СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.М. Пришвин "Кладовая солнца" (на 4 урока). 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.М. Пришвин "Кладовая солнца" (на 4 урока). 6 класс»

ЦЕЛИ познакомить учащихся с историей создания произведения выявить жанровые особенности сказки-были формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками развивать устную речь учащихся

ЦЕЛИ

  • познакомить учащихся с историей создания произведения
  • выявить жанровые особенности сказки-были
  • формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками
  • развивать устную речь учащихся
1.Устный портрет М.М.Пришвина. 2. Выявление первоначального восприятия. Какие эпизоды сказки-были показались вам наиболее интересными? Какие эпизоды похожи на сказку? В каких эпизодах нашли отражение приметы времени?

1.Устный портрет М.М.Пришвина.

2. Выявление первоначального восприятия.

  • Какие эпизоды сказки-были показались вам наиболее интересными?
  • Какие эпизоды похожи на сказку?
  • В каких эпизодах нашли отражение приметы времени?
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Особенности жанра

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Особенности жанра

История создания Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовёт к правде и красоте. «Кладовая солнца» написана в 1945г на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы её на английский, немецкий, французский, чешский и другие иностранные языки.

История создания

Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовёт к правде и красоте.

«Кладовая солнца» написана в 1945г на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию.

В библиотеке Пришвина имеются переводы её на английский, немецкий, французский, чешский и другие иностранные языки.

История создания Автор даёт детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении – «Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной. Дмитрий Павлович Коршунов и его жена Анастасия Михайловна жили в деревне Хмельники и ещё детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат и сестра и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу. В сказке Митраша и Настя – брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.

История создания

Автор даёт детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении – «Корабельная чаща».

От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной.

Дмитрий Павлович Коршунов и его жена Анастасия Михайловна жили в деревне Хмельники и ещё детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото.

Митраша и Настя росли вместе как брат и сестра и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу.

В сказке Митраша и Настя – брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.

Особенности жанра Пришвин определил особенности жанра: сказка-быль, правдивая сказка – и этому по небольшому объёму произведению придавал большое значение, рассматривал его как образец новой сказки: «… я всю жизнь учился, очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось…» Пришвин понимает, что создал этот жанр, и хотел быть достойным звания его родоначальника. Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?

Особенности жанра

Пришвин определил особенности жанра: сказка-быль, правдивая сказка – и этому по небольшому объёму произведению придавал большое значение, рассматривал его как образец новой сказки: «… я всю жизнь учился, очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось…»

Пришвин понимает, что создал этот жанр, и хотел быть достойным звания его родоначальника.

Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?

Особенности жанра Анализ фрагменты сказки-были от начало до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свёклу мотыжить, или картошку сажать».

Особенности жанра

Анализ фрагменты сказки-были от начало до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свёклу мотыжить, или картошку сажать».

Поговорим о прочитанном… - Назовите героев повести. Митраша, Настя, Травка. Мать и отец детей, Антипыч. Живая природа - ёлочки, дикие животные (тетерев, лось, волк, вороны, лисички и т.д.). - На какие группы можно условно разделить героев произведения? «Природа» и «человек». Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.

Поговорим о прочитанном…

- Назовите героев повести.

Митраша, Настя, Травка.

Мать и отец детей, Антипыч.

Живая природа - ёлочки, дикие животные (тетерев, лось, волк, вороны, лисички и т.д.).

- На какие группы можно условно разделить героев произведения?

«Природа» и «человек». Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.

Поговорим о прочитанном… - Где и когда происходит действие сказки-были? Настя и Митраша жили в деревне возле Переяславля-Залесского. Действие происходит в 1943г. Дети осиротели. Война заставила их стать совсем взрослыми. - Сколько лет героям? Насте двенадцать, а Митраше десять. - Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к детям. - Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Поговорим о прочитанном…

- Где и когда происходит действие сказки-были?

Настя и Митраша жили в деревне возле Переяславля-Залесского. Действие происходит в 1943г. Дети осиротели. Война заставила их стать совсем взрослыми.

