СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.м.пришвин "выскочка" конспект урока 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с биографией Пришвина;способствовать развитию устной речи;умению читать бегло,осознанно,без искажений;

Просмотр содержимого документа
«М.м.пришвин "выскочка" конспект урока 4 класс»



Технологическая карта урока.

Предметная область: Литературное чтение ( автор: Л.Ф.Климанова)

Класс: 4

УМК: Школа России.

Учитель: Бобовникова Н.Ю., МБОУ СОШ №24г. Ковров

Тема урока: М.М.Пришвин «Выскочка»

Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

- воспитание лучших качеств личности: доброты, чуткости, сопереживания;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- формирование умения работать в паре и группе;

- развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;

- формирование грамотного, квалифицированного, интеллектуального читателя на основе учебной стратегии «Пирамида критика» в технологии РКМЧП.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-познакомить учащихся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка»;

- развитие умения ориентироваться в тексте;

- развитие умения анализировать текст, поступки героев.

Ключевые вопросы для детей: ( Кого называют выскочкой? Почему сороке не удалось обхитрить Вьюшку? Какая главная мысль рассказа? Какими мыслями и чувствами хотел автор поделиться с читателями?)

Подготовленная ИОС:

ПК учителя, мультимедийное оборудование ,учебник литературное чтение, информационные листы по теме урока, инструкционные карты, расходный материал, наглядность по теме урока.







Этапы урока

Ход урока.

Оформление.

Вызов.

Организационно-мотивационный.







Выход на тему в сотворчестве.























Постановка учебных задач в сотворчестве.

Приветствие гостей.

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!


С этой мажорной нотки и начнем наш урок. И продолжим знакомства с произведениями, которые входят в раздел «Природа и мы».


Посмотрите внимательно на портрет писателя.

Какие ассоциации у вас возникают с именем М.М Пришвина?

Спасибо!


Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.


Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.


Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.


Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими?

(Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.)

Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка».

на доске тема М.М.Пришвин «Выскочка»


Попробуйте сформулировать цель нашего урока, а я вам покажу небольшую подсказку.

- Именно такой читатель может создать (пирамиду критика).

Цель урока: создание пирамиды критика по рассказу М.М.Пришвина «Выскочка».


-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью.

-Чему мы будем учиться?

  • Выразительно читать.

  • Делить текст на части.

  • Анализировать литературное произведение.

  • Давать характеристику героям.

  • Составлять план.

  • Слушать и уважать мнение своих товарищей.

  • Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.

  • Работать в паре или группе

  • Ориентироваться в тексте

  • Давать оценку своей работе.


- Обоснуйте свой выбор.







Слайд 1








Слайд 2











Слайд 2-2












Слайд 3.






Слайд 3-3




Слайд 4





Слайд 5








Осмысление.





























- работа в парах

- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.


- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.

(Из «Толкового словаря» Ожегова).


-Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? (предполагает тот, кто не читал рассказ)


-Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

-А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (собака)


Трещала с самого утра:

«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…. (сорока)


-Перед чтением проведём словарно-лексическую работу.

Командиры групп выдают листы для работы в парах. Кто закончит, покажите сигналом. Работу заканчивают все по моему сигналу. Правило «Стоп»

Соедините слова и выражения с их значением:


  • Выводок


  • Сородичи


  • Улучила


  • Поскакала дуром


  • С заскоком и с пыльцой в голове


- нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова )

– родственники.


– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.


– не умная, глуповатая

- не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

Подберите синонимы к словам:

срам - разноцветный.

бдительность - стыд, позор

радужный – зоркость, настороженность


Проверка с доской.




Слайд 6






Слайд 6-6











Слайд 7.









































Слайд 8

(выключить)

Методический приём «Чтение с остановками».

Чтение в группах по цепочке.

Открываем учебники с92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. ( с карандашом в руке)

Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки.

- Кто является героем рассказа?

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

- Как могут дальше развиваться события?


Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как про таких говорят?

-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?


Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

- Поднимите руки, чьи предположения оправдались?

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?


Физкультминутка для глаз, стоя




Анализ рассказа.

(ответы на вопросы с обращением к тексту)


Обратимся к тексту.

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)


-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)


- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)


- Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость)

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.


- Прочитайте описание сороки после этого случая.


- Как автор относится к Выскочке?


- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?( стыда)



Стратегия «Пирамида критика»

Планирование деятельности.


























Самостоятельная работа учащихся.


Презентация «пирамид»

- Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою пирамиду критика.

- Вспомним правила работы в группе.

  • Активность всех членов группы

  • Выслушивание точки зрения каждого

  • Взаимоуважение и вежливость

  • Правило «Стоп».


- Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта.

Инструкционная карта.

1. Распределите обязанности в группе:

  • -чтец вопросов

  • -регистраторы ( кто записывает ответы в пирамиду)

  • - художник-оформитель

  • - докладчик - выступающий


2.Составьте пирамиду по плану.

  1. О чём рассказ? (Одно слово.)

  2. Особенности (Два слова.)

  3. Место и время действия. (Три слова.)

  4. Главные события в рассказе. (Четыре слова.)

  5. Главные герои, какие они? (Пять слов.)

  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.)

  7. О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.)

  8. Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)

Дети, распределяют обязанности, выполняют анализ произведения, составляют «пирамиду критика», учитель выступает в качестве консультанта – фасилитатора.



Дети презентуют свои пирамиды.












































Рефлексия.


-Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».


Интересно ___ зелёный кружок

Не очень интересно - жёлтый

скучно__ красный


легко __ зелёный кружок

Не очень трудно __ жёлтый кружок

трудно ___ красный кружок



- «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?(быть всегда вместе, держаться друг за друга. Главная мысль «Один якал, якал, да заплакал»


-В завершении урока прошу заполнить листы самооценки.


- Командиры выдают листы самооценки.

Листы самооценки

Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства ________________________________

Рассказ помог понять __________________________________________________

На уроке мне понравилось______________________________________________



- 2-3 человека зачитывают листы самооценки.

- Давайте вернёмся к цели урока.

- Какие задачи мы решали, двигаясь к цели.

Пирамида критика, одна из форм написания отзыва о рассказе, книге.


























Включить компьютер


Слайд- 9-10

Домашнее задание.

Предлагаю выбрать домашнее задание:

-подготовить подробный пересказ рассказа от лица автора;

-составить свою пирамиду критика в рабочей тетради;

Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.

-попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как М.М.Пришвин.


Всем большое спасибо. Вы меня сегодня очень порадовали своей работой.


Урок закончен. Попрошу всех встать и попрощаться с нашими гостями.


Слайд 11




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!