе, карточки разноуровневых заданий по теме для 3-х групп, коробки-«подарки» для 3-х групп, ладошки двусторонние «верно (зелёный цвет) и неверно ( красный цвет)»; карточки для взаимооценивания при работе в группах, карточки самооценки «Лесенка успеха». |
Оборудование | Ноутбук, мультимедийный проектор, аудиоколонки, интерактивная доска, нетбуки, наушники. |
Этапы урока. Задачи. | Формы, методы, методические приёмы. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | Приёмы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1. Мотивирование к учебной деятельности. (Организацион- ный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя. | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, Собрались мы на урок, Чтоб работалось нам дружно , Помогать друг другу нужно. - Ребята, у нас сегодня гости. Постараемся работать дружно о хорошо? Порадуем гостей? - Давайте пожелаем друг другу успеха. | Приветствуют учителя.Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Приветствуют друг друга Разжимают пальцы из кулачка поочерёдно, в конце пожимают друг другу руку. Желаю ( большой) успеха (указательный) большого ( средний) во всём ( безымянный) и везде! ( мизинец) (Рукопожатие) | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | |
2. Чистописание | Индивидуальная. Наглядный. Словесный. Практический. Письмо. | - Открываем тетради, читаем хором число, пишем. - Кто прокомментирует написание буквы Ш заглавной? Буквы ш строчной? Запишите целую строкуШ ш поочерёдно. Следим за правильной посадкой. - Оцените свою деятельность на 1-ойступеньке лесенки успеха. | Комментируют написание буквы, выполняют письмо по образцу. Проводят самооценку своей деятельности самостоятельно при помощи «Лесенки успеха». | Вырабатывают каллиграфический почерк. | Правильное написание. Самоконтроль, самооценка. |
3. Актуализация опорных знаний и умений. | Индивидуальный. Деятельностный. Фронтальный. | Организация работы с интерактивной игрой-тренажёром «Одень Буквёнка». - К нам на урок в гости собираются Буквята. Только им трудно правильно выбрать себе наряд. - Поможем? - Итак, в гости к нам идут: Ж , Ш, Ч, Щ, И, А, У. - Оцените свою деятельность на 2-ойступеньке лесенки успеха. | Определяют и доказывают, какие звуки обозначаются предложенными буквами, используют знаковую подачу информации. Проверяют комментатора с помощью средства обратной связи «ладошки», корректируют. Проводят самооценку своей деятельности самостоятельно при помощи «Лесенки успеха». | Активность познавательной деятельности. Умение ориентироваться в системе знаний : переводить свой информационный опыт в знаковую систему при помощи учителя. Формирование умений слушать и понимать речь других. | Саморегуляция, Взаимоконтроль Самооценка. |
4.Открытие темы урока. Самоопределение к деятельности. | Фронтальная беседа. Словесно-наглядный. Индивидуальное практическое упражнение. | Организация беседы, чтобы дети самостоятельно определили тему урока и цели своей деятельности на нём. –Молодцы, ребята! -Вот и появились у нас в гостях Буквята. - Как можно назвать первую группу? ( Согласные, шипящие) - Как можно назвать вторую группу? ( гласные) - И они мне по секрету сообщили, что очень любят играть в парах, перебегая из одной группы в другую. - Как вы думаете, какие пары они могут образовать? Почему? - Как вы думаете, какая у нас тема сегодня на уроке? - А что мы будем делать на уроке? А зачем нам это нужно? - Оцените свою деятельность на 3-ейступеньке лесенки успеха. | Ученики распределяют звуко -буквенные значки в пары, доказывают своё мнение. Формулируют тему и цель урока при помощи заданий, предложенных учителем. Записывают слова; лыжи; чащу, щука Объясняют затруднение в написании и учатся подчёркивать орфограмму. Тема: орфограмма «Гласные после шипящих в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу». Цель: будем учиться писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок. Проводят самооценку своей деятельности самостоятельно при помощи «Лесенки успеха». | Умение ориентироваться в системе знаний : переводить свой информационный опыт из знаковой системы в словесную, выявлять причинно-следственные связи. Принятие учебной задачи. | Беседа по вопросам. Самооценка. |
5. Усвоение новых знаний и способов действий. а) Упр.11 стр.10 Шипящие согласные звуки. | Фронтальная. Индивидуальная. Практический. Чтение. Беседа. Письмо. ИКТ | Организует работу с упражнением по учебнику и интерактивной доске. - Оцените свою деятельность на 4-ойступеньке лесенки успеха. | Читают, объясняют смысл пословиц, выполняют письменные задания. Проводят самооценку своей деятельности самостоятельно при помощи «Лесенки успеха». | Анализируют смысл пословиц, высказывают мнение. Распознают буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. | Беседа по вопросам, письмо. Самооценка. |
6 Физминутка «Весёлая ёлочка». | ИКТ Коллективная практический | Организует выполнение танцевальной физминутки | Выполнение упражнений под музыку на снятие статического напряжения. | Осуществляют профилактику утомления. | Правильное выполнение движений. |
б ) Работа с электронным приложением к учебнику. Тренинг по правописанию буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | ИКТ Индивидуальный Практический | Организация работы в парах по теме урока. Тема № 22 ( В электронном приложении к учебнику) - Работаем с первым пенёчком-домиком гномов по очереди ( по 9 слов) - Работаем с Мышкой-лыжницей: 1-ый вариант 4 слова, 2-01 ваиант-3 слова) Контролирует выполнение. - Оцените свою деятельность на 5-ойступеньке лесенки успеха. | Читают слоги, слова. Подбирают и вставляют буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проводят самооценку своей деятельности самостоятельно при помощи «Лесенки успеха». | Чтение, понимание смысла слова, правописание изученной орфограммы в словах. Навыки общения, взаимопомощи, корректировки своей деятельности. | Упражнение, правило. Самооценка. |
6. Закрепление знаний и способов действия. а) Самостоятель-ная работа по разноуровневым заданиям. б) Сообщение о работе группы. | Групповой Словесный Практический Индивидуальный | Организует работу в группах. - Ребята, а какое сейчас время года? - А какая она зима? (Красивая, снежная, морозная, волшебная, чудесная) - Вот и к нам на урок прилетело чудо. Это коробочки-подарки для групповой работы. Наверное, Дед Мороз и Снегурочка уже поглядывают на вас издалека и думают, что вам подарить на Новый год. Всем, кто умеет дружить, помогать друг другу, они приготовят замечательные подарки. Покажем, что мы очень дружные и умелые? - Командиры групп подойдите и получите свои задания. | Читают, выполняют задание, договариваются о плане работы. Защищают работу своей группы. | Выбирают уровень сложности задания. Выполняют учебные действия по алгоритму. Думают, размышляют, высказывают своё мнение. Используют ранее приобретённые знания для решения учебной задачи. Объясняют правописание. | Взаимооценка. |
7. Рефлексия учебной деятельности ( итог) | Фронтальная беседа Словесный ИКТ | - Чему учились на уроке? Включает мини-презентацию ( тема, цель, домашнее задание) - Как вы оцените свою работу на уроке? - Какой вид работы вам понравился больше? - Что получилось хорошо? - Над чем надо поработать? | Отвечают на вопросы, используют свою «лесенку успеха». | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Беседа по вопросам. Саморегуляция. |
8. Домашнее задание. Правило стр. 11. Упр.14 стр.11 По желанию; нарисовать любого Буквёнка или всех, которые приходили к нам на урок. Можно выполнить задание в электронном виде и принести на своей флешке. Уметь объяснить, почему вы его так раскрасили. | Фронтальный Словесный Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания. | |