- Сколько лет героям?

Насте двенадцать, а Митраше десять.

- Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к детям.

- Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Поговорим о прочитанном… - Какой смысл вкладывает автор в слова золотая курочка, мужичок в мешочке? «Мужичком» мальчика назвали за упрямый характер. Кроме того, Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнём. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. «Золотой курочкой» Настю называли потому, что она было домовита, хлопотлива, обаятельна : «веснушки золотые», «волосы отливают золотом».

Поговорим о прочитанном…

- Какой смысл вкладывает автор в слова золотая курочка, мужичок в мешочке?

«Мужичком» мальчика назвали за упрямый характер. Кроме того, Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнём. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. «Золотой курочкой» Настю называли потому, что она было домовита, хлопотлива, обаятельна : «веснушки золотые», «волосы отливают золотом».

Выразительное чтение сказки-были от слов «Точно так же, как и покойная мать…» до слов «…и, наверное, что-то смекает».

Выразительное чтение сказки-были от слов «Точно так же, как и покойная мать…» до слов «…и, наверное, что-то смекает».

Поговорим о прочитанном… - Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане? После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили им на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьёзное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всём подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни.

Поговорим о прочитанном…

- Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?

После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили им на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьёзное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всём подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни.

Поговорим о прочитанном… - Какими деталями Пришвин подчёркивает силу характера детей, умение жить в тяжёлых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащие ответ на вопрос. «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста». - Как относились дети друг к другу? «И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».

Поговорим о прочитанном…

- Какими деталями Пришвин подчёркивает силу характера детей, умение жить в тяжёлых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащие ответ на вопрос.

«Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста».

- Как относились дети друг к другу?

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».

Выразительное чтение сказки-были от слов «Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно…» до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать» Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство. Прислушивается к её словам.

Выразительное чтение сказки-были от слов «Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно…» до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать»

Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство. Прислушивается к её словам.

Поговорим о прочитанном… - Как можно назвать эту часть произведения – сказкой или былью? Мы узнаём о событиях военного времени, видим жизнь деревни той поры. В рассказе о реальном автор подчёркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и несчастье. Быль и сказка не разделимы в каждой детали текста.

Поговорим о прочитанном…

- Как можно назвать эту часть произведения – сказкой или былью?

Мы узнаём о событиях военного времени, видим жизнь деревни той поры. В рассказе о реальном автор подчёркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и несчастье. Быль и сказка не разделимы в каждой детали текста.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.  2.Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».  3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.

2.Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».

3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

ЦЕЛИ выявить свойства характеров героев определить авторскую позицию, роль сказочных мотивов в произведении формировать навыки составления художественного пересказа, выразительного чтения по ролям, анализа эпического произведения в единстве формы и содержания формировать умения соотносить текст художественного произведения и иллюстративный материал

ЦЕЛИ

  • выявить свойства характеров героев
  • определить авторскую позицию, роль сказочных мотивов в произведении
  • формировать навыки составления художественного пересказа, выразительного чтения по ролям, анализа эпического произведения в единстве формы и содержания
  • формировать умения соотносить текст художественного произведения и иллюстративный материал
Настя и Митраша

Настя и Митраша

В какой момент сказочные мотивы начинают звучать более отчетливо в рассказе о Насте и Митраше? Чтение по ролям от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах...» до слов «И терпеливо повторил ей уже ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растет сладкая клюква». Сказочный мотив звучит в рассказе Митраши о «чудесной палестинке», которую никогда никто не видел . Это место необыкновенно богато сладкой ягодой клюквой, но найти его трудно. На пути к палестинке погибло много людей.

В какой момент сказочные мотивы начинают звучать более отчетливо в рассказе о Насте и Митраше?

Чтение по ролям от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах...» до слов «И терпеливо повторил ей уже ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растет сладкая клюква».

Сказочный мотив звучит в рассказе Митраши о «чудесной палестинке», которую никогда никто не видел . Это место необыкновенно богато сладкой ягодой клюквой, но найти его трудно. На пути к палестинке погибло много людей.

