Цель урока:
познакомиться с жизнью и
творчеством писателя, выявить особенности его
рассказов; с о в е р ше н ст в о ва ть умения
анализировать лит.
произведения
Знакомство с биографией писателя.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного юмориста и сатирика Михаила Михайловича Зощенко. А поможет нам в этом наш учебник.
Прочитайте статью о писателе (стр.211-213)
Первый абзац
- Как вы понимаете слова « отстаивали право на издание…» ?
- автор был очень популярен, и каждое
издательство стремилось получить это право, чтобы первыми напечатать его книги
- А что значит «осаждали в гостинице» ?
- ждали у входа, чтобы взять автограф, как
сейчас гоняются за современными певцами или группами
- О чём это свидетельствовало?
- был очень известным и популярным
Второй абзац
- Были ли предпосылки в семье мальчика, чтобы стать писателем?
- Да, папа был художником, а мама сама издавала рассказы в журнале. А ведь так и бывает: если в семье родители творческие люди, то это передаётся и детям.
Третий-шестой абзацы
- Как повлиял выбор многочисленных профессий на будущего писателя? Зачем это ему было нужно? Ответьте на этот вопрос цитатами из статьи.
Читаем до конца
- К ак сам а в т о р х а р а ктери зуе т свои р а с с к аз ы , в чём их особенность?
- Какой эффект производили рассказы на читателей?
- Они шли к нему как к доктору за рецептами
Прочитайте рассказ «Беда»
Беда
Решим проблему:
К акой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа?
Анализ рассказа
- Какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа? Что же на самом деле произошло с мужиком?
- Действительно ли для мужика это была беда, трагедия? Подтвердите текстом.
- Эту м ы с л ь п о д тве р жд а ет о тр ы в о к о т ч а я н и я , высказанных чувств, монолог.
- Какой приём помогает понять состояние мужика?
- Зачем они понадобились автору в таком количестве?
- Мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не может объяснить себе и другим
Анализ рассказа
- Почему же ему так обидно и досадно? Вспомните, чего стоило ему
купить лошадь? Какие слова он постоянно повторяет, дабы
подчеркнуть всю сложность этого предприятия?
- Как понимать буквально эти слова?
- не ел, не пил- копил, во всём себе отказывал
- Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?
- А почему не себя?!
- В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира. Как
вы думаете, чего в этом рассказе больше?
- Иронии, но ГОРЬКОЙ. Поясните!
- это вроде бы и смешно, но одновременно и жалко мужика
- А присутствует ли здесь сатира? В чём её предназначение, что она
обличает?
- Привычка: всё новое- отпраздновать Да, эта привычка ,или лучше сказать «Традиция», жива и сейчас, к сожалению. И, порою, желание «порадоваться» приобретению оборачивается мягко говоря разочарованием.
ВЫВ О ДЫ
- Мастерство писателя проявляется в том, что он в обыденном, казалось бы, случае
увидел приметы всего общества.
Главная мысль - ?
Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и
высмеивает М. Зощенко в людях.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос 2 на с.216