Просмотр содержимого документа
«М. Пришвин. "Кладовая солнца". Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были.»
Конспект урока.
Дерунец Ирина Тимофеевна,
Учитель русского языка и литература,
МБОУ «Новофедоровская школа-лицей»,
Сакский район, Республика Крым
Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца».
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были.
Цели:
- ознакомить учащихся с героями произведения, их жизнью;
- показать стремление писателя познать природу;
- открыть прекрасные стороны души человека;
- воспитывать у учащегося любовь к природе, окружающему миру;
- развивать правильную литературную речь, логическое мышление.
Ход урока.
Эпиграф к уроку:
Я нашел для себя любимое дело:
искать и открывать в природе
прекрасные стороны души человека.
М. Пришвин
Постановка целей и задач урока.
Работа над темой урока.
Слово учителя с элементами беседы:
- Знаете ли вы имя М. Пришвина? Какие произведения читали? О чем они?
- Понравилась ли вам сказка-быль «Кладовая солнца»?
- В чем ее необычность?
- Почему «Кладовая солнца» назвали сказкой-былью?
- Назовите ее главных героев.
Герои
люди природа
Настя Митраша ель, сосна, волк,
лось, тетерев
- Как называются произведения, в которых среди действующих лиц встречаются животные и растения? (Сказки).
- Почему произведения Пришвина мы называем былью? (Для сказок характерны необыкновенные поступки, а Пришвин описывает обычную повседневную жизнь людей).
Быль Сказка
- рассказ о жизни детей «Думающая, говорящая»
- поход за клюквой природа: ель, сосна, волк, лось, тетерев.
Элементы сказочного и реального тесно переплетаются.
Сказочное сочетание имен: «Золотая курочка», корова Зорька, телушка Дочка.
Диалоги птиц – сказка, но даны они через восприятие Митраши (реальный мир).
- Найти в тексте эпизоды, где сливается сказка с былью.
- Что значит сказка для М. Пришвина?
- История создания «Кладовой солнца».
Работа с текстом.
Что вы узнали о жизни Митраши и Насти? Какие чувства вы испытываете к детям?
Найдите и прочитайте описание Митраши и Насти. Удалось ли автору через описание детей передать свое отношение к ним? В чем это проявилось наиболее ярко?
Расскажите, как дети собирались в лес? Что нового мы узнаем о них из сцены сборов?
Выразительно прочитать историю двух семечек, которые принес ветер на Блудово болото. Зачем автор перед началом похода детей в лес рассказывает историю о сосне и ели?
Чтение отрывка «Встреча рассвета».
Выборочный пересказ.
История жизни Антипыча.
История травки.
Итог урока.
Домашнее задание.