Обращение к иллюстрациям эпизода «Ель и сосна». Объяснение значения подписей под рисунками На какую деталь обращает наше внимание автор в эпизоде «Ель и сосна»? «Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга». Почему стон и вой несчастных деревьев не дают покоя обитателям леса (лисичке, одичавшей собаке на болоте)? Стонать и выть могут лишь живые существа, когда им больно и страшно. Эту боль чувствуют даже на расстоянии все обитатели леса и поэтому на нее откликаются: лисичка лишь поднимает мордочку, а собака воет от тоски. Она тоже испытывает душевную боль от разлуки со своим любимым хозяином. Стоны сосны и ели вызывают у нее чувство сострадания.

Обращение к иллюстрациям эпизода «Ель и сосна». Объяснение значения подписей под рисунками

  • На какую деталь обращает наше внимание автор в эпизоде «Ель и сосна»?

«Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга».

  • Почему стон и вой несчастных деревьев не дают покоя обитателям леса (лисичке, одичавшей собаке на болоте)?

Стонать и выть могут лишь живые существа, когда им больно и страшно. Эту боль чувствуют даже на расстоянии все обитатели леса и поэтому на нее откликаются: лисичка лишь поднимает мордочку, а собака воет от тоски. Она тоже испытывает душевную боль от разлуки со своим любимым хозяином. Стоны сосны и ели вызывают у нее чувство сострадания.

Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши на болоте начинается с описания жизни несчастных деревьев? Деревья эгоистично и жестоко борются за жизнь. Эгоизм делает жизнь невыносимой. Деревья будто предупреждают путешественников том, что нельзя следовать такому примеру. Природа в сказках всегда помогает человеку. Что такое эгоизм? Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других , общественным интересам, пренебрежение ими.
  • Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши на болоте начинается с описания жизни несчастных деревьев?

Деревья эгоистично и жестоко борются за жизнь. Эгоизм делает жизнь невыносимой. Деревья будто предупреждают путешественников том, что нельзя следовать такому примеру. Природа в сказках всегда помогает человеку.

  • Что такое эгоизм?

Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других , общественным интересам, пренебрежение ими.

Работа с текстом  Прочитать отрывок от слов «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время...» до слов «Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала». 1 группа. Выписать из текста слова, передающие красоту окружающей природы. Какова природа в сказке-были?  2 группа. Назвать сказочные образы в указанном отрывке, объяснить их значение. Найти в тексте ответ на вопрос: «Как природа пытается предотвратить несчастье?»

Работа с текстом

Прочитать отрывок от слов «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время...» до слов «Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

  • 1 группа. Выписать из текста слова, передающие красоту окружающей природы. Какова природа в сказке-были?
  • 2 группа. Назвать сказочные образы в указанном отрывке, объяснить их значение. Найти в тексте ответ на вопрос: «Как природа пытается предотвратить несчастье?»
 Природа у Пришвина — великий храм, в который нужно входить с чистым сердцем и открытой душой. Это сказочный мир, живущий по своим таинственным законам. Каждое существо в этом мире одухотворено. И название у этого места сказочное — «Звонкая борина».  Дети, как сказочные герои, оказываются перед Лежачим камнем. В сказках такой камень лежит на перепутье двух дорог. У Лежачего камня Настя и Митраша должны были выбрать свой путь. Природа, предугадывает намерения героев, пытается предотвратить беду: «Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».  Однако дети не внимают предупреждениям.

Природа у Пришвина — великий храм, в который нужно входить с чистым сердцем и открытой душой. Это сказочный мир, живущий по своим таинственным законам. Каждое существо в этом мире одухотворено. И название у этого места сказочное — «Звонкая борина».

Дети, как сказочные герои, оказываются перед Лежачим камнем. В сказках такой камень лежит на перепутье двух дорог. У Лежачего камня Настя и Митраша должны были выбрать свой путь. Природа, предугадывает намерения героев, пытается предотвратить беду: «Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

Однако дети не внимают предупреждениям.

Художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца...» до слов «...на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали». На чьей стороне симпатии автора? Автору нравится намерение Митраши не выбирать проторенные дорожки, а идти своим путем. Какие свойства характера М.М. Пришвина присущи Митраше? Сам Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем. Он хорошо понимал, что путь исследователя не может быть легким. Чтобы пройти его, необходимо учитывать и опыт, накопленный людьми. Митраша, вспомнив указания отца, пошел по тонкой тропинке. Но ему не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.
  • Художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца...» до слов «...на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
  • На чьей стороне симпатии автора?

Автору нравится намерение Митраши не выбирать проторенные дорожки, а идти своим путем.

  • Какие свойства характера М.М. Пришвина присущи Митраше?

Сам Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем. Он хорошо понимал, что путь исследователя не может быть легким. Чтобы пройти его, необходимо учитывать и опыт, накопленный людьми. Митраша, вспомнив указания отца, пошел по тонкой тропинке. Но ему не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.

Выразительное чтение эпизода, к которому дана иллюстрация, от слов «Митраша по елани шел вначале лучше, чем даже раньше по болоту» до слов «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли и слезы». В каких словах сочувствие автора к своему герою звучит наиболее отчётливо?  «И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка. Они соскочили с верхних пальчиков елок на землю и с разных сторон начали прыжками свое сорочье наступление.  Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы».
  • Выразительное чтение эпизода, к которому дана иллюстрация, от слов «Митраша по елани шел вначале лучше, чем даже раньше по болоту» до слов «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли и слезы».
  • В каких словах сочувствие автора к своему герою звучит наиболее отчётливо?

«И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка. Они соскочили с верхних пальчиков елок на землю и с разных сторон начали прыжками свое сорочье наступление.

Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы».

Какова роль сказочных мотивов в повествовании о путешествии на болото Насти и Митраши? На чьей стороне симпатии автора?  Как и в русских народных сказках, природа в сказке-были М.М.Пришвина является полноправным героем. Она откликается на происходящее и пытается предупредить об опасности.  Горячий защитник природы, М.М. Пришвин подчеркивает в таких эпизодах нерасторжимое ее единство с человеком, существующее в действительности. Он приветствует порыв человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями, осуждает эгоистические проявления.
  • Какова роль сказочных мотивов в повествовании о путешествии на болото Насти и Митраши? На чьей стороне симпатии автора?

Как и в русских народных сказках, природа в сказке-были М.М.Пришвина является полноправным героем. Она откликается на происходящее и пытается предупредить об опасности.

Горячий защитник природы, М.М. Пришвин подчеркивает в таких эпизодах нерасторжимое ее единство с человеком, существующее в действительности. Он приветствует порыв человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями, осуждает эгоистические проявления.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Подготовить художественный рассказ о Блудовом болоте и Слепой елани. 2.Подготовить выразительное чтение эпизодов. от слов «Посмотреть на него с одной стороны...» до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь». от слов «Эх вы! - бывало, говорил нам Антипыч, когда мы провалимся в болото» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду». от слов «Нам теперь остаётся уже немного досказать о всех событиях...» до слов «После того вскоре и Травка принесла русака своему новому молодому Антипычу». 3. Подготовить художественный пересказ эпизода от слов «Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки» до слов «А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Подготовить художественный рассказ о Блудовом болоте и Слепой елани.

2.Подготовить выразительное чтение эпизодов.

  • от слов «Посмотреть на него с одной стороны...» до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь».
  • от слов «Эх вы! - бывало, говорил нам Антипыч, когда мы провалимся в болото» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду».
  • от слов «Нам теперь остаётся уже немного досказать о всех событиях...» до слов «После того вскоре и Травка принесла русака своему новому молодому Антипычу».

3. Подготовить художественный пересказ эпизода от слов «Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки» до слов «А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь».

ЦЕЛИ выявить смысл названия сказки-были и основной идеи произведения развивать устную речь учащихся, навыки выразительного чтения, составления художественного пересказа, навыки работы с иллюстрациями формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления идеи произведения

ЦЕЛИ

  • выявить смысл названия сказки-были и основной идеи произведения
  • развивать устную речь учащихся, навыки выразительного чтения, составления художественного пересказа, навыки работы с иллюстрациями
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления идеи произведения
Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»

Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»

Обращение к домашнему заданию. Художественный рассказ о отрывков о Блудовом болоте и Слепой елани. Беседа по вопросам. Какой вы себе представляете Слепую елань? Автор называет это место «кладовой солнца». Какой смысл вкладывает он в эти слова?  Естествоиспытатель и агроном, автор выступает как просветитель, рассказывая о несметных запасах полезных ископаемых. Целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. Это щедрые места, которые могут принести человеку благополучие и процветание, как солнце приносит свет, тепло, радость.
  • Обращение к домашнему заданию. Художественный рассказ о отрывков о Блудовом болоте и Слепой елани.
  • Беседа по вопросам.
  • Какой вы себе представляете Слепую елань?
  • Автор называет это место «кладовой солнца». Какой смысл вкладывает он в эти слова?

Естествоиспытатель и агроном, автор выступает как просветитель, рассказывая о несметных запасах полезных ископаемых. Целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. Это щедрые места, которые могут принести человеку благополучие и процветание, как солнце приносит свет, тепло, радость.

Как, по мнению автора, человек должен вести себя, чтобы кладовые природы распахнулись перед ним?  Человек должен не терять разум, не быть жадным, сохранять лучшие человеческие качества. Понимает ли это Настя? Почему она бросила брата, хотя хорошо знала, что хлеб, бутылка молока, картошка остались у нее в корзинке и брат может заблудиться, остаться голодным в лесу? Почему она не вспомнила о нем, когда попала на ягодное место? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.  «Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».
  • Как, по мнению автора, человек должен вести себя, чтобы кладовые природы распахнулись перед ним?

Человек должен не терять разум, не быть жадным, сохранять лучшие человеческие качества.

  • Понимает ли это Настя? Почему она бросила брата, хотя хорошо знала, что хлеб, бутылка молока, картошка остались у нее в корзинке и брат может заблудиться, остаться голодным в лесу?
  • Почему она не вспомнила о нем, когда попала на ягодное место?
  • Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

«Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».

Выразительное чтение эпизода от слов «Посмотреть на него с одной стороны...» до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь». Почему лось не боится человека?  Человек перестал быть похожим на себя, у него все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно.
  • Выразительное чтение эпизода от слов «Посмотреть на него с одной стороны...» до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь».
  • Почему лось не боится человека?

Человек перестал быть похожим на себя, у него все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно.

Выразительное чтение эпизода, нашедшего отражение на иллюстрации, от слов «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца» до слов «И, рыдая, упала возле корзины, наполненной клюквой». С кем сравнивает автор Настю?  Девочка ползает по земле, как будто боясь, что клюква достанется кому-то еще. Змея вползла на пень. Она «стережет тепло». Очевидно сравнение со змеей. Кто помог девочке избавиться от наваждения и вспомнить о братце?  Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была похожа на нее, злобную, шипящую. Испугавшись змеи, Настя испугалась самой себя. Какие герои противопоставлены друг другу в этом эпизоде? В чём смысл такого противопоставления?  Жизнь для других, умение довольствоваться малым противопоставлены эгоизму, жадности.  Пень и лось пытаются помочь Насте вернуться к себе прежней, заботливой и доброй; напомнить девочке, кто она и какой должна быть. Сама природа призывает ее вспомнить о своем высоком человеческом предназначении. Кто из героев сказки-были умел жить в согласии с природой?
  • Выразительное чтение эпизода, нашедшего отражение на иллюстрации, от слов «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца» до слов «И, рыдая, упала возле корзины, наполненной клюквой».
  • С кем сравнивает автор Настю?

Девочка ползает по земле, как будто боясь, что клюква достанется кому-то еще. Змея вползла на пень. Она «стережет тепло». Очевидно сравнение со змеей.

  • Кто помог девочке избавиться от наваждения и вспомнить о братце?

Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была похожа на нее, злобную, шипящую. Испугавшись змеи, Настя испугалась самой себя.

  • Какие герои противопоставлены друг другу в этом эпизоде? В чём смысл такого противопоставления?

Жизнь для других, умение довольствоваться малым противопоставлены эгоизму, жадности.

Пень и лось пытаются помочь Насте вернуться к себе прежней, заботливой и доброй; напомнить девочке, кто она и какой должна быть. Сама природа призывает ее вспомнить о своем высоком человеческом предназначении.

  • Кто из героев сказки-были умел жить в согласии с природой?
Художественный пересказ эпизода от слов «Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки» до слов «А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь». Почему люди часто обращались за советом именно к Антипычу?  Антипыч много повидал на своем веку, многое знает и понимает. Какие особенности речи героя позволяют судить о его мудрости? Найдите в тексте цитаты, позволяющие ответить на вопрос.  Антипыч говорит пословицами и поговорками, загадками, в которых сосредоточена вековая народная мудрость. Выразительное чтение отрывка от слов «Эх вы! — бывало, говорил нам Антипыч, когда мы провалимся в болото» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду».

Художественный пересказ эпизода от слов «Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки» до слов «А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь».

  • Почему люди часто обращались за советом именно к Антипычу?

Антипыч много повидал на своем веку, многое знает и понимает.

  • Какие особенности речи героя позволяют судить о его мудрости? Найдите в тексте цитаты, позволяющие ответить на вопрос.

Антипыч говорит пословицами и поговорками, загадками, в которых сосредоточена вековая народная мудрость.

  • Выразительное чтение отрывка от слов «Эх вы! — бывало, говорил нам Антипыч, когда мы провалимся в болото» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду».
Какую правду обещал «перешептать» перед смертью собаке Антипыч?  Правда Антипыча — любовь к другим, доброта, душевная щедрость. Сумела ли воспринять эту правду Травка? Как вы понимаете слова «Для Травки вообще все люди делились на Антипыча и на его врага»?  Травка связывает с образом Антипыча всех добрых людей, живущих на земле. Она умеет распознавать доброту и человечность. Как Травка распознала в Митраше именно такого, доброго, человека? Почему она решила, что человек, увязший в болоте, ее Антипыч?  Она заметила огонек в глазах, услышала знакомые интонации.
  • Какую правду обещал «перешептать» перед смертью собаке Антипыч?

Правда Антипыча — любовь к другим, доброта, душевная щедрость.

  • Сумела ли воспринять эту правду Травка? Как вы понимаете слова «Для Травки вообще все люди делились на Антипыча и на его врага»?

Травка связывает с образом Антипыча всех добрых людей, живущих на земле. Она умеет распознавать доброту и человечность.

  • Как Травка распознала в Митраше именно такого, доброго, человека?
  • Почему она решила, что человек, увязший в болоте, ее Антипыч?

Она заметила огонек в глазах, услышала знакомые интонации.

Почему она сразу не бросилась к любимому хозяину?  Она услышала неискренность в словах человека, но все-таки поползла, поскольку наконец обрела маленькую надежду на встречу с Антипычем.  Почему Митраша хитрил? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.  «И маленький человек остановил в себе большое сердце». Он хорошо понимал, что собака, обезумев от радости, могла бы со всех ног броситься к хозяину и тем самым погубить его и себя. Митраше нужно было, чтобы Травка его немного боялась. Поэтому он хитрит. Как Травка наконец признала в Митраше Антипыча?  Она почувствовала силу характера Митраши, услышала властные интонации в его голосе. Таким в ее памяти остался Антипыч: добрым, сильным, великодушным.
  • Почему она сразу не бросилась к любимому хозяину?

Она услышала неискренность в словах человека, но все-таки поползла, поскольку наконец обрела маленькую надежду на встречу с Антипычем.

  • Почему Митраша хитрил? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

«И маленький человек остановил в себе большое сердце». Он хорошо понимал, что собака, обезумев от радости, могла бы со всех ног броситься к хозяину и тем самым погубить его и себя. Митраше нужно было, чтобы Травка его немного боялась. Поэтому он хитрит.

  • Как Травка наконец признала в Митраше Антипыча?

Она почувствовала силу характера Митраши, услышала властные интонации в его голосе. Таким в ее памяти остался Антипыч: добрым, сильным, великодушным.

Найдите в тексте эпизод, соответствующий иллюстрации. Выразительное чтение эпизода от слов «Нам теперь остается уже немного досказать о всех событиях...» до слов «После того вскоре и Травка принесла русака своему новому молодому Антипычу». Какие свойства характера Митраши проявляются в эпизоде с волком? Какие сокровища открыли ребята на болоте? Что поняли Настя и Митраша? Найдите в тексте ответ на вопрос.  «Был мужичок, — отвечали другие, — да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой».   «...Когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность».
  • Найдите в тексте эпизод, соответствующий иллюстрации.
  • Выразительное чтение эпизода от слов «Нам теперь остается уже немного досказать о всех событиях...» до слов «После того вскоре и Травка принесла русака своему новому молодому Антипычу».
  • Какие свойства характера Митраши проявляются в эпизоде с волком?
  • Какие сокровища открыли ребята на болоте? Что поняли Настя и Митраша? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Был мужичок, — отвечали другие, — да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой».

«...Когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность».

 Побывав на болоте, ребята приобщились к правде Антипыча, «правде вековечной суровой борьбы людей за любовь», правде преодоления в себе всего того, что мешает любви проявить себя в полную силу.

Побывав на болоте, ребята приобщились к правде Антипыча, «правде вековечной суровой борьбы людей за любовь», правде преодоления в себе всего того, что мешает любви проявить себя в полную силу.

«Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы ее поняли? Обоснуйте свой ответ.  Соль земли — это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые люди. Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди. Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают... что в них будто бы черти живут; все это вздор, и никаких нет в болоте чертей»?
  • «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы ее поняли? Обоснуйте свой ответ.

Соль земли — это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые люди. Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди.

  • Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают... что в них будто бы черти живут; все это вздор, и никаких нет в болоте чертей»?
ИТОГ  Самое трудное, победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

ИТОГ

Самое трудное, победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить цитатный план сказки-были.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить цитатный план сказки-были.

«Кладовые нашей души» I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”. II. Кладовые души – истинное богатство человека.  1.Природные запасы – кладовая солнца.  2.Сокровища человеческой души:  а) трудолюбие;  б) доброта и щедрость;  в) преданность и дружба;  г) знание природы и любовь к ней. III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.

«Кладовые нашей души»

I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.

II. Кладовые души – истинное богатство человека.

1.Природные запасы – кладовая солнца.

2.Сокровища человеческой души:

а) трудолюбие;

б) доброта и щедрость;

в) преданность и дружба;

г) знание природы и любовь к ней.

III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.

Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”. II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.  1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.  2.Ссора детей у Лежачего камня.  3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.  4.Трудные испытания Золотой Курочки.  5. Великая сила любви. III. Отношение автора к “умным детишкам”.

Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки

I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.

II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2.Ссора детей у Лежачего камня.

3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.

4.Трудные испытания Золотой Курочки.

5. Великая сила любви.

III. Отношение автора к “умным детишкам”.

Сказки природы I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе). II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.  1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.  2. Большой черный пень – чудо-домик.  3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия. III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.

Сказки природы

I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).

II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2. Большой черный пень – чудо-домик.

3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.

III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.

Варианты вступления  1. Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.  2. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.  3. М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.

Варианты вступления

1. Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.

2. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.

3. М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.

Чему научил меня автор своим произведением? Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила. Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе. Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти. Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе. М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.

Чему научил меня автор своим произведением?

  • Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.
  • Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.
  • Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.
  • Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.
  • М